Напоминание

Реализация программы по финансовой грамотности


Автор: Куприянова Ольга Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №65 Бусинка г. Воркуты
Населённый пункт: КОМИ РЕСПУБЛИКА, ВОРКУТА
Наименование материала: Статья
Тема: Реализация программы по финансовой грамотности
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Нажить много денег — храбрость;

сохранить их — мудрость,

а умело расходовать их — искусство»

Бертольд Авербах

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста –

сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая

грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от

ребенка дошкольного возраста.

Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере

финансов, начиная со старшего дошкольного возраста. Полученные знания

помогут избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения

финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой

безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Для того, чтобы ребенок знал и понимал элементарные основы финансовой

грамотности, необходимо финансовое просвещение детей в детских садах.

Как все - таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей?

Изучая методические материалы по данной теме, нас заинтересовала

программа «Дошкольник и экономика» Анны Демьяновны Шатовой. Мы

решили более подробно ее изучить и опробовать на занятиях с детьми.

Цель данной программы — приобщение дошкольника к экономической

действительности как условие становления ценностных ориентации и

установок.

Программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста и

построена на принципе комплексного подхода к развитию личности

дошкольника,

предусматривая

тесную

связь

этического,

трудового

и

экономического воспитания.

Работа по формированию у детей основ финансовой грамотности составлена

на совместной деятельности участников образовательного процесса по

следующему принципу: педагог-воспитанник - родители.

Схема педагог-воспитанник включает в себя такие формы совместной

деятельности взрослого и детей, как игровая, продуктивная, познавательно-

исследовательская деятельность, чтение художественной литературы.

Система нашей работы по программе «Дошкольник и экономика» состоит из

четырех разделов связанных между собой задачами и содержанием «Труд —

продукт», «Реклама», «Деньги», «Полезные навыки и привычки в быту».

Во время работы над первым разделом «Труд - продукт» дети знакомятся с

профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как

результат труда людей. В рамках работы над данным разделом был

реализован проект «Все профессии важны».

В ходе проекта ребята узнали, что результатом труда людей является продукт

— полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар

готовит обед, художник пишет картину, парикмахер стрижет людей и т. п.).

Работая над вторым разделом программы «Деньги» был реализован проект

«Поговорим о деньгах». Дети узнали, что такое деньги и зачем они нужны.

Оказывается, что в каждой стране свои деньги. В России — рубли.

Иностранные деньги называют по-разному: доллар, евро, юань, фунт

стерлингов, швейцарский франк. За свой труд взрослые получают деньги, а

деньги в свою очередь определяют достаток семьи, ее материальное

благополучие. Прежде, чем что-либо приобрести, необходимо подумать,

хватит ли денег на покупку. Свои знания о деньгах дети отразили в лэпбуке,

который помогли изготовить родители воспитанников.

Лэпбук – прекрасное

красочное пособие, которое пользуется спросом и в самостоятельной

деятельности воспитанников. На занятиях по познавательному развитию

решали

арифметические

задачи:

«Сколько

всего»;

«Отправляемся

в

магазин»; «Задачи на сложение» и др.

Чтение стихов, сказок, заучивание

пословиц и поговорок помогают воспитать у детей лучшие моральные

качества.

Логические

задачи,

задачи-шутки

способствуют

лёгкому

преодолению пути в познании сложных финансовых явлений, увеличивают

интерес ребенка к финансовым знаниям.

В третьем блоке программы дети познакомились с особенностями такого

социального явления, как реклама.

Основной

задачей образовательной работы

по

данному

блоку

было

воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе. Мы

объясняли детям, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты,

ни накоплений), но и не нужно. Дошколятам очень понравилось создание

собственной рекламы (в форме рисунков, разнообразных игр, в стихах.) на

темы: «Если бы у меня было свое дело…», «Народные промыслы», «Моя

любимая игрушка».

Последний блок называется «Полезные навыки и привычки в быту — тоже

экономика». Здесь дети набирают навыки бережного отношения ко всему,

что их окружает: игрушки, вода, свет, вещи и т.д.

Работа над данным блоком предполагает создание предпосылок для

формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние

на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения (не

жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями,

материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду, относиться

к вещам и продуктам с уважением). Знакомство детей с потребностями

происходило в процессе образовательной деятельности, например: «Что

такое

потребность»,

«Как

жили

первобытные

люди,

и

каковы

их

потребности», «Потребности современного человека», «Семейный бюджет».

Блок

свободной

самостоятельной

деятельности

детей

наполнен

образовательным содержанием за счет создания предметно развивающей

среды. Например,

сюжетно-ролевые игры «Банк», «Магазин игрушек»,

«Город мастеров». «Семья», «Аукцион»; настольно-дидактические игры:

«Монетки и конфетки», «Менеджер», которые обеспечивают широкий выбор

деятельности для самих детей, соответствуют их интересам.

К знакомству детей с экономической азбукой необходимо подключать

родителей. С целью родительского просвещения были проведены беседы:

«Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?», «Влияние дидактических

игр на экономическое развитие дошкольников», консультации: «Правила

карманных

денег»,

«Дети

должны

знать

цену

деньгам»,

оформлен

информационный уголок.

В рамках проекта «Все профессии важны»

родители воспитанников приняли активное участие в конкурсе «Очень

интересные

разные

профессии»

и

вместе

со

своими

детьми

стали

победителями в номинациях: Фотоколлаж «Все профессии важны…» и

Творческие работы «Профессий много в мире есть… ».

В рамках реализации программы проводится мониторинг уровня финансовой

грамотности. Его цель: определение уровня финансовой грамотности детей

старшего дошкольного возраста; эффективность работы программы по

повышению уровня финансовой грамотности старших дошкольников через

различные формы обучения и в повседневной жизни. Для этого нами была

разработана диагностика на основе программы А. Д. Шатовой «Дошкольник

и экономика».

Результат

нашего

опыта

показал

положительную

динамику

уровня

сформированности основ финансовой грамотности у дошкольников.

По завершению изучения программы «Дошкольник и экономика» дети:

- имеют представления об элементарных экономических понятиях;

- адекватно ведут себя в окружающем предметном мире, в социальном

окружении;

- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают

родители, как ведут хозяйство и т. д.).

Формирование

экономического

сознания

приближает

дошкольника

к

реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, формирует деловые

качества личности.

Наши воспитанники стали победителями во всероссийских викторине и

олимпиаде «Основы финансовой грамотности».

Мы считаем, что данная система работы положительно воздействует на

формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической

культуры

у

дошкольников.

Эта

работа

позволяет

активизировать

познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные

качества.



В раздел образования