Авторы: Серёгина Наталья Михайловна, Наталья Михайловна Серёгина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 40 "Дружба"
Населённый пункт: город Пятигорск Ставропольского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование перфокарт в работе с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Использование перфокарт в работе с детьми дошкольного возраста
Пояснительная записка
В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется
не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти
знания самому и оперировать ими.
Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей
использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей
эффективного обучения. Одним из таких путей, интенсивно развивающим детское
познание является моделирование.
Моделирование– это попытка задействовать для решения познавательных
задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с
детьми состоит в том, что:
- наглядное моделирование вызывает у детей интерес;
-облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует
приемы работы с памятью;
Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Заключается он
в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей,
которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые
свойства и связи того или иного объекта.
Одним из видов моделей являются перфокарты.
Использование
перфокарт
позволяет
реализовать
индивидуально-
дифференцированный подход, адекватно и оперативно оценивать уровень
усвоения программного материала, реализовать вариативность заданий. Ребенок
сам выполняет задание и видит результат своей деятельности.
Основной вид детей дошкольного возраста – игра. Использование дидактических
игр с перфокартами делает процесс обучения интересным и занимательным,
создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в
усвоении учебного материала.
Перфокарта– это индивидуальная однородная карточка с заданием или
согнутая пополам с чистым листком бумаги внутри. Снаружи карточки находятся
окошки для записей ответов детей. Содержание перфокарт может быть любым, в
зависимости от того, какую цель преследует педагог, каков возраст детей, уровень
их развития.
Перфокарты легки в изготовлении и применении, понятны и доступны
детскому мышлению. Преимущество перфокарт перед простой карточкой-
заданием – многократное использование.
Методические рекомендации
Перфокарты предназначены для детей старшего дошкольного возраста и могут
быть использованы:
-воспитателями
ДОУ
в
рамках
непосредственной
образовательной
деятельности на подгрупповых и индивидуальных занятиях,
-в рамках образовательной деятельности в режимных моментах,
-воспитателями и родителями дошкольников самостоятельной деятельности в
детском саду и дома.
Использование
перфокарт
удобно
для
закрепления
пройденного
материала. Они экономят время. Очень эффективны перфокарты для проверки
знаний детей при диагностировании, так как позволяют оперативно проверять и
отслеживать качество усвоения материала.
Руководство деятельностью детей:
Необходимо заинтересовывать детей предстоящей деятельностью, создать
элементарную проблемно – поисковую ситуацию, объяснить правила игры,
познакомить
с
общими
способами
действий,
стимулировать
проявления
самостоятельности, поощрять стремление детей достичь результата.
При работе с перфокартами можно использовать разные варианты:
1. Чистый лист подкладывается под «перфокарту», а ребенок вписывает ответ.
2. Педагог заранее подкладывает под «перфокарту» лист бумаги с неправильно
выполненным заданием, а ребёнок ищет ошибки.
Индивидуальные задания, которые заключены в перфокартах, направлены
на
развитие
творческих
способностей,
логического
мышления,
умения
рассуждать.
Они
позволяют
формировать
важные
качества
личности
–
самостоятельность, наблюдательность, сообразительность.
Данные дидактические пособия учитывают современные педагогические
технологии,
способствуют
активизации
деятельности
дошкольников,
индивидуализации обучения и воспитания.
Дидактические игры с перфокартами имеют развивающее, обучающее и
воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность.