Напоминание

Конспект НОД "Осенняя история"


Автор: Сарычева Наталья Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Солнышко
Населённый пункт: п.Новосёлки, Ульяновская область, Мелекесский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект НОД "Осенняя история"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД для подготовительной группы на тему:

«Осенняя история»

Цель: закреплять представления детей о характерных признаках осени и

осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой

природы: почему листья желтеют и опадают. Учить устанавливать причинно-

следственные связи.

Задачи:

• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе,

используя образные слова и выражения, развивать внимание, связную речь,

расширять словарный запас (черешок, кромка, хлорофилл).

• Закреплять умения устанавливать связь между признаками в природе и

умения делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения,

устанавливать причинно-следственные связи)

• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые

упражнения.

• Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии

зеленого вещества в листьях.

• В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа

от его величины и формы.

• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного

характера.

Используемые формы организации познавательной деятельности детей:

групповая, подгрупповая и индивидуальная

Оборудование и материал: развивающая игра "Четыре сезона. Осень", карта

маршрута, кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, две коробки с

сухими и свежими листьями, кусочки белой ткани, сложенные пополам,

деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие разной формы.

Предварительная работа:

• Наблюдать на прогулке как опадают листья с деревьев.

• Сбор листьев разной формы и окраски.

• Беседы об осени;

• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-

Микитов; стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;

• Разучивание стихов и поговорок об осени;

• Пение песен об осени и слушание музыки;

• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней

природы;

• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной

художественной деятельности различных деревьев;

• Наблюдение за деревьями на прогулке;

• Поделки из природного материала;

Ожидаемый результат:

Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают,

делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать

предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и

доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в

решении игровых, познавательных, творческих задач.

Ход

Воспитатель:

Воспитатель: Ребята, я получила письмо от «Осени», адресовано оно нам –

воспитателю и детям группы, давайте прочитаем его:

Дорогие ребята!

Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже

наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье?

Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет?

Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом

поможет карта.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?

Пойдем искать доказательства.

Ответ детей - (пойдем искать доказательства).

Воспитатель: На карте первая остановка, «жёлтый лист», нам нужно найти

эту остановку.

Остановка №1. Игра «Приметы осени»

Задание: Объясните, как эта картинка связана с осенью, начните своё

объяснение со слов «Осенью…(дети берут картинки с нарисованными

приметами осени и называют их)

(Я использовала картинки из серии «Развивающая игра "Четыре

сезона. Осень")

Воспитатель: как называются осенние месяцы? Какие названия им придумал

народ и почему?

Дети: осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь;

1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником?

(потому что в это время появляется рябина).

2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).

3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Воспитатель: Куда нас дальше ведёт карта?

Остановка №2 (на карте изображен красный лист, дети находят

остановку).

Воспитатель читает задание:

Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про

температуру воздуха, направление ветра, дождь, снег, туман.

- Дети, а можно узнать какая будет погода по самой природе?

Дети называют приметы осени, которые позволяют определить погоду:

Например:

- Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.

- Высоко птицы перелетные летят осенью, так снега много будет,

а низко - так мало снега будет.

-У зайцев шерсть побелела - зима близко.

-Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.

- Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.

-Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.

Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет,

позволяющих предсказать погоду.

Воспитатель: Куда нам двигаться дальше?

Остановка №3 Игра «Я начну, а ты закончи». (На карте

изображен оранжевый лист, воспитатель читает задание на обратной стороне

«Листа». Воспитатель начинает поговорку, дети заканчивают или дети сами

называют поговорки осени, передавая осенний листок.

- Осень – перемен восемь.

- Осень - запасиха, зима - прибериха.

-Осень - время собирать урожай.

-Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.

-Осенью и воробей богат.

- Ноябрь — ворота зимы.

- В сентябре одна ягода, и та — горькая рябина.

- Осенью ложка воды ведро грязи.

Воспитатель:

- А вы молодцы ребята много знаете примет осени.

Физминутка осень пришла

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить

корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с

деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать

руками большой круг)

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: - Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья

в разных красках

- Не вы их раскрашивали?

- А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья

желтеют и опадают? И как они опадают?

Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.

Воспитатель: Чтобы ответить на все эти вопросы я хочу пригласить вас в

одно

очень

интересное

место.

Именно

там

ученые

экспериментируют,

проводят различные исследования и опыты. Как вы думаете, как называется

это место? (ответы детей)

-

Правильно,

это

лаборатория.

И

сейчас

мы

с

вами

тоже

будем,

как

настоящие ученые проводить опыты, наблюдать, делать выводы. Проходите

в нашу лабораторию.

Дети садятся вокруг стола – лаборатории, надевают белые халаты.

Остановка №4 (на карте «Исследователь»).

На каждого ребёнка приготовить набор: лупа, большой сухой лист, бел.

ткань, дерев. кубик. зелёный лист герани)

Воспитатель: А еще в лаборатории есть правила:

- внимательно слушать,

- точно выполнять все указания,

- аккуратно работать с оборудованием,

- в конце опыта делать выводы.

- Кто запомнил правила? Повтори, пожалуйста.

Воспитатель: - А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?

Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.

Воспитатель - А вам интересно узнать, как устроен лист?

А для того, чтобы получше рассмотреть, чем надо пользоваться?

Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором — лупой и

микроскопом.

Исследование №1 строения листа с помощью лупы:

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие

трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки

листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая

она у вашего листочка.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет

лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.

Воспитатель: Листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу.

Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Исследование №2 «Почему лист зеленый?»

Дети предлагают - Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?

Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам

кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по

листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?

(Дети: на ткани появились зеленые пятна).

- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и

окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья

комнатных растений).

Воспитатель: проблемный вопрос:

«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»

Вывод (делают дети): Когда наступает осень и становится холоднее и

меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается,

пока не пропадает совсем. Тогда листья меняют свой цвет и становятся:

желтыми, оранжевыми, красными, коричневыми.

Воспитатель: проблемный вопрос: «Почему листья опадают?»

Исследование №3. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том

месте, где он прикрепляется к ветке.

Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке,

появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки.

Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.

Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания

черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Эксперимент «Как листья опадают».

Приготовить большие и маленькие листьями на подносе.

(Можно попросить одного ребёнка отпустить большой лист, а другого

маленький)

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному.

Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья

падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх

и выпустите листик из пальцев.

Воспитатель - Пока лист летел, что вы заметили?

Ответ детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся.

Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Исследование №4: Что же случается с опавшими листьями?

Ответ детей: Они высыхают.

А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших

листьев?

Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой не

засохшие листья.

Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.

Воспитатель: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осени.

Что Вам больше всего понравилось? Ответы детей.

Остановка № 5 ИГРА (да, нет)

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Воспитатель: По дороге золоченой

Осень в гости к нам идет.

Для мальчишек и девчонок

Щедрый дар она несет

Что за дар? (урожай)

Воспитатель раздаёт детям яблоки!!!



В раздел образования