Напоминание

«Воспитание нравственных качеств посредством художественной литературы»


Автор: Семененко Ирина Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАОУ СОШ №7 с УИОП (дошкольное отделение 33)
Населённый пункт: Г.о. Балашиха мкр. Железнодорожный
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: «Воспитание нравственных качеств посредством художественной литературы»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

«Воспитание нравственных качеств посредством

художественной литературы»

Семененко И.Д.,

воспитатель

г. Балашиха

Задача в воспитании нравственности у детей ложиться на нас, воспитателей.

Ведь то хорошее и доброе, что мы и семья воспитываем в раннем возрасте,

останется на всю жизнь.

Поэтому перед детским садом встаёт задача воспитания у детей

уважения к взрослым, навыков культурного поведения, нравственных

привычек, которые к концу дошкольного возраста должны приобрести

прочный и осознанный характер.

В нравственном воспитании ребенка, особенно в старшем дошкольном

возрасте, большое место занимает формирование более сложных чувств и

отношений любви к родному городу, селу, к Родине.

В процессе ознакомления с окружающим миром у детей воспитывается

любовь к своей стране, взрослым, к их труду, товарищеские отношения со

сверстниками, умение дружно работать и играть, формируют чувство

справедливости, стремление ко всему доброму, прекрасному, нетерпимость

ко всему плохому.

Сильнейшее воздействие на чувства ребенка и его нравственные

представления оказывает художественная литература.

«Чтение, – говорил В.А. Сухомлинский, – это окошко, через которое

дети видят и познают мир и самих себя».

Литература является для детей не только источником радости, но

и источником всестороннего воспитания. Она знакомит с

окружающим миром, обогащая представления детей о человеческих

отношениях, добре и зле, правде и справедливости.

При ознакомлении со списком художественной литературы, который

предлагает нам базовая программа, мы видим широкий спектр направлений.

Здесь есть произведения о природе, окружающей нас жизни, о труде

взрослых, о животных и птицах и т.д.

Включая в план занятий то или иное произведение, мы имеем

возможность решать не менее двух основных задач: образовательную и

воспитательную.

Вот например, читая книгу С.Баруздина «Страна, где мы живем» дети

как бы совершают небольшое путешествие над Сибирью, Крайним Севером.

Они получают первые представления о красоте и богатстве, о силе и

могуществе нашей страны. И такие ёмкие слова «Наша Родина», «Наша

Россия» становятся для них более понятными, наполненными конкретными

представлениями.

Свои первые самые важные шаги в познании окружающего мира дети

совершают под руководством взрослых, перенимая и впитывая тот опыт,

который накопило человечество.

Взрослым многому надо научить детей. И не только всевозможным

жизненно важным навыкам, но и в первую очередь – добру, человечности,

справедливости, трудолюбию. Взрослые могут добиться положительных

результатов в воспитании, лишь доказывая правоту своих взглядов

собственным примером и положительным примером окружающих людей.

Успех воспитательного процесса во многом зависит от того, насколько этот

положительный пример действует на ребенка, насколько он доступен

детскому восприятию. В решении этого вопроса книги оказывают

неоценимую помощь.

Книги рассказывают о той жизни, которой живут взрослые, показывают

духовную красоту человека – труженика. Для детей эти рассказы звучат

правдиво потому, что герои книг очень похожи на их пап и мам, на тех

людей, которые встречаются каждый день. Дети гордятся тем, что делают,

умеют и любят их родители. Возьмем стихотворение С.Михалкова «А что у

вас?»

Нужно показать, как любимое дело делает человека счастливым, какое

уважение и благодарность вызывает настоящий мастер своего дела – герой

труда. Помогут в этом произведения С.Маршака «Ледяной

остров», «Почта», «Рассказ о неизвестном герое»,

И.Винокура «Самолет летит», И.Туричина «Человек заболел» и многие

другие.

Сила воздействия, воспитательное значение рассказов безграничны. И –

самое главное – они пробуждают у детей уверенность, что иначе быть не

может. Только так, смело и ответственно, должен поступать

каждый человек.

Детские книги – необходимые советчики во всем многообразном и

сложном процессе воспитания детей.

Каждый воспитатель знает, сколько настойчивости и терпения требуется,

чтобы ребенок ел сам, одевался сам. А вот при чтении книги

Я.Акимова «Неумейка» такой ребенок видит себя во всей неприглядности.

Эти стихи могут подействовать на малыша больше, чем уговоры и наказания.

Ребенку необходим прямой и яркий пример для подражания, нужна

книга, в которой говориться, как нужно поступать. Это произведения

А.Барто «Вовка – добрая душа», В.Маяковского «Что такое хорошо, а что

такое плохо», А.Гайдара «Сказка о военной тайне», В. Тайца, В.Осеевой

«Волшебное слово», В.Носова «На горке» и другие.

Дети все разные, у них разные развлечения, интересы, мысли, чувства,

желания, жизненный опыт. Но каждый из них, так или иначе, связан с

природой. Дети смотрят на деревья, цветы, но это еще не значит, что они

понимают их значимость. Их нужно ввести в мир природы, сделать его

понятным, интересным, близким, необходимым. Дети не злые. Но я хочу

рассказать об одном случае. Один мальчик ловил на полянке бабочек

и запихивал их в спичечный коробок. На вопрос ему столько бабочек

ответил, что они нужны ему для цирка, что он дрессировщик. Мальчик

зажимал крылья бабочек пальцами и считал до 10, потом подбрасывал

бабочку – бабочка вспархивала, но не взлетала и медленно садилась на его

ладонь. Она вообще больше не могла летать, своей «дрессировкой» мальчик

стер пыльцу с крыльев бабочки.

– И сколько же их у тебя?

– Да вот, уже 5! – и с гордостью показал.

Мальчик, конечно, не знал что, делая все это, приносит непоправимый

вред. Он просто не представлял, как надо вести себя с природой. Для того,

чтобы дети научились подлинной, разумной любви к природе, ко всему

живому нам помогают книги, рассказы и сказки о природе.

Великим мастером рассказов о природе был В.Бианки. В каждом из его

произведений много нового для ребят. Это такие произведения как «Лесные

домишки», «Аришка–трусишка», «Купание медвежат» и другие. Все эти

рассказы и сказки полны не только сведениями о природе, но и добротой,

ненавязчивой поучительностью.

Много «ценного» материала о природе и о добром отношении к ней

можно взять из произведений Н.Сладкова, Г.Скребицкого, Н.Дурова,

Г.Снегирева. Увидеть красоту природы помогут детям произведения

классиков – стихи А.Пушкина, С.Есенина, Ф.Тютчева.

Книги о труде взрослых побуждают у детей любопытство, интерес,

уважение, желание помочь, быть похожими. Очень ценны для воспитания

этих нравственных качеств у детей книги С.Я. Маршака «Как печаталась

ваша книга» и другие.

И, конечно, самые большие возможности в воспитании у

детей положительных эмоций – у сказок.

В каждой сказке положена граница между добром и злом. Они

непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе, и всегда побеждает

добро. Идея победы добра над злом вынашивалась, рождалась вместе с

возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его

развитием, потому, что пронизана надеждой человечества в торжество

добрых начал. А вера в это подкреплено временем. Потому так

сильно воздействие сказки на внутренний мир ребёнка.

Если добрая девочка из сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович»

попадает в колодец к Морозу и он награждается ее серебром да

бриллиантами за труд и заботу о нем, то ленивую завистливую девочку

«награждает» только ледяной сосулькой, что является наказанием за лень и

грубость.

Русская народная бесхитростная сказка, «Репка» переходит из поколения

в поколение. Её пересказывают дети и взрослые, показывают в театре. Она

привлекает к себе внимание тем, что дед вырастил очень большую репку, а

маленькая мышка помогла вытащить её из земли – так понимают сказку

малыши.

Через сказки идет воспитание у детей доброты, послушания,

переживания за судьбы героев.

Большое воспитательное влияние оказывают сказки А.С.Пушкина

«Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», сказки

Г.Х.Андерсена… и мн. др.авторов.

Уничтожать и побеждать самое страшное зло нравиться маленьким детям

и это безоговорочно убеждает их в превосходстве добра. Дети предпочитают

сказочную ситуацию «обычным» потому, что сказочный мир им ближе и

понятнее. Любовь к сказкам и счастливая способность верить в сказку даёт

нам, взрослым, возможность сеять в душах детей «вечное», «доброе»…



В раздел образования