Напоминание

"Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста"


Автор: Колоус Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №2"
Населённый пункт: г.Спас-Клепики
Наименование материала: Доклад
Тема: "Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Интеллектуальное развитие детей

дошкольного возраста.

Подготовила: Колоус Елена Викторовна-воспитатель

МДОУ « Детский сад № 2» г. Спас- Клепики.

Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный

процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно

является важнейшей составной частью общего

психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей

жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка

обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном

развитии принадлежит систематическому интеллектуальному

воспитанию.

Интеллектуальное воспитание дошкольников — это

систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие

на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает

как планомерный процесс овладения подрастающим поколением

общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и

представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах,

оценках.

Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему

разнообразных средств, методов, создание условий,

обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.

Интеллектуальное развитие, в зависимости от возраста имеет

несколько стадий.

В конце первого – начале второго года жизни, пока ребенок

не овладел активной речью, ему присуще наглядно – действенное

мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с

окружающей действительностью с помощью тактильного изучения

предметов. Главными людьми, которые помогут ребенку

ознакомиться с предметами и способами их использования,

становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми

знаниями ребенка на пути последующего познания окружающего

мира.

У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается наглядно-

образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными

образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями.

Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию. Таким

образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на

несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для

последующего.

Главное условие интеллектуального развития ребенка –

хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда

адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и

делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный,

уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с

большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и

гармонично развиваться.

Интеллект ребенка – специфическая форма организации

индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая

возможность эффективного восприятия и понимания окружающего

мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие

от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно

осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со

взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах

продуктивной деятельности.

Для ребенка игра - это жизнь. Игра - один из сложнейших, а в

жизни ребенка и важнейших, видов деятельности. С помощью игры

можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой

деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников.

Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой

привлекательной, и главное, основной для него деятельности -

игры. Обычно игра способствует умению действовать и все дольше

концентрировать внимание. Лепка, рисование развивают движения

рук и чувство прекрасного.

В возрасте 5-7 лет, дети отличаются достаточно высоким

уровнем умственного развития: появляется расчлененное

восприятие, интенсивно развивается воображение,

вырабатываются обобщенные нормы мышления.

Для современной образовательной системы проблема

умственного воспитания чрезвычайно важна, повышаются

требования к умственному воспитанию подрастающего поколения.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей

дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на

сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в

эпоху компьютерных и информационных технологий, и

их интеллектуальное развитие не может сводиться только к

обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму,

для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое

мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо

тренированную смысловую память.

Основы этих сложных психических функций можно начинать

формировать в старшем дошкольном возрасте.

Развитие дошкольника можно осуществить только в

естественном, самом привлекательном для него виде деятельности

– игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что

он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями

и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту

естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и

творческие формы игровой активности .

Между тремя и шестью годами жизни дидактическое значение

имеют головоломки, мозаика.

Использование развивающих игр и головоломок в

педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную

деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к

познавательной игровой деятельности, организованной вначале

совместно с педагогом, а потом и самостоятельно.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: сегодня

существует необходимость искать новые пути, открывающие

дополнительные резервы интеллектуального развития детей

старшего дошкольного возраста.

Основными задачами умственного воспитания

дошкольников

являются

:

• формирование правильных представлений об окружающем, о

простейших явлениях природы и общественной жизни;

развитие познавательных психических процессов – ощущений,

восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;

развитие любознательности и умственных способностей;

• развитие интеллектуальных умений и навыков;

• формирование простейших способов умственной деятельности.

Важнейшими задачами умственного воспитания

в

дошкольном возрасте являются

:

• сенсорное воспитание (развитие);

• развитие мыслительной деятельности (овладение

мыслительными операциями, познавательными процессами и

способностями);

• становление речи.

• воспитание любознательности, познавательных интересов.

• формирование системы элементарных знаний о предметах и

явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.

Однако можно отметить общие для всех детей стадии

развития определенных знаний и умений. В связи с этим,

различают три модели умственного развития дошкольников.

1. Эмоциональная. С рождения и на протяжении полутора лет

жизни ребенка наиболее активно происходит

эмоциональное развитие. Это основа полноценного развития

интеллекта малыша, его «путевка» в успешную жизнь.

Поэтому ребенок с самого рождения должен находиться в

спокойной домашней атмосфере, чувствуя любовь одобрение

близких людей.

2. Логическая. В возрасте до 5 лет у детей активно

развиваются органы слуха и зрения. Это идеальное время

для «закладки» у ребят способностей к логическому мышлению, а

также восприимчивости к музыкальным произведениям. Для того

чтобы этого достичь, необходимо играть с ребенком

в развивающие игры, собирать конструкторы и решать

логические задачки.

3. Речевая. Речевая модель умственного воспитания детей

предполагает для развития природной способности запоминать

информацию на слух. Например, ребенок дошкольного

возраста намного легче и быстрее может выучить иностранный

язык, чем любой взрослый. Поэтому такое дарование

нужно развивать и поощрять в процессе воспитания. Это может

быть чтение книжек, беседы на заданные темы, разучивание стихов

и песен.

Итак, интеллектуальное развитие является одним из

важнейших направлений развития детей в возрасте 5-7 лет.

Эффективным средством такого развития являются логические

игры и головоломки.

Обучение дошкольников развивающим играм и

головоломкам стало хорошим примером того, как стремление к

получению радости от игры постепенно переходит в радость

учения.

Таким образом, используя всестороннее воздействие на сознание

ребенка, можно вырастить гармонично развитую личность.

Процесс интеллектуального развития дошкольников должны

контролировать также и родители ребенка. Ведь только в семье

ребенок получает родительское одобрение, поддержку и заботу.



В раздел образования