Автор: Голоколосова Инна Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 46
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия в подготовительной логопедической группе на тему" Закрепление буквы и звука М"
Раздел: дошкольное образование
Разработала: учитель – логопед Голоколосова И.А. МБДОУ детский сад
№46 г. Мурманск. Подготовительная логопедическая группа «Ромашка»
Тема: «Закрепление буквы и звука М»
Цель: формирование фонетико – фонематической системы языка и навыков
языкового анализа и синтеза у детей на материале звуков [м] [мь].
Задачи:
Коррекционно – образовательные: закреплять навык выделения звуков
[м] [мь] в начале, середине, конце слова, познакомить с буквой М,
упражнять в различении на слух твердых и мягких согласных звуков,
совершенствовать навык звукового анализа и синтеза открытых слогов,
закрепить понятия звонкий - глухой согласный звук, мягкий - твердый
согласный звук, закрепить навык чтения слогов с пройденными
буквами.
Коррекционно – развивающие: совершенствовать навык составления
букв с помощью камешков «Марблс», активизировать движения
речевого аппарата, развивать мимическую мускулатуру лица, общую
моторику, совершенствовать навыки ориентировки на плоскости,
развивать у детей самоконтроль за собственной речью и речью
сверстников, развивать внимание, память, мышление.
Коррекционно – воспитательные: формировать позитивное отношение
к логопедическим занятиям, умение внимательно слушать педагога и
товарищей,
воспитывать
активность,
самостоятельность,
инициативность на занятии.
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, интерактивная доска,
камешки марблс, карточки для выкладывания буквы М, с картинками для
Маши и Медведя, слоговые карточки, простые карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Логопед вместе с детьми входит в группу. Дети стоят в кругу.
Логопед:
Есть необычная страна
Ее на карте не найти
Зовется Грамотой она
И каждый рад туда прийти
В волшебную страну для вас
Я открываю дверь сейчас.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Грамоты, но
чтобы отправиться в эту страну нам нужно произнести волшебные слова.
Мы в страну «живого слова»
Держим путь сегодня снова,
В мир волшебной, доброй сказки –
Лишь на миг зажмурим глазки.
2. Встреча с Машей и Медведем
Логопед: Посмотрите, ребята, вот мы и прибыли в страну Грамоты.
(Появляются на экране Маша и Медведь).
Звучит голос Маши: «Здравствуйте, ребята, как хорошо, что мы вас
встретили. Миша привел меня сюда, чтобы я подготовилась к школе, узнала
новое. А с чего начать, и не знаем. Может, вы подскажите и покажите, что я
должна уметь делать, чтобы подготовиться к школе».
3. Артикуляционная гимнастика
Логопед:
А начнем мы с вами с зарядки для языка. Для этого присаживайтесь
за столы.
(Проводится артикуляционная гимнастика под музыкальное сопровождение)
4.
Знакомство
со
звуками
[м],
[мь].
Логопед:
Назовите
первый
звук
в
слове
Маша.
Дети: В
слове
Маша
первый
звук
[м]
Логопед: Скажите,
звук
[м]
какой?
Дети:
Звук [м] согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом
Логопед:
Назовите
первый
звук
в
слове
Миша
Дети:
В
слове
Миша
первый
звук
[мь]
Логопед:
Звук
[мь]
какой?
Дети:
Звук [мь] согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом.
5. Знакомство с буквой М
Логопед: Звуки [м], [мь] обозначаются буквой М.
Пропишите букву М в воздухе. Из скольких палочек состоит буква М?
Дети:
Буква М состоит из четырех палочек
Логопед: Возьмите карточки, которые у вас лежат на столах.
Выложите в левом верхнем углу букву М синим цветом.
Логопед: Выложите в правом нижнем углу букву М зеленым цветом.
Логопед: Рома, каким цветом, ты выложил букву М в левом верхнем углу?
Дети: Я выложил букву М синим цветом.
Логопед:
Дима, где находится букву М зеленого цвета?
Дети:
Буква М зеленого цвета находится в правом нижнем углу.
6.Физминутка
На экране появляется Маша и звучит ее голос: «Как много вы знаете».
Логопед: Да. А еще для того, чтобы подготовиться к школе нужно уметь
отдыхать. Ребята, выходите на ковер.
Мы – осенние листочки (качать головой вправо – влево)
Мы на веточках сидели (медленно поднимать руки вверх, затем плавно
опускать вниз)
Дунул ветер – мы цепочкой (качаться вправо – влево)
Друг за другом улетели
Полетели, полетели (медленно поднимать руки вверх, затем плавно опускать
вниз)
И на землю сели (присесть на корточки)
Ветер снова набежал, (встать на носочки, тянуться вверх руками)
И листочки все поднял
Повертел их, покрутил, (покружиться вокруг себя на месте)
И на землю опустил (сесть на корточки)
7. Картинки Маше и Медведю
Логопед: У вас на столах картинки. Возьмите их и назовите картинки со
звуком [м].
Дети: Мышь, альбом, машина, лимон, морковь.
Логопед: Назовите картинки со звуком [мь].
Дети:
Мёд, мяч, мешок, помидор, меч.
Логопед:
Соедините линией картинки с Машей и Мишей. С Машей мы
соединим те картинки, в названиях которых есть звук [м]. С Мишей те
картинки, в названиях которых есть звук [мь].
Логопед: Милана, назови картинки, которые ты соединила с Машей.
Дети: Мышь, альбом, машина, лимон, морковь.
Логопед: Дима, назови картинки, которые ты соединил с Мишей.
Дети: Мёд, мяч, мешок, помидор, меч.
На
экране
появляется
слайд
с
нужными
линиями.
Логопед: А теперь поменяйтесь карточками со своим соседом. Посмотрите
на экран и проверьте, все ли правильно у него сделано. Если вы нашли
ошибки, исправьте их.
8. Составление звуковых схем слогов
Логопед:
Ребята, а еще давайте покажем Маше, как мы умеем читать и не
только.
На экране слайд со слоговыми рядами МА МУ МИ.
Логопед:
Прочитаем вместе эти слоги.
Логопед: Возьмите карточки со слогами. Найдите у себя на карточках слог
МУ. Выложите звуковую схему слога МУ с помощью камешков марблс
Логопед: Ирина, почему ты подобрала синий камешек для звука [м]?
Дети: Потому что звук [м] согласный, твердый, обозначается синим цветом.
Логопед: Проверьте, такая схема у вас получилась?
Логопед: Найдите у себя слог МИ. Выложите звуковую схему этого слога с
помощью камешков.
Логопед:
Марина, почему ты подобрала зеленый камешек для звука [мь]
Дети:
Потому что звук [мь] согласный, мягкий, обозначается зеленым
цветом.
Логопед: Найдите у себя слог МА. Выложите звуковую схему этого слога с
помощью камешков.
Логопед: Посмотрите на экран и скажите, все у вас правильно.
На экране появляется слайд с выложенными звуковыми схемами слогов.
Логопед:
Сколько всего слогов у вас?
Дети: Три слога
Логопед: Сколько слогов со звуком [мь]?
Дети: Один
Логопед:
Назовите этот слог
Дети: МИ
Логопед:
Сколько слогов со звуком [м]?
Дети: Два
Логопед:
Назовите эти слоги
Дети:
МА, МУ
Логопед:
А теперь назовите слова, которые начинаются со слога МА
Дети: Машина, мама, мандарин, матрос, мак, майка, маляр.
Логопед:
Назовите слова, которые начинаются со слога МИ
Дети: Миша, Митя, миска, мимоза, микроволновка, микрофон.
9. Итог занятия
Логопед: Нам пора возвращаться домой. Скажем до свидания Маше и
Медведю.
Дети:
До свидания.
Логопед: Чтобы вернуться домой надо снова встать в круг и произнести
волшебные слова.
Снова все зажмурим глазки,
И вернёмся мы из сказки,
Держим путь домой мы снова
Из страны, «живого слова».
Логопед: Наше занятие закончилось. До свидания!