Напоминание

"Русская матрешка"


Автор: Ионова Елена Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 34 "Русская сказка"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: проект
Тема: "Русская матрешка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 34 «Русская сказка»

ПРОЕКТ:

«РУССКАЯ МАТРЕШКА»

Составитель:

Ионова Елена Владимировна

старший воспитатель

г. Ангарск 2014

Содержание:

2022-2023

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Тип:

Информационно – творческий,

Место проведения:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 34 «Русская сказка»

По количеству участников:

групповой (2 младшая группа)

Проблема:

« Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим»

Выбранная тема интересна тем, что кукла, матрешка - самая древняя и

популярная игрушка во всех странах мира. Первые куклы были связаны с

обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Куклы

была не просто игрушками. Через них предавалась система ценностей народной

культуры. Назначение куклы было разнообразно: ритуальное, магическое,

исцеляющее и развлекательное. Главная ценность традиционной народной куклы

состоит в том, что она сохраняет в своём облике самобытность своего народа. На

Руси существовало поверье: "Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее

она будет". Проблема состоит в том, что в последнее время современные

родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них

уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а

возможно и не знают, как это сделать. И мы решили с помощью осуществления

данного проекта, вызвать познавательный интерес через национальную игрушку

- русскую матрёшку.

Проблемные вопросы, на решение которых направлен проект:

Почему русская матрешка является символом России?

Почему деревянную куклу - игрушку назвали матрешкой?

Благодаря чему матрешка остается любимой и популярной во всем мире?

Как появилась матрешка?

У детей обогатится кругозор и они узнают об игрушке как образе материнства и

семьи.

Актуальность проекта:

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда

появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая

она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра:

какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению

возникновения матрешки.

Цель проекта:

Воспитание интереса детей к истории России, народному творчеству на примере

русской национальной игрушки.

Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал

младших дошкольников, ориентированных на диалогические взаимодействие

детей, родителей и педагогов, способствующих пониманию и саморазвитию

всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к

традиционной культуре родного края.

Механизм реализации проекта:

Создание мини-музея «Русская Матрёшка» .

Этапы реализации проекта:

Этап I Подготовительный.

- выбор темы проекта и формы для его защиты.

-подбор методического материала, литературы по данной теме.

-подбор дидактических игр, иллюстраций, приобретение материалов для

изодеятельности;

Этап II Исследовательский:

-к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

-в каких источниках можно найти информацию;

-какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

-с какими предметами научиться работать для достижения цели;

-

ознакомление с историей матрешки;

-изучение художественных элементов;

-составление орнаментов;

Этап III Творческий

-работы детей (лепка матрёшек из соленого теста и роспись)

- совместная художественная деятельность родителей и детей

-обобщение результатов работы;

- сбор – коллекции игрушек – матрешек; создание Мини - музея.

- развлечение на тему « В гости к нам идет Матрешка»

Ожидаемый результат:

Повышение информированности детей и их родителей о родной культуре, на

примере Матрёшки, нравственного и личностного отношения к действительности.

Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции

родителей как участников педагогического процесса детского сада

Задачи проекта:

1. Формировать у детей представление о русской народной игрушки Матрешки;

2. Развивать познавательный интерес к народной игрушки Матрешки;

3. Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду,

его истории;

4. Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и

музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народным

промыслом;

5.Ссоздать условия для участия родителей в образовательном процессе;

6..Познакомить и привлечь внимание родителей к историческому и культурному

наследию родного края;

7. Создать Мини - музей « Русская Матрешка»;

8. Провести развлечение на тему « В гости к нам идет Матрешка»

Схема реализации проекта.

С родителями

Цель:

Активизация

позиции родителей как

участников

педагогического

процесса детского сада

С детьми

Цель:

Развивать

познавательный

интерес к народной

игрушки Матрешки.

С педагогами

Цель:

Повышение

компетентности педагогов по

приобщению детей к русской

культуре.

Итоговое мероприятие:

Развлечение : « В гости к нам идет

Матрешка»

Создание Мини – музея « Русская

Матрешка»

Выводы:

В результате проведенной работы дошкольники понимают и знают, что:

Матрешка, является национальной игрушкой ;

Дети заинтересованы русской народной игрушкой Матрешкой, проявилась

их познавательная активность, они рассказывают о ней и делятся своими

знаниями с другими детьми, играют матрешками;

Проявился интерес к сюжетно – ролевой игре;

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так

нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу;

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре,

красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.

В результате проведенной работы мы отметили:

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей

детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими

воспринята , что положительно повлияло на различные виды деятельности ,

(игровую , познавательную, художественную, речевую, музыкально-

игровую.)

Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей.

На знакомство с разными видами матрешек дети проявляли интерес и желание

играть с ними.

Возросла речевая активность детей , что положительно повлияло на различные

виды деятельности (игровую , познавательную , художественно речевую ,

музыкально игровую).

Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия

педагог- родители.

Родители принимали активное участие в реализации проекта и создания

« Мини - музея»

Приложение №1.

План работы с родителями по реализации проекта:

« Русская Матрешка »

Дата

Название

мероприятие

Задачи

мероприятия

Форма и место

проведения

Беседа "Как

появилась

матрешка

".

Познакомить с

историей

возникновения

Матрешки

Отгадывание

загадки о матрешке

ситуативный

разговор в группе

Аппликация

«Украсим

Матрешкам

сарафан»

Дети выкладывают

узор на сарафане у

матрешки

НОД

«Мы веселые

Матрешки

».

Выполнять

движения под

музыку

Физкультурный

досуг (в зале)

Рисование «

Раскрасим

Матрешку»

Учить

разукрашивать

раскраски по

образцу

НОД

Стихотворение«

Матрешка» А.

Гришина

Заучивание

стихотворений по

теме.

Заучивание в

группе

Лепка из соленого

теста « Матрешка»

Продолжать учить

создавать образ

матрешки

НОД

Музыка« Мы

веселые матрешки»

Разучивание песни.

танца

Музыкальный зал

ФКМП Д\ игра «

Разложи и собери

матрешку»

Продолжать учить

детей сравнивать

матрешек по

величине и

количеству

В группе

Участие родителей в

создании Мини-

музея « Матрешка»

Оформление

выставки.

В группе.

Выставка поделок-

матрешек, пошив

сарафанов к

развлечению

Музыкальное

развлечение « В

гости к нам идет

Матрешка»

Привлечь родителей

Доставить радость

всем участникам

Музыкальный зал

Подведение итогов.

Приложение №2

План работы с родителями по реализации проекта:

«Русская Матрешка»

Дата

Название

мероприятия

Форма и место проведения

Познакомить

родителей с проектом

целью его проведения

Анкетирование

родителей на

начальном этапе

проекта

Привлечь родителей к

участию выставки

:

« Матрешка»

Консультация: «

Матрешка»

Раздача буклетов:

« Матрешка – русская

игрушка»

Блиц – опрос родителей

« Матрешкины

вопросы»

Участие родителей в

музыкальном

развлечении «

Матрешка в гостях у

ребят».

Приложение №3

План работы с педагогами реализации проекта:

« Русская матрешка»

Дата

Название

мероприятия

Форма и место проведения

Ознакомить педагогов с

проектом, целью его проведения

Привлечь педагогов ДОУ к

разработке буклетов: « Русская

матрешка»

Оказание помощи в

организации выставки мини –

музея « Русская матрешка»

(взаимодействие с детьми и

родителями группы)

Беседа – презентация « История

появления матрешки» с

педагогами

Оформление общей выставки «

Русская матрешка»

Приложение№4

Анкета для родителей « Игрушка в жизни ребенка»

Уважаемые родители!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Ваше мнение очень важно для нас.

1. Как часто Вы приобретаете для своих детей игрушки?

раз в неделю

раз в месяц;

только по праздникам;

не покупаю игрушки

2. Что является для Вас мотивом для покупки детских игрушек?

Покупаю подарки к празднику;

иду в магазин покупать одежду, заодно покупаю понравившиеся игрушки;

хочу просто порадовать своего ребенка новой игрушкой;

все старые игрушки ребенку надоели;

в магазине появились игрушки-новинки;

покупаю, когда старые игрушки уже не подходят по возрасту.

3. Какие игрушки Вы приобретали для своего ребенка в течение последних 6

месяцев?

Куклы, пупсы;

аксессуары для кукол (домики, мебель, одежда, коляски, ванночки);

конструкторы, пазлы, мозаики, кубики;

настольные игры, различные познавательные карточки, лото;

технические игрушки (железные дороги, машинки и т.п.);

спортивные;

музыкальные;

радиоуправляемые;

развивающие;

народные;

4. На что Вы обращаете внимание, покупая игрушку?

На цену;

качество;

возрастные рекомендации;

• дизайн;

страну-изготовитель;

известность марки;

наличие развивающей функции;

скидки и бонусы при покупке;

желание ребенка;

.

5.Какая Ваша любимая игрушка была в детстве?

______________________________________________

6. Сколько игрушек должно быть у ребенка?

___________________________________________________

7. Какие народные игрушки Вы знаете?

________________________________________________________

8.С какими народными игрушками Вы играли в детстве?

________________________________________

9. Есть ли у Ваших детей народные игрушки дома?

______________________________________________

10. После просмотра мультфильма (рекламы) Ваш ребенок просит купить

игрушку-героя этого мультфильма (рекламы). Как Вы будете действовать?

___________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________

11.Существуют ли, по Вашему мнению, антиигрушки и как Вы к ним

относитесь?__________________

12.Может ли игрушка, на Ваш взгляд, нанести вред психическому развитию

ребенка?_______________

13.Мастерите ли Вы какие-нибудь игрушки сами или вместе со своими

детьми? Если да, то какие? Если нет, то почему?

_______________________________________________________________________

_____________

14. Поможет ли игрушка ребенку в преодолении трудностей, которые он

испытывает в общении со сверстниками?

Спасибо, за сотрудничество.

Приложение №4

Анкета для родителей

Дорогие родители, попробуйте дать ответы на «Матрешкины вопросы».

Матрешкин блиц-опрос:

1. Сколько лет матрешке? (По сравнению с другими игрушками матрешка молода,

ей чуть больше ста лет).

2. Из какой страны пришла к нам идея создания матрёшки? (Из Японии, в виде

фигурки старца мудреца – Фукурумы) .

3. Где создавались первые матрёшки? (В магазине - мастерской «Детское

воспитание» купцов Мамонтовых в Абрамцево под Москвой) .

4. Почему игрушке дали такое имя - Матрёшка? (Это было распространённое имя

среди бедных девушек в виде них изображались матрёшки в те годы) .

5. Назовите главный секрет матрешки. (Это кукла с сюрпризом: внутри большой

матрешки сидит матрешка поменьше, а в той еще и еще) .

6. Из какого материала сделана матрешка? (Из дерева. Дерево – материал

доступный, прочный, податливый, красивый, хорошо окрашивается) .

7. Какие породы деревьев годятся для изготовления матрешки и почему? (Это

береза и липа, древесина у них легкая и мягкая) .

8. С помощью какого инструмента матрешка становится такой «точеной»?

(Токарный станок, долото, рубанок) .

9. Какие основные названия матрёшек вы знаете? (Сергиево – посадская,

Семёновская, Полхов – Майданская, Вятская) .

10. Где и когда матрёшка завоевала золотую медаль? (в Париже в 1900г) .

Интересная информация: В Книгу рекордов занесены 25-местная, 48-местная, 77-

местная. Самая большая - ростом с первоклассницу, самая маленькая - с

горошину

Поэтическая страничка

Сколько? (Я.Тайц)

Папа принес Маше матрешку и сказал:

- Вот тебе три игрушки.

- Почему три? – спросила Маша. – Одна матрешка.

- Давай считать, - сказал папа. – Одна?

- Одна!

Папа открыл матрешку, там другая, поменьше.

- Две?

- Две!

Папа открыл вторую, а там еще одна, самая маленькая.

- Три?

- Три, - засмеялась Маша.

- То-то, - сказал папа.

Загадки про матрешку

В деревянной Машеньке

Внутри кукла Сашенька.

Открой куклу Сашеньку,

А там - крошка Дашенька.

А в сестрице Дашеньке

Есть малютка Пашенька.

(Матрешка)

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей – темница.

(Матрешка)

Толстушка покупается,

В средине открывается -

Племяшка улыбается.

Племяшка открывается -

Внучка в ней вмещается.

Как тётя называется?

(Матрешка)

Разноцветные Подружки

Перепрятались друг в дружке.

Мал, мала, меньше.

(Матрешка)

Г. Таравкова

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы -...(Матрешки)

О. Карелин

Она на вид одна, большая,

Но в ней сестра сидит вторая,

А третью - во второй найдёшь.

Их друг за дружкой разбирая,

До самой маленькой дойдёшь.

Внутри их всех - малютка, крошка.

Всё вместе - сувенир .. (Матрешка)

З. Медведева « Матрешка»

У меня матрешка есть,

Новая игрушка,

В жёлтом сарафанчике

Славная толстушка.

А её откроешь -

В неё сидит вторая,

Вся в зеленом, как весной

Травка молодая…

А вторую отвернешь -

Там еще матрешка.

Та матрешка вовсе крошка,

То – любимая матрешка.

Вся она как маков цвет -

Сарафан на ней надет

Алый, как цветочек,

И под цвет платочек.

Пуще всех её храню,

Больше всех её люблю,

Маленькую крошку -

Красную матрешку.

Конспект занятий с детьми.

Тема: « Русская Матрешка»

Цель: Познакомить с народной игрушкой – матрешкой, формировать

понятие, из чего она сделана, как украшена; расширять словарный запас,

развивать интерес к народной игрушке, умение украшать матрешку.

Планируемые результаты: проявляет познавательный интерес к народной

игрушке, - матрешке, к художественным произведениям о матрешке, старается

расширять представление об игрушке.( матрешке)

Материал: Расписные матрешки – семеновские, загорские; наборы матрёшек

иллюстрации « Коллекции матрешек», плоскостные матрёшки на каждого

ребенка , краски, гуашь, вода , кисточки ТСО-музыка..

Словарная работа: матрешка, расписана, народная игрушка, деревянная.

Предварительная работа: знакомство , матрёшкой; рассматривание альбомов

и иллюстраций «Народная игрушка», заучивание стихотворений про матрёшку.

Содержание деятельности

Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу! У меня есть

сундук, который мне подарила бабушка. Как вы думаете, что там может быть?

( Предположение детей). Хотите заглянуть?

-Ой! Да тут матрешки разные, какие красивые! ( Дети любуются)

Воспитатель :

« Дуйте в дудки, бейте в ложки !

В гости к нам пришли матрешки.

Матрешки деревянные,

Матрешечки румяные»

Воспитатель достает большую матрешку, дети внимательно ее рассматривают.

Матрешка здоровается с детьми и раскрывает свой секрет.

«Матрешки на окошке

Под ярким сарафаном,

И вся семья в матрешке,

Как в доме деревянном»

Дети здороваются с матрешкой, каждый ребенок получает по одной матрешке.

Дети рассматривают матрешек.

Воспитатель: Давайте прочитаем стихотворение про матрёшек.

Дети читают стихи.

Соня: «Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки.

Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.»

Даша: «Они игрушки знатные, складные и ладные.

Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.»

Воспитатель: Матрешка - это игрушка. С ней можно играть, любоваться,

разбирать и собирать. Матрёшка – это особенная игрушка, она разбирается, в

каждой большой живёт маленькая, а в каждой маленькой ещё меньше.

Воспитатель: Как вы думаете ,для чего сделали этих матрешек?

Ответы детей ( играть)

- Правильно, чтобы детки могли играть, развлекаться, ума набираться.

Воспитатель: Ребята, вы знаете из чего сделана матрешка ?

Дети: - Из дерева

- Конечно из дерева. Мастер брал деревянный брусок и обрезал лишнее,

закругляя его .Дерево светлое, а матрешки все цветные, яркие. Как это

получилось? ( Ответы детей)

- Верно, украшали красками, разрисовали ей сарафан, платье, платок. У каждого

мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки разные.

-Скажите ,почему вам понравились матрешки? ( Они красивые, нарядные, яркие,

веселые)

-Какой узор на сарафане? ( Листья, цветы). Посмотрите еще на одну матрешку –

она поменьше . Эта матрешка такая же нарядная, как ее сестрица. Как украшено

ее платье? Ответы детей. Дети убирают матрешек на стол.

Физкультминутка.

Хлопают в ладоши дружные матрёшки. (хлопают)

На ногах сапожки топают матрёшки. (топают)

Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)

Всем знакомым поклонись. (дети кланяются)

Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся)

В сарафанах ярких, пёстрых. (приседают)

Вы похожи словно сёстры. (качают головой)

Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки. (хлопают)

Воспитатель достает матрешку- заготовку не украшенную узором и обращает

внимание детей на эту матрешку.

- А посмотрите на эту матрешку, ее наверно забыли украсить. Как вам кажется

какое у нее настроение? ( невеселое)

- Давайте, ребята украсим ее наряд, и она тоже будет веселой. Каждый из нас

придумает свой узор и украсит сарафан своей матрешке- подружке ( раздает

детям плоскостные изображение матрешки на бумаге)

Дети рисуют под музыку « Светит месяц»

- Какие красивые узоры получились! Все очень постарались. Молодцы!

Воспитатель: ( Прячет в большую матрешку маленькие, приговаривает)

«Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке,

А которая осталась

Больше всех перепугалась.»

Матрешка и воспитатель прощаются с детьми, приглашая их еще в гости.



В раздел образования