Автор: Светлана Анатольевна Лукъянова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ№12 "Алтынчэч"
Населённый пункт: Татарстан ,г. Бавлы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: использование коррекционно-развивющего потенциала
Раздел: дошкольное образование
478809
Использование коррекционно-развивающего потенциала
В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционно-
развивающей работы по преодолению различных речевых нарушений у детей
с привлечением различных специалистов: учителей-логопедов, педагогов-
психологов,
воспитателей,
музыкальных
руководителей,
инструкторов
физическому воспитанию.
Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности являются:
создание единого коррекционно-образовательного пространства;
оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и
личностное развитие ребёнка;
повышение уровня подготовки специалистов;
пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов;
расширение
интегративных
связей,
объединение
усилий
педагогов,
медицинских работников, детей и родителей в целях коррекции речевых
нарушений.
Исследованиями доказано, что если интеллектуальный и эмоциональный
потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте,
то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это
касается детей с ОНР, которые имеют отклонения не только в плане речевого
развития, но и общего психического. Уже в дошкольном возрасте у них
возникают трудности в усвоении программы дошкольного образовательного
учреждения, они малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал,
легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи
таких детей оказывается более низким по сравнению с их сверстниками.
Поэтому каждый из специалистов ДОУ, решая свои задачи, определенные
образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять
участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у
детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и
укреплении здоровья. Логопед организует взаимодействие специалистов в
коррекционно- педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует
психолого- педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями
речи.
Рациональная
организация
совместной
деятельности
помогает
правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять
основные
направления
коррекционно-развивающей
работы
и
умело
реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.
Воспитатель совместно с учителем-логопедом участвует в исправлении у
детей
речевых
нарушений,
а
также
связанных
с
ними
внеречевых
психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер
этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного
воздействия для исправления некоторых из них.
Система взаимодействия логопеда и воспитателя
по созданию условий для коррекции и компенсации речевой
патологии
Закрепление
скорректированных
логопедом
звуков
в
регламентированных и не регламентированных видах деятельности по
тетрадям взаимодействия.
Совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики.
Упражнения в правильном употреблении грамматических категорий.
Развитие
внимания,
памяти,
восприятия
различной
модальности,
логического и других форм мышления в играх и упражнениях.
Развитие и совершенствование связной речи.
Закрепление первоначальных навыков чтения и письма.
Развитие графических навыков.
Активизация и обогащение
словаря
детей: актуализация лексики,
расширение семантико-синтаксических конструкций.
В
начале
учебного
года
учитель-логопед
знакомит
воспитателей
с
результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности
поведения, характер детей, определяет программу обучения, объясняя
воспитателям цели, задачи программы, методы ее реализации, сообщая сроки
и продолжительность этапов коррекционной работы, намечая результаты,
которых следует достигнуть к концу того или иного периода обучения.
При определении содержания работы учитель-логопед может познакомить
воспитателей с перспективным планом работы, а в течение всего учебного
года
систематически
информировать
их
об
изменении
требований,
предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.
Воспитатели обязаны содействовать развитию всех сохранных анализаторов
детей,
укрепляя
и
расширяя
компенсаторные
возможности
детей,
осуществляя
коррекционную
работу
в
различных
направлениях
в
зависимости от задач, поставленных логопедом в определенный период
обучения.
Возможен и
такой вариант
взаимодействия,
при
котором
воспитатели
закрепляют
учебный
материал
логопедических
занятий,
развивая
у
детей
способности
применять
полученные
знания
и
сформированные умения и навыки.
Работа учителя-логопеда по преодолению нарушений фонематического слуха
у детей находит продолжение на занятиях воспитателя и вне них. Учитель-
логопед подбирает речевой материал, определяет коррекционные цели и
приемы их реализации. Отработанные логопедом на фронтальных и
индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не
только во время занятий, но и во всех режимных моментах. Ведь воспитатель
находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне,
игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность
многократно
повторять
наработанный
логопедом
речевой
материал,
повторять и закреплять фонематические навыки.
Так, воспитатель заранее продумывает, какие коррекционно-речевые задачи
могут быть решены:
- в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий;
- в совместной деятельности взрослого с детьми;
- в свободной самостоятельной деятельности детей.
На занятиях необходимо стремиться к максимальной индивидуализации
взаимодействия с ребятами, имеющими недостатки в речевом развитии; к
тому, чтобы они постоянно находились в фокусе внимания и получали
задания, соотносимые с их особенностями и потребностями развития.
Занятия познавательного цикла (ознакомление с живой и неживой природой,
чтение
литературных
произведений
и
др.)
обеспечивают
широкие
возможности для речевого развития детей (например, активизации и
обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкции,
развития навыков связной речи, совершенствования слухового внимания и
фонематического
восприятия,
закрепления
правильного
звукопроизношения).
Кроме
того,
в
ходе
естественной
речевой
коммуникации дети осваивают разные речевые модели: от простых (ответы
одним
словом,
словосочетанием)
до
более
сложных
(использование
сложноподчиненных и сложносочиненных предложений). Педагог так
варьирует методическую инструментовку занятий, чтобы они наиболее
полно соответствовали индивидуальным коррекционно-речевым программам
детей.
Занятия
эстетического
цикла
(лепка,
рисование,
конструирование
и
аппликация)
создают
условия
для
развития
навыков
общения:
при
совместном выполнении какой-либо поделки, изображения и т.д. обычно
возникают оживленные диалоги, что особенно ценно для ребят со сниженной
речевой инициативой. Но порой воспитатели не осознают педагогической
значимости сложившейся ситуации и в дисциплинарных целях запрещают
детям общаться. Задача профессионала, напротив, заключается в поддержке
и всяческом поощрении речевой активности дошкольников, направлении ее в
нужное русло и использовании для решения коррекционно-развивающих
задач.
Еще
большим
потенциалом
в
плане
речевой
коррекции
обладает
нерегламентированная
рамками
занятий
и
преобладающая
по
продолжительности деятельность детей под руководством педагога или
самостоятельная.
Здесь
могут
быть
организованы
индивидуальные
и
подгрупповые
коррекционно-ориентированные
формы
взаимодействия
педагога с воспитанниками: специальные дидактические и развивающие
игры;
занимательные
упражнения;
беседы;
совместные
практические
действия; наблюдения; экскурсии; методически продуманные поручения и
трудовые задания и др.
При этом во внимание обязательно принимаются возраст дошкольников, их
речевые и познавательные возможности. Тетрадь для вечерних занятий
воспитателя по заданиям учителя-логопеда – пример совместной работы
логопеда и воспитателя.
Еженедельно учитель-логопед вписывает в тетрадь для занятий задания для
коррекционной работы с детьми.
В тетради записываются дата проведения занятий, задания учителя-логопеда
и
анализ
работы,
проведенной
воспитателем.
Все
виды
заданий,
предлагаемых ребенку на вечерних занятиях, должны быть знакомы детям.
В вечерние занятия воспитателя включаются упражнения: – по отработке
артикуляционных упражнений; – для автоматизации поставленных звуков; –
на повторение скороговорок, поговорок, стихотворений, текстов, ранее
отработанных учителем-логопедом; – для развития фонематического слуха; –
по формированию лексико-грамматической стороны речи.