Напоминание

«Организация уголка по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста»


Автор: Коляева Лилия Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д\С №20"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Анжеро-Судженск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Организация уголка по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Организация уголка по сенсомоторному

развитию детей младшего дошкольного

возраста»

Назначение уголка сенсорики

Сенсорный уголок используется в воспитательно-

образовательном процессе как на организованных

занятиях воспитателей и педагогов дополнительного

образования, так и в самостоятельной игровой,

поиско-экспериментальной деятельности детей.

Сенсомоторный уголок в группе предназначен:

Для стимуляции сенсорных функций (зрение,

осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное

ощущение);

Для развития мелкой моторики, стимуляции

двигательной активности.

Для снятия мышечного и психоэмоционального

напряжения, достижения состояния релаксации и

комфортного самочувствия детей.

Создание положительного эмоционального фона,

повышение работоспособности ребёнка.

Активизация когнитивных процессов (мышления,

внимания, восприятия, памяти).

Повышение мотивации к самостоятельной и

экспериментальной деятельности дошкольников.

Основные принципы организации сенсомоторного

уголка:

Доступность;

Безопасность;

Креативность;

Разнообразие объектов.

Актуальность сенсорного уголка в дошкольном

образовательно учреждении

Детство - особый период становления органов и

систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что

функции коры головного мозга не фиксированы

наследственно, они развиваются в результате

взаимодействия организма с окружающей средой.

Особенно интенсивно это происходит в первые три

года жизни.

Современный ребёнок испытывает недостаток

тактильных, слуховых, обонятельных ощущений.

Порой он воспринимает окружающий мир линейно,

однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через

взаимодействие с реальными объектами - главное

назначение сенсомоторного уголка, создаваемого

сегодня во многих дошкольных учреждений.

Известно, что чем больше число сенсорных систем

задействовано в процессе воспитания и обучения

ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его

развитие. Между тем технологизация современной

жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей,

замещая его визуальными и виртуальными образами.

Одно из важных условий воспитательно-

образовательной работы в дошкольном учреждении –

правильная организация предметно-развивающей

среды. Правильно организованная развивающая среда

позволит каждому ребенку найти свое занятие по

душе, поверить в свои силы и способности, научиться

взаимодействовать с педагогами и сверстниками,

понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь

именно это лежит в основе развивающего обучения.

Организация предметно-развивающей среды в

детском саду несет эффективность воспитательного

воздействия, направленного на формирование у детей

активного познавательного отношения к

окружающему миру предметов, людей, природы.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного

воспитания существенно усложняются. В этом

возрасте у ребенка начинают накапливаться

представления о цвете, форме, величине и других

свойствах предметов. Важно, чтобы эти

представления были достаточно разнообразными. А

это значит, что ребенка следует знакомить со всеми

основными разновидностями свойств- Шестью

цветами спектра (голубой цвет следует исключить,

так как дети плохо отличают его от синего) белым и

черным цветом, с такими формами, как круг, овал,

квадрат, прямоугольник.

Оборудование сенсомоторного уголка в

помещении

Зрение:

Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали,

объёмные изображения и т.д.)

Цветовые пятна-кляксы различной формы.

• Разноцветные полупрозрачные шарфы.

• Картинки-штриховки,

Картинки-прятки (на картинке "спрятаны"

предметы, ребенок должен их найти)..

Разноцветные песочные часы, переливающиеся

капельки, «вечные двигатели» и т.д.

Слух:

• Кассеты и диски со звуками: крики домашних

животных и птиц, звуки транспорта, звуки леса,

звуки воды и т.д.

• Приспособления для создания звуков: шуршалки,

гремелки, свистушки и другие приспособления,

издающие интересные звуки, необычные

музыкальные инструменты.

Осязание:

• Кусочки меха, ткани, бумаги, различные

материалы с разной фактурой.

• Предметы для создания холодного и горячего

(грелка, формочки для льда)

• Различные крупы в мешочках, подносы для круп,

баночки.

Массажные мячи-валики (разные по форме,

упругости, фактуре поверхности).

Разные виды мозаики, пазлы, кубики «Сложи

узор» с картинками;

Игры на различение цвета, формы, величины;

Игры на группировку предметов по разным

признакам, качествам (материалов)

Игры и пособия на развитие мелкой моторики рук

(шнуровки, застежки, плетения, вкладыши,

узелки, нанизывание, игры с прищепками,

резиночки);

Народные игрушки – пирамидки, матрешки,

бирюльки, бочонки и т.д.

Природный материал: для сортировки, для

развития тактильных ощущений, выкладывания

разных узоров; (камешки, желуди, каштаны,

ракушки, семечки тыквы, орехи, бобы, горох и

др.); Для пальчикового сухого бассейна, для

творческих работ - выкладывания на пластилине,

нанизывания, рисование пальцем на подносе с

крупой и т. д.

Чудесные мешочки с разными предметами,

пуговицами для тактильных ощущений;

Предметы для массажа рук, ног (массажные

дорожки, массажеры, мячики, палочки и т.д.)

Обоняние:

Естественные, природные запахи (кофе, мята,

апельсиновые корки и др.)

Зона для элементарных опытов:

"Мини-лаборатория"

(самодельный

набор

для

экспериментирования

с

водой,

снегом,

песком,

воздухом, инструментами и природный материал).

К этому направлению относится зона «Вода-

песок»

Центр « Песок и вода» помогает воспитателю в

решении одной из важнейших задач в развитии

ребенка 2-3 лет. Речь идет о самостоятельной

деятельности – экспериментированию с различными,

подходящими для этого предметами и природными

материалами. Организовывая игры с песком и водой,

педагог не только знакомит детей со свойствами

различных предметов и материалов, но и закрепляет

элементарные представления о форме, величине,

цвете предметов, развивает мелкую моторику

ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок

можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в

формочку, в песок можно прятать всякие мелкие

игрушки, стоить постройки, а потом разрушать их и

снова строить. Отмечается что игры с песком и водой

самые устойчивые и целенаправленные, чем другие

игры. Постройки из песка можно считать началом

конструирования, оно заставляет ребенка

сосредоточиться. Игры с водой вызывают

положительные эмоции, способствуют внутренней

раскованности. Работа с детьми в Центре «Песок и

вода», требует определенных условий; центр должен

располагаться так, чтобы легко было проводить

уборку и чтобы дети могли подходить к нему со всех

сторон. Необходимо запастись непромокаемыми

фартучками, формочками для песка, различными

моющимися игрушками.

Вариант комплектации.

Для игр с песком и водой нужны совки,

разнообразные формочки, некрупные игрушки для

закапывания (шарики, кубики, кольца и другие

геометрические формы разных цветов, размеров),

палочки, грабельки.

Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых

игрушек, сачок, черпачок, разноцветные пластиковые

шарики, набор игрушек из различных материалов,

(для игр плавает или тонет). Набор камешков,

ракушек и т. д.

К этому направлению относится зона «Бизиборд»

В уголке сенсорики обязательно должна быть

картотека игр.

Список использованной литературы.

1. Ветен АА., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры

ребенка. – М.: Просвещение, 1988.

2. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных

математических представлений. – М: Мозаика – Синтез, 2015.

3. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша - М.: Мозаика – Синтез,

2003.

4. Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация

сенсомоторного уголка в группе детского сада»,Справочник старшего

воспитателя,№5-2008.

5. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей»,

М."Просвещение",2009.

6. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего

возраста», М.,1983.

7 . Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом.

Опыты и эксперименты для дошкольников»ю-М.:ТЦ Сфера, 2015.



В раздел образования