Автор: Ирина Владимировна Лебедева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №80 "Солнечный"
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Предметы из стекла и металла"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по ФЦКМ на тему
"Предметы из стекла и металла".
Ход
Раздаётся стук в дверь. Принесли посылку.
- Ребята, нам принесли посылку! Кто же её прислал, как вы думаете?
(ответы детей)
- На посылке написано "От Буратино".
- Давайте посмотрим, что лежит в посылке. ( Воспитатель достаёт
предметы из стекла и металла).
- Ребята, посмотрите, что Буратино прислал вам. Чего тут только нет!
Назовите, что вы видите. (ответы детей).
- Из чего сделаны эти предмет? (ответы детей).
- Правильно, с одной стороны все предметы из стекла. Значит они какие?
(стеклянные). Давайте скажем вместе. Скажи Маша, Миша.
- С другой стороны все предметы из металла, значит они какие?
(металлические). Давайте скажем вместе. Скажи Алиса, Олег.
- Дети, вы любите играть в прятки? Давайте поиграем! Я буду прятать
шарик, а вы должны догадаться, где он.
Дети закрывают глаза.
- Один, два, три - шарик скорее найди!
Шарик спрятан в стакан. Дети открывают глаза и сразу
находят его.
- Ребята, как вы так сразу смогли найти шарик? (Дети отвечают, что
они увидели его).
- А каким свойством обладает стекло, что вы сразу увидели через него
шарик? Стекло какое? (Прозрачное.) Давайте скажем вместе. Скажи
Саша, Алина. Молодцы.
- Ребята, а где ещё люди применяют стекло, чтобы использовать это
замечательное свойство - прозрачность? (ответы детей: из стекла
изготавливают стёкла автомашин, аквариум, градусники, банки, очки,
лампочки, стеклят окна).
- Хорошо, что люди придумали стекло. Что бы было, если бы у нас в
группе не было стеклянных окон? (Было бы темно, не было бы солнца и
света в группе, не видели бы через окно природу.)
- Дети, давайте ещё поиграем в прятки.
Дети
закрывают
глаза.
(Педагог
прячет
шарик
в
металлическую коробочку с крышкой.)
- Один, два, три - шарик найди!
Дети, открывают глаза и ищут шарик. Находят в
металлической коробочке.
- А теперь, сложнее было искать? Почему? (В металлической коробке
шарик
не
видно.
Значит,
металлическая
коробочка
какая?
(она
прозрачная или непрозрачная?) Повторим все вместе: непрозрачная.
Скажи Женя, Ксюша.
- Ребята, садитесь за столы. Мы сейчас рассмотрим предметы из стекла
и металла.
- Я возьму ложку. (Воспитатель специально роняет ложку на пол.)
- Ой, упала! Ребята, что случилось с ложкой после удара? (поднимает
ложку.)
- Ничего не случилось. Правильно! Ложка осталась целой.
- Значит, металл обладает ещё одним свойством. Какое это свойство?
(Металл прочный, твёрдый)
- Давайте скажем вместе. Скажи Миша, Алиса. Молодцы.
- Ребята, а что было бы, если бы я уронила стакан на пол? (Он бы
разбился.)
- Значит, у стекла есть ещё одно свойство? Какое это свойство? (Стекло
хрупкое.)
- Давайте скажем вместе. Скажи Маша, Савелий. Молодцы.
- Ребята, я сейчас налью воду в стеклянную баночку и в металлическую.
Как вы думаете, что произойдёт? (Вода будет стакане, не выльется.)
- Сейчас проверим. (Педагог наливает воду в банки.)
- Посмотрите, действительно вода не выливается, не просачивается, а
прочно удерживается во всех баночках. Значит, стекло и металл
обладают ещё одним свойством - водонепроницаемостью.
- Давайте скажем вместе. Скажи Олег, Алина.
- Ребята, как вы думаете, что произойдёт, если опустить в воду
стеклянный и металлический предмет? (ответы детей.)
- Проведём эксперимент. В начале вспомним технику безопасности: воду
не пить из контейнера, мелкие детали не брать в рот, предметы опускать
в воду аккуратно.
Возьмите стеклянный шарик и металлическую
пластинку и опустите их в стаканчик с водой.
- Что произошло? Правильно, погрузились на дно.
- А если в воду положить деревянную пластину, что произойдёт?
(Ответы детей.)
- Давайте проверим. Опустите в стакан с водой деревянную пластину.
Что мы видим? (Деревянная пластина осталась на поверхности воды)
- Если стекло и металл опустились на дно, значит они какие? (Лёгкие или
тяжёлые.) (Ответы детей.)
- Правильно, стекло и металл - тяжёлые. Давайте скажем вместе.
Скажи Женя, Ксюша. Молодцы.
- А теперь потрогайте стеклянные и металлические предметы. Какие они?
Мягкие или твёрдые? (Ответы детей.)
- Правильно, твёрдые. Давайте скажем вместе. Скажи Полина, Олег.
Хорошо.
- А теперь потрогайте и скажите, гладкие предметы или шероховатые?
(Могут быть гладкими и шероховатыми.)
- Да, правильно. Этим они похожи. Давайте скажем вместе: "гладкие",
"шероховатые". Скажи Маша, Полина.
- Дети, как вы думаете, а по запаху стеклянные и металлические
предметы можно различить? (ответы детей.)
- Давайте понюхаем и проверим, правы вы или нет.
- Скажите, различаются ли предметы по запаху? (Нет.)
- Правильно, стеклянные и металлические предметы не имеют запаха.
Давайте повторим вместе. Скажи Алиса, Ксюша. Молодцы.
ФИЗМИНУТКА "Буратино"
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
- Дети, как вы думаете, а по звуку будут различаться предметы?
(Ответы детей.)
- Сейчас мы поиграем в игру "Что звучит?" и проверим, правы вы или
нет.
Воспитатель прячет за ширму стеклянные и металлические
предметы и стучит по ним палочкой. Дети угадывают по звуку,
какой предмет.
- Дети, так по звуку можно определить металл и стекло? (Можно.)
- Скажите, одинаково ли звучат стеклянные и металлические предметы?
(Предметы звучат не одинаково.)
- Как звучат стеклянные предметы? (Звонко.)
- Правильно, давайте скажем вместе: "звонко". Скажи Алина, Миша.
- А как звучат металлические предметы? (Глухо.)
- Правильно, давайте скажем вместе: "глухо". Скажи Полина, Олег.
Молодцы.
- Ребята, смотрите, кого к нам ещё прислал Буратино?
Воспитатель достаёт из посылки наряженную металлическую
ложку и наряженный стеклянный стакан.
- Это давние друзья, но и великие спорщики. Каждый из них утверждает,
что он главнее всех остальных. Ложка спорит, что из металла делают
много полезных человеку предметов, а стакан утверждает, что из стекла -
гораздо больше.
- Как разрешить их спор?
- Ребята, давайте поиграем в игру "Кто больше назовёт предметов,
сделанных из стекла или металла".
Дети называют по очереди предметы из стекла и металла.
- Молодцы, ребята, много предметов назвали. Выходит, и ложка, и стакан
были правы. Стекло и металл очень нужны в жизни человека.
- Ребята, а кто - нибудь из вас знает, люди каких профессий работают с
металлом? (ответы детей.)
- Правильно, это сварщики, токари, металлурги. Давайте скажем
вместе.
- Ребята, люди каких профессий работают со стеклом? (Ответы детей.)
- Правильно, стекольщики. Давайте скажем вместе.
- А ещё стекло делают стеклодувы. Он выдувает из стекла различные
изделия. Давайте повторим: "стеклодув".
- Ребята я предлагаю вам поиграть в игру "Хорошо - плохо".
Дети находят новые хорошие и плохие качества металла и
стекла.
- Молодцы, ребята, много назвали плохих и хороших качеств у стекла и у
металла.
- Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались? (Ответы детей.)
- Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей.)
- Что вы расскажите дома маме и папе? (Ответы детей.)
- Вот сколько нового мы с вами узнали о свойствах стекла и металла! А
кто нам помог в этом? Кто прислал нам посылку? (Буратино.)
- Надо его обязательно поблагодарить, когда он придёт к нам в гости.
Занятие окончено.