Напоминание

Реализация программы по финансовой грамотности


Автор: Зеленская Светлана Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС 11 "Колокольчик"
Населённый пункт: Краснодарский край, станица Брюховецкая
Наименование материала: Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Экскурсия в Музей денег»
Тема: Реализация программы по финансовой грамотности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка образовательной деятельности по теме:

«Экскурсия в Музей денег»

Разработала:

воспитатель Зеленская Светлана Петровна

МАДОУ ДС № 11 «Колокольчик»

Возраст воспитанников: старшая группа (5-6 лет)

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-

коммуникативное развитие.

Цель: Формировать основы финансовой грамотности.

Задачи:

- актуализировать имеющиеся знания детей о деньгах;

- дать представления об «эволюции» денег и их историей;

- активизировать словарь детей - деньги, рубль, гривна, монета, купюра, бартер и др.

- формировать представление о временных периодах (прошлое настоящее, будущее);

- упражнять в заполнение временной ленты («река времени»),

-развивать

психические

процессы:

внимание,

память,

мышление,

умение

анализировать, делать выводы

Материалы: музейные предметы: ракушки, монеты, перья, шкурки норки, бусины,

зерна кофе, пластиковые карты, иллюстрации старинных монет, слитков, бумажных денег,

клей-карандаш, цветные карандаши, игрушечные банкноты.

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к

деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание

детей/примечание

Воспитатель привлекает внимание детей.

Воспитатель: Доброе утро ребята!

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

(Помощник роняет банку, в ней звон монет)

Воспитатель: Ой, что-то упало. Мне кажется что-то

зазвенело, что это может быть, как вы думаете?

- Проверим?

- Скажите, вы знаете какие это деньги?

(воспитатель подведет итог, что это современные

деньги)

- Ребята, а сможем ли мы с вами заполнить этими

монетками нашу «реку времени»? Как вы думаете

почему?

- Что вы знаете о деньгах?

- А чтобы вы хотели узнать о деньгах, а что нам

необходимо узнать, чтобы наполнить «реку времени»?

Воспитатель

фиксирует

варианты

на

доске

мелом(как появились деньги, как их делают, как они

Дети делают предположения,

выслушать всех

(открыли-там монеты разных

достоинств)

Дети: монетки

Дети: нет

Размышления детей

Правильно, этих денег мало, нужны

разных времен.

Варианты детей: ……..

Какие деньги бывают? Какие деньги

удобнее?

Как

делают

деньги?

Как

менялись деньги? Какие деньги будут в

будущем?

менялись)

- Где или как мы можем пополнить свои знания?

- Чтобы больше узнать о деньгах, мы отправимся

сегодня с вами в музей, но не простой, а именно в

музей денег в город Феодосия. Этот город находиться

в Крыму, у самого Черного моря, и там есть самый

настоящий музей денег.

-Но мы сейчас в детском саду, а нам нужно как можно

быстрее попасть в музей, как нам это сделать, на чем

отправимся? Может быть придумаем что ни будь из

будущего?

Предположения детей

Дети обсуждают варианты

Дети предлагают варианты (шар,

ковер-самолет, портал)

-Отличная идея -портал, сейчас мы с

вами в него войдем и окажемся в музее

денег.

Дети проходят через тоннель (портал)

2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание

детей/примечание

Пока детей проходят, воспитатель произносит слова и

«перевоплощается» в экскурсовода.

Вот собрали мы друзей

И отправимся в музей.

Нам в музее интересно,

Что увидим неизвестно

Станем всё мы изучать

Будем всё запоминать

Воспитатель: Добрый день ребята.

Сегодня я ваш

экскурсовод.

Воспитатель: Приглашаю пройти к первой экспозиции.

Экспозиция:

1.

Товарообмен (древность):

Экскурсовод:

- Посмотрите ребята, что вы видите на первой

экспозиции?

-Как вы думаете, почему в музее денег, оказались

ракушки?

- Вы что-то знаете о появлении денег ребята?

- Как в древности люди могли себе что-то купить? Или

что-то продать?

Останавливаемся перед

экспонатами.

Дети: Перышко, ракушки, мех

Варианты ответов детей

Воспитатель: Все правильно, в

древние времена люди не знали, что

такое деньги. Они просто

обменивались различными

предметами. Так, например, племена

скотоводов с незапамятных времен

использовали в качестве денег скот.

У разных народов были свои

предметы, служившие им в качестве

денег. Например: В Мексике

деньгами были какао-бобы, в Канаде,

Аляске и Сибири древние предки

использовали в качестве денег

шкурки ценных зверей.

Игра «Чудесный мешочек» (в мешочках лежат

фасоль, зерно, рис и тд.)

-Ребята, обратите внимание, у нас на столе лежат

мешочки. Предлагаю вам подойти, пощупать и угадать,

что в них может храниться.

Давайте откроем и посмотрим.

-Как вы думаете, могло ли все это служить деньгами?

Обмен одной вещи на другую называется бартер.

(просит детей повторить это слово)

- Давайте подумаем, удобны ли было пользоваться

такими деньгами? Представьте, идет древний человек

на рынок, а под мышкой держит быка или корову, а

может, большую слоновую кость или мешок камней.

(предлагает имитировать движения)

- Это удобно?

-Да, это неудобно.

- Поэтому люди стали искать способ, как сделать так,

чтоб было удобно платить.

2. Переходят ко второму экспонату – слитки.

- Обратите внимание на этот экспонат, что это?

- Это золотые и серебряные слитки. Слиток — это

форма для хранения драгоценного металла. Но позже и

такие деньги стали неудобными. И вот со временем,

когда люди научились работать с металлом, стали

появляться металлические монеты.

3. Переходим к третьей экспозиции - первые монеты

и купюры (старина):

-Что вы видите? Посмотрите, они отличаются от

современных монет? Чем? Давайте их хорошенько

рассмотрим.

-Такие монеты стали быстро распространяются по

всему миру. Это можно легко объяснить, т. к. такие

монеты было удобно хранить, перевозить, носить с

собой.

Монеты

имеют

большую

стоимость

при

небольшом объеме и весе.

- В нашей стране, в России, первые монеты назывались

гривна – серебряный слиток. Гривну можно было

рубить на части, отсюда и появилось название – рубль.

При царе – Иване Грозном появились монеты с

изображением, всадник на коне, с копьем в руках.

Такие монеты люди стали называть - копейки. От слова

копье – копейка.

- При появлении монет стало легче расплачиваться на

месте, но купцам, возившим товар из далека, возить с

собой большое количество было не просто не удобно, а

даже опасно. Как ни прячь, разбойники и грабители

сразу его найдут. Именно поэтому люди придумали

другие деньги – бумажные.

Дети: Да, могут.

Воспитатель: вы умнички, все верно.

Всё это могло служить в качестве

товарных денег.

Дети: нет, не удобно, тяжело, много

не донести.

Воспитатель: Вы очень большие

молодцы! Все правильно.

Варианты ответов детей

Дети: неровные края, отсутствие

округлой формы

Воспитатель: правильно ребята, они

отличаются, это первые на Земле

старинные монеты.

Дети размышляют

- Кто из вас знает как их называют?

- Первые деньги из бумаги появились в Китае. А потом

при императрице Екатерине II появились деньги и в

России.

4.

Переходим

к

следующей

экспозиции

-

современный мир (наше время)

-

Мы с вами уже знаем, что деньги у людей появлялись

путём обмена и купли - продажи.

- А каким еще образом можно получить деньги?

-

Ребята, а в настоящее время мы с вами какими

деньгами пользуемся?

- А кто может сказать, что нового появилось в

современном мире денег.

Экскурсовод: Если деньги лежат в кошельке (монеты

или купюры) они у нас в наличии и называются

«наличные деньги».

А если деньги хранятся на

пластиковой карте (показываю пластиковые карты) и

мы расплачиваемся картой, говорят о безналичном

расчете

- Давайте разберемся всегда ли удобно пользоваться

картой?

Игра «Хорошо – плохо»

1.Пришли в магазин, а интернета нет - нельзя

использовать карту - плохо.

2. Нужно совершить крупную покупку, необходима

большая сумма денег, нести опасно и тяжело – карта

хорошо.

3. Другу срочно нужны деньги, он далеко от вас-можно

переслать – карта хорошо.

Экскурсовод:

Ребята,

мы

с

вами

обсудили

положительные и отрицательные стороны пластиковой

карты. А как же нам достоверно узнать, что удобнее

пользоваться купюрами или монетами?

-Предлагаю

это

проверить

опытным

путем.

Как

настоящие исследователи, мы будем делать записи всех

наших результатов на доске: разделим ее на 2 части -

монеты и купюры.

1. Эксперимент «Что крепче?»

Возьмите каждый по одной купюре и одной монетке и

попробуйте их повредить.

Какой вывод можно сделать? - Бумага мнётся, рвется;

монета – нет

-На доске напротив монеты ставим фишку - магнит,

здесь монета показала лучшие качества.

2. Эксперимент «Деньги и вода»

Предлагаю проверить, что произойдет если положить

Дети: купюры, банкноты.

Дети: заработать, родители ходят

на работу, и получают зарплату.

Воспитатель: Правильно, за работу.

Люди позже додумались за

выполненную работу брать деньги.

Получается, деньги стали не только

средством покупки каких – либо

вещей, но и оплатой результата труда

людей. Поэтому к деньгам нужно

относиться очень бережно.

Дети: Бумажными, монетами.

Воспитатель: хорошо.

Дети: пластиковые карточки

Дети называют варианты,

высказывают мнения.

Дети пытаются согнуть монетки и

смять купюры.

Дети: Монета лучше. Она не мнётся

и не рвется.

деньги в воду. Что происходит?

-А если она намокнет, что произойдёт?

-А теперь проверим монету. Что с ней произойдёт?

Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте

выигрывает?

3. Эксперимент «Что тяжелее»

-Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.

Как вы думаете?

Возьмите в одну руку монету, в другую - купюру. Что

тяжелее, что легче? Какой вывод сделаем?

Ставим фишку - магнит на доске, где купюры.

4. Эксперимент «Кошелек»

На столе лежат кошельки. Предлагаю взять каждому по

кошельку и положить туда купюру и монету. А теперь

потрясите. Попробуйте перевернуть. Сделаем вывод,

что удобнее хранить в кошельке?

-Ставим фишку – магнит напротив купюр.

А теперь давайте посчитаем количество магнитов.

Экскурсовод: Ребята, на этом наша экскурсия по музею

денег подошла к концу. Надеюсь полученные знания

вам пригодятся. А теперь вам пора возвращаться в

детский сад. До свидания

Дети

по

тоннелю

возвращаются.

Экскурсовод

превращается в воспитателя.

Дети: Она намокает.

Дети: Она может легко порваться.

Дети: С монетой все в порядке,

побеждает монетка.

(На доске напротив монеты ставим

фишку – магнит)

Дети размышляют.

Воспитатель: Вы большие молодцы,

очень здорово получается.

Дети проверяют, исследуют.

Дети: Хранить в кошельке купюры

гораздо удобнее.

Дети: Одинаковое количество фишек у

монет и купюр.

-Совершенно

верно.

По

одним

достоинствам выигрывают монеты, а по

другим - купюры. Какой вывод мы

сделаем?

Дети размышляют.

Воспитатель:

Вы замечательно

справились, как настоящие

исследователи, умнички и умницы!

Возвращаемся через портал.

3 этап: способствуем реализации детского замысла

Содержание

Обратная связь на высказывание

детей/ примечание

Воспитатель: Ребята, как прошла ваша экскурсия?

Я думаю, что теперь вам не составит труда наполнить

«реку

времени»

соответствующими

деньгами:

древность, старина и современность.

Воспитатель:

Ребята, расскажите куда и как вы

распределили деньги и почему?

- А чем заполним будущее?

Дети проходят за столы, выбирают

деньги и заполняют реку времени.

Дети: Ракушки и камешки мы

поместили в раздел - древность,

монеты в раздел старины, монеты,

купюры и банковские карты в раздел

современность

Пластиковые карты

Воспитатель: Здорово. Посмотрите мы

справились?

4

этап:

способствуем

проведению

детской

рефлексии

по

итогам

деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание

детей/ примечание

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, все ли из

того что мы хотели мы узнали?

(рассматривают и анализируют запись на доске)

-Какие деньги появились первыми?

- Как называется обмен товарами? (бартер)

- Как изменились деньги с древних времен?

-Почему люди начали писать цифры на деньгах?

- Мы с вами много узнали о деньгах, а есть ли что-то

что нельзя купить за деньги?

Дети:(металлические,

затем

бумажные)

Дети: бартер

Дети:Были

ракушки

и

т.д,

стали

монеты, купюры.

Дети: Чтоб можно было сосчитать

сколько у тебя денег.

Размышления детей

Воспитатель: Верно, не все можно

купить.

Воспитатель: Вы сегодня постарались, у

вас получилось. Вы умнички!

Вы молодцы ребята, я вами горжусь!



В раздел образования