Автор: Коляева Лилия Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д\С №20"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Анжеро-Судженск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Организация уголка по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
«Организация уголка по сенсомоторному
развитию детей младшего дошкольного
возраста»
Назначение уголка сенсорики
Сенсорный уголок используется в воспитательно-
образовательном процессе как на организованных
занятиях воспитателей и педагогов дополнительного
образования, так и в самостоятельной игровой,
поиско-экспериментальной деятельности детей.
Сенсомоторный уголок в группе предназначен:
Для стимуляции сенсорных функций (зрение,
осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное
ощущение);
Для развития мелкой моторики, стимуляции
двигательной активности.
Для снятия мышечного и психоэмоционального
напряжения, достижения состояния релаксации и
комфортного самочувствия детей.
Создание положительного эмоционального фона,
повышение работоспособности ребёнка.
Активизация когнитивных процессов (мышления,
внимания, восприятия, памяти).
Повышение мотивации к самостоятельной и
экспериментальной деятельности дошкольников.
Основные принципы организации сенсомоторного
уголка:
Доступность;
Безопасность;
Креативность;
Разнообразие объектов.
Актуальность сенсорного уголка в дошкольном
образовательно учреждении
Детство - особый период становления органов и
систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что
функции коры головного мозга не фиксированы
наследственно, они развиваются в результате
взаимодействия организма с окружающей средой.
Особенно интенсивно это происходит в первые три
года жизни.
Современный ребёнок испытывает недостаток
тактильных, слуховых, обонятельных ощущений.
Порой он воспринимает окружающий мир линейно,
однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через
взаимодействие с реальными объектами - главное
назначение сенсомоторного уголка, создаваемого
сегодня во многих дошкольных учреждений.
Известно, что чем больше число сенсорных систем
задействовано в процессе воспитания и обучения
ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его
развитие. Между тем технологизация современной
жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей,
замещая его визуальными и виртуальными образами.
Одно из важных условий воспитательно-
образовательной работы в дошкольном учреждении –
правильная организация предметно-развивающей
среды. Правильно организованная развивающая среда
позволит каждому ребенку найти свое занятие по
душе, поверить в свои силы и способности, научиться
взаимодействовать с педагогами и сверстниками,
понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь
именно это лежит в основе развивающего обучения.
Организация предметно-развивающей среды в
детском саду несет эффективность воспитательного
воздействия, направленного на формирование у детей
активного познавательного отношения к
окружающему миру предметов, людей, природы.
На втором-третьем году жизни задачи сенсорного
воспитания существенно усложняются. В этом
возрасте у ребенка начинают накапливаться
представления о цвете, форме, величине и других
свойствах предметов. Важно, чтобы эти
представления были достаточно разнообразными. А
это значит, что ребенка следует знакомить со всеми
основными разновидностями свойств- Шестью
цветами спектра (голубой цвет следует исключить,
так как дети плохо отличают его от синего) белым и
черным цветом, с такими формами, как круг, овал,
квадрат, прямоугольник.
Оборудование сенсомоторного уголка в
помещении
Зрение:
Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали,
объёмные изображения и т.д.)
Цветовые пятна-кляксы различной формы.
• Разноцветные полупрозрачные шарфы.
• Картинки-штриховки,
Картинки-прятки (на картинке "спрятаны"
предметы, ребенок должен их найти)..
Разноцветные песочные часы, переливающиеся
капельки, «вечные двигатели» и т.д.
Слух:
• Кассеты и диски со звуками: крики домашних
животных и птиц, звуки транспорта, звуки леса,
звуки воды и т.д.
• Приспособления для создания звуков: шуршалки,
гремелки, свистушки и другие приспособления,
издающие интересные звуки, необычные
музыкальные инструменты.
Осязание:
• Кусочки меха, ткани, бумаги, различные
материалы с разной фактурой.
• Предметы для создания холодного и горячего
(грелка, формочки для льда)
• Различные крупы в мешочках, подносы для круп,
баночки.
Массажные мячи-валики (разные по форме,
упругости, фактуре поверхности).
Разные виды мозаики, пазлы, кубики «Сложи
узор» с картинками;
Игры на различение цвета, формы, величины;
Игры на группировку предметов по разным
признакам, качествам (материалов)
Игры и пособия на развитие мелкой моторики рук
(шнуровки, застежки, плетения, вкладыши,
узелки, нанизывание, игры с прищепками,
резиночки);
Народные игрушки – пирамидки, матрешки,
бирюльки, бочонки и т.д.
Природный материал: для сортировки, для
развития тактильных ощущений, выкладывания
разных узоров; (камешки, желуди, каштаны,
ракушки, семечки тыквы, орехи, бобы, горох и
др.); Для пальчикового сухого бассейна, для
творческих работ - выкладывания на пластилине,
нанизывания, рисование пальцем на подносе с
крупой и т. д.
Чудесные мешочки с разными предметами,
пуговицами для тактильных ощущений;
Предметы для массажа рук, ног (массажные
дорожки, массажеры, мячики, палочки и т.д.)
Обоняние:
Естественные, природные запахи (кофе, мята,
апельсиновые корки и др.)
Зона для элементарных опытов:
"Мини-лаборатория"
(самодельный
набор
для
экспериментирования
с
водой,
снегом,
песком,
воздухом, инструментами и природный материал).
К этому направлению относится зона «Вода-
песок»
Центр « Песок и вода» помогает воспитателю в
решении одной из важнейших задач в развитии
ребенка 2-3 лет. Речь идет о самостоятельной
деятельности – экспериментированию с различными,
подходящими для этого предметами и природными
материалами. Организовывая игры с песком и водой,
педагог не только знакомит детей со свойствами
различных предметов и материалов, но и закрепляет
элементарные представления о форме, величине,
цвете предметов, развивает мелкую моторику
ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок
можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в
формочку, в песок можно прятать всякие мелкие
игрушки, стоить постройки, а потом разрушать их и
снова строить. Отмечается что игры с песком и водой
самые устойчивые и целенаправленные, чем другие
игры. Постройки из песка можно считать началом
конструирования, оно заставляет ребенка
сосредоточиться. Игры с водой вызывают
положительные эмоции, способствуют внутренней
раскованности. Работа с детьми в Центре «Песок и
вода», требует определенных условий; центр должен
располагаться так, чтобы легко было проводить
уборку и чтобы дети могли подходить к нему со всех
сторон. Необходимо запастись непромокаемыми
фартучками, формочками для песка, различными
моющимися игрушками.
Вариант комплектации.
Для игр с песком и водой нужны совки,
разнообразные формочки, некрупные игрушки для
закапывания (шарики, кубики, кольца и другие
геометрические формы разных цветов, размеров),
палочки, грабельки.
Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых
игрушек, сачок, черпачок, разноцветные пластиковые
шарики, набор игрушек из различных материалов,
(для игр плавает или тонет). Набор камешков,
ракушек и т. д.
К этому направлению относится зона «Бизиборд»
В уголке сенсорики обязательно должна быть
картотека игр.
Список использованной литературы.
1. Ветен АА., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры
ребенка. – М.: Просвещение, 1988.
2. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных
математических представлений. – М: Мозаика – Синтез, 2015.
3. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша - М.: Мозаика – Синтез,
2003.
4. Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация
сенсомоторного уголка в группе детского сада»,Справочник старшего
воспитателя,№5-2008.
5. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей»,
М."Просвещение",2009.
6. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего
возраста», М.,1983.
7 . Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом.
Опыты и эксперименты для дошкольников»ю-М.:ТЦ Сфера, 2015.