Напоминание

"Игра и речь дошкольников"


Автор: Лариса Алексеевна Каткова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №104
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: "Игра и речь дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Игра и речь дошкольников»

подготовил воспитатель Каткова Л.А.

Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и

правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его

возможности познания окружающего мира, тем активнее осуществляется его

психическое развитие. Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она

развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходима

формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка. Гораздно

успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте

игровая деятельность является ведущей.

Основные задачи речевого развития

-

Развитие звуковой культуры речи;

-

Формирование грамматического строя речи;

-

Обогащение словарного запаса;

-

Развитие связной речи.

Речь ребенка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются

свои задачи речевого развития ребенка.

Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной,

непринуждённой обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к

общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки

усваиваются прочнее. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и

развития, используемое при усвоении любого программного материала.

Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно

воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность

обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории,

развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать

словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

Ведущая линия развития речи детей 3-4 лет – это воспитание звуковой

культуры речи, обучение правильному звукопроизношению, формирование

грамматического строя речи.

Игры и упражнения,

направленные на:

Название игры

Звукоподражание

«Чей это голос?», «Кто как говорит»

Нахождение предмета, ориентируясь на

его признаки и действия

«Угадай игрушку», «Про кого я говорю»

Выделение и обозначение признаков та

«Скажи какой», «Исправь ошибку», «Кто

больше увидит и назовёт», «Что напутал

Буратино», «Какая кукла»

Соотношение предметов с разными

характеристиками

«Сравни кукол», «Сравни медвежат»,

«Сравни разных зверят», «Кто лучше

похвалит»

Ознакомление с противоположностями

«Куклы рисуют и гуляют», «Куклы:

веселая и грустная»

Закрепление представления об

обобщающих словах

«Назови одним словом»

Образование форм род. падежа мн. числа

существительных

«Чего не стало?», «Прятки»

Подбор глаголов

«Кто, что умеет делать?», «Где что можно

делать? », «Закончи предложение»,

«Оркестр», «Добавь слово», «Кто назовёт

больше действий»

Придумывание окончания рассказа,

нового окончания знакомой сказки

«Расскажи про Олю и зайчика», «Козлята

и зайчик»

Игры – инсценировки с игрушками

По сказкам: «Заюшкина избушка»,

«Теремок», «Коза с козлятами» …

Ведущей линией развития детей пятого года жизни – является обогащение

словарного запаса. Продолжается работа по воспитанию звуковой культуры речи

(формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического

восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным

темпом речи и интонационными средствами выразительности). Дети знакомятся с

новыми терминами «звук», «слово».

Игры и упражнения,

направленные на:

Название игры

Развитие слухового восприятия,

интонационной выразительности речи

«Найди первый звук», «Как слово

звучит», «Громко-шепотом», «Как

говорит Таня?»

Обогащение словарного запаса (подбор

синонимов, однокоренных слов,

многозначных слов)

«Кто больше слов скажет», «Кто

заблудился?», «Кого можно гладить»,

«Шишка», «Ручка-ножка», «Как сказать

по-другому»

Формирование грамматического строя

речи

«Кто это ползёт», «Какие бывают иголки»

Развитие связной речи (составление

сказки, совместного рассказа, творческого

рассказа)

«Приключения Маши в лесу»,

«Расскажем про белочку», «В гостях у

лесника»

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста

является развитие связной речи, усвоение фонетической стороны речи. Проводится

работа по дальнейшему совершенствованию речевого слуха, закрепление навыков

чёткой, правильной, выразительной речи. Дети дифференцируют,

что такое звук,

слово, предложение.

Игры и упражнения,

направленные на:

Название игры

Уточнение представления о звуковой,

слоговой и смысловой стороне слова

«Что такое звук, слово, предложение?»,

«Едем, летим, плывём», «Найди слова»,

«Картина- корзина»

Обогащение словарного запаса (подбор

синонимов, антонимов, сходных по

звучанию слов)

«Что вы видите вокруг?», «Скажи какое»,

«Найди точное слово», «Это правда или

нет?», «Назови одним словом», «Высокий

- низкий»

Формирование грамматического строя

речи

«Кто у кого», «Один-много»

Развитие связной речи

«Составь описание», «Придумай

рассказ», «Скажи точнее»

Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого

общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованная

деятельность – это не просто игра, а ещё и прекрасное средство для интенсивного

развития речи детей, обогащение словаря, а так же развития мышления, воображения,

внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

Сенсорное развитие имеет прямое воздействие на формирование

правильной речи. Соприкосновение органов чувств с различными признаками и

свойствами предметов является главенствующим источником знаний об окружающем

мире. Речь развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия,

должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны.

Правильное восприятие предметов является главной умственной работой ребенка.

Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию

речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия. Осваивая

сенсорные эталоны ребенок обогащает словарный запас и постепенно начинает

употреблять их в деятельности.

Целью игр по сенсорному развитию является формирование у ребенка

сенсорных эталонов:

-формы (круг , квадрат, треугольник);

-цвета (выделение основных цветов);

-величины (большой и маленький, длинный и короткий);

-звука (тихо и громко); -тактильные ощущения (мягко и твердо)

Пальчиковые игры это еще один способ развития речи детей младшего

дошкольного возраста. Словесная речь ребенка начинается, когда движения его

пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают

почву для последующего развития речи. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка,

творческие способности, фантазию малыша. Это не только стимул для развития речи и

мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи.

В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё,

подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.. Развивается диалогическая речь.

Подвижные игры тоже играют роль в речевом развитии. Во время игры

педагог стремится к побуждению у детей подражательной речевой деятельности,

расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем

проговаривания вместе с педагогом потешек, стихотворений, словесного

сопровождения подвижных игр.

Немаловажную роль в развитии речи детей играет предметно- развивающая

среда.

Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о

том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в

познании, движении и в общении. Группы должны быть оснащены современным

игровым оборудованием, которое включает наглядный, игровой и демонстрационный

материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и

провоцирующий речевую активность.



В раздел образования