Автор: Шишкина Елена Романовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 "Образовательный центр"
Населённый пункт: село Кинель-Черкассы, Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках географии
Раздел: полное образование
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представить вам опыт свой работы по теме
Формирования функциональной грамотности на уроках географии, а также при
подготовке к ВПР
Объём научных знаний с каждым днем возрастает, а с ним возрастает количество
нестандартных задач, встающих перед человеком.
Высокими темпами развиваются технологии
Прогнозировать востребованность профессий в будущем становится всё сложнее.
Важным становится развитие компетенции 21 века
Функциональная грамотность
Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро
адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как
способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять
простейшие арифметические действия
В ИЗМЕНЕНИЯ ВО ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Введено понятие «функциональная грамотность»
По словам А. А. Леонтьева —
«Функционально грамотный человек — это человек,
который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания,
умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Расширение представлений о сущности и структуре функциональной грамотности
школьников стало одним из ответов образовательной среды на вызовы времени.
Функциональная грамотность – способность решать учебные задачи и жизненные
проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и
универсальных способов деятельности.
Функциональная грамотность формируется по следующим направлениям:
читательская грамотность;
математическая грамотность;
естественнонаучная грамотность
финансовая грамотность;
глобальные компетенции;
креативное мышление;
Для развития функциональной грамотности на уроках географии учителю необходимо
работать в следующих направлениях:
- работу с текстом
- работу с географической картой
- работу со статистическими данными
Задания на формирование функциональной грамотности отличаются от традиционных
учебно-познавательных
задач.
Они
носят
комплексный
характер.
Их
структура
предполагает
ряд
взаимосвязанных
задач,
выстраиваемых
на
основе
комплекса
информационных средств и предполагающих различные формы работы с информацией.
При работе с текстом на уроках географии используется множество различных приемов.
Наиболее часто используемые:
-комментированное чтение, которое позволяет лучше понять и усвоить материал,
выделить главное;
-составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным
выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений;
-высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с
обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы;
-составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание - написание текста по
указанной схеме;
-нахождение географических ошибок в предложенном тексте
При изучении географии и подготовке к выполнению заданий ВПР и
государственной
итоговой
аттестации
необходимо
использование
навыков
естественнонаучной, математической и читательской грамотности.
Естественнонаучная
грамотность
подразумевает,
что
человек
активно
интересуется естественнонаучными проблемами. С точки зрения географии — это
особенности процессов и явлений в геосферах, экологические проблемы, использование и
охрана природных ресурсов.
Для учащихся карта - это источник научных знаний и разносторонней информации.
Учитель
должен
научить
учащихся
максимально
использовать
содержание
географической карты, научить приемам работы с картой.
Главная функция карты — отражение сведений о размещении предметов на земной
поверхности.
задания на анализ карт являются достаточно трудными потому что требуют образного
мышления.
.
Решение подобных заданий требует умения представить местность, изображённую с
помощью условных знаков, особенно необходимо умение «чтения» рельефа, показанного
горизонталями. Эти умения отрабатываются при изучении соответствующих тем в курсе
6 класса, а проверяются в заданиях ГИА.
Работа со статистическими данными.
•
К таким типовым заданиям в
•
ВПР и ОГЭ можно отнести следующие:
- определение заданного показателя по формуле, выбирая необходимые данные из
таблицы; - работа с климатограммами; - выявление эмпирических зависимостей на основе
данных таблицы;
Для повышения навыков работы на уроках географии и успешного выполнения задания
ВПР (например, задание №8 ВПР 6 класса) лучше всего подходит приём работы со
статистической матрицей данных, распределив страны из данного списка в соответствии с
основными показателями, указанными в таблице.
Преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему-
преобразование набора диаграмм в таблицу
Преобразование таблицы в набор диаграмм- решение различных географических задач
Задание на определение соответствия графика динамики численности населения
субъектам Российской Федерации. В ответе записать порядковые номера.
Применение данного комплекса приёмов повышения функциональной грамотности на
уроках географии в современной школе в последнее время, дает небольшие, но
положительные результаты.
Это позволяет большинству учащихся самостоятельно успешно подготовиться к
написанию ВПР, а в дальнейшем к ОГЭ по географии.
Таким образом, мы видим, что успешная сдача экзамена ГИА по географии
требует не только географических знаний, но и развитых навыков функциональной
грамотности
в
разных
областях.
Эти
навыки
первоначально
формируются
на
соответствующих уроках, но используются, в том числе, и при решении заданий ГИА.