Автор: Пашковская Янина Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№50
Населённый пункт: г.Шахты
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Театр"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №50»
Проект «Играем в театр»
Воспитатель: Пашковская Я.В.
Г. Шахты
2023-2024г.
«Через сказку, фантазию игру, через неповторимое детское творчество –
верная дорога к сердцу ребёнка.
Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть
эти истоки и они забьют животворными ключами».
В.А. Сухомлинский
Паспорт проекта
Участники проекта: дети подготовительной группы «Ромашка», родители, воспитатели.
Тип проекта: познавательно – речевой, групповой;
- информационно-творческий.
Образовательные области: Речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое
развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Проект проводится: внутри детского сада с детьми подготовительной группы.
Сроки реализации: ноябрь-декабрь 2023 г.
Обобщение проектной деятельности: проведение анкетирования родителей; акции: «Подари книгу
детям», подготовка презентации; проведение выставки детских работ: «Любимый герой спектакля»;
пополнение библиотеки группы новыми книгами, сказками, фотовыставка : «Наши праздники в
детском саду», Итоговое мероприятие совместно с родителями : «Идем в театр».
Актуальность проекта
К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер
и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Актуальность данного проекта определяется
растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонения
в эмоционально - волевой сфере. Речь — это не только средство общения, но и орудие мышления,
творчества, носитель памяти. Овладение связной речью является высшим достижением речевого
воспитания дошкольников. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать
окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработан проект «В
гостях у сказки», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства, через
театральную деятельность.
Проблема
—
Уровень развития связной речи детей подготовительной группы не достаточно развит.
Состояние выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм
работы. Такой формой была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое
педагогическое средство.
Гипотеза
–
процесс развития связной речи детей подготовительной группы будет протекать наиболее
успешно, если в определенной системе использовать различные виды театрализованной
деятельности.
Приобщение детей к сказке, помогает обладать речью, познавать окружающий мир, развивать
устойчивый интерес к сказке, расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи.
Цель проекта
:
развитие связной речи и эмоциональности у детей подготовительной группы
средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
1.Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок,
закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации,
движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный).
2.Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки,
драматизации,
готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой
обязанности и роли.
3. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать
радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.
Ожидаемый результат:
Развитие интереса к сказкам,театральным постановкам.
Развитие эмоциональной отзывчивости.
Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных
навыков.
Обыгрывание этюдов, мини-сценок и т. д. в индивидуальной работе.
Создание развивающей среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском
саду (изготовление театров, билетов; подбор музыки, реквизита).
Репетиции с детьми для дальнейшего показа итогового представления: «Идем в театр»
(совместно с родителями) в музыкальном зале для настоящих зрителей: детям и родителям,
педагогам.
Методы: беседы, чтение, вопросы, показ, поощрение, занятия, рассматривание иллюстраций, игры-
драматизации, сюжетно-ролевые игры.
Материально-техническое:
1.Уголок театра.
2. Аудиозаписи «Ах,сказки!»
3. Художественная литература.
4. Книжки-раскраски.
5.Фотографии
6.Атрибуты для театрализованных игр.
Пути реализации проекта:
1.
Оформление уголка «Наш театр».
2.
Выставка детских рисунков по мотивам сказки.
3.
Пополнение содержание книжного уголка сказками разных жанров.
4.
Приобретение атрибутов к сказкам.
5.
Изготовление Теневого театра, театр плоской картинки, пальчиковый театр.
6.
Фотовыставки с утренников с участием детей, воспитателей и родителей.
7.Ежедневное чтение сказок (разных жанров, русских народных, разных народов, авторских) .
8.Пересказ прочитанных произведений.
9.Лепка героев и сюжетов сказок.
10. Инсценировки сказок, игры-драматизации.
11.Разучивание присказок, поговорок, пословиц, небылиц, зачинов и концовки сказок.
12. Сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические, коммуникативные игры с
элементами волшебства.
13. Викторина «В гостях у сказки!».
14Изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов сказочных персонажей.
15.Пополнение
театрализованного
центра
по
различным
видам
театра (в
соответствии
с
возрастом).
16. Презентация проекта.
17.Анкетирование родителей.
18. Итоговое мероприятие
совместно с родителями: Инсценировки по произведенияям С.
Маршака «Багаж» и Г. Сапгира «Принцесса и Людоед»
Этапы проекта
1 Подготовительный этап
Цель: Постановка мотивации, цели, задач по реализации проекта «Играем в театр». Создание
условий для чтения художественной литературы и театрализации.
2.Основной этап
Цель: Создание условий для формирования у детей устойчивого интереса к чтению сказок, развитие
коммуникативных способностей, драматизации сказок. Создание гармоничных отношений между
детьми.
3.Заключительный этап-
Цель: обобщение знаний детей о сказках, театрах.
- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
- Обобщение результатов работы.
- Составление рекомендаций.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Беседа: «Какие бывают книги»
Цель: Знакомить детей с разными видами книг и сказок. Воспитание бережного отношения к
книгам, любовь к сказкам.
Дидактические игры: «Про сказки», «Расскажи сказку по картине», «Из какой я сказки»,
«Помнишь ли ты эти стихи».
Кубики и пазлы по разным сказкам.
Рассматривание иллюстрации с изображением героев в сказки.
Рассматривание иллюстраций по сказкам
ООД: «Путешествие в страну сказок», «Путешествие по сказке», «Наши добрые сказки».
ХУДОЖЕСТВЕННО –ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Лепка: «Мой любимый сказочный герой»,
Рисование «Нарисуем сказку»
Разукрашивание картинок по сказкам.
Прослушивание сказок в аудиозаписи.
Просмотр мультфильмов.
СОЦИАЛЬНО –КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Помощь воспитателю в ремонте книг.
Изготовление масок для игр -драматизаций
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Чтение художественной литературы: сказки, потешки …
Рассматривание иллюстраций к сказкам
Артикуляционная гимнастика «Сказка о Весёлом язычке» ….
Чтение детям: ненецкая народная сказка «Айога». Творческое рассказывание по мотивам сказки.
Отгадывание загадок
Занятие «Пойдем в театр!».
Игра-драматизация русской народной сказки: “Лисичка-сестричка и серый волк”.
Занятие по сказке «Царевна-лягушка».
Беседа с детьми о прочитанном.
Чтение и обсуждение сказок.
Занятие «Театр: прошлое и настоящее».
П
оказ настольного театра «Щелкунчик»
Чтение произведения С.Михалкова «Сказка о глупом мышонке» в стихах по ролям
Показ пальчикого театра по сказке «Три поросенка»
Игра – фантазирование (показ театра) придумывание сказки “Хитрая лиса”, “Салат” из сказок
“Лисичка-сестричка и серый волк” и “Лиса и козёл”.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Разучивание физкультминуток: «Буратино потянулся», «Иван –Царевич», «Шёл король по лесу»,
«Заячья зарядка»
Имитация упражнения: «Изобрази героя сказки».
Пальчиковые игры: «Идёт коза рогатая», «Сорока»
Подвижные игры с сюжетом: «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит»,
«Хитрая лис», «Охотники и зайцы».
Зарядка для языка «Вкусное варенье», «Самый длинный язычок»
Игры на опору дыхания: «Дрессированные собачки» «Эхо»
Игра для развития мимики «Люблю – не люблю»
Игра на развитие двигательных способностей:«Что мы делали не скажем, а что делали покажем!»
Игры на выражение эмоциональных состояний: «Сделай лицо»,
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ:
Консультация для родителей
«
Театрализованная деятельность в детском саду».
Папка-передвижка для родителей «Домашний театр».
Анкетирование родителей
Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров : Акция «Подари книгу детям»
Оформление выставки: рисование с детьми «Моя любимая сказка»
Итоговое мероприятие Инсценировки по произведениям С.Маршака. Г.Сапгира «Багаж»,
«Принцесса и Людоед».
Содержание работы с детьми:
- Чтение разных сказок
- Рисование с детьми героев сказок
- Разучивание поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях
- Пересказ прочитанных сказок
- Рассматривание иллюстрации разных художников к сказкам.
- Загадки о сказка, героях сказок
- Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
- Театрализации сказок.
- Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстрации к сказкам)
- Чтение сказок родителям с детьми
- Помощь родителей в пополнении книжного уголка в сказками.
2 этап. Исследовательский.
- Работа по плану с детьми, родителями и педагогами.
- Выполнения проекта
3 этап. Заключительный
- Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по сказкам»
- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
- Обобщение результатов работы.
- Составление рекомендаций.
ВЫВОД:
Исходя из анализа проведённой работы, можно сделать вывод: выдвинутая мною гипотеза о том,
что процесс развития связной речи детей подготовительной группы будет протекать наиболее
успешно,
если
в
определенной
системе
использовать
различные
виды
театрализованной
деятельности, а также приобщение детей к сказке, помогает обладать речью, познавать окружающий
мир, развивать устойчивый интерес к сказке, расширяет словарный запас ребенка и помогает
развитию речи.
подтвердилась.
В любых видах деятельности дети получали эмоциональный подъём,
проявляли позитивные качества характера такие как:
находчивость,
взаимопомощь,
смелость,
умение сопереживать,
умение работать в коллективе,
целеустремленность,
эстетические потребности личности,
любят творческие задания,
с удовольствием участвуют в театральных постановках,
кукольных спектаклях,
играх — драматизациях.
С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития
речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей.
Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится
тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.
Список используемой литературы:
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2004 г
2. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «Школьная пресса»- М. : 2000г
3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного
учреждения - М. : ТЦ Сфера, 2001 г.
4. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр,
Москва, 2009.
5. Программа «От рождения до школы»под редакцией Н. Е Веракса,Т. С Комаровой,М. А
Васильевой.
6. Игры, конкурсы, развлечения. — Волгоград, 2001
7.Побединская Л. А. Праздник для детей. — М., 2000.
8.Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного
учреждения с семьёй. – Санкт – Петербург, 2013
9. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М.: РОСМЭН, 2000.
10. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания.
– М.: ТЦ Сфера,2010.
11. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
12. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-
Книга, 2007.
13. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М.: Мнемозина, 1995.
14. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
15. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных
учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
16.Хрестоматия для детей 5-7 лет. Библиотека детского сада с учетом ФГОС
Составители: Надежда
Ильчук, Валентина Гербова, Лидия Елисеева, Нина Бабурова.