Напоминание

Инновационные технологии сопровождения детей с ТНР в современной образовательной среде


Автор: Екимова Наталья Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №173 "Лучик"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные технологии сопровождения детей с ТНР в современной образовательной среде
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С

ТНР В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ.

Инновационные методы воздействия становятся перспективным средством

коррекционно-развивающей работы с детьми

Екимова Н.В., педагог-психолог,

муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад № 173

г. Ульяновск

«Педагогика должна ориентироваться

не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития…»

Л. С.

Выготский

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении

инновационных методов и технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в

работу

образовательного

учреждения

важнейшее

условие

совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

Обучение и воспитание детей с ОВЗ предусматривает создание для них

специальной коррекционно-развивающей среды, лечение и оздоровление,

воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют проблемы в

развитии

восприятия,

внимания,

памяти,

мыслительной

деятельности,

различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается

повышенная утомляемость. Чтобы воспитанникам было интересно, нужны

нестандартные

подходы,

индивидуальные

программы,

инновационные

технологии.

Инновационные технологии в дошкольном образовании используются,

в первую очередь, для решения актуальных проблем, для повышения

качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов

родителей. Кроме этого, важное значение имеет и конкуренция, когда

детские сады соревнуются друг с другом на звание самой современной ДОО.

Награда известна — большое количество желающих попасть именно в этот

детский сад.

Инновационные

технологии

сочетают

прогрессивные

креативные

технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою

эффективность в процессе педагогической деятельности.

Основные технологии, применяемые в системе дошкольного

образования: технологии развивающего обучения, технологии проблемного

обучения,

игровые технологии,

компьютерные

технологии,

здоровьесберегающие

технологии.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приемов

обучения,

воспитательных

средств,

направленных

на

достижение

позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном

развитии ребенка в современных социокультурных условиях.

В работе с детьми с ТНР используются следующие инновационные

технологии: технология дифференцированного подхода; метод проектов; арт-

терапия: криотерапия, телесноориентированные техники (кинезиология,

биоэнергопластика), мнемотаблицы, синквейн, скрайбинг.

Технология

дифференцированного

(индивидуализированного)

обучения основывается на изучении и понимании ребенка. Обучение

каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому

воспитаннику возможность получить максимальные по его способностям

знания и реализовать свой личностный потенциал.

Принципы дифференцированного обучения детей с ТНР включают в

себя: принцип деятельностного подхода - т.е. ребенок развивается в

деятельности; учитывается принцип индивидуальности ребёнка - т. е.

принятие его таким, какой он есть, в противоположность заведомо ложному

и безуспешному стремлению перевоспитать, переделать, переломить, чтобы

он

был

как

все

другие,

составляет

психологическую

основу

дифференцированного

обучения;

принцип

системного

подхода

-

коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она

осуществляется в комплексе, включающем лечение, педагогическую и

психологическую коррекцию. Это предполагает участие в педагогическом

процессе разных специалистов: врачей, учителей-логопедов, педагогов-

психологов, воспитателей, музыкальных и физкультурных руководителей.

Основная цель использования технологии уровневой дифференциации –

обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает

каждому

воспитаннику

возможность

получить

максимальные

по

его

способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.

Метод проектов. В основе любого проекта лежит проблема, для

решения

которой

необходим

исследовательский

поиск

в

различных

направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно

целое.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике

является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать

обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать

к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Воспитатель

выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник

информации,

консультант,

эксперт.

Он

основной

руководитель

последующей исследовательской деятельности: «Почему дети болеют?»,

«Что мы знаем о воде», «Как растет горох?»; игровой: «Моя любимая

игрушка», «В гостях у сказки»; информационно-практико-ориентированной:

«Герои-земляки»,

«Памятники

нашего

города»;

творческой:

детские

праздники, выставки, «Концерт для мам», спектакль для малышей. Взрослый

- координатор в решении проблемы. При этом взрослый выступает

партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Арт-терапия

является

средством

свободного

самовыражения.

В особой символической форме - через рисунок, игру, сказку, музыку мы

можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям,

получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Основная задача

арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека

через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

Криотерапия

одна

из

современных

нетрадиционных

методик

коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.

Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает

благотворными свойствами. Криотерапия – это методика, при которой

используют воздействие холодом («крио» − холод). В логопедических

методиках для проведения терапии применяют лед. При воздействии

холодом в области контакта с кожей (рук, ног) начинает активироваться

рецепторный аппарат. На начальном этапе воздействия в коже и тканях

сужаются сосуды. По прошествии времени стенки сосудистого русла

расширяются, что повышает местный кровоток. Увеличение кровотока

способствует стимуляции мелкой моторики (если контакт льда был с руками

ребёнка). Развивающаяся мелкая моторная деятельность кистей ребенка

способствует активации областей мозга, отвечающих за речевые функции.

Метод наглядного моделирования. Мнемотехника – это совокупность

правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модель позволяет

детям легко запомнить информацию и применять её в практической

деятельности.

Мнемотаблицы особенно эффективны при пересказе, составлении

рассказов, заучивании стихотворений.

Суть мнемосхем заключается в

следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается

картинка

(изображение).

Таким

образом,

весь

текст

зарисовывается

схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит

текстовую информацию.

Скрайбинг - процесс визуализации сложного содержания простым и

доступным

способом,

во

время

которого

зарисовка образов

происходит

прямо

во

время

передачи

информации.

Отличительная

особенность скрайбинга в работе с детьми в сравнении с другими способами

донесения информации заключается в том, что появляется возможность

задействовать одновременно слух, речь, зрение и воображение ребёнка.

Глядя на скрайб-рисунки, ребёнок может воссоздать в памяти услышанный

рассказ и воспроизвести его.

Синквейн - с французского языка переводится как «пять строк»,

нерифмованное

стихотворение

из

пяти

строк,

которое

строятся

по

определенным правилам:

первая строка: существительное - название предмета;

вторая строка: два слова - слова-признаки;

третья строка: три слова - слова-действия;

четвертая строка: личное отношение к предмету;

пятая строка: обобщающее понятие.

.

Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и

языка. Телесно-ориентированная терапия. По данным Ястребовой А.В. и

Лазаренко

О.И.

движения

тела,

совместные

движения

руки

и

артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны,

помогают

активизировать

естественное

распределение

биоэнергии

в

организме. Ребёнок выполняет артикуляционное упражнение и удерживает

позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют

движения артикуляционного аппарата.

И еще одна телесно-ориентированная терапия кинезиотерапия - наука о

развитии

умственных

способностей,

общей

моторики

и

физического

здоровья через определённые двигательные упражнения.

В кинезиологические упражнения входят пальчиковые игры,

дыхательные и глазодвигательные упражнения, упражнения на релаксацию

организма, самомассаж, в сочетании со сказкотерапией.

Инновационные

методы

воздействия

становятся

перспективным

средством

коррекционно-развивающей

работы

с

детьми,

имеющими

нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств

обучения и помогают достижению максимально возможных успехов в

преодолении

речевых

трудностей

у

детей

дошкольного

возраста.

Инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс

коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Список литературы

1. Атемаскина Ю.В. «Современные педагогические технологии в ДОУ»

М., Детство-Пресс, 2011г.

2.

Багаутдинова

С.Ф.

«Инновационная

деятельность

в

дошкольном

образовательном учреждении: Методические рекомендации для студентов к

курсу "Управление дошкольным образованием» Магнитогорск: МаГУ, 2001.

3. Белая К.Ю. «Инновационная деятельность В ДОУ» М., «Сфера», 2009г.

4. Душка Н.Д. «Синквейн в работе по развитию речи с дошкольниками»

журнал «Логопед» №5, 2005г.

5. Ежова М.А., Гусаковская И.В. «Инновационная мастерская логопеда.

Пластилинотерапия.

Моделирование.

Биоэнергопластика»

ФГОС

ДО

Издательство: «Учитель», 2019г.

6. Матяш Н.В. «Инновационные педагогические технологии. Проектное

обучение» М., Академия, 2012г.



В раздел образования