Автор: Миронова Лариса Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №1"
Населённый пункт: г. Сургут Тюменская область
Наименование материала: доклад
Тема: "Развитие музыкально-двигательного творчества младших школьников"
Раздел: дополнительное образование
1
Доклад
«Развитие музыкально-двигательного творчества младших
школьников».
Содержание
Введение
1.
Анализ литературы и различных подходов к вопросу творчества.
2.
Особенности восприятия музыки и ее влияние на развитие творчества.
3.
Использования музыки в развитии музыкально-двигательного творчества
младших школьников.
2
Введение
В
наше
время
идет
интенсивный
поиск
путей
повышения
эффективности
обучения.
Сейчас
очень
четко
обозначился
переход
на
гуманистические способы обучения и воспитания детей.
Гуманизация
образования
заключается
в
том,
что
подчеркивает
не
только ценность знания, но и в первую очередь – ценность человека, которая
воплощена прежде всего в его уникальности.
Человеческая уникальность, неповторимость, индивидуальность тесно
связана с проблемой творчества. Творчество предполагает новое видение, новое
решение,
новый
подход,
т.е.
готовность
к
отказу
от
привычных
схем
и
стереотипов
поведения,
восприятия
и
мышления
–
готовность
к
самоизменению.
Способствуя проявлению ребенком собственной индивидуальности, мы
способствуем проявлению его творческости. Т.е. творчество рассматривается
как
проявление
ребенком
собственной
индивидуальности.
Интересуясь,
не
только тем, что ребенок знает или чего он не знает, а и тем, что он чувствует,
принимая
и
поддерживая
эмоциональные
проявления
детей,
взрослый
способствует их творческому развитию.
«Музыка – воображение – фантазия – творчество – такова дорожка, идя
по которой ребенок развивает свои духовные силы», писал В.А.Сухомлинский.
Музыка,
как
один
из
насыщенных
эмоциональными
переживаниями
вид
искусства, способна пробудить детскую фантазию. Воздействие музыки на
развитие
воображения,
творческих
способностей
происходит
в
процессе
восприятия,
которому
присущ
творческий
характер.
Одним
из
способов
развития
музыкального
восприятия,
является
движение,
которое
рассматривается как выразитель эмоций связанных с музыкальным образом.
Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов
выражения чувств и переживаний. Язык человеческого тела иногда может
3
сказать больше, чем слово. Чувства и переживания воплощенные в экспрессии
тела, являются своеобразным зеркалом, в котором находят свое отражение
внутренние состояния индивида. Богатство и свобода разнообразных движений,
жестов, мимики, поз говорит о внутренней свободе человека и открытости его
новым чувствам и мыслям.
Анализ литературы и различных подходов к вопросу творчества.
Один из важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о
творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой
работы для общего развития и созревания ребенка.
Творчество
многими
авторами
рассматривается
и
как
процесс
и
как
результат деятельности создания чего-то нового, необычного, оригинального.
Л.С.Выгодский определял творчество как исторически приемлемый процесс,
развитие которого происходит под влиянием среды на основе уже имеющихся в
человеческом опыте достижений.
Движущим
началом
творчества
Л.С.Выгодский
считал
стремление
воображения
к
воплощению.
Всякое
построение
воображения,
исходя
из
реальности, стремиться описать полный круг и воплотиться в реальность.
Многие
отечественные
психологи
отмечают,
что
элементы
творчества
имеются
в
жизни
каждого
ребенка.
Особенно
четко
и
ярко
оно
начинает
проявляться уже в дошкольном возрасте в словотворчестве, в играх, рисовании
и
других
видах
деятельности.
Основу
творчества
составляет
умение
комбинировать
элементы
действительности,
определенным
образом
их
систематизировать.
В отличии от взрослых комбинаторные способности ребенка еще слабы и
неразвиты, в его воображении меньше элементов творчества. Но он мало-
критичен к продуктам своей творческой деятельности, меньше контролирует
их, поэтому в его образах фантазии так много необычного.
4
Творческая
активность ребенка не исходит,
как
это
бывает
у
зрелого
художника, из необходимости выразить накопленный жизненный опыт, он
может вообразить гораздо меньше, чем взрослый т.к. опыт его еще мал, и не
осмыслен. У ребенка нет потребности сочинять или рисовать для кого-то, т.о.
творческая деятельность ребенка носит субъективный характер.
Поэтому
необходимым
условием
развития
творчества
детей,
является
обогащение
их
впечатлениями,
переживаниями,
организация
участия
в
разнообразной деятельности. А также постановкой перед ними таких задач,
которые бы заставляли их принимать нестандартные решения.
Для акта творчества в равной степени необходим как интеллектуальный,
так и эмоциональный факторы.
Подчеркивая значение эмоций в творческом процессе, В.И.Кирнос говорит
о том, что они создают «определенную направленность действий». К.Изард
определяет, что для любого акта творчества необходима эмоция интереса.
Ребенок только тогда сможет пробудить воображение и творческий подход к
чему либо, если он будет захвачен этим процессом, а это возможно только при
наличии сильного интереса.
Отсюда можно сделать следующий вывод, что расширяя жизненный опыт
ребенка, используя богатство его эмоциональных состояний и впечатлений, мы
сможем
создавать
условия
для
развития
его
воображения
и
творческой
деятельности.
Одним
из
мощных
средств
воспитания
чувств
и
расширения
эмоционального
опыта,
эстетических
переживаний
и
обогащения
знаний
ребенка о мире и о самом себе является искусство, познание в котором носит
эмоциональный характер.
Рассмотрим, в этой связи, некоторые особенности восприятия искусства (в
т.ч. и музыки) и его влияния на развитие творческой деятельности ребенка.
5
Особенности
восприятия
музыки
и
ее
влияние
на
развитие
творчества.
Искусство
является
сложным
культурно-историческим
феноменом.
Выступая, как форма отражения действительности, и одновременно являясь
результатом труда, художественного творчества, оно способно познавать и
преобразовывать
мир
по
«законам
красоты».
Искусство
обладает
коммуникативной
функцией,
выступая
в
качестве
определенной
знаковой
системы.
Предметом
искусства
является
человек
в
единстве
его
социальной,
духовной
и
эмоциональной
жизни.
Через
искусство
передано
отношение
человека к миру. Представленный, в произведениях искусства субъективно-
личностный, внутренний
мир
человека,
подвергается
затем
эмоциональной
интерпретации
воспринимающим.
Т.о.
он
становится
«каналом»
передачи
личностных смыслов.
Искусство
несет
огромную
воспитательную
значимость,
которую
Л.С.Выгодский
определил
как
«организацию
поведения
на
будущее,
установкой вперед».
Восприятие
искусства
–
это
сложный
и
активный
процесс.
В
нем
отражается
все
многообразие
личности
(ее
установки,
направленность,
прошлый
опыт,
особенности
эмоциональной
сферы,
познавательной
деятельности, в частности работа воображения).
Музыка,
в
отличии
от
других
видов
искусства
имеет
сильное
эмоциональное воздействие. Еще не выступая перед ребенком как эстетический
объект, она уже является прямым выражением чувств. Б.М.Теплов отмечал, что
для того, чтобы музыка стала для ребенка объектом эстетического восприятия,
она должна быть осмыслена, иметь смысловое значение.
Главным содержанием музыки Б.М.Теплов определяет эмоции, чувства,
настроения. «Музыка – это эмоциональное искусство» - писал Л.С.Выгодский.
6
Чувства
и
переживания
могут
быть
выражены
гораздо
глубже
именно
средствами
музыки,
нежели
словами.
Поэтому
главная
функция
музыки
–
функция
выражения,
«музыкальный
образ,
по
новому,
раскрывает
перед
людьми
особенностей
предметов
и
явлений
действительности»,
писал
В.А.Сухомлинский.
В
соответствии
с
этим,
содержанием
музыки
будет
являться
эмоциональная
сторона
психического
переживания.
Отсюда
и
понимание музыки будет тоже эмоциональным. Мы воспринимаем музыку
через эмоцию и тем самым через эмоцию познаем мир, но восприятие не станет
глубоким, если оно не будет сочетаться с другими видами познания. Мир
музыкальных образов не может быть понят сам «из себя».
Особенность музыки в том, что разные композиторы одно и то же чувство
могут изобразить по-разному. Человек же, воспринимая музыку исходя из
своего жизненного опыта, соответственно по разному оценивает увиденные
образы.
Поэтому,
способность воспринимать
музыку,
обусловлено
работой
воображения.
В исследованиях многих авторов (Цеханский В.М. Мархасин В.С. Теплов
Б.М.) показано, что музыка это временной вид искусства и именно данный
параметр дает ей возможность передавать смену настроений, переживаний,
динамику
эмоционально-психологических
состояний,
особенно
это
ярко
выражено в танцевальной музыке.
Музыка имеет изобразительную функцию, например она может изобразить
какие-либо
конкретные
явления
действительности
–
шум
волн,
завывание
ветра, пение птиц – путем звукоподражания и т.п. Наиболее ярко моменты
изобразительности представлены в программных произведениях композиторов,
где музыка изображает какое либо явление, персонаж или переживание, имеет
определенную тему и название. Но тем не менее, основную смысловую и
эмоциональную нагрузку, несет на себе выразительная функция, оставляя за
функцией изображения второстепенную роль.
7
Музыкальное восприятие – это активный и творческий процесс; он зависит
от умения осмыслить чувственное, эмоциональное содержание музыкального
произведения, а также от уровня музыкального и общего развития человека.
Восприятие
идет
от
целого
(улавливание
общего
характера),
к
дифференцированному
(выделение
доминирующих
средств
музыкальной
выразительности)
и
вновь
к
целостному
(более
глубокое
чувственное
и
осмысленное восприятие).
Различие
нюансов
музыки,
развивается
у
детей,
начиная
с
раннего
возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие, выразительные средства
ребенок
различает
с
помощью
трех
возможностей,
которыми
он
обладает
(движение, слово, игра).
Восприятие
осуществляется
во
внутреннем
плане.
Опираясь
на
взаимосвязь
внешних
и
внутренних
действий,
способствует
музыкальному
развитию
детей.
Сложившиеся
в
процессе
восприятия
музыкального
произведения представления (о характере, настроении и т.д.) помогают ребенку
найти внешнее действие, выражающее музыкальный образ.
Использования
музыки
в
развитии
музыкально-двигательного
творчества младших школьников.
«Музыка - воображение – фантазия – сказка - творчество – такова дорожка,
идя
по
которой
ребенок
развивает
свои
духовные
силы»,
писал
В.А.Сухомлинский. Уделяя особое внимание воспитанию и развитию детей,
великий
педагог
говорит,
что
для
наибольшего
восприятия
учебного
и
воспитательного
процесса,
важным
моментом
является
эмоциональная
насыщенность.
Беря во внимание то, что младший школьный возраст является наиболее
благоприятным для развития эстетических чувств, можно предположить, что
именно в них находят свой выход эмоции, которые переполняют ребенка.
8
Недостаточное развитие воли, непосредственное восприятие мира, отсутствие
диктата сознания и недостаток опыта проявляются в воображении детей.
В.Д.Шадриков
отмечает,
что
наряду
с
развитием
произвольности
поведения, эмоции сохраняют свою непроизвольность и яркость выражения. В
эмоциях ребенок остается более свободным, они не подчинены сознанию и, в
определенной мере ведут за собой поведение, выступая в качестве источника
активности.
Именно
в
подобной
разведенности
произвольности
и
эмоциональности заложена одна из движущих сил развития.
Музыка, как один из насыщенных эмоциональными переживаниями вид
искусства,
способна
пробудить
детскую
фантазию,
«музыка
углубляет
поэтическую
мечтательность
в
натуре
детей
-
как
это
хорошо»,
писал
В.А.Сухомлинский.
Одним из способов развития музыкального восприятия детей, является
движение.
Идея
использования
движения
для
развития
восприятия
музыки
принадлежит швейцарскому композитору и педагогу Э.Жак-Далькрозу. Так как
музыка является временным видом искусства, то все изменения ее характера,
настроений наиболее органично можно передать через движение, т.е. движение
рассматривается как выразитель эмоций связанных с музыкальным образом.
Другой вид, музыкальной деятельности, наиболее любимый и доступный
для детей, это - танец.
Специфика танца в том, что художественные образы воплощаются только
с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных
пояснений.
Это
в
полной
мере
отвечает
двигательной
природе
детского
воображения,
для
которого
характерно
действенное
воссоздание
образов
детьми «при посредстве собственного тела» (Л. С.Выгодский).
Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших
способов выражения чувств и переживаний. Язык человеческого тела иногда
9
может
сказать
намного
больше,
чем
слово.
Чувства
и
переживания
воплощенные в экспрессии тела, являются своеобразным зеркалом, в котором
находят
свое
отражение
внутренние
состояния
индивида
.В.И.
Петрушин,
опираясь на положения В. Райха и А. Лоуэна, говорит о том, что более широкий
и богатый спектр эмоциональных переживаний можно передать при помощи
гибкого и расторможенного тела.
Создатели метода «Музыкальное движение» Стефанида Руднева и Эмма
Фиш полагают, что способность создавать музыкально-двигательный образ
развивается
путем
соответствующей
целенаправленной
организации
как
восприятия музыки, так и самих движений детей. Музыка вызывает у любого
человека моторную реакцию. Поэтому, считают они, необходимо создавать
условия для естественного проявления этих моторных реакций в движениях
всего тела. Все это воспитывает у детей творческую активность и воображение.
На
занятиях
по
развитию
музыкально-двигательного
образа
образное
содержание и характер упражнений всецело вытекает из содержания и формы
музыки. В специальных упражнениях, играх, танцах дети сами включаются в
действие и целостно воспринимают эмоциональное содержание музыки.
Но прежде чем образы станут ясными и выразительными дети должны
пройти под руководством педагога овладение азами техники естественного
человеческого движения, наполненного музыкой.
При работе с детьми одинаково важны как словесные объяснения, так и
показ движений. Особенно осторожно и вдумчиво нужно говорить о музыке.
Нельзя
упрощенно,
формально
определять
ее
особенности,
например
характеризовать музыку как громкую или тихую, быструю или медленную, не
упоминая о ее эмоциональной окраске: громкая музыка может быть и веселой,
и энергичной, и грозной, тихая – спокойной, задумчивой, грустной, нежной и
т.д.
10
Говорить
о
содержании
музыкально-двигательного
материала
и
особенностях движения надо всегда образно, активизируя воображение детей.
Хорошо
сопровождать
слова
отдельными
движениями,
выразительными
жестами.
Показ
музыкально-двигательных
упражнений
и
танцев
в
целом
(или
отдельных движений) необходим во всем процессе работы над ними. Дети
должны
увидеть
художественное
воплощение
музыкально-двигательного
образа – это будит их воображение.
Для развития музыкально-двигательного творчества младших школьников
необходимо решать следующие задачи.
1.
Развивать
музыкальность,
способность
чувствовать,
эстетически
переживать музыку в движении.
2.
Учить
детей
воспринимать
развитие
музыкальных
образов,
передавать
их
в
движениях,
согласовывать
эти
движения
с
характером музыки, средствами музыкальной выразительности.
3.
Развивать
способность
творчески
воплощать
музыкально-
двигательный
образ,
расширяя
и
обогащая
эмоциональный
и
двигательный опыт ребенка.
4.
Формировать
навык
естественного
движения:
красивую
осанку,
выразительность
движений
и
жестов
в
танцах
и
музыкально-
ритмических упражнениях.
5.
Совершенствовать
движения
ребенка
через
овладение
пластическими приемами выражения образа.
Обучение начинается с несложного музыкального материала, где дети
передают общий характер музыки. Затем учатся создавать простой музыкально-
двигательный
образ
(птички,
деревца
и
т.д.),
состоящий
из
одного
или
нескольких движений, т.е. учатся комбинировать соответствующие образу и
музыки движений.
11
На
данном
этапе
необходимо
уделять
внимание
подготовительным
упражнениям,
добиваясь
того,
чтобы
дети
учились
сознательно
и
самостоятельно ими пользоваться, готовясь к началу движения. Добиваться
естественности движений, путем усвоения пружинных, маховых упражнений.
Освоению движений эмоционально- динамического характера.
Затем по мере усвоения усложняется музыкально-двигательный материал.
Это
музыка
с
более
сложной
формой
(двумя,
тремя
частями,
членением
мелодии на отдельные предложения, фразы и т.д.) как музыкальный рассказ,
что
развивает
способность
воспроизводить
музыку
с
более
развернутым
содержанием. Детям предлагаются бессюжетные музыкальные упражнения, где
они уже самостоятельно представляют и изображают придуманный ими образ.
На данном этапе нужно уделять внимание на элементы музыкальной
выразительности.
Продолжается
работа
по
закреплению
исходного
положения
корпуса,
пружинных и маховых движений, которые помогают изменять характер самой
мышечной
работы,
ее
темп,
ритм,
интенсивность,
амплитуду,
развивает
координацию. Дети учатся пользоваться различными приемами движения, что
позволяет им более свободно владеть своим телом, и учиться самостоятельно,
создавать музыкально-двигательный образ.
Далее
в
процессе
обучения
возрастает
воспитательное
значение
пространственно-коллективных
заданий.
Выполняя
их,
группа
переживает
общий подъем, чувствствуя себя единым целым. С музыкой сливаются воедино
не
только
движения,
но
и
чувства
детей;
создается
цельный
музыкально-
двигательный
образ.
На
данном
этапе
ребенку
предоставляется
полная
возможность самостоятельной работы по созданию образа – находить нужные
для
этого
движения
и,
вживаясь
в
музыку,
совершенствовать
их
выразительность.
12
13