Автор: Сарычева Наталья Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Солнышко
Населённый пункт: п.Новосёлки, Ульяновская область, Мелекесский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект НОД "Осенняя история"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД для подготовительной группы на тему:
«Осенняя история»
Цель: закреплять представления детей о характерных признаках осени и
осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой
природы: почему листья желтеют и опадают. Учить устанавливать причинно-
следственные связи.
Задачи:
• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе,
используя образные слова и выражения, развивать внимание, связную речь,
расширять словарный запас (черешок, кромка, хлорофилл).
• Закреплять умения устанавливать связь между признаками в природе и
умения делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения,
устанавливать причинно-следственные связи)
• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые
упражнения.
• Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии
зеленого вещества в листьях.
• В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа
от его величины и формы.
• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного
характера.
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная
Оборудование и материал: развивающая игра "Четыре сезона. Осень", карта
маршрута, кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, две коробки с
сухими и свежими листьями, кусочки белой ткани, сложенные пополам,
деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие разной формы.
Предварительная работа:
• Наблюдать на прогулке как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-
Микитов; стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней
природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной
художественной деятельности различных деревьев;
• Наблюдение за деревьями на прогулке;
• Поделки из природного материала;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают,
делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать
предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и
доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в
решении игровых, познавательных, творческих задач.
Ход
Воспитатель:
Воспитатель: Ребята, я получила письмо от «Осени», адресовано оно нам –
воспитателю и детям группы, давайте прочитаем его:
Дорогие ребята!
Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже
наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье?
Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет?
Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом
поможет карта.
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?
Пойдем искать доказательства.
Ответ детей - (пойдем искать доказательства).
Воспитатель: На карте первая остановка, «жёлтый лист», нам нужно найти
эту остановку.
Остановка №1. Игра «Приметы осени»
Задание: Объясните, как эта картинка связана с осенью, начните своё
объяснение со слов «Осенью…(дети берут картинки с нарисованными
приметами осени и называют их)
(Я использовала картинки из серии «Развивающая игра "Четыре
сезона. Осень")
Воспитатель: как называются осенние месяцы? Какие названия им придумал
народ и почему?
Дети: осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь;
1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником?
(потому что в это время появляется рябина).
2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
Воспитатель: Куда нас дальше ведёт карта?
Остановка №2 (на карте изображен красный лист, дети находят
остановку).
Воспитатель читает задание:
Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про
температуру воздуха, направление ветра, дождь, снег, туман.
- Дети, а можно узнать какая будет погода по самой природе?
Дети называют приметы осени, которые позволяют определить погоду:
Например:
- Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.
- Высоко птицы перелетные летят осенью, так снега много будет,
а низко - так мало снега будет.
-У зайцев шерсть побелела - зима близко.
-Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
- Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
-Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.
Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет,
позволяющих предсказать погоду.
Воспитатель: Куда нам двигаться дальше?
Остановка №3 Игра «Я начну, а ты закончи». (На карте
изображен оранжевый лист, воспитатель читает задание на обратной стороне
«Листа». Воспитатель начинает поговорку, дети заканчивают или дети сами
называют поговорки осени, передавая осенний листок.
- Осень – перемен восемь.
- Осень - запасиха, зима - прибериха.
-Осень - время собирать урожай.
-Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.
-Осенью и воробей богат.
- Ноябрь — ворота зимы.
- В сентябре одна ягода, и та — горькая рябина.
- Осенью ложка воды ведро грязи.
Воспитатель:
- А вы молодцы ребята много знаете примет осени.
Физминутка осень пришла
Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить
корзину)
Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с
деревьев)
Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась (развести руки)
Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать
руками большой круг)
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: - Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья
в разных красках
- Не вы их раскрашивали?
- А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья
желтеют и опадают? И как они опадают?
Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.
Воспитатель: Чтобы ответить на все эти вопросы я хочу пригласить вас в
одно
очень
интересное
место.
Именно
там
ученые
экспериментируют,
проводят различные исследования и опыты. Как вы думаете, как называется
это место? (ответы детей)
-
Правильно,
это
лаборатория.
И
сейчас
мы
с
вами
тоже
будем,
как
настоящие ученые проводить опыты, наблюдать, делать выводы. Проходите
в нашу лабораторию.
Дети садятся вокруг стола – лаборатории, надевают белые халаты.
Остановка №4 (на карте «Исследователь»).
На каждого ребёнка приготовить набор: лупа, большой сухой лист, бел.
ткань, дерев. кубик. зелёный лист герани)
Воспитатель: А еще в лаборатории есть правила:
- внимательно слушать,
- точно выполнять все указания,
- аккуратно работать с оборудованием,
- в конце опыта делать выводы.
- Кто запомнил правила? Повтори, пожалуйста.
Воспитатель: - А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Воспитатель - А вам интересно узнать, как устроен лист?
А для того, чтобы получше рассмотреть, чем надо пользоваться?
Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором — лупой и
микроскопом.
Исследование №1 строения листа с помощью лупы:
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие
трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки
листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая
она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет
лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.
Воспитатель: Листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу.
Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
Дети предлагают - Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам
кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по
листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: на ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и
окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья
комнатных растений).
Воспитатель: проблемный вопрос:
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Вывод (делают дети): Когда наступает осень и становится холоднее и
меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается,
пока не пропадает совсем. Тогда листья меняют свой цвет и становятся:
желтыми, оранжевыми, красными, коричневыми.
Воспитатель: проблемный вопрос: «Почему листья опадают?»
Исследование №3. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том
месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке,
появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки.
Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания
черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Эксперимент «Как листья опадают».
Приготовить большие и маленькие листьями на подносе.
(Можно попросить одного ребёнка отпустить большой лист, а другого
маленький)
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному.
Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья
падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх
и выпустите листик из пальцев.
Воспитатель - Пока лист летел, что вы заметили?
Ответ детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся.
Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.
Исследование №4: Что же случается с опавшими листьями?
Ответ детей: Они высыхают.
А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших
листьев?
Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой не
засохшие листья.
Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.
Воспитатель: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осени.
Что Вам больше всего понравилось? Ответы детей.
Остановка № 5 ИГРА (да, нет)
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
Воспитатель: По дороге золоченой
Осень в гости к нам идет.
Для мальчишек и девчонок
Щедрый дар она несет
Что за дар? (урожай)
Воспитатель раздаёт детям яблоки!!!