Автор: Семененко Ирина Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАОУ СОШ №7 с УИОП (дошкольное отделение 33)
Населённый пункт: Г.о. Балашиха мкр. Железнодорожный
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: «Воспитание нравственных качеств посредством художественной литературы»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
«Воспитание нравственных качеств посредством
художественной литературы»
Семененко И.Д.,
воспитатель
г. Балашиха
Задача в воспитании нравственности у детей ложиться на нас, воспитателей.
Ведь то хорошее и доброе, что мы и семья воспитываем в раннем возрасте,
останется на всю жизнь.
Поэтому перед детским садом встаёт задача воспитания у детей
уважения к взрослым, навыков культурного поведения, нравственных
привычек, которые к концу дошкольного возраста должны приобрести
прочный и осознанный характер.
В нравственном воспитании ребенка, особенно в старшем дошкольном
возрасте, большое место занимает формирование более сложных чувств и
отношений любви к родному городу, селу, к Родине.
В процессе ознакомления с окружающим миром у детей воспитывается
любовь к своей стране, взрослым, к их труду, товарищеские отношения со
сверстниками, умение дружно работать и играть, формируют чувство
справедливости, стремление ко всему доброму, прекрасному, нетерпимость
ко всему плохому.
Сильнейшее воздействие на чувства ребенка и его нравственные
представления оказывает художественная литература.
«Чтение, – говорил В.А. Сухомлинский, – это окошко, через которое
дети видят и познают мир и самих себя».
Литература является для детей не только источником радости, но
и источником всестороннего воспитания. Она знакомит с
окружающим миром, обогащая представления детей о человеческих
отношениях, добре и зле, правде и справедливости.
При ознакомлении со списком художественной литературы, который
предлагает нам базовая программа, мы видим широкий спектр направлений.
Здесь есть произведения о природе, окружающей нас жизни, о труде
взрослых, о животных и птицах и т.д.
Включая в план занятий то или иное произведение, мы имеем
возможность решать не менее двух основных задач: образовательную и
воспитательную.
Вот например, читая книгу С.Баруздина «Страна, где мы живем» дети
как бы совершают небольшое путешествие над Сибирью, Крайним Севером.
Они получают первые представления о красоте и богатстве, о силе и
могуществе нашей страны. И такие ёмкие слова «Наша Родина», «Наша
Россия» становятся для них более понятными, наполненными конкретными
представлениями.
Свои первые самые важные шаги в познании окружающего мира дети
совершают под руководством взрослых, перенимая и впитывая тот опыт,
который накопило человечество.
Взрослым многому надо научить детей. И не только всевозможным
жизненно важным навыкам, но и в первую очередь – добру, человечности,
справедливости, трудолюбию. Взрослые могут добиться положительных
результатов в воспитании, лишь доказывая правоту своих взглядов
собственным примером и положительным примером окружающих людей.
Успех воспитательного процесса во многом зависит от того, насколько этот
положительный пример действует на ребенка, насколько он доступен
детскому восприятию. В решении этого вопроса книги оказывают
неоценимую помощь.
Книги рассказывают о той жизни, которой живут взрослые, показывают
духовную красоту человека – труженика. Для детей эти рассказы звучат
правдиво потому, что герои книг очень похожи на их пап и мам, на тех
людей, которые встречаются каждый день. Дети гордятся тем, что делают,
умеют и любят их родители. Возьмем стихотворение С.Михалкова «А что у
вас?»
Нужно показать, как любимое дело делает человека счастливым, какое
уважение и благодарность вызывает настоящий мастер своего дела – герой
труда. Помогут в этом произведения С.Маршака «Ледяной
остров», «Почта», «Рассказ о неизвестном герое»,
И.Винокура «Самолет летит», И.Туричина «Человек заболел» и многие
другие.
Сила воздействия, воспитательное значение рассказов безграничны. И –
самое главное – они пробуждают у детей уверенность, что иначе быть не
может. Только так, смело и ответственно, должен поступать
каждый человек.
Детские книги – необходимые советчики во всем многообразном и
сложном процессе воспитания детей.
Каждый воспитатель знает, сколько настойчивости и терпения требуется,
чтобы ребенок ел сам, одевался сам. А вот при чтении книги
Я.Акимова «Неумейка» такой ребенок видит себя во всей неприглядности.
Эти стихи могут подействовать на малыша больше, чем уговоры и наказания.
Ребенку необходим прямой и яркий пример для подражания, нужна
книга, в которой говориться, как нужно поступать. Это произведения
А.Барто «Вовка – добрая душа», В.Маяковского «Что такое хорошо, а что
такое плохо», А.Гайдара «Сказка о военной тайне», В. Тайца, В.Осеевой
«Волшебное слово», В.Носова «На горке» и другие.
Дети все разные, у них разные развлечения, интересы, мысли, чувства,
желания, жизненный опыт. Но каждый из них, так или иначе, связан с
природой. Дети смотрят на деревья, цветы, но это еще не значит, что они
понимают их значимость. Их нужно ввести в мир природы, сделать его
понятным, интересным, близким, необходимым. Дети не злые. Но я хочу
рассказать об одном случае. Один мальчик ловил на полянке бабочек
и запихивал их в спичечный коробок. На вопрос ему столько бабочек
ответил, что они нужны ему для цирка, что он дрессировщик. Мальчик
зажимал крылья бабочек пальцами и считал до 10, потом подбрасывал
бабочку – бабочка вспархивала, но не взлетала и медленно садилась на его
ладонь. Она вообще больше не могла летать, своей «дрессировкой» мальчик
стер пыльцу с крыльев бабочки.
– И сколько же их у тебя?
– Да вот, уже 5! – и с гордостью показал.
Мальчик, конечно, не знал что, делая все это, приносит непоправимый
вред. Он просто не представлял, как надо вести себя с природой. Для того,
чтобы дети научились подлинной, разумной любви к природе, ко всему
живому нам помогают книги, рассказы и сказки о природе.
Великим мастером рассказов о природе был В.Бианки. В каждом из его
произведений много нового для ребят. Это такие произведения как «Лесные
домишки», «Аришка–трусишка», «Купание медвежат» и другие. Все эти
рассказы и сказки полны не только сведениями о природе, но и добротой,
ненавязчивой поучительностью.
Много «ценного» материала о природе и о добром отношении к ней
можно взять из произведений Н.Сладкова, Г.Скребицкого, Н.Дурова,
Г.Снегирева. Увидеть красоту природы помогут детям произведения
классиков – стихи А.Пушкина, С.Есенина, Ф.Тютчева.
Книги о труде взрослых побуждают у детей любопытство, интерес,
уважение, желание помочь, быть похожими. Очень ценны для воспитания
этих нравственных качеств у детей книги С.Я. Маршака «Как печаталась
ваша книга» и другие.
И, конечно, самые большие возможности в воспитании у
детей положительных эмоций – у сказок.
В каждой сказке положена граница между добром и злом. Они
непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе, и всегда побеждает
добро. Идея победы добра над злом вынашивалась, рождалась вместе с
возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его
развитием, потому, что пронизана надеждой человечества в торжество
добрых начал. А вера в это подкреплено временем. Потому так
сильно воздействие сказки на внутренний мир ребёнка.
Если добрая девочка из сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович»
попадает в колодец к Морозу и он награждается ее серебром да
бриллиантами за труд и заботу о нем, то ленивую завистливую девочку
«награждает» только ледяной сосулькой, что является наказанием за лень и
грубость.
Русская народная бесхитростная сказка, «Репка» переходит из поколения
в поколение. Её пересказывают дети и взрослые, показывают в театре. Она
привлекает к себе внимание тем, что дед вырастил очень большую репку, а
маленькая мышка помогла вытащить её из земли – так понимают сказку
малыши.
Через сказки идет воспитание у детей доброты, послушания,
переживания за судьбы героев.
Большое воспитательное влияние оказывают сказки А.С.Пушкина
«Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», сказки
Г.Х.Андерсена… и мн. др.авторов.
Уничтожать и побеждать самое страшное зло нравиться маленьким детям
и это безоговорочно убеждает их в превосходстве добра. Дети предпочитают
сказочную ситуацию «обычным» потому, что сказочный мир им ближе и
понятнее. Любовь к сказкам и счастливая способность верить в сказку даёт
нам, взрослым, возможность сеять в душах детей «вечное», «доброе»…