Напоминание

Формирование функциональной грамотности на уроках географии


Автор: Шишкина Елена Романовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 "Образовательный центр"
Населённый пункт: село Кинель-Черкассы, Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках географии
Раздел: полное образование





Назад




Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представить вам опыт свой работы по теме

Формирования функциональной грамотности на уроках географии, а также при

подготовке к ВПР

Объём научных знаний с каждым днем возрастает, а с ним возрастает количество

нестандартных задач, встающих перед человеком.

Высокими темпами развиваются технологии

Прогнозировать востребованность профессий в будущем становится всё сложнее.

Важным становится развитие компетенции 21 века

Функциональная грамотность

Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро

адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как

способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять

простейшие арифметические действия

В ИЗМЕНЕНИЯ ВО ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Введено понятие «функциональная грамотность»

По словам А. А. Леонтьева —

«Функционально грамотный человек — это человек,

который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания,

умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в

различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

Расширение представлений о сущности и структуре функциональной грамотности

школьников стало одним из ответов образовательной среды на вызовы времени.

Функциональная грамотность – способность решать учебные задачи и жизненные

проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и

универсальных способов деятельности.

Функциональная грамотность формируется по следующим направлениям:

читательская грамотность;

математическая грамотность;

естественнонаучная грамотность

финансовая грамотность;

глобальные компетенции;

креативное мышление;

Для развития функциональной грамотности на уроках географии учителю необходимо

работать в следующих направлениях:

- работу с текстом

- работу с географической картой

- работу со статистическими данными

Задания на формирование функциональной грамотности отличаются от традиционных

учебно-познавательных

задач.

Они

носят

комплексный

характер.

Их

структура

предполагает

ряд

взаимосвязанных

задач,

выстраиваемых

на

основе

комплекса

информационных средств и предполагающих различные формы работы с информацией.

При работе с текстом на уроках географии используется множество различных приемов.

Наиболее часто используемые:

-комментированное чтение, которое позволяет лучше понять и усвоить материал,

выделить главное;

-составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным

выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений;

-высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с

обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы;

-составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание - написание текста по

указанной схеме;

-нахождение географических ошибок в предложенном тексте

При изучении географии и подготовке к выполнению заданий ВПР и

государственной

итоговой

аттестации

необходимо

использование

навыков

естественнонаучной, математической и читательской грамотности.

Естественнонаучная

грамотность

подразумевает,

что

человек

активно

интересуется естественнонаучными проблемами. С точки зрения географии — это

особенности процессов и явлений в геосферах, экологические проблемы, использование и

охрана природных ресурсов.

Для учащихся карта - это источник научных знаний и разносторонней информации.

Учитель

должен

научить

учащихся

максимально

использовать

содержание

географической карты, научить приемам работы с картой.

Главная функция карты — отражение сведений о размещении предметов на земной

поверхности.

задания на анализ карт являются достаточно трудными потому что требуют образного

мышления.

.

Решение подобных заданий требует умения представить местность, изображённую с

помощью условных знаков, особенно необходимо умение «чтения» рельефа, показанного

горизонталями. Эти умения отрабатываются при изучении соответствующих тем в курсе

6 класса, а проверяются в заданиях ГИА.

Работа со статистическими данными.

К таким типовым заданиям в

ВПР и ОГЭ можно отнести следующие:

- определение заданного показателя по формуле, выбирая необходимые данные из

таблицы; - работа с климатограммами; - выявление эмпирических зависимостей на основе

данных таблицы;

Для повышения навыков работы на уроках географии и успешного выполнения задания

ВПР (например, задание №8 ВПР 6 класса) лучше всего подходит приём работы со

статистической матрицей данных, распределив страны из данного списка в соответствии с

основными показателями, указанными в таблице.

Преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему-

преобразование набора диаграмм в таблицу

Преобразование таблицы в набор диаграмм- решение различных географических задач

Задание на определение соответствия графика динамики численности населения

субъектам Российской Федерации. В ответе записать порядковые номера.

Применение данного комплекса приёмов повышения функциональной грамотности на

уроках географии в современной школе в последнее время, дает небольшие, но

положительные результаты.

Это позволяет большинству учащихся самостоятельно успешно подготовиться к

написанию ВПР, а в дальнейшем к ОГЭ по географии.

Таким образом, мы видим, что успешная сдача экзамена ГИА по географии

требует не только географических знаний, но и развитых навыков функциональной

грамотности

в

разных

областях.

Эти

навыки

первоначально

формируются

на

соответствующих уроках, но используются, в том числе, и при решении заданий ГИА.



В раздел образования