Напоминание

"Иррациональные уравнения"


Автор: Распопова Олеся Михайловна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГАПОУ ЧО "Политехнический колледж"
Населённый пункт: город Магнитогорск Челябинская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Иррациональные уравнения"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Ощущение тайны

наиболее

прекрасное из доступных нам

.

переживаний Именно это

чувство стоит у колыбели

истинного искусства и

.

настоящей науки

А .Э

й

нштейн

После этого урока вы будете:

Знать понятие иррациональные

уравнения и основные методы их

решения.

Уметь по алгоритму решать

иррациональные уравнения методом

возведения обеих частей уравнения

в одну и ту же степень.

Упростить выражение:

;

6

2

;

2

a

;

3

3

b

;

7

3

3

;

2

4

4

;

8

5

10

;

8

a

.

4

3

9

;

6

12

c

-5b⁴-4b²-6=0, 10=6y – 8, , 5а²-4а=33

Линейные

Квадратные

Дробно-

рациональные

Биквадратные

10=6y – 8

Выбрать нужное уравнение

-5b⁴-4b²-6=0

5а²-4а=33

Вариант 1.

;

0

8

)

3

7

x

.

0

4

)

5

3

x

;

0

2

)

4

5

x

;

0

4

)

4

5

x

.

0

110

10

)

5

10

x

Решить уравнение:

Вариант 2.

;

0

6

2

)

3

8

x

;

0

1

)

2

6

x

;

0

3

4

)

1

2

x

x

;

0

1

)

2

8

x

;

0

8

6

)

1

2

x

x

Решение:

2

1

2

2

6

,

4

1

2

2

6

4

32

36

8

1

4

6

;

0

8

6

)

1

2

1

2

2

x

x

Д

x

x

3

1

2

2

4

,

1

1

2

2

4

4

12

16

3

1

4

4

;

0

3

4

)

1

2

1

2

2

x

x

Д

x

x

Вариант

1

.

Вариант

2

.

нет

корней

x

x

1

0

1

)

2

8

8

нет

корней

x

x

1

0

1

)

2

6

6

Решение:

7

7

7

8

8

;

0

8

)

3

x

x

x

8

2

8

1

8

8

8

3

,

3

3

6

2

;

0

6

2

)

3

x

x

x

x

x

Вариант

1

.

Вариант

2

.

5

5

5

2

2

;

0

2

)

4

x

x

x

5

5

5

4

4

;

0

4

)

4

x

x

x

10

2

10

1

10

10

10

11

,

11

11

110

10

;

0

110

10

)

5

x

x

x

x

x

3

3

3

4

4

;

0

4

)

5

x

x

x

3

3

3

2

2

"НАЙДИ ОШИБКИ"

Решение уравнений

1) х

8 2)

х

36 3) х

8 4)

х

3

х =

2

х =

6

х=

27

Применение формул сокращенного умножения

1)

2

4

4;

2

нет корней

х

х

х

 

 

2

2

2

)

3

2

3

12

4;

3)

2

4

4

16 .

х

х

х

у

у

у

1296

-2

-27

+

9

2

+16

Числом какого вида является ?

2=x²

X

0

=27

X

0

= 36

X

0

=8

X

0

=

Является ли число х

0

корнем уравнения:

Удивительное открытие пифагорийцев

Каким числом выражается длина диагонали квадрата со

стороной 1?

С латыни слово «irrationalis» означает «неразумный».

«surdus» - «глухой» или «немой»

«ни высказать, ни выслушать»

История «неразумных» чисел

Уравнения, в которых переменная содержится

под знаком корня, называются

иррациональными.

Выбрать иррациональное уравнение:

Определение:

Гипотеза:

Более сложные уравнения при

решении сводятся к простейшим

уравнениям (линейным,

квадратным).

3

1

2

х

2

2

3

)

1

2

(

х

9

1

2

х

4

х

Решите уравнение:

8

2

x

7

4

5

2

х

х

2

2

)

7

4

(

)

5

2

(

х

х

7

4

5

2

х

х

1

х

нет

решений

Ответ :

7

1

4

5

1

2

:

Ïðîâåðêà

корень

й

посторонни

Решите уравнение:

2

2

õ

3

3

ñìûñëà

íåò

3

1

2

х

2

2

3

)

1

2

(

х

9

1

2

х

4

х

Решите уравнение:

Проверка:

3

9

3

1

4

2

Ответ:

4

х

âåðíî

3

3

2

2

)

1

(

)

1

(

верно

1

1

неверно

3

3

)

1

(

)

1

(

неверно

При возведении обеих частей уравнения

в четную степень (показатель корня – четное

число) – возможно появление постороннего

корня

• в нечетную степень (показатель корня –

нечетное число) – получается уравнение,

равносильное исходному

(проверка необходима).

(проверка не нужна).

Алгоритм решения иррационального уравнения:

1.

Возвести обе части уравнения в степень

корня.

2.

Решить полученное рациональное

уравнение.

3.

Проверить полученные корни подстановкой

в исходное уравнение (если возводили в

четную степень).

4.

Записать ответ.

52

х

64

12

х

4

12

3

x

3

3

3

4

)

12

(

x

Решите уравнение:

52

:

х

Ответ

2

2

)

5

(

)

1

(

x

x

,

25

D

8

:

x

Ответ

5

8

1

8

8

)

1

:

x

Ïðîâåðêà

5

1

х

x

25

10

1

2

х

x

x

0

24

11

2

x

x

5

3

1

3

3

)

2

x

Решите уравнение:

й

посторонни

3

,

8

2

1

x

x

âåðíî

3

3

íåâåðíî

2

2

6

3

2

х

x

2

2

)

6

(

)

3

2

(

x

х

Решите уравнение:

x

х

6

3

2

2

12

36

3

2

х

x

х

0

33

14

2

х

х

,

64

D

.

3

,

11

2

1

x

x

3

:

х

Ответ

6

3

11

2

11

11

)

1

:

1

õ

Ïðîâåðêà

6

3

3

2

3

3

)

2

2

õ

й

посторонни

âåðíî

6

3

3

íåâåðíî

6

5

11

4

1

3

х

х

2

2

)

4

1

(

)

3

(

х

х

4

4

2

1

3

х

х

х

0

4

2

х

0

4

х

0

4

х

4

х

Решите уравнение:

2

2

0

4

х

4

4

1

3

4

Ïðîâåðêà

4

:

х

Ответ

âåðíî

0

1

1

При возведении обеих частей

уравнения

• в четную степень

• в нечетную степень

проверка обязательна.

проверка не нужна.

.

1

3

)

3

;

2

1

10

)

2

;

6

)

1

х

х

х

х

х

х

Вариант 1.

Вариант 2.

.

4

2

)

3

;

2

1

2

)

2

;

4

5

)

1

х

х

х

х

х

х

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

2 вариант:

1 вариант:

2

:

2

2

2

2

6

2

)

2

3

3

3

3

6

3

)

1

:

2

,

3

,

25

0

6

6

6

6

)

1

2

1

2

1

2

2

2

2

x

Îòâåò

x

é

ïîñòîðîííè

x

Ïðîâåðêà

x

x

Ä

x

x

x

x

x

x

x

x

.

4

,

1

:

1

1

1

4

1

5

1

)

2

4

4

4

4

4

5

4

)

1

:

1

,

4

,

9

0

4

5

4

5

4

5

4

5

)

1

2

1

2

1

2

2

2

2

x

x

Îòâåò

x

x

Ïðîâåðêà

x

x

Ä

x

x

x

x

x

x

x

x

2 вариант:

1 вариант:

.

1

,

5

:

3

3

1

2

1

1

10

1

)

2

7

7

5

2

1

5

10

5

)

1

:

1

,

5

,

16

0

5

6

4

4

1

10

2

1

10

2

1

10

)

2

2

1

2

1

2

2

2

2

x

x

Ответ

x

x

Проверка

x

x

Д

x

x

x

x

x

x

x

х

x

1

:

1

1

1

2

1

1

2

1

)

2

3

3

5

2

1

5

2

5

)

1

:

1

,

5

,

16

0

5

6

4

4

1

2

2

1

2

2

1

2

)

2

2

1

2

1

2

2

2

2

x

Ответ

x

й

посторонни

x

Проверка

x

x

Д

x

x

x

x

x

x

x

х

x

2 вариант:

1 вариант:

1

:

1

1

2

1

1

3

1

1

)

2

2

1

1

2

1

3

2

2

)

1

:

1

,

2

,

9

0

2

1

2

3

1

3

1

3

1

3

)

3

2

1

2

1

2

2

2

2

x

Ответ

x

й

посторонни

x

Проверка

x

x

Д

x

x

x

x

x

x

x

х

x

х

x

2

:

4

2

2

4

2

2

2

2

)

2

4

3

7

4

2

7

7

7

)

1

:

2

,

7

,

25

0

14

9

8

16

2

4

2

4

2

4

2

)

3

2

1

2

1

2

2

2

2

x

Ответ

x

й

посторонни

x

Проверка

x

x

Д

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

После этого урока вы будете:

Знать понятие иррациональные

уравнения и основные методы их

решения.

Уметь по алгоритму решать

иррациональные уравнения

методом возведения обеих частей

уравнения в одну и ту же степень.

Гипотеза:

Более сложные уравнения при

решении сводятся к простейшим

уравнениям (линейным,

квадратным).

Домашнее задание:

1) Повторить формулы сокращенного

умножения, алгоритм решения

иррациональных уравнений.

2)Учебник Колмогорова А.Н. «Алгебра и

начала анализа 10-11», стр. 216,

№419 (а,в), 420 (а,б).

Ваше настроение:



В раздел образования