Автор: Куприна Лариса Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "киреевский центр образования №2"
Населённый пункт: город Киреевск, Тульская область
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Консультация
для
родителей
«Cовременные
здоровьесберегающие
технологии, используемые в детском саду»
«Здоровье - всему голова», - гласит народная мудрость. Быть здоровым - это
естественное
стремление
человека. В настоящее время одной из наиболее
важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить
здорового
ребенка
–
вот
самое
главное,
что
необходимо
сделать
нам,
педагогам
и
родителям.
Полноценное
физическое
развитие
и
здоровье
ребенка – это основа формирования личности. Физическое здоровье детей
неразрывно
связано
с
их
психическим
здоровьем,
эмоциональным
благополучием.
Ведь
всем
известно:
«Здоровый
ребенок
–
успешный
ребенок!»
Медицинская диагностика состояния здоровья детей показала
высокий уровень распространенности хронических заболеваний, нарушения
осанки и сколиоза, а также простудных респираторных заболеваний. Всё это
вызывает потребность углубленно заниматься оздоровлением детей. Педагоги
нашего дошкольного образовательного учреждения всё чаще в своей работе
применяют как традиционные, так и нетрадиционные здоровьесберегающие
технологии. Здоровьесберегающие технологии в
дошкольном образовании определяются как технологии, направленные на
решение
приоритетной
задачи
современного
дошкольного
образования,
задачи
сохранения,
поддержания
и
обогащения
здоровья
субъектов
педагогического процесса в детском саду, прежде всего детей, педагогов,
родителей. Основные цели и задачи, которые ставим перед собой:
— обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья;
—
сформировать
у
ребенка
необходимые
знания,
умения,
навыки
по
здоровому образу жизни;
— научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
— принцип «не навреди»;
— принцип сознательности и активности;
— непрерывности здоровьесберегающего процесса;
— систематичности и последовательности;
— принцип доступности и индивидуальности;
— всестороннего и гармоничного развития;
— системного чередования нагрузок и отдыха;
— постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
— возрастной активности здоровьесберегающего процесса.
Существуют
десять
золотых
правил
здоровьесбережения,
которые
все
должны знать:
Соблюдайте режим дня!
Обращайте больше внимания на питание!
Больше двигайтесь!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добра!
Рассмотрим здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни
является
прогулка.
Для
того,
чтобы
прогулка
давала
эффект,
меняется
последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера
предыдущего занятия и погодных условий. Прогулка – один из важнейших
режимных моментов, во время, которого дети могут в достаточной степени
реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого
служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника.
Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков
и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес,
формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что
так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта. Разнообразные
игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и
бл а го п р и я т н о
в л и я ют
н а
э м о ц и о н а л ь н о е
с о с т оя н и е
д е т е й .
Безусловно,
особое
значение
в
воспитании
здорового
ребёнка
в
нашем
дошкольном
учреждении
придаётся
развитию
движений
и
физической
культуры
на
физкультурных
занятиях.
Именно
поэтому
используются
разнообразные
варианты
проведения
физкультурных
занятий:
занятия
по
традиционной схеме; занятия, состоящие из набора подвижных игр большой,
средней
и
малой
интенсивности;
занятия-соревнования,
где
дети
в
ходе
р а з л и ч н ы х
э с т а ф е т
д в у х
ко м а н д
в ы я в л я ю т
п о б е д и т е л е й .
Одним
из
важнейших
компонентов
укрепления
и
оздоровления
детского
организма,
а
также
организации
двигательного
режима
ребёнка,
направленного
на
поднятие
эмоционального
и
мышечного
тонуса
детей,
является
утренняя
гимнастика.
Ежедневное
выполнение
физических
упражнений
под
руководством
взрослого
способствует
проявлению
определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку
начинать
день
с
утренней
гимнастики.
Утренняя
гимнастика
постепенно
вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание,
усиливает
кровообращение,
содействует
обмену
веществ,
вызывает
потребность
в
кислороде,
помогает
развитию
правильной
осанки.
С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным
сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и
поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в
д е т с к о м
с а д у
п р о в о д я т с я
ф и з к у л ь т м и н у т к и .
Физкультминутки
повышают
общий
тонус,
моторику,
способствуют
тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память,
создают
положительный
эмоциональный
настрой
и
с нима ют
психоэмоциональное
напряжение.
Длительность
составляет
3-5
минут.
Наряду
с
различными
оздоровительными
мероприятиями
в
дошкольном
учреждении проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает
улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует
п р о ф и л а к т и к е
н а р у ш е н и й
о с а н к и
и
с т о п ы .
Ходьба по массажным дорожкам, массажным коврикам. Массажная дорожка
состоит из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Дети
занимаются босиком, это способствует формированию стопы и укреплению
о р г а н и з м а
д е т е й .
Дыхательная
гимнастика.
От
правильного
дыхания
во
многом
зависит
здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные
упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо — и кровообращение в легких,
снижают
спазм
бронхов
и
бронхиол,
улучшают
их
проходимость,
способствуют
выделению
мокроты,
тренируют
умение
произвольно
управлять
дыханием,
формируют
правильную
биомеханику
дыхания,
осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.
М е т о д и к а
п р и м е н е н и я
д ы х а т е л ь н ы х
у п р а ж н е н и й :
Вдох через нос, выдох через рот в сомкнутые трубочкой губы, сочетать
дыхательные упражнения с общеразвивающими упражнениями, формировать
д ы х а н и е
с м е ш а н н о г о
т и п а .
Также используются такие формы здоровьесберегающих технологий, как:
релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния
детей
и
целей,
педагог
определяет
интенсивность
технологии.
Для
всех
возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку
( Ч а й к о в с к и й ,
Р а х м а н и н о в ) ,
з в у к и
п р и р о д ы .
Гимнастика
пальчиковая
–
с
младшего
возраста
индивидуально
либо
с
подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми
проблемами.
Проводится
в
любой
удобный
отрезок
времени
(в
любое
у д о б н о е
в р е м я ) .
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в
зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.
Рекомендуется
использовать
наглядный
материал,
показ
педагога.
Сказкотерапия
используется
для
психо-терапевтической
и
развивающей
работы.
Сказку
может
рассказывать
взрослый,
либо
это
может
быть
г р у п п о в о е
р а с с к а з ы в а н и е .
Технологии
музыкального
воздействия
используется
в
каче стве
вспомогательного
средства,
как
часть
других
технологий,
для
снятия
н а п р я ж е н и я ,
п о в ы ш е н и я
э м о ц и о н а л ь н о г о
н а с т р о я .
Занятия
из
серии «Здоровье сберегу – сам себе я помогу». Как бы много
воспитатели и родители ни делали для здоровья наших детей, результат будет
недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребенка. Он
может многое сделать для себя самого, нужно только научить его этому. Для
этого у нас проводятся занятия по познанию и индивидуальная работа по
следующим темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза - орган зрения»,
и
т.д. Активный
отдых.
При
проведении
досугов,
праздников
все
дети
приобщаются
к
непосредственному
участию
в
различных
состязаниях,
соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом
дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта
раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом
используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно
овладели,
поэтому
у
детей
проявляется
своеобразный
артистизм,
эстетичность в движениях.
Родители - главные воспитатели ребенка. От того, как организован режим дня
ребенка, сколько внимания родители уделяют здоровью ребенка, зависит его
настроение, психологический комфорт. Здоровый образ жизни ребенка, к
которому его приучают в детском саду, может поддерживаться ежедневно
дома, и закрепляться, либо - не находить поддержку, тогда информация,
полученная ребенком, будет для него тягостной и лишней.
Педагоги, врачи, родители, все хотят, чтобы наши дети учились хорошо,
становились с каждым годом сильнее, вырастали и выходили в большую
жизнь
людьми
не
просто
знающими,
но
и
здоровыми.
Ведь
здоровье
-
бесценный дар!