Напоминание

"Пальчиковые игры для малышей от 3 до 5 лет"


Автор: Мусаева Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСОВ №2 "Брусничка"
Населённый пункт: г. Лангепас
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Пальчиковые игры для малышей от 3 до 5 лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пальчиковые игры для малышей от 3 до 5 лет

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть

с малышами, радовать их и вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.

Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатле-

ния, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также

между взрослым и ребёнком.

Проводя развивающие занятия с малышами, я обнаружила, что весёлых

и разнообразных пальчиковых игр для постоянных занятий явно недостаточ-

но. Предлагаемые пальчиковые игры создавались для своих маленьких учени-

ков, но, надеюсь, пригодятся родителям и другим педагогам.

Персонажи и образы наших пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и

зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-

двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения.

Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен

действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше

и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого

ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны

для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в кото-

рых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напомина-

ют маленькие сказочки (например, "Два толстых поросёнка", "Два рыжих та-

ракана", "Краб") и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более

маленьким должны помогать взрослые.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально

выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая

отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения

вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать

на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки

и ротик.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае,

когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные дви-

жения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие до-

стижения, например, папе или бабушке.

Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пени-

ем. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить

занятия наиболее эффективно; можно пропивать предложенные тексты на

любую подходящую мелодию.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения

занятий:

Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при

этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.

Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению

упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

Выполнять

упражнение

следует

вместе

с

ребёнком,

при

этом

де-

монстрируя собственную увлечённость игрой.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить

текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст ра-

зучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с дви-

жением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.

Наиболее понравившиеся игры можете, оставит в своём репертуаре, и

возвращаться к ним по желанию малыша.

Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру,

показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей

ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.

Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа,

если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поме-

няйте игру.

Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу де-

лают что-то неправильно, поощряйте успехи.

«Шалун»

Наша Маша варила кашу

Кашу сварила, малышей кормила.

(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответству-

ющих слов)

А этому - не дала.

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слег-

ка покачивать)

«Белочка»

(по мотивам народной песенки)

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки;

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого).

«Детки»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать -

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; по-

очерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)

Тише, тише, тише,

Не шумите!

Наших деток не будите!

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.

(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на сло-

ве “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)

«По грибы» (потешка)

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём грибы искать!

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца.)

«Пальчики»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в

том же порядке)

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибать пальцы, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимать и разжимать кулачки)

Листья берёзы, листья рябины,

(загибать пальчики, начиная с большого)

Листья тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём.

«Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня:

(хлопать в ладоши)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал,

Подъёмный кран.

(загибать поочерёдно пальчики)

«Пастушок»

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Потерял пастух дуду.

(пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру

на трубе)

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

(хлопки в ладоши)

Ну-ка, милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок,

Там Бурёнка лежит

На теляток глядит.

А домой не идёт,

Молочка не несёт.

Надо кашу варить,

Деток

(можно произносить имя вашего малыша)

Кашей кормить.

(указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой

руки)

«Очки»

(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко,

колечки поднести к глазам)

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

«Стул»

(левая ладонь - вертикально вверх, к её нижней части приставляется кула-

чок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение,

можно менять положение руки на счёт раз)

Ножки, спинка и сиденье -

Вот вам стул на удивленье.

«Стол»

(левая рука - в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок

легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая

рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка)

У стола 4 ножки

Сверху крышка, как ладошка.

«Лодочка»

(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как

ковшик)

Лодочка плывёт по речке,

Оставляя на воде колечки.

«Пароход»

(обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а

большие пальцы подняты вверх)

Пароход плывёт по речке

И пыхтит он, словно печка.

«Коза»

(внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец

выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и

охвачены большим пальцем)

У козы торчат рога,

Может забодать она.

«Жук»

(пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в сто-

роны, ребенок шевелит ими)

Жук летит, жук жужжит

И усами шевелит.

«Этот мальчик маму слушал»

Следуя тексту потешки, загибайте поочередно пальчики малыша, начиная с

большого. Взяв в руку его мизинец, постукивайте им. Разгибайте пальцы ре-

бенка. Движением своих пальцев показывайте, как пальчики «побежали» и

«захлопали в ладоши», побуждайте малыша к подражанию.

Этот пальчик маму слушал.

Этот пальчик кашу кушал.

Этот пальчик спрятался.

И этот пальчик спрятался.

А мизинчик их нашел

И постучал: тук-тук-тук!

Все пальчики побежали.

В ладоши захлопали, заплясали.

«Пальчики пляшут»

Предложите ребенку показать свои ручки: "Подними ручки, пальчиками по-

двигай, спрячь в кулачок ".

Пальчики у нас попляшут -

Вот они, вот они.

В кулачки мы пальцы спрячем -

В кулачки, в кулачки.

«Пять малышей»

Один малыш качается в саду,

показать указательный палец (вверх), опустить вниз, покачать туда-сюда

Два малыша купаются в пруду,

показать два пальца, с помощью рук изобразить пловца

Три малыша ползут к дверям в квартире,

показать три пальца, имитировать ползание

А в это дверь стучат еще четыре.

постучать правой рукой в ладонь левой, показать четыре пальца

С пятью другими тоже все в порядке:

Им весело, они играют в прятки.

Где притаились, ясно и ежу,

ладонь с растопыренными пальцами закрыть ладонями глаза руки в замок,

большие пальцы на отлете - "нос", пальцы одной руки - вверх (будто иголки)

Но я глаза зажмурил и вожу:

"Один, два три…

Два, три, четыре, пять…

закрыть глаза ладонью поочередно разгибать пальцы

Ну, берегитесь: я иду искать!"

погрозить пальцем, имитировать движения, будто ловим

«Заинька»

Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

( Шевелим кистями рук, подняв их к голове)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

(Хлопаем в ладоши)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

(Прыгаем на двух ногах)

Кто-то зайку напугал,

Зайка прыг... и убежал.

(Убегаем)

«Лодочка»

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнооб-

разные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямлен-

ные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

«Мы рисовали»

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем. Плавно поднять руки перед собой, стряхивать ки-

стями.

«С добрым утром!»

С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

Указательными пальцами поглаживать глаза сделать "бинокль" посмот-

реть в него

С добрым утром, ушки! Вы проснулись?

Ладонями поглаживать уши приложить ладони к ушам "Чебурашка"

С добрым утром, ручки! Вы проснулись?

Поглаживать то одну, то другую ручки. Хлопки в ладоши

С добрым утром, ножки! Вы проснулись?

Поглаживание коленок, потопать ногами

С добрым утром, солнце! Я - проснулся!

Поднять руки вверх, посмотреть на солнце.

«Замок»

На дверях висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Пальцы в замочек, слегка покачивать "замочком" вперед-назад

Мы замочком повертели,

Повертеть "замочком"

Мы замочком покрутили

Пальцы остаются, сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.

Мы замочком постучали,

Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.

Постучали, и открыли!

Показать ладошки.

«Зайцы»

Скачет зайка косой

Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпря-

мить и соединить.

Под высокой сосной

ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить

Под другою сосной -

ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставле-

ны.

Скачет зайка другой. –

указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпря-

мить и соединить.

«Где ты был?»

Мой Мизинчик, где ты был?

С Безымянным щи варил,

А со Средним кашу ел,

С Указательным запел.

А Большой меня встречал

И конфетой угощал.

Указательный на правой

«Паучок»

Паучок ходил по ветке,

Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по пле-

чу другой руки.

А за ним ходили детки.

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Дождик с неба вдруг полил,

Хлопок ладонями по столу/коленям.

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены,

качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,

Действия аналогичны первоначальным "Паучки" ползают на голове.

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.



В раздел образования