Автор: Белолюбская Татьяна Иосифовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №75 "Ивушка"
Населённый пункт: г.Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: Как преодолеть застенчивым детям страх, тревогу и робость.
Раздел: дошкольное образование
Как преодолеть застенчивым детям страх, тревогу и робость.
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего,
первый опыт коллективного общения. Но не все дети принимают сразу и без проблем
новую обстановку, незнакомых людей. Большинство из них реагирует на детский сад
плачем. Одни дети легко входят в группу, а другие, приходя в группу стесняются
произнести слово «Здравствуйте».
Если родители видят, что ребёнок недостаточно общительный, то они понимают,
что ему трудно налаживать контакты с окружающими людьми — взрослыми или
сверстниками. Часто случается, что стеснительность впервые проявляется именно в
детском саду. Ребенок себя свободно чувствовал в кругу семьи, а рядом с незнакомыми
людьми зажался. В период адаптации и привыканию к детскому садику - это нормальное
поведение. Но если ребенок уже год ходит в сад и до сих пор боится заговорить с другими
детьми или не хочет участвовать в играх, воспитателю следует обратить на это внимание.
Главную роль в
преодолении стеснительности ребенка, конечно же играют
родители, которые в первую очередь настраивают ребенка на положительные эмоции,
дают представление о том, что такое детский сад. А воспитатель в свою очередь должен
помочь ребенку как можно легче пройти этот период в жизни ребенка. Необходимо
сформировать у ребенка положительную установку. Желание идти в детский сад и не
стесняться никого. Это зависит в первую очередь от умения и усилия воспитателя
создать атмосферу тепла, уюта и доброжелательности в группе.
Самый первый шаг, с которого я начинаю работать по преодолению робости и
застенчивости – это заучивание стихов и текстов песен. Использую небольшие по объему
стихи, так как по рифме речь по строению своему очень близка музыке равномерным
чередованием сильных и слабых долей; успокаивает ребенка, вызывает положительные
эмоции. Стихи и песни - это музыкальный язык, соответственно, как и речь человека,
имеет свои особенности. В речи слова несут в себе смысл того, что говорит человек, а
интонация голоса (сила, тембр, паузы, акценты, темп речи) позволяют окрасить речь
определенным чувством, настроением (нежности, скорби или радости).
Стихи я подбираю весёлые, интересные, сюжетные или наоборот лиричные,
описательного характера, но обязательно с небольшим количеством строк, а песни по
плану музыкального руководителя. Эти стихи ребенок читает перед своими друзьями в
группе. Если ребенок сильно стесняется, то читает вместе с другом или небольшой
группой ( 2-3 детей). Стихи мы читаем каждый день, и через некоторое время все дети,
даже стеснительные, с удовольствием сами читают стихи.