Автор: Колоус Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №2"
Населённый пункт: г.Спас-Клепики
Наименование материала: Доклад
Тема: "Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Интеллектуальное развитие детей
дошкольного возраста.
Подготовила: Колоус Елена Викторовна-воспитатель
МДОУ « Детский сад № 2» г. Спас- Клепики.
Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный
процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно
является важнейшей составной частью общего
психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей
жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка
обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном
развитии принадлежит систематическому интеллектуальному
воспитанию.
Интеллектуальное воспитание дошкольников — это
систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие
на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает
как планомерный процесс овладения подрастающим поколением
общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и
представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах,
оценках.
Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему
разнообразных средств, методов, создание условий,
обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.
Интеллектуальное развитие, в зависимости от возраста имеет
несколько стадий.
В конце первого – начале второго года жизни, пока ребенок
не овладел активной речью, ему присуще наглядно – действенное
мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с
окружающей действительностью с помощью тактильного изучения
предметов. Главными людьми, которые помогут ребенку
ознакомиться с предметами и способами их использования,
становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми
знаниями ребенка на пути последующего познания окружающего
мира.
У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается наглядно-
образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными
образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями.
Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию. Таким
образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на
несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для
последующего.
Главное условие интеллектуального развития ребенка –
хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда
адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и
делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный,
уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с
большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и
гармонично развиваться.
Интеллект ребенка – специфическая форма организации
индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая
возможность эффективного восприятия и понимания окружающего
мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие
от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно
осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со
взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах
продуктивной деятельности.
Для ребенка игра - это жизнь. Игра - один из сложнейших, а в
жизни ребенка и важнейших, видов деятельности. С помощью игры
можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой
деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников.
Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой
привлекательной, и главное, основной для него деятельности -
игры. Обычно игра способствует умению действовать и все дольше
концентрировать внимание. Лепка, рисование развивают движения
рук и чувство прекрасного.
В возрасте 5-7 лет, дети отличаются достаточно высоким
уровнем умственного развития: появляется расчлененное
восприятие, интенсивно развивается воображение,
вырабатываются обобщенные нормы мышления.
Для современной образовательной системы проблема
умственного воспитания чрезвычайно важна, повышаются
требования к умственному воспитанию подрастающего поколения.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей
дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на
сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в
эпоху компьютерных и информационных технологий, и
их интеллектуальное развитие не может сводиться только к
обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму,
для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое
мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо
тренированную смысловую память.
Основы этих сложных психических функций можно начинать
формировать в старшем дошкольном возрасте.
Развитие дошкольника можно осуществить только в
естественном, самом привлекательном для него виде деятельности
– игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что
он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями
и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту
естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и
творческие формы игровой активности .
Между тремя и шестью годами жизни дидактическое значение
имеют головоломки, мозаика.
Использование развивающих игр и головоломок в
педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную
деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к
познавательной игровой деятельности, организованной вначале
совместно с педагогом, а потом и самостоятельно.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: сегодня
существует необходимость искать новые пути, открывающие
дополнительные резервы интеллектуального развития детей
старшего дошкольного возраста.
Основными задачами умственного воспитания
дошкольников
являются
:
• формирование правильных представлений об окружающем, о
простейших явлениях природы и общественной жизни;
• развитие познавательных психических процессов – ощущений,
восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;
• развитие любознательности и умственных способностей;
• развитие интеллектуальных умений и навыков;
• формирование простейших способов умственной деятельности.
Важнейшими задачами умственного воспитания
в
дошкольном возрасте являются
:
• сенсорное воспитание (развитие);
• развитие мыслительной деятельности (овладение
мыслительными операциями, познавательными процессами и
способностями);
• становление речи.
• воспитание любознательности, познавательных интересов.
• формирование системы элементарных знаний о предметах и
явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.
Однако можно отметить общие для всех детей стадии
развития определенных знаний и умений. В связи с этим,
различают три модели умственного развития дошкольников.
1. Эмоциональная. С рождения и на протяжении полутора лет
жизни ребенка наиболее активно происходит
эмоциональное развитие. Это основа полноценного развития
интеллекта малыша, его «путевка» в успешную жизнь.
Поэтому ребенок с самого рождения должен находиться в
спокойной домашней атмосфере, чувствуя любовь одобрение
близких людей.
2. Логическая. В возрасте до 5 лет у детей активно
развиваются органы слуха и зрения. Это идеальное время
для «закладки» у ребят способностей к логическому мышлению, а
также восприимчивости к музыкальным произведениям. Для того
чтобы этого достичь, необходимо играть с ребенком
в развивающие игры, собирать конструкторы и решать
логические задачки.
3. Речевая. Речевая модель умственного воспитания детей
предполагает для развития природной способности запоминать
информацию на слух. Например, ребенок дошкольного
возраста намного легче и быстрее может выучить иностранный
язык, чем любой взрослый. Поэтому такое дарование
нужно развивать и поощрять в процессе воспитания. Это может
быть чтение книжек, беседы на заданные темы, разучивание стихов
и песен.
Итак, интеллектуальное развитие является одним из
важнейших направлений развития детей в возрасте 5-7 лет.
Эффективным средством такого развития являются логические
игры и головоломки.
Обучение дошкольников развивающим играм и
головоломкам стало хорошим примером того, как стремление к
получению радости от игры постепенно переходит в радость
учения.
Таким образом, используя всестороннее воздействие на сознание
ребенка, можно вырастить гармонично развитую личность.
Процесс интеллектуального развития дошкольников должны
контролировать также и родители ребенка. Ведь только в семье
ребенок получает родительское одобрение, поддержку и заботу.