Автор: Екимова Наталья Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №173 "Лучик"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные технологии сопровождения детей с ТНР в современной образовательной среде
Раздел: дошкольное образование
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С
ТНР В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ.
Инновационные методы воздействия становятся перспективным средством
коррекционно-развивающей работы с детьми
Екимова Н.В., педагог-психолог,
муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 173
г. Ульяновск
«Педагогика должна ориентироваться
не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития…»
Л. С.
Выготский
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении
инновационных методов и технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в
работу
образовательного
учреждения
–
важнейшее
условие
совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Обучение и воспитание детей с ОВЗ предусматривает создание для них
специальной коррекционно-развивающей среды, лечение и оздоровление,
воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют проблемы в
развитии
восприятия,
внимания,
памяти,
мыслительной
деятельности,
различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается
повышенная утомляемость. Чтобы воспитанникам было интересно, нужны
нестандартные
подходы,
индивидуальные
программы,
инновационные
технологии.
Инновационные технологии в дошкольном образовании используются,
в первую очередь, для решения актуальных проблем, для повышения
качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов
родителей. Кроме этого, важное значение имеет и конкуренция, когда
детские сады соревнуются друг с другом на звание самой современной ДОО.
Награда известна — большое количество желающих попасть именно в этот
детский сад.
Инновационные
технологии
сочетают
прогрессивные
креативные
технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою
эффективность в процессе педагогической деятельности.
Основные технологии, применяемые в системе дошкольного
образования: технологии развивающего обучения, технологии проблемного
обучения,
игровые технологии,
компьютерные
технологии,
здоровьесберегающие
технологии.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приемов
обучения,
воспитательных
средств,
направленных
на
достижение
позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном
развитии ребенка в современных социокультурных условиях.
В работе с детьми с ТНР используются следующие инновационные
технологии: технология дифференцированного подхода; метод проектов; арт-
терапия: криотерапия, телесноориентированные техники (кинезиология,
биоэнергопластика), мнемотаблицы, синквейн, скрайбинг.
Технология
дифференцированного
(индивидуализированного)
обучения основывается на изучении и понимании ребенка. Обучение
каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому
воспитаннику возможность получить максимальные по его способностям
знания и реализовать свой личностный потенциал.
Принципы дифференцированного обучения детей с ТНР включают в
себя: принцип деятельностного подхода - т.е. ребенок развивается в
деятельности; учитывается принцип индивидуальности ребёнка - т. е.
принятие его таким, какой он есть, в противоположность заведомо ложному
и безуспешному стремлению перевоспитать, переделать, переломить, чтобы
он
был
как
все
другие,
составляет
психологическую
основу
дифференцированного
обучения;
принцип
системного
подхода
-
коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она
осуществляется в комплексе, включающем лечение, педагогическую и
психологическую коррекцию. Это предполагает участие в педагогическом
процессе разных специалистов: врачей, учителей-логопедов, педагогов-
психологов, воспитателей, музыкальных и физкультурных руководителей.
Основная цель использования технологии уровневой дифференциации –
обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает
каждому
воспитаннику
возможность
получить
максимальные
по
его
способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.
Метод проектов. В основе любого проекта лежит проблема, для
решения
которой
необходим
исследовательский
поиск
в
различных
направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно
целое.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике
является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать
обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать
к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Воспитатель
выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник
информации,
консультант,
эксперт.
Он
—
основной
руководитель
последующей исследовательской деятельности: «Почему дети болеют?»,
«Что мы знаем о воде», «Как растет горох?»; игровой: «Моя любимая
игрушка», «В гостях у сказки»; информационно-практико-ориентированной:
«Герои-земляки»,
«Памятники
нашего
города»;
творческой:
детские
праздники, выставки, «Концерт для мам», спектакль для малышей. Взрослый
- координатор в решении проблемы. При этом взрослый выступает
партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.
Арт-терапия
является
средством
свободного
самовыражения.
В особой символической форме - через рисунок, игру, сказку, музыку мы
можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям,
получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Основная задача
арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека
через творчество и в повышении его адаптационных способностей.
Криотерапия
–
одна
из
современных
нетрадиционных
методик
коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.
Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает
благотворными свойствами. Криотерапия – это методика, при которой
используют воздействие холодом («крио» − холод). В логопедических
методиках для проведения терапии применяют лед. При воздействии
холодом в области контакта с кожей (рук, ног) начинает активироваться
рецепторный аппарат. На начальном этапе воздействия в коже и тканях
сужаются сосуды. По прошествии времени стенки сосудистого русла
расширяются, что повышает местный кровоток. Увеличение кровотока
способствует стимуляции мелкой моторики (если контакт льда был с руками
ребёнка). Развивающаяся мелкая моторная деятельность кистей ребенка
способствует активации областей мозга, отвечающих за речевые функции.
Метод наглядного моделирования. Мнемотехника – это совокупность
правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модель позволяет
детям легко запомнить информацию и применять её в практической
деятельности.
Мнемотаблицы особенно эффективны при пересказе, составлении
рассказов, заучивании стихотворений.
Суть мнемосхем заключается в
следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается
картинка
(изображение).
Таким
образом,
весь
текст
зарисовывается
схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит
текстовую информацию.
Скрайбинг - процесс визуализации сложного содержания простым и
доступным
способом,
во
время
которого
зарисовка образов
происходит
прямо
во
время
передачи
информации.
Отличительная
особенность скрайбинга в работе с детьми в сравнении с другими способами
донесения информации заключается в том, что появляется возможность
задействовать одновременно слух, речь, зрение и воображение ребёнка.
Глядя на скрайб-рисунки, ребёнок может воссоздать в памяти услышанный
рассказ и воспроизвести его.
Синквейн - с французского языка переводится как «пять строк»,
нерифмованное
стихотворение
из
пяти
строк,
которое
строятся
по
определенным правилам:
первая строка: существительное - название предмета;
вторая строка: два слова - слова-признаки;
третья строка: три слова - слова-действия;
четвертая строка: личное отношение к предмету;
пятая строка: обобщающее понятие.
.
Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и
языка. Телесно-ориентированная терапия. По данным Ястребовой А.В. и
Лазаренко
О.И.
движения
тела,
совместные
движения
руки
и
артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны,
помогают
активизировать
естественное
распределение
биоэнергии
в
организме. Ребёнок выполняет артикуляционное упражнение и удерживает
позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют
движения артикуляционного аппарата.
И еще одна телесно-ориентированная терапия кинезиотерапия - наука о
развитии
умственных
способностей,
общей
моторики
и
физического
здоровья через определённые двигательные упражнения.
В кинезиологические упражнения входят пальчиковые игры,
дыхательные и глазодвигательные упражнения, упражнения на релаксацию
организма, самомассаж, в сочетании со сказкотерапией.
Инновационные
методы
воздействия
становятся
перспективным
средством
коррекционно-развивающей
работы
с
детьми,
имеющими
нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств
обучения и помогают достижению максимально возможных успехов в
преодолении
речевых
трудностей
у
детей
дошкольного
возраста.
Инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс
коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Список литературы
1. Атемаскина Ю.В. «Современные педагогические технологии в ДОУ»
М., Детство-Пресс, 2011г.
2.
Багаутдинова
С.Ф.
«Инновационная
деятельность
в
дошкольном
образовательном учреждении: Методические рекомендации для студентов к
курсу "Управление дошкольным образованием» Магнитогорск: МаГУ, 2001.
3. Белая К.Ю. «Инновационная деятельность В ДОУ» М., «Сфера», 2009г.
4. Душка Н.Д. «Синквейн в работе по развитию речи с дошкольниками»
журнал «Логопед» №5, 2005г.
5. Ежова М.А., Гусаковская И.В. «Инновационная мастерская логопеда.
Пластилинотерапия.
Моделирование.
Биоэнергопластика»
ФГОС
ДО
Издательство: «Учитель», 2019г.
6. Матяш Н.В. «Инновационные педагогические технологии. Проектное
обучение» М., Академия, 2012г.