Напоминание

использование коррекционно-развивющего потенциала


Автор: Светлана Анатольевна Лукъянова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ№12 "Алтынчэч"
Населённый пункт: Татарстан ,г. Бавлы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: использование коррекционно-развивющего потенциала
Раздел: дошкольное образование





Назад




478809

Использование коррекционно-развивающего потенциала

В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционно-

развивающей работы по преодолению различных речевых нарушений у детей

с привлечением различных специалистов: учителей-логопедов, педагогов-

психологов,

воспитателей,

музыкальных

руководителей,

инструкторов

физическому воспитанию.

Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности являются:

создание единого коррекционно-образовательного пространства;

оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и

личностное развитие ребёнка;

повышение уровня подготовки специалистов;

пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов;

расширение

интегративных

связей,

объединение

усилий

педагогов,

медицинских работников, детей и родителей в целях коррекции речевых

нарушений.

Исследованиями доказано, что если интеллектуальный и эмоциональный

потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте,

то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это

касается детей с ОНР, которые имеют отклонения не только в плане речевого

развития, но и общего психического. Уже в дошкольном возрасте у них

возникают трудности в усвоении программы дошкольного образовательного

учреждения, они малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал,

легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи

таких детей оказывается более низким по сравнению с их сверстниками.

Поэтому каждый из специалистов ДОУ, решая свои задачи, определенные

образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять

участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у

детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и

укреплении здоровья. Логопед организует взаимодействие специалистов в

коррекционно- педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует

психолого- педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями

речи.

Рациональная

организация

совместной

деятельности

помогает

правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять

основные

направления

коррекционно-развивающей

работы

и

умело

реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.

Воспитатель совместно с учителем-логопедом участвует в исправлении у

детей

речевых

нарушений,

а

также

связанных

с

ними

внеречевых

психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер

этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного

воздействия для исправления некоторых из них.

Система взаимодействия логопеда и воспитателя

по созданию условий для коррекции и компенсации речевой

патологии

Закрепление

скорректированных

логопедом

звуков

в

регламентированных и не регламентированных видах деятельности по

тетрадям взаимодействия.

Совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики.

Упражнения в правильном употреблении грамматических категорий.

Развитие

внимания,

памяти,

восприятия

различной

модальности,

логического и других форм мышления в играх и упражнениях.

Развитие и совершенствование связной речи.

Закрепление первоначальных навыков чтения и письма.

Развитие графических навыков.

Активизация и обогащение

словаря

детей: актуализация лексики,

расширение семантико-синтаксических конструкций.

В

начале

учебного

года

учитель-логопед

знакомит

воспитателей

с

результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности

поведения, характер детей, определяет программу обучения, объясняя

воспитателям цели, задачи программы, методы ее реализации, сообщая сроки

и продолжительность этапов коррекционной работы, намечая результаты,

которых следует достигнуть к концу того или иного периода обучения.

При определении содержания работы учитель-логопед может познакомить

воспитателей с перспективным планом работы, а в течение всего учебного

года

систематически

информировать

их

об

изменении

требований,

предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.

Воспитатели обязаны содействовать развитию всех сохранных анализаторов

детей,

укрепляя

и

расширяя

компенсаторные

возможности

детей,

осуществляя

коррекционную

работу

в

различных

направлениях

в

зависимости от задач, поставленных логопедом в определенный период

обучения.

Возможен и

такой вариант

взаимодействия,

при

котором

воспитатели

закрепляют

учебный

материал

логопедических

занятий,

развивая

у

детей

способности

применять

полученные

знания

и

сформированные умения и навыки.

Работа учителя-логопеда по преодолению нарушений фонематического слуха

у детей находит продолжение на занятиях воспитателя и вне них. Учитель-

логопед подбирает речевой материал, определяет коррекционные цели и

приемы их реализации. Отработанные логопедом на фронтальных и

индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не

только во время занятий, но и во всех режимных моментах. Ведь воспитатель

находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне,

игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность

многократно

повторять

наработанный

логопедом

речевой

материал,

повторять и закреплять фонематические навыки.

Так, воспитатель заранее продумывает, какие коррекционно-речевые задачи

могут быть решены:

- в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий;

- в совместной деятельности взрослого с детьми;

- в свободной самостоятельной деятельности детей.

На занятиях необходимо стремиться к максимальной индивидуализации

взаимодействия с ребятами, имеющими недостатки в речевом развитии; к

тому, чтобы они постоянно находились в фокусе внимания и получали

задания, соотносимые с их особенностями и потребностями развития.

Занятия познавательного цикла (ознакомление с живой и неживой природой,

чтение

литературных

произведений

и

др.)

обеспечивают

широкие

возможности для речевого развития детей (например, активизации и

обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкции,

развития навыков связной речи, совершенствования слухового внимания и

фонематического

восприятия,

закрепления

правильного

звукопроизношения).

Кроме

того,

в

ходе

естественной

речевой

коммуникации дети осваивают разные речевые модели: от простых (ответы

одним

словом,

словосочетанием)

до

более

сложных

(использование

сложноподчиненных и сложносочиненных предложений). Педагог так

варьирует методическую инструментовку занятий, чтобы они наиболее

полно соответствовали индивидуальным коррекционно-речевым программам

детей.

Занятия

эстетического

цикла

(лепка,

рисование,

конструирование

и

аппликация)

создают

условия

для

развития

навыков

общения:

при

совместном выполнении какой-либо поделки, изображения и т.д. обычно

возникают оживленные диалоги, что особенно ценно для ребят со сниженной

речевой инициативой. Но порой воспитатели не осознают педагогической

значимости сложившейся ситуации и в дисциплинарных целях запрещают

детям общаться. Задача профессионала, напротив, заключается в поддержке

и всяческом поощрении речевой активности дошкольников, направлении ее в

нужное русло и использовании для решения коррекционно-развивающих

задач.

Еще

большим

потенциалом

в

плане

речевой

коррекции

обладает

нерегламентированная

рамками

занятий

и

преобладающая

по

продолжительности деятельность детей под руководством педагога или

самостоятельная.

Здесь

могут

быть

организованы

индивидуальные

и

подгрупповые

коррекционно-ориентированные

формы

взаимодействия

педагога с воспитанниками: специальные дидактические и развивающие

игры;

занимательные

упражнения;

беседы;

совместные

практические

действия; наблюдения; экскурсии; методически продуманные поручения и

трудовые задания и др.

При этом во внимание обязательно принимаются возраст дошкольников, их

речевые и познавательные возможности. Тетрадь для вечерних занятий

воспитателя по заданиям учителя-логопеда – пример совместной работы

логопеда и воспитателя.

Еженедельно учитель-логопед вписывает в тетрадь для занятий задания для

коррекционной работы с детьми.

В тетради записываются дата проведения занятий, задания учителя-логопеда

и

анализ

работы,

проведенной

воспитателем.

Все

виды

заданий,

предлагаемых ребенку на вечерних занятиях, должны быть знакомы детям.

В вечерние занятия воспитателя включаются упражнения: – по отработке

артикуляционных упражнений; – для автоматизации поставленных звуков; –

на повторение скороговорок, поговорок, стихотворений, текстов, ранее

отработанных учителем-логопедом; – для развития фонематического слуха; –

по формированию лексико-грамматической стороны речи.



В раздел образования