Авторы: Авдошина Мария Вадимовна, Фалалеева Галина Алексеевна
Должность: студентка 2 курса 121 "а" группы и преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГПБОУ "Педагогический колледж №10"
Населённый пункт: Город Москва
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Физическое воспитание"
Раздел: начальное образование
Физическое воспитание.
Физическое воспитание — это педагогический процесс, направленный на
формирование
здорового,
физически
совершенного,
социально
активного
поколения.
Специфика
его
содержания
отражает
обучение
двигательным
упражнениям,
формирование
физических
качеств,
овладение
специальными
физкультурными
познаниями
и
формирование
осознанной
необходимости
приобщения к физкультурным занятиям.
Процесс обучения организуется в
зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития с учётом
условий и состояния обучающегося. . Проводимые по определенной методике
физические упражнения положительно влияют на деятельность центральной
нервной системы, снижают утомляемость коры головного мозга и повышают
работоспособность.
Организм
учащихся
легче
справляется
с
интенсивной
учебной работой. Особое значение имеют физические упражнения для развития
и укрепления мышечной системы, органов кровообращения и дыхания, Под
влиянием
физических
упражнений
совершенствуется
опорно-двигательный
аппарат:
кости
становятся
прочнее
и
подвижнее
в
суставах,
увеличивается
объем мышц, растет их сила, скорость сокращений и эластичность.
Физическая
культура
и
спорт
имеют
в
своем
распоряжении
большие
возможности
для
воспитания
всесторонне
развитой
личности.
В
процессе
занятий
совершается
моральное,
умственное,
трудовое
и
эстетическое
образование. Особенно это заметно особенно в процессе гимнастических и
атлетических упражнениях, в игровых и состязательных ситуациях. На учебно-
тренировочных занятиях человек имеет большие физические нагрузки, которые
способствуют формированию таких качеств характера, как сила воли, смелость,
самообладание,
решительность,
уверенность
в
своих
силах,
выдержка,
дисциплинированность,
чувство
коллективизма.Освоение
современных
учебных программ, связано со значительной нервно-психической нагрузкой.
Высокий уровень физической подготовленности является одним из важных
факторов,
обеспечивающих
стойкость
умственной
работоспособности
на
протяжении всего учебного года.
Связь занятий физической культурой и
спортом с эстетическим воспитанием позволяет не только формировать внешне
красивый вид, но и одновременно эффективно влиять на воспитание морально
— волевых качеств, эстетики поступков и поведения в современном обществе.
К основным средствам физического воспитания традиционно относят:
физические
упражнения
и
гигиенические
факторы.
О
каждом
из
них
мы
говорим отдельно.
Физические
упражнения представляют
собой
элементарные
движения,
со ставленные
из
них
двигательные
действия
и
их
ком п л е кс ы ,
систематизированные
в
целях физического развития. Или, иначе говоря, это
есть
двигательная
активность
человека,
организованная
в
соответствии
с
закономерностями физического воспитания. Так как таких упражнений очень
много, их принято квалифицировать по какому-либо признаку. И самые главные
виды
физических
упражнений
—
это
гимнастика,
игры,
туризм,
спорт.
Гимнастика – это разнообразный комплекс упражнений, оказывающий
многоплановое благоприятное действие на организм в целом и в частности.
Гимнастические
процедуры
различаются
по
времени
и
объему
физической
нагрузки в ходе занятий. В практике физического воспитания сформировались
следующие
виды
гимнастики:
базовая,
спортивная,
а к р о бати ка ,
художественная,
гигиеническая,
лечебная.
Содержание
упражнений
обеспечивает
общее
физическое
становление
учащихся
и
формирование
жизненных
умений
для
труда
и
быта
(движения
в
соответствующем
направлении, управление движениями рук, ног, тела, головы, рабочими позами).
Всевозможные упражнения рассчитаны на силу, выносливость, быстроту. Для
гимнастики характерно решение конкретных образовательно-оздоровительных
задач,
возможность
дифференцированного
овладения
техникой
движения
и
возможность избирательного воздействия на строение и функции организма
человека.
Игра
является
одной
из
типичных
форм
сознательной
деятельности
человека.
В
физическом
развитии
учащихся
игры
занимают
особое
место.
Особенностью
этого
вида
физических
упражнений
является
то,
что
они
проводятся при активном участии людей в этой деятельности. Систематическое
проведение игр формирует основные двигательные навыки и их качественные
характеристики - быстроту, ловкость, силу, выносливость. Эмоциональность
игр представляет возможность для проявления личных качеств и инициативы.
Кроме того, для игры характерно наличие взаимоотношений между людьми,
посильное для участников игры упражнение, высокая переменность условий
игровой деятельности.
Туризм - это разнообразная двигательная деятельность, естественная по
своему
характеру
и
осуществляемая
в
природных
условиях.
Хорошо
организованный туризм открывает большие возможности приобретения важных
для жизни и трудовой деятельности знаний, различных двигательных умений и
навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию
личности. Здесь сильны традиции взаимопомощи и взаимовыручки, спортивной
дисциплины, самосовершенствования и взаимной передачи знаний и опыта.
Спорт - это по сути состязание, соревновательная деятельность. Спорт
представляет
собой
специфический
род
физической
или
интеллектуальной
активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной
подготовки
к
ним
путём
разминки,
тренировки.
В
сочетании
с
отдыхом,
стремлением
постепенного
улучшения
физического
здоровья,
повышения
уровня
интеллекта,
получения
морального
удовлетворения,
стремления
к
совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе,
улучшения
собственных
физических
возможностей
и
навыков,
спорт
предназначен
для
совершенствования
физико-психических
характеристик
человека.
Гигиенические
факторы
повышают
эффективность
воздействия
физических упражнений на организм, способствуют нормальной работе всех
органов и систем. Например, если упражнения проводятся в чистом, светлом
помещении,
то
у
детей
возникают
положительные
эмоции,
повышается
работоспособность,
облегчается
освоение
этих
упражнений
и
развитие
физических
качеств.
Нормальный
сон
обеспечивает
отдых
и
повышает
работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает
возникновение
заболеваний
глаз
(близорукость
и
др.)
и
создает
наибо-лее
благоприятные
условия
для
ориентировки
детей
в
пространстве.
Чистота
помещения, физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, атрибутов, а
также одежды, обуви, тела детей служит профилактикой заболеваний. Знание
гигиенических правил необходимо любому человеку, особенно людям, которые
активно
занимаются
физкультурой
и
спортом.
Строгое
выполнение
правил
повышает
эффективность
оздоровительных
занятий,
укрепляет
здоровье
и
формирует навыки культурного поведения.
Но самое важное — это личная
гигиена.
Уход
за
телом
способствует
нормализации
жизнедеятельности
организма, улучшению обменных процессов, пищеварения, кровообращения,
дыхания
и
развитию
интеллектуальных
и
физических
способностей.
От
состояния
кожи
зависит
и
здоровье
человека,
сопротивляемость
организма
многим заболеваниям и его работоспособность. Нельзя забывать и про гигиену
одежды и обуви. В процессе носки одежда загрязняется не только снаружи, но и
изнутри продуктами выделения кожи (пот, эпителий и т.п.), поэтому она должна
регулярно
подвергаться
стирке
или
химической
чистке.
Одежда
должна
соответствовать деятельности человека. Для спортивных занятий необходима
специальная
спортивная
одежда,
которая
не
сковывает
движения
и
не
препятствует потоотделению, которое значительно повышается во время. Обувь
также должна соответствовать требованиям, которые предъявляет специфика
занятий и правила проведения различных спортивных соревнований.
Для каждого человека также очень важен режим дня. Он представляет собой
целесообразное чередование времени труда и отдыха, питания и сна. Режим
создает
ритмичность
умственных
и
физических
нагрузок,
синтезирует
различные средства и формы физического воспитания.
Физическая
воспитание
–
это
и
важнейшее
средство
формирования
человека
как
личности.
Занятия
физическими
упражнениями
позволяют
многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера
мужчин
и
женщин,
а
также
способствуют
развитию
интеллектуальных
процессов – внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения,
воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность.