Автор: Ионова Елена Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 34 "Русская сказка"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: проект
Тема: "Русская матрешка"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 34 «Русская сказка»
ПРОЕКТ:
«РУССКАЯ МАТРЕШКА»
Составитель:
Ионова Елена Владимировна
старший воспитатель
г. Ангарск 2014
Содержание:
2022-2023
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Тип:
Информационно – творческий,
Место проведения:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 34 «Русская сказка»
По количеству участников:
групповой (2 младшая группа)
Проблема:
« Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим»
Выбранная тема интересна тем, что кукла, матрешка - самая древняя и
популярная игрушка во всех странах мира. Первые куклы были связаны с
обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Куклы
была не просто игрушками. Через них предавалась система ценностей народной
культуры. Назначение куклы было разнообразно: ритуальное, магическое,
исцеляющее и развлекательное. Главная ценность традиционной народной куклы
состоит в том, что она сохраняет в своём облике самобытность своего народа. На
Руси существовало поверье: "Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее
она будет". Проблема состоит в том, что в последнее время современные
родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них
уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а
возможно и не знают, как это сделать. И мы решили с помощью осуществления
данного проекта, вызвать познавательный интерес через национальную игрушку
- русскую матрёшку.
Проблемные вопросы, на решение которых направлен проект:
Почему русская матрешка является символом России?
Почему деревянную куклу - игрушку назвали матрешкой?
Благодаря чему матрешка остается любимой и популярной во всем мире?
Как появилась матрешка?
У детей обогатится кругозор и они узнают об игрушке как образе материнства и
семьи.
Актуальность проекта:
Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда
появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая
она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра:
какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению
возникновения матрешки.
Цель проекта:
Воспитание интереса детей к истории России, народному творчеству на примере
русской национальной игрушки.
Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал
младших дошкольников, ориентированных на диалогические взаимодействие
детей, родителей и педагогов, способствующих пониманию и саморазвитию
всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к
традиционной культуре родного края.
Механизм реализации проекта:
Создание мини-музея «Русская Матрёшка» .
Этапы реализации проекта:
Этап I Подготовительный.
- выбор темы проекта и формы для его защиты.
-подбор методического материала, литературы по данной теме.
-подбор дидактических игр, иллюстраций, приобретение материалов для
изодеятельности;
Этап II Исследовательский:
-к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
-в каких источниках можно найти информацию;
-какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
-с какими предметами научиться работать для достижения цели;
-
ознакомление с историей матрешки;
-изучение художественных элементов;
-составление орнаментов;
Этап III Творческий
-работы детей (лепка матрёшек из соленого теста и роспись)
- совместная художественная деятельность родителей и детей
-обобщение результатов работы;
- сбор – коллекции игрушек – матрешек; создание Мини - музея.
- развлечение на тему « В гости к нам идет Матрешка»
Ожидаемый результат:
Повышение информированности детей и их родителей о родной культуре, на
примере Матрёшки, нравственного и личностного отношения к действительности.
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции
родителей как участников педагогического процесса детского сада
Задачи проекта:
1. Формировать у детей представление о русской народной игрушки Матрешки;
2. Развивать познавательный интерес к народной игрушки Матрешки;
3. Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду,
его истории;
4. Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и
музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народным
промыслом;
5.Ссоздать условия для участия родителей в образовательном процессе;
6..Познакомить и привлечь внимание родителей к историческому и культурному
наследию родного края;
7. Создать Мини - музей « Русская Матрешка»;
8. Провести развлечение на тему « В гости к нам идет Матрешка»
Схема реализации проекта.
С родителями
Цель:
Активизация
позиции родителей как
участников
педагогического
процесса детского сада
С детьми
Цель:
Развивать
познавательный
интерес к народной
игрушки Матрешки.
С педагогами
Цель:
Повышение
компетентности педагогов по
приобщению детей к русской
культуре.
Итоговое мероприятие:
Развлечение : « В гости к нам идет
Матрешка»
Создание Мини – музея « Русская
Матрешка»
Выводы:
В результате проведенной работы дошкольники понимают и знают, что:
Матрешка, является национальной игрушкой ;
Дети заинтересованы русской народной игрушкой Матрешкой, проявилась
их познавательная активность, они рассказывают о ней и делятся своими
знаниями с другими детьми, играют матрешками;
Проявился интерес к сюжетно – ролевой игре;
Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так
нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу;
В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре,
красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.
В результате проведенной работы мы отметили:
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей
детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими
воспринята , что положительно повлияло на различные виды деятельности ,
(игровую , познавательную, художественную, речевую, музыкально-
игровую.)
Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей.
На знакомство с разными видами матрешек дети проявляли интерес и желание
играть с ними.
Возросла речевая активность детей , что положительно повлияло на различные
виды деятельности (игровую , познавательную , художественно речевую ,
музыкально игровую).
Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия
педагог- родители.
Родители принимали активное участие в реализации проекта и создания
« Мини - музея»
Приложение №1.
План работы с родителями по реализации проекта:
« Русская Матрешка »
Дата
Название
мероприятие
Задачи
мероприятия
Форма и место
проведения
Беседа "Как
появилась
матрешка
".
Познакомить с
историей
возникновения
Матрешки
Отгадывание
загадки о матрешке
ситуативный
разговор в группе
Аппликация
«Украсим
Матрешкам
сарафан»
Дети выкладывают
узор на сарафане у
матрешки
НОД
«Мы веселые
Матрешки
».
Выполнять
движения под
музыку
Физкультурный
досуг (в зале)
Рисование «
Раскрасим
Матрешку»
Учить
разукрашивать
раскраски по
образцу
НОД
Стихотворение«
Матрешка» А.
Гришина
Заучивание
стихотворений по
теме.
Заучивание в
группе
Лепка из соленого
теста « Матрешка»
Продолжать учить
создавать образ
матрешки
НОД
Музыка« Мы
веселые матрешки»
Разучивание песни.
танца
Музыкальный зал
ФКМП Д\ игра «
Разложи и собери
матрешку»
Продолжать учить
детей сравнивать
матрешек по
величине и
количеству
В группе
Участие родителей в
создании Мини-
музея « Матрешка»
Оформление
выставки.
В группе.
Выставка поделок-
матрешек, пошив
сарафанов к
развлечению
Музыкальное
развлечение « В
гости к нам идет
Матрешка»
Привлечь родителей
Доставить радость
всем участникам
Музыкальный зал
Подведение итогов.
Приложение №2
План работы с родителями по реализации проекта:
«Русская Матрешка»
Дата
Название
мероприятия
Форма и место проведения
Познакомить
родителей с проектом
целью его проведения
Анкетирование
родителей на
начальном этапе
проекта
Привлечь родителей к
участию выставки
:
« Матрешка»
Консультация: «
Матрешка»
Раздача буклетов:
« Матрешка – русская
игрушка»
Блиц – опрос родителей
« Матрешкины
вопросы»
Участие родителей в
музыкальном
развлечении «
Матрешка в гостях у
ребят».
Приложение №3
План работы с педагогами реализации проекта:
« Русская матрешка»
Дата
Название
мероприятия
Форма и место проведения
Ознакомить педагогов с
проектом, целью его проведения
Привлечь педагогов ДОУ к
разработке буклетов: « Русская
матрешка»
Оказание помощи в
организации выставки мини –
музея « Русская матрешка»
(взаимодействие с детьми и
родителями группы)
Беседа – презентация « История
появления матрешки» с
педагогами
Оформление общей выставки «
Русская матрешка»
Приложение№4
Анкета для родителей « Игрушка в жизни ребенка»
Уважаемые родители!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Ваше мнение очень важно для нас.
1. Как часто Вы приобретаете для своих детей игрушки?
раз в неделю
раз в месяц;
только по праздникам;
не покупаю игрушки
2. Что является для Вас мотивом для покупки детских игрушек?
Покупаю подарки к празднику;
иду в магазин покупать одежду, заодно покупаю понравившиеся игрушки;
хочу просто порадовать своего ребенка новой игрушкой;
все старые игрушки ребенку надоели;
в магазине появились игрушки-новинки;
покупаю, когда старые игрушки уже не подходят по возрасту.
3. Какие игрушки Вы приобретали для своего ребенка в течение последних 6
месяцев?
Куклы, пупсы;
аксессуары для кукол (домики, мебель, одежда, коляски, ванночки);
конструкторы, пазлы, мозаики, кубики;
настольные игры, различные познавательные карточки, лото;
технические игрушки (железные дороги, машинки и т.п.);
спортивные;
музыкальные;
радиоуправляемые;
развивающие;
народные;
4. На что Вы обращаете внимание, покупая игрушку?
На цену;
качество;
возрастные рекомендации;
• дизайн;
страну-изготовитель;
известность марки;
наличие развивающей функции;
скидки и бонусы при покупке;
желание ребенка;
.
5.Какая Ваша любимая игрушка была в детстве?
______________________________________________
6. Сколько игрушек должно быть у ребенка?
___________________________________________________
7. Какие народные игрушки Вы знаете?
________________________________________________________
8.С какими народными игрушками Вы играли в детстве?
________________________________________
9. Есть ли у Ваших детей народные игрушки дома?
______________________________________________
10. После просмотра мультфильма (рекламы) Ваш ребенок просит купить
игрушку-героя этого мультфильма (рекламы). Как Вы будете действовать?
___________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________
11.Существуют ли, по Вашему мнению, антиигрушки и как Вы к ним
относитесь?__________________
12.Может ли игрушка, на Ваш взгляд, нанести вред психическому развитию
ребенка?_______________
13.Мастерите ли Вы какие-нибудь игрушки сами или вместе со своими
детьми? Если да, то какие? Если нет, то почему?
_______________________________________________________________________
_____________
14. Поможет ли игрушка ребенку в преодолении трудностей, которые он
испытывает в общении со сверстниками?
Спасибо, за сотрудничество.
Приложение №4
Анкета для родителей
Дорогие родители, попробуйте дать ответы на «Матрешкины вопросы».
Матрешкин блиц-опрос:
1. Сколько лет матрешке? (По сравнению с другими игрушками матрешка молода,
ей чуть больше ста лет).
2. Из какой страны пришла к нам идея создания матрёшки? (Из Японии, в виде
фигурки старца мудреца – Фукурумы) .
3. Где создавались первые матрёшки? (В магазине - мастерской «Детское
воспитание» купцов Мамонтовых в Абрамцево под Москвой) .
4. Почему игрушке дали такое имя - Матрёшка? (Это было распространённое имя
среди бедных девушек в виде них изображались матрёшки в те годы) .
5. Назовите главный секрет матрешки. (Это кукла с сюрпризом: внутри большой
матрешки сидит матрешка поменьше, а в той еще и еще) .
6. Из какого материала сделана матрешка? (Из дерева. Дерево – материал
доступный, прочный, податливый, красивый, хорошо окрашивается) .
7. Какие породы деревьев годятся для изготовления матрешки и почему? (Это
береза и липа, древесина у них легкая и мягкая) .
8. С помощью какого инструмента матрешка становится такой «точеной»?
(Токарный станок, долото, рубанок) .
9. Какие основные названия матрёшек вы знаете? (Сергиево – посадская,
Семёновская, Полхов – Майданская, Вятская) .
10. Где и когда матрёшка завоевала золотую медаль? (в Париже в 1900г) .
Интересная информация: В Книгу рекордов занесены 25-местная, 48-местная, 77-
местная. Самая большая - ростом с первоклассницу, самая маленькая - с
горошину
Поэтическая страничка
Сколько? (Я.Тайц)
Папа принес Маше матрешку и сказал:
- Вот тебе три игрушки.
- Почему три? – спросила Маша. – Одна матрешка.
- Давай считать, - сказал папа. – Одна?
- Одна!
Папа открыл матрешку, там другая, поменьше.
- Две?
- Две!
Папа открыл вторую, а там еще одна, самая маленькая.
- Три?
- Три, - засмеялась Маша.
- То-то, - сказал папа.
Загадки про матрешку
В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там - крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька.
(Матрешка)
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница.
(Матрешка)
Толстушка покупается,
В средине открывается -
Племяшка улыбается.
Племяшка открывается -
Внучка в ней вмещается.
Как тётя называется?
(Матрешка)
Разноцветные Подружки
Перепрятались друг в дружке.
Мал, мала, меньше.
(Матрешка)
Г. Таравкова
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -...(Матрешки)
О. Карелин
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью - во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех - малютка, крошка.
Всё вместе - сувенир .. (Матрешка)
З. Медведева « Матрешка»
У меня матрешка есть,
Новая игрушка,
В жёлтом сарафанчике
Славная толстушка.
А её откроешь -
В неё сидит вторая,
Вся в зеленом, как весной
Травка молодая…
А вторую отвернешь -
Там еще матрешка.
Та матрешка вовсе крошка,
То – любимая матрешка.
Вся она как маков цвет -
Сарафан на ней надет
Алый, как цветочек,
И под цвет платочек.
Пуще всех её храню,
Больше всех её люблю,
Маленькую крошку -
Красную матрешку.
Конспект занятий с детьми.
Тема: « Русская Матрешка»
Цель: Познакомить с народной игрушкой – матрешкой, формировать
понятие, из чего она сделана, как украшена; расширять словарный запас,
развивать интерес к народной игрушке, умение украшать матрешку.
Планируемые результаты: проявляет познавательный интерес к народной
игрушке, - матрешке, к художественным произведениям о матрешке, старается
расширять представление об игрушке.( матрешке)
Материал: Расписные матрешки – семеновские, загорские; наборы матрёшек
иллюстрации « Коллекции матрешек», плоскостные матрёшки на каждого
ребенка , краски, гуашь, вода , кисточки ТСО-музыка..
Словарная работа: матрешка, расписана, народная игрушка, деревянная.
Предварительная работа: знакомство , матрёшкой; рассматривание альбомов
и иллюстраций «Народная игрушка», заучивание стихотворений про матрёшку.
Содержание деятельности
Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу! У меня есть
сундук, который мне подарила бабушка. Как вы думаете, что там может быть?
( Предположение детей). Хотите заглянуть?
-Ой! Да тут матрешки разные, какие красивые! ( Дети любуются)
Воспитатель :
« Дуйте в дудки, бейте в ложки !
В гости к нам пришли матрешки.
Матрешки деревянные,
Матрешечки румяные»
Воспитатель достает большую матрешку, дети внимательно ее рассматривают.
Матрешка здоровается с детьми и раскрывает свой секрет.
«Матрешки на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке,
Как в доме деревянном»
Дети здороваются с матрешкой, каждый ребенок получает по одной матрешке.
Дети рассматривают матрешек.
Воспитатель: Давайте прочитаем стихотворение про матрёшек.
Дети читают стихи.
Соня: «Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки.
Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.»
Даша: «Они игрушки знатные, складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.»
Воспитатель: Матрешка - это игрушка. С ней можно играть, любоваться,
разбирать и собирать. Матрёшка – это особенная игрушка, она разбирается, в
каждой большой живёт маленькая, а в каждой маленькой ещё меньше.
Воспитатель: Как вы думаете ,для чего сделали этих матрешек?
Ответы детей ( играть)
- Правильно, чтобы детки могли играть, развлекаться, ума набираться.
Воспитатель: Ребята, вы знаете из чего сделана матрешка ?
Дети: - Из дерева
- Конечно из дерева. Мастер брал деревянный брусок и обрезал лишнее,
закругляя его .Дерево светлое, а матрешки все цветные, яркие. Как это
получилось? ( Ответы детей)
- Верно, украшали красками, разрисовали ей сарафан, платье, платок. У каждого
мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки разные.
-Скажите ,почему вам понравились матрешки? ( Они красивые, нарядные, яркие,
веселые)
-Какой узор на сарафане? ( Листья, цветы). Посмотрите еще на одну матрешку –
она поменьше . Эта матрешка такая же нарядная, как ее сестрица. Как украшено
ее платье? Ответы детей. Дети убирают матрешек на стол.
Физкультминутка.
Хлопают в ладоши дружные матрёшки. (хлопают)
На ногах сапожки топают матрёшки. (топают)
Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)
Всем знакомым поклонись. (дети кланяются)
Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся)
В сарафанах ярких, пёстрых. (приседают)
Вы похожи словно сёстры. (качают головой)
Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки. (хлопают)
Воспитатель достает матрешку- заготовку не украшенную узором и обращает
внимание детей на эту матрешку.
- А посмотрите на эту матрешку, ее наверно забыли украсить. Как вам кажется
какое у нее настроение? ( невеселое)
- Давайте, ребята украсим ее наряд, и она тоже будет веселой. Каждый из нас
придумает свой узор и украсит сарафан своей матрешке- подружке ( раздает
детям плоскостные изображение матрешки на бумаге)
Дети рисуют под музыку « Светит месяц»
- Какие красивые узоры получились! Все очень постарались. Молодцы!
Воспитатель: ( Прячет в большую матрешку маленькие, приговаривает)
«Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке,
А которая осталась
Больше всех перепугалась.»
Матрешка и воспитатель прощаются с детьми, приглашая их еще в гости.