Автор: Куракина Маргарита Александровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ им.А.В.Варламова
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мой урок с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ)"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение Дополнительного образования
«Детская школа искусств имени А.В.Варламова» г. Ульяновск
Конспект открытого урока в 4 классе специального фортепиано
«Раскрытие музыкального образа в фортепианном произведении»
Подготовила
преподаватель
специального фортепиано
Куракина М.А.
г. Ульяновск
2023год
Вступление
При создании условий для формирования ранних музыкальных способностей
ребёнка, следует ориентироваться на то, что ребенку очень сложно удержать
долгое время внимание произвольно, ему интересно восприятие активной
предметной деятельности. Поэтому занятия музыкой необходимо наполнять
активными, разнообразными
двигательными
формами, эмоционально
насыщенными и создающими ощущение праздника. От таких занятий у
ребёнка пробуждается развитие воображения и фантазии, а, следовательно, и
эмоционально – чувствительная сфера.
Исполнительство и творчество детей базируется на ярких музыкальных
впечатлениях. Развитое восприятие обогащает все творческие проявления
детей. Любому виду музыкальной деятельности предшествует восприятие
музыки
(живописи,
фильма,
книги)
-
слушание
и
осознание
её
эмоционального содержания.
Слушая музыку, дети учатся сопереживать тем мыслям и чувствам, которые
выражены в музыкальных произведениях.
При
восприятии
музыки
дети
различают
ее
настроения,
элементы
изобразительности, жанровые особенности.
Педагог знакомит ребёнка с комплексом выразительных музыкальных
средств, даёт почувствовать их неразрывную связь с эмоциональным
содержанием музыки. Последовательное знакомство детей с наиболее
доступными средствами выразительности: звуковысотным соотношением,
характерной мелодической интонацией, ритмическим рисунком, изменением
темпа, динамическими
и
тембровыми
оттенками
помогает
ребёнку
постепенно приобщиться к музыкальному языку, и более осознанно,
эмоционально, полноценно воспринимать музыку. Очень важную роль при
знакомстве со средствами выразительности выполняют слово и изображение,
которые неоспоримо помогают ученикам проникнуться определенным
настроем, прочувствовать и понять выразительность элементов музыки.
При повторном слушании (проигрывании) дети замечают новые, ранее не
отмеченные детали построения музыкального произведения. Они способны
уловить и установить не только общее настроение, характер произведения,
но и смену их на протяжении развития музыкальных образов.
I. Следующий этап – это пробудить интерес у ребёнка к содержанию
произведения, о чём написана конкретная музыка. Необходимо обратить
внимание ребёнка на выразительные средства музыки:
1.звуковысотные соотношения интонаций, интервалов;
2.ритмические особенности;
3.динамику;
4.темповые изменения.
II. В развитии музыкального воображения ребёнка полезно прибегать с
самого начала к тембро-динамическому слуху.
III. Выразительность звуковысотных соотношений – интонаций, интервалов
– подчёркивается тем, что они передают определённое явление в жизни.
(Колыбельная –малая терция, тиканье часов – нисходящая кварта и квинта)
IV. Развитие ритмического слуха связано с осознанием и умением различать
соотношение звуков по длительности.
V. Большую роль в комплексе средств играют динамические оттенки и
темповые.
VI. Тембровая окраска звучания зависит от гармонических созвучий, от
способа звукоизвлечения.
Чем больше вариантов: слайдов, фото, стихов, видеороликов ребёнок
принесёт на урок на любую из тем работы над средствами музыкальной
выразительности, тем успешнее будет развиваться его эмоционально –
образное мышление.
{ Можно ли воспитать воображение ученика, уточнить его внутреннее
видение?
Учёные подтверждают, что «все представления воображения
строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохраненного
в памяти». Поэтому доминантой обучения учащегося на раннем этапе
является заполнение памяти – резервуара воображения музыкальными
образами.}
Учащиеся обязательно должны пройти через собственные переживания
эмоционального
содержания
музыкальных
произведений,
что
даст
осознанное, осмысленное и выразительное исполнение.
Если с учеником с первых шагов начать говорить об образном
содержании произведения (даже инструктивного), то работа над
деталями будет идти легче, со временем ученик сам научиться искать
«свой образ» и передавать его в исполнении.
Прибегая к сравнениям и сопоставлениям, необходимо помнить о
следующем:
педагог должен говорить как можно эмоциональнее, выразительнее,
без избитых фраз и оборотов речи;
подбирать примеры с учётом возраста, интеллекта и кругозора ребенка;
прибегать к ярчайшим впечатляющим сравнениям. Простые примеры
(капель звенит, мишка топает)не впечатляют;
необходимо приучить ребенка не только использовать предложенное
педагогом, но и самому придумывать, искать нужное сравнение,
нужный образ. К.Станиславский использовал для этой цели методику
наводящих вопросов, чтобы расшевелить ученика и заставить его
думать. (3слайд )
«Пусть цепь правил всегда будет обвита серебряной нитью фантазии»
Из записной книжки Р.Шумана.
Игра – это, прежде всего фантазия, которой у любого ребенка в
избытке. Но в данном случае «нить фантазии» - это еще и прерогатива
ребенка. На этом этапе важно не помешать ученику. Первоочередная
задача самого начала обучения – научить ребенка слушая – слушать,
развить способность слушать внимательно и активно.
Лилиас
Маккинном, «Игра наизусть»: «…в работе над музыкой
требуется голова, в исполнении – сердце».
(4 слайд)
Цель
урока:
раскрытие
художественного
замысла
произведений
и
максимально точная передача образа.
Форма урока: индивидуальная
Тип урока : комбинированный урок
Виды деятельности на уроке:
1.
- Слушание и исполнение музыки
2.
- Рассуждения о музыке
3.
- Сопоставление разных видов искусств
Музыкальный материал:
- гамма Ля- мажор
-К. Черни Этюд№ 23
- Н.Раков «Бабочки»
-Н.Раков «Весёлые забавы»
(5 слайд)
Задачи урока:
-образовательные:
применение учащимся полученных знаний и умений на практике;
повышение качества знаний;
-развивающие:
развитие творческого воображения, исполнительского мышления,
музыкальной памяти;
развитие эмоциональной отзывчивости на исполняемую музыку;
-воспитательные:
воспитание художественно – эстетического вкуса;
воспитание умения концентрировать внимание на исполнительских
и художественных задачах;
воспитание
таких
качеств
как:
самоконтроль,
самооценка,
целеустремленность,
уверенность
в
себе,
настойчивость,
способность к сотрудничеству ;
(6 слайд)
Методы
(способы
достижения
цели):
наглядный,
репродуктивный,
объяснительно
–
иллюстративный,
диалогический,
словесный,
показательный.
Методы:
- комплексное воздействие разных видов искусств
- сравнения и сопоставления
- наблюдения за музыкой
- музыкально-ритмической импровизации
- обобщения
- словесный
- практический
- поисковый
Ученица должна знать:
- музыкальные термины
- аппликатуру в гаммах
- музыкальный текст изучаемого произведения
(7 слайд)
Применение педагогических технологий:
Здоровьесберегающие:
- включение игровых моментов
-
чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм,
упражнений сменяется повторением выученных пьес, работой со словарями,
рассматриванием иллюстраций).
Дидактический материал:
- Ю.Булучевский, В.Фомин «Краткий музыкальный словарь»
- словарь музыкальных терминов
-словарь эмоций, чувств, ассоциаций
- образовательная программа по фортепианному искусству, раздел 4класс
- пособие «Цветик - семицветик» средства музыкальной выразительности
- кроссворд
Оборудование:
- фортепиано
- мультимедийное оборудование
(8 слайд)
План урока
1.Организационный момент. Сообщение темы и плана урока, представление
ученицы.
2.Основная часть. Работа над раскрытием художественного образа в
произведениях.
2.1. Подготовительная работа к исполнению произведения - игра гаммы
A-dur и всех ее элементов.
2.2.Исполнение Этюда №23 К.Черни. Повторение средств музыкальной
выразительности.
2.2. Исполнение произведения «Бабочка» Н. Ракова. Проверка домашнего
задания – сравнение с произведением «Бабочка» Э.Грига. Прослушивание
аудиозаписей выдающихся исполнителей (С. Рихтер, Э. Гилельс, Э.Григ) и
сравнение их между собой.
2.3.Выбор собственной концепции на основе анализа и сопоставления обоих
произведений,
прослушанных
вариантов;
работа
над
кульминациями,
сложными в техническом плане.
2.4.Поиск
образных
соответсвий
в
литературных
произведениях,
изобразительном искусстве (просмотр слайдов, чтение стихов)
Исполнение произведения с учетом новых исполнительских и творческих
задач.
2.5 Исполнение произведения Н. Ракова «Весёлые забавы».
2.6 Работа над образным наполнением. Создание художественного образа
через
другие
виды
искусств
(мультфильм
и
клип
с
музыкальным
сопровождением).
3.
Подведение
итога
учебного
занятия,
оценка
работы
учащейся,
формулирование домашнего задания
Общее время урока – 40 мин.
Ход урока
Урок с учащейся 4-го класса фортепианного отделения Лавровой
Елизаветой.
Учащаяся обладает яркими музыкальными способностями, хорошим слухом,
координацией, музыкальной памятью, хорошей техникой. Отзывчивая,
эмоциональная, хорошо передает характер произведений, чутко реагирует на
поставленные задачи и старательно их выполняет. Задача данной программы
–
точная
передача
стиля
композитора
в
зависимости
от
образного
наполнения.
(9 слайд)
Урок начинается с подготовки учащейся к исполнению сложных в
техническом отношении произведений. Для разыгрывания используется
гамма A-dur и всех ее элементов.
(10 слайд)
Исполнение Этюда №23 К.Черни, анализ домашней работы.
Преподаватель: Давай оценим твое исполнение. Что удалось хорошо и над
чем еще нужно поработать?
Предполагаемый ответ учащейся: «Темпом, динамикой, кульминацией, ярче
показать настроение».
Преподаватель: Этюд мы назвали «Скерцино» - шутка. Какие средства
выразительности создают именно такой образ?
Предполагаемый ответ учащейся: «Короткая интонация, штрихи – опорная
нота и стаккато, что помогает активизировать кончики пальцев, в средней
части - пунктирный ритмический рисунок».
Преподаватель: Эти средства выразительности универсальны и помогут
понять художественный образ в других пьесах, к тому же ты оттачивала свои
технические навыки.
(11-12 слайд) (портрет Н.Ракова и Э.Грига)
Преподаватель:
Прослушав
дома
произведение
Э.Грига
«Бабочка»
в
исполнении автора, ты получила возможность сравнить это произведение с
произведением Н. Ракова. Как теперь ты будешь интерпретировать свое
исполнение, что поможет тебе наиболее точно передать музыкальный образ?
Предполагаемый ответ учащейся: «Дома я прослушала записи Э.Грига. Мне
очень понравилось исполнение, у Э.Грига пьеса звучит очень легко. На мой
взгляд мне следует ярче провести кульминацию, цепче играть верхние ноты в
интервалах, глубже; более точно выполнить все нюансы, техничнее играть
арпеджио. А также я нарисовала рисунок к пьесе – справа на слайде».
(13 слайд)
Преподаватель: Молодец! Что излучают изображение этих нежных
созданий? -
Предполагаемый ответ учащейся: Тепло, радость, легкость.
Преподаватель: Мы можем наполнить образ прочтением стихотворения
А.Фета (читает стих.)
Несмотря на то, что средняя часть пока ещё не звучит легко, уверенно, пьеса
сегодня звучит гораздо лучше. В данном случае произведение имеет
конкретное название и мы не имеем право отходить от образа. Легкость и
изящность зависит не только от темпа. Давай поработаем над кульминацией,
в ней не хватает более четкой артикуляции и независимости пальцев, а
излишнее давление, делает исполнение тяжелым, что недопустимо в данном
случае.
Исполнение необходимого фрагмента пьесы. Обращаем внимание на
четкость, артикуляцию и легкость пальцев в данном эпизоде.
Показ преподавателя на инструменте. Поиск удобного положения рук
для свободного звукоизвлечения, опора на 5-й палец (верхние ноты в
интервалах).
Исполнение учащейся стало более ярким, звук округлым, пропало излишнее
давление, появилась необходимая легкость – «порхание бабочки».
Преподаватель: Молодец, ты смогла добиться нужного звучания, оно стало
более легким, выразительным, пассажи «летящими»,
и
прослушанные
записи пошли на пользу. Ты подобрала свой вариант на основе исполнений
выдающихся мастеров, создания и сравнения живописного изображения
бабочек, а также стихотворения Фета.
( 14 слайд) (Цветик-семицветик)
Поищем другие средства для более яркой ассоциации звукового колорита у
учащейся.
Мы начали наш урок с проигрывания гаммы A-dur , в этой тональности
написала пьеса Н.Ракова «Веселые забавы». Лиза, случайно ли выбрана эта
тональность композитором?
Предполагаемый ответ учащейся: «Не случайно. А.Н. Скрябин обладавший
«цветным» слухом приписывал этой тональности зеленый цвет.)
Преподаватель: Правильно. Композитор Н.А. Римский – Корсаков так
характеризовал эту тональность: «Ясная, цвета вечной молодости, вечной
юности». Б.В. Асафьев считал ля мажор радостным и пьянящим.
Вернемся к средствам музыкальной выразительности
к нашему цветику-семицветику и словарю эмоций и чувств.
(15слайд)
Какие слова ты подберёшь к пьесе «Весёлые забавы»?
Предполагаемый ответ учащейся: восторг, азарт.
Преподаватель: заключительный этап работы направлен на то, чтобы в итоге
представить убедительную художественную интерпретацию произведения.
Глубина
анализа
музыки
и
исполнения
в
осознании
особенностей
творческого стиля композитора.
Исполнение произведения «Весёлые забавы».
Музыкальный образ пьесы получился более точным, ярким, наполненным.
Подводим итог урока.
Сегодня мы стремились к более яркому, образному исполнению с
помощью выразительных средств, выявленных в каждом произведении.
Домашнее задание:
В
самостоятельных
занятиях
закрепить
достигнутые
результаты
в
фразировке,
динамике,
звукоизвлечении,
следить
за
педализацией,
акцентами, четкостью пальцев.
Лаврова Елизавета очень хорошо подготовилась к уроку, качественно
выполнив домашнее задание, отлично работала на уроке, быстро понимала и
выполняла указания, использовала свое воображение, образное мышление,
навыки анализа собственного исполнения. За этот урок она получает оценку
«отлично».
Список использованной литературы:
1. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. – М.: Изд. дом «Классика –
XXI», 2007г.
2.Коган Г. Работа пианиста. М., 1963
3.Милич Б. Воспитание ученика – пианиста «Музична Украина» Киев - 1997
4.А.Цукер « Н.П.Раков». – М.: Изд. дом «Советский композитор», 1979г.