Автор: Зеленская Светлана Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС 11 "Колокольчик"
Населённый пункт: Краснодарский край, станица Брюховецкая
Наименование материала: Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Экскурсия в Музей денег»
Тема: Реализация программы по финансовой грамотности
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка образовательной деятельности по теме:
«Экскурсия в Музей денег»
Разработала:
воспитатель Зеленская Светлана Петровна
МАДОУ ДС № 11 «Колокольчик»
Возраст воспитанников: старшая группа (5-6 лет)
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-
коммуникативное развитие.
Цель: Формировать основы финансовой грамотности.
Задачи:
- актуализировать имеющиеся знания детей о деньгах;
- дать представления об «эволюции» денег и их историей;
- активизировать словарь детей - деньги, рубль, гривна, монета, купюра, бартер и др.
- формировать представление о временных периодах (прошлое настоящее, будущее);
- упражнять в заполнение временной ленты («река времени»),
-развивать
психические
процессы:
внимание,
память,
мышление,
умение
анализировать, делать выводы
Материалы: музейные предметы: ракушки, монеты, перья, шкурки норки, бусины,
зерна кофе, пластиковые карты, иллюстрации старинных монет, слитков, бумажных денег,
клей-карандаш, цветные карандаши, игрушечные банкноты.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к
деятельности
Содержание
Обратная связь на высказывание
детей/примечание
Воспитатель привлекает внимание детей.
Воспитатель: Доброе утро ребята!
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
(Помощник роняет банку, в ней звон монет)
Воспитатель: Ой, что-то упало. Мне кажется что-то
зазвенело, что это может быть, как вы думаете?
- Проверим?
- Скажите, вы знаете какие это деньги?
(воспитатель подведет итог, что это современные
деньги)
- Ребята, а сможем ли мы с вами заполнить этими
монетками нашу «реку времени»? Как вы думаете
почему?
- Что вы знаете о деньгах?
- А чтобы вы хотели узнать о деньгах, а что нам
необходимо узнать, чтобы наполнить «реку времени»?
Воспитатель
фиксирует
варианты
на
доске
мелом(как появились деньги, как их делают, как они
Дети делают предположения,
выслушать всех
(открыли-там монеты разных
достоинств)
Дети: монетки
Дети: нет
Размышления детей
Правильно, этих денег мало, нужны
разных времен.
Варианты детей: ……..
Какие деньги бывают? Какие деньги
удобнее?
Как
делают
деньги?
Как
менялись деньги? Какие деньги будут в
будущем?
менялись)
- Где или как мы можем пополнить свои знания?
- Чтобы больше узнать о деньгах, мы отправимся
сегодня с вами в музей, но не простой, а именно в
музей денег в город Феодосия. Этот город находиться
в Крыму, у самого Черного моря, и там есть самый
настоящий музей денег.
-Но мы сейчас в детском саду, а нам нужно как можно
быстрее попасть в музей, как нам это сделать, на чем
отправимся? Может быть придумаем что ни будь из
будущего?
Предположения детей
Дети обсуждают варианты
Дети предлагают варианты (шар,
ковер-самолет, портал)
-Отличная идея -портал, сейчас мы с
вами в него войдем и окажемся в музее
денег.
Дети проходят через тоннель (портал)
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
Содержание
Обратная связь на высказывание
детей/примечание
Пока детей проходят, воспитатель произносит слова и
«перевоплощается» в экскурсовода.
Вот собрали мы друзей
И отправимся в музей.
Нам в музее интересно,
Что увидим неизвестно
Станем всё мы изучать
Будем всё запоминать
Воспитатель: Добрый день ребята.
Сегодня я ваш
экскурсовод.
Воспитатель: Приглашаю пройти к первой экспозиции.
Экспозиция:
1.
Товарообмен (древность):
Экскурсовод:
- Посмотрите ребята, что вы видите на первой
экспозиции?
-Как вы думаете, почему в музее денег, оказались
ракушки?
- Вы что-то знаете о появлении денег ребята?
- Как в древности люди могли себе что-то купить? Или
что-то продать?
Останавливаемся перед
экспонатами.
Дети: Перышко, ракушки, мех
Варианты ответов детей
Воспитатель: Все правильно, в
древние времена люди не знали, что
такое деньги. Они просто
обменивались различными
предметами. Так, например, племена
скотоводов с незапамятных времен
использовали в качестве денег скот.
У разных народов были свои
предметы, служившие им в качестве
денег. Например: В Мексике
деньгами были какао-бобы, в Канаде,
Аляске и Сибири древние предки
использовали в качестве денег
шкурки ценных зверей.
Игра «Чудесный мешочек» (в мешочках лежат
фасоль, зерно, рис и тд.)
-Ребята, обратите внимание, у нас на столе лежат
мешочки. Предлагаю вам подойти, пощупать и угадать,
что в них может храниться.
Давайте откроем и посмотрим.
-Как вы думаете, могло ли все это служить деньгами?
Обмен одной вещи на другую называется бартер.
(просит детей повторить это слово)
- Давайте подумаем, удобны ли было пользоваться
такими деньгами? Представьте, идет древний человек
на рынок, а под мышкой держит быка или корову, а
может, большую слоновую кость или мешок камней.
(предлагает имитировать движения)
- Это удобно?
-Да, это неудобно.
- Поэтому люди стали искать способ, как сделать так,
чтоб было удобно платить.
2. Переходят ко второму экспонату – слитки.
- Обратите внимание на этот экспонат, что это?
- Это золотые и серебряные слитки. Слиток — это
форма для хранения драгоценного металла. Но позже и
такие деньги стали неудобными. И вот со временем,
когда люди научились работать с металлом, стали
появляться металлические монеты.
3. Переходим к третьей экспозиции - первые монеты
и купюры (старина):
-Что вы видите? Посмотрите, они отличаются от
современных монет? Чем? Давайте их хорошенько
рассмотрим.
-Такие монеты стали быстро распространяются по
всему миру. Это можно легко объяснить, т. к. такие
монеты было удобно хранить, перевозить, носить с
собой.
Монеты
имеют
большую
стоимость
при
небольшом объеме и весе.
- В нашей стране, в России, первые монеты назывались
гривна – серебряный слиток. Гривну можно было
рубить на части, отсюда и появилось название – рубль.
При царе – Иване Грозном появились монеты с
изображением, всадник на коне, с копьем в руках.
Такие монеты люди стали называть - копейки. От слова
копье – копейка.
- При появлении монет стало легче расплачиваться на
месте, но купцам, возившим товар из далека, возить с
собой большое количество было не просто не удобно, а
даже опасно. Как ни прячь, разбойники и грабители
сразу его найдут. Именно поэтому люди придумали
другие деньги – бумажные.
Дети: Да, могут.
Воспитатель: вы умнички, все верно.
Всё это могло служить в качестве
товарных денег.
Дети: нет, не удобно, тяжело, много
не донести.
Воспитатель: Вы очень большие
молодцы! Все правильно.
Варианты ответов детей
Дети: неровные края, отсутствие
округлой формы
Воспитатель: правильно ребята, они
отличаются, это первые на Земле
старинные монеты.
Дети размышляют
- Кто из вас знает как их называют?
- Первые деньги из бумаги появились в Китае. А потом
при императрице Екатерине II появились деньги и в
России.
4.
Переходим
к
следующей
экспозиции
-
современный мир (наше время)
-
Мы с вами уже знаем, что деньги у людей появлялись
путём обмена и купли - продажи.
- А каким еще образом можно получить деньги?
-
Ребята, а в настоящее время мы с вами какими
деньгами пользуемся?
- А кто может сказать, что нового появилось в
современном мире денег.
Экскурсовод: Если деньги лежат в кошельке (монеты
или купюры) они у нас в наличии и называются
«наличные деньги».
А если деньги хранятся на
пластиковой карте (показываю пластиковые карты) и
мы расплачиваемся картой, говорят о безналичном
расчете
- Давайте разберемся всегда ли удобно пользоваться
картой?
Игра «Хорошо – плохо»
1.Пришли в магазин, а интернета нет - нельзя
использовать карту - плохо.
2. Нужно совершить крупную покупку, необходима
большая сумма денег, нести опасно и тяжело – карта
хорошо.
3. Другу срочно нужны деньги, он далеко от вас-можно
переслать – карта хорошо.
Экскурсовод:
Ребята,
мы
с
вами
обсудили
положительные и отрицательные стороны пластиковой
карты. А как же нам достоверно узнать, что удобнее
пользоваться купюрами или монетами?
-Предлагаю
это
проверить
опытным
путем.
Как
настоящие исследователи, мы будем делать записи всех
наших результатов на доске: разделим ее на 2 части -
монеты и купюры.
1. Эксперимент «Что крепче?»
Возьмите каждый по одной купюре и одной монетке и
попробуйте их повредить.
Какой вывод можно сделать? - Бумага мнётся, рвется;
монета – нет
-На доске напротив монеты ставим фишку - магнит,
здесь монета показала лучшие качества.
2. Эксперимент «Деньги и вода»
Предлагаю проверить, что произойдет если положить
Дети: купюры, банкноты.
Дети: заработать, родители ходят
на работу, и получают зарплату.
Воспитатель: Правильно, за работу.
Люди позже додумались за
выполненную работу брать деньги.
Получается, деньги стали не только
средством покупки каких – либо
вещей, но и оплатой результата труда
людей. Поэтому к деньгам нужно
относиться очень бережно.
Дети: Бумажными, монетами.
Воспитатель: хорошо.
Дети: пластиковые карточки
Дети называют варианты,
высказывают мнения.
Дети пытаются согнуть монетки и
смять купюры.
Дети: Монета лучше. Она не мнётся
и не рвется.
деньги в воду. Что происходит?
-А если она намокнет, что произойдёт?
-А теперь проверим монету. Что с ней произойдёт?
Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте
выигрывает?
3. Эксперимент «Что тяжелее»
-Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.
Как вы думаете?
Возьмите в одну руку монету, в другую - купюру. Что
тяжелее, что легче? Какой вывод сделаем?
Ставим фишку - магнит на доске, где купюры.
4. Эксперимент «Кошелек»
На столе лежат кошельки. Предлагаю взять каждому по
кошельку и положить туда купюру и монету. А теперь
потрясите. Попробуйте перевернуть. Сделаем вывод,
что удобнее хранить в кошельке?
-Ставим фишку – магнит напротив купюр.
А теперь давайте посчитаем количество магнитов.
Экскурсовод: Ребята, на этом наша экскурсия по музею
денег подошла к концу. Надеюсь полученные знания
вам пригодятся. А теперь вам пора возвращаться в
детский сад. До свидания
Дети
по
тоннелю
возвращаются.
Экскурсовод
превращается в воспитателя.
Дети: Она намокает.
Дети: Она может легко порваться.
Дети: С монетой все в порядке,
побеждает монетка.
(На доске напротив монеты ставим
фишку – магнит)
Дети размышляют.
Воспитатель: Вы большие молодцы,
очень здорово получается.
Дети проверяют, исследуют.
Дети: Хранить в кошельке купюры
гораздо удобнее.
Дети: Одинаковое количество фишек у
монет и купюр.
-Совершенно
верно.
По
одним
достоинствам выигрывают монеты, а по
другим - купюры. Какой вывод мы
сделаем?
Дети размышляют.
Воспитатель:
Вы замечательно
справились, как настоящие
исследователи, умнички и умницы!
Возвращаемся через портал.
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Содержание
Обратная связь на высказывание
детей/ примечание
Воспитатель: Ребята, как прошла ваша экскурсия?
Я думаю, что теперь вам не составит труда наполнить
«реку
времени»
соответствующими
деньгами:
древность, старина и современность.
Воспитатель:
Ребята, расскажите куда и как вы
распределили деньги и почему?
- А чем заполним будущее?
Дети проходят за столы, выбирают
деньги и заполняют реку времени.
Дети: Ракушки и камешки мы
поместили в раздел - древность,
монеты в раздел старины, монеты,
купюры и банковские карты в раздел
современность
Пластиковые карты
Воспитатель: Здорово. Посмотрите мы
справились?
4
этап:
способствуем
проведению
детской
рефлексии
по
итогам
деятельности
Содержание
Обратная связь на высказывание
детей/ примечание
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, все ли из
того что мы хотели мы узнали?
(рассматривают и анализируют запись на доске)
-Какие деньги появились первыми?
- Как называется обмен товарами? (бартер)
- Как изменились деньги с древних времен?
-Почему люди начали писать цифры на деньгах?
- Мы с вами много узнали о деньгах, а есть ли что-то
что нельзя купить за деньги?
Дети:(металлические,
затем
бумажные)
Дети: бартер
Дети:Были
ракушки
и
т.д,
стали
монеты, купюры.
Дети: Чтоб можно было сосчитать
сколько у тебя денег.
Размышления детей
Воспитатель: Верно, не все можно
купить.
Воспитатель: Вы сегодня постарались, у
вас получилось. Вы умнички!
Вы молодцы ребята, я вами горжусь!