Напоминание

"Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ"


Автор: Куприна Лариса Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "киреевский центр образования №2"
Населённый пункт: город Киреевск, Тульская область
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация

для

родителей

«Cовременные

здоровьесберегающие

технологии, используемые в детском саду»

«Здоровье - всему голова», - гласит народная мудрость. Быть здоровым - это

естественное

стремление

человека. В настоящее время одной из наиболее

важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить

здорового

ребенка

вот

самое

главное,

что

необходимо

сделать

нам,

педагогам

и

родителям.

Полноценное

физическое

развитие

и

здоровье

ребенка – это основа формирования личности. Физическое здоровье детей

неразрывно

связано

с

их

психическим

здоровьем,

эмоциональным

благополучием.

Ведь

всем

известно:

«Здоровый

ребенок

успешный

ребенок!»

Медицинская диагностика состояния здоровья детей показала

высокий уровень распространенности хронических заболеваний, нарушения

осанки и сколиоза, а также простудных респираторных заболеваний. Всё это

вызывает потребность углубленно заниматься оздоровлением детей. Педагоги

нашего дошкольного образовательного учреждения всё чаще в своей работе

применяют как традиционные, так и нетрадиционные здоровьесберегающие

технологии. Здоровьесберегающие технологии в

дошкольном образовании определяются как технологии, направленные на

решение

приоритетной

задачи

современного

дошкольного

образования,

задачи

сохранения,

поддержания

и

обогащения

здоровья

субъектов

педагогического процесса в детском саду, прежде всего детей, педагогов,

родителей. Основные цели и задачи, которые ставим перед собой:

— обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья;

сформировать

у

ребенка

необходимые

знания,

умения,

навыки

по

здоровому образу жизни;

— научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

— принцип «не навреди»;

— принцип сознательности и активности;

— непрерывности здоровьесберегающего процесса;

— систематичности и последовательности;

— принцип доступности и индивидуальности;

— всестороннего и гармоничного развития;

— системного чередования нагрузок и отдыха;

— постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

— возрастной активности здоровьесберегающего процесса.

Существуют

десять

золотых

правил

здоровьесбережения,

которые

все

должны знать:

Соблюдайте режим дня!

Обращайте больше внимания на питание!

Больше двигайтесь!

Спите в прохладной комнате!

Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

Гоните прочь уныние и хандру!

Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

Желайте себе и окружающим только добра!

Рассмотрим здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни

является

прогулка.

Для

того,

чтобы

прогулка

давала

эффект,

меняется

последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера

предыдущего занятия и погодных условий. Прогулка – один из важнейших

режимных моментов, во время, которого дети могут в достаточной степени

реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого

служат подвижные игры и физические упражнения на улице.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника.

Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков

и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес,

формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что

так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта. Разнообразные

игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и

бл а го п р и я т н о

в л и я ют

н а

э м о ц и о н а л ь н о е

с о с т оя н и е

д е т е й .

Безусловно,

особое

значение

в

воспитании

здорового

ребёнка

в

нашем

дошкольном

учреждении

придаётся

развитию

движений

и

физической

культуры

на

физкультурных

занятиях.

Именно

поэтому

используются

разнообразные

варианты

проведения

физкультурных

занятий:

занятия

по

традиционной схеме; занятия, состоящие из набора подвижных игр большой,

средней

и

малой

интенсивности;

занятия-соревнования,

где

дети

в

ходе

р а з л и ч н ы х

э с т а ф е т

д в у х

ко м а н д

в ы я в л я ю т

п о б е д и т е л е й .

Одним

из

важнейших

компонентов

укрепления

и

оздоровления

детского

организма,

а

также

организации

двигательного

режима

ребёнка,

направленного

на

поднятие

эмоционального

и

мышечного

тонуса

детей,

является

утренняя

гимнастика.

Ежедневное

выполнение

физических

упражнений

под

руководством

взрослого

способствует

проявлению

определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку

начинать

день

с

утренней

гимнастики.

Утренняя

гимнастика

постепенно

вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание,

усиливает

кровообращение,

содействует

обмену

веществ,

вызывает

потребность

в

кислороде,

помогает

развитию

правильной

осанки.

С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным

сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и

поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в

д е т с к о м

с а д у

п р о в о д я т с я

ф и з к у л ь т м и н у т к и .

Физкультминутки

повышают

общий

тонус,

моторику,

способствуют

тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память,

создают

положительный

эмоциональный

настрой

и

с нима ют

психоэмоциональное

напряжение.

Длительность

составляет

3-5

минут.

Наряду

с

различными

оздоровительными

мероприятиями

в

дошкольном

учреждении проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает

улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует

п р о ф и л а к т и к е

н а р у ш е н и й

о с а н к и

и

с т о п ы .

Ходьба по массажным дорожкам, массажным коврикам. Массажная дорожка

состоит из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Дети

занимаются босиком, это способствует формированию стопы и укреплению

о р г а н и з м а

д е т е й .

Дыхательная

гимнастика.

От

правильного

дыхания

во

многом

зависит

здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные

упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо — и кровообращение в легких,

снижают

спазм

бронхов

и

бронхиол,

улучшают

их

проходимость,

способствуют

выделению

мокроты,

тренируют

умение

произвольно

управлять

дыханием,

формируют

правильную

биомеханику

дыхания,

осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.

М е т о д и к а

п р и м е н е н и я

д ы х а т е л ь н ы х

у п р а ж н е н и й :

Вдох через нос, выдох через рот в сомкнутые трубочкой губы, сочетать

дыхательные упражнения с общеразвивающими упражнениями, формировать

д ы х а н и е

с м е ш а н н о г о

т и п а .

Также используются такие формы здоровьесберегающих технологий, как:

релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния

детей

и

целей,

педагог

определяет

интенсивность

технологии.

Для

всех

возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку

( Ч а й к о в с к и й ,

Р а х м а н и н о в ) ,

з в у к и

п р и р о д ы .

Гимнастика

пальчиковая

с

младшего

возраста

индивидуально

либо

с

подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми

проблемами.

Проводится

в

любой

удобный

отрезок

времени

любое

у д о б н о е

в р е м я ) .

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в

зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.

Рекомендуется

использовать

наглядный

материал,

показ

педагога.

Сказкотерапия

используется

для

психо-терапевтической

и

развивающей

работы.

Сказку

может

рассказывать

взрослый,

либо

это

может

быть

г р у п п о в о е

р а с с к а з ы в а н и е .

Технологии

музыкального

воздействия

используется

в

каче стве

вспомогательного

средства,

как

часть

других

технологий,

для

снятия

н а п р я ж е н и я ,

п о в ы ш е н и я

э м о ц и о н а л ь н о г о

н а с т р о я .

Занятия

из

серии «Здоровье сберегу – сам себе я помогу». Как бы много

воспитатели и родители ни делали для здоровья наших детей, результат будет

недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребенка. Он

может многое сделать для себя самого, нужно только научить его этому. Для

этого у нас проводятся занятия по познанию и индивидуальная работа по

следующим темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза - орган зрения»,

и

т.д. Активный

отдых.

При

проведении

досугов,

праздников

все

дети

приобщаются

к

непосредственному

участию

в

различных

состязаниях,

соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом

дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта

раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом

используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно

овладели,

поэтому

у

детей

проявляется

своеобразный

артистизм,

эстетичность в движениях.

Родители - главные воспитатели ребенка. От того, как организован режим дня

ребенка, сколько внимания родители уделяют здоровью ребенка, зависит его

настроение, психологический комфорт. Здоровый образ жизни ребенка, к

которому его приучают в детском саду, может поддерживаться ежедневно

дома, и закрепляться, либо - не находить поддержку, тогда информация,

полученная ребенком, будет для него тягостной и лишней.

Педагоги, врачи, родители, все хотят, чтобы наши дети учились хорошо,

становились с каждым годом сильнее, вырастали и выходили в большую

жизнь

людьми

не

просто

знающими,

но

и

здоровыми.

Ведь

здоровье

-

бесценный дар!



В раздел образования