Напоминание

Тема: «Можно, нельзя, надо (о моральном воспитании ребенка)».


Автор: Коляева Лилия Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д\С №20"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Анжеро-Судженск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Тема: «Можно, нельзя, надо (о моральном воспитании ребенка)».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

Тема: «Можно, нельзя, надо (о моральном воспитании

ребенка)».

«Можно», «нельзя», «надо» - три первоначальных нравственных понятия, которые

ребёнок должен усвоить очень рано. На них опираются родительские требования.

Какие слова вы чаще говорите своему ребенку – «можно» или «нельзя»? Оба

чрезвычайно важны для маленьких детей: «можно» прививает веру в

собственные возможности и воспитывает доверие к окружающему миру,

а «нельзя» устанавливает рамки дозволенного и дает ощущение безопасности.

Некоторые родители считают, что «запрещать – значит отнимать радости детства»,

«упрямство в ребёнке – проявление положительное: так как он выражает волевые

усилия», «совсем необязательно, чтобы ребёнок слушался, а то вырастет

безынициативным».

Можно, нельзя и надо – частенько наши требования к ребенку могут казаться ему

противоречивыми.

А злоупотребляя запретами мы ставим ребенка в трудное положение. И если вы что-то

запрещаете, то это должно быть запрещено всегда. Все члены семьи должны это

соблюдать. Особенно, когда этот запрет касается обеспечения безопасности жизни

ребенка. Например, прикасаться к ручкам газовой или электрической плиты,

домашних электроприборов, розеток и т. д. Соблюдение режима дня приучает ребенка

выполнять указания взрослых. Он привыкает к тому, что надо идти спать, надо

одеваться, надо кушать, воспринимая это как должное. Ребенок усваивает слово

– надо. Затем уже и в других случаях, начинает выполнять все то, что надо сделать.

Режим дня оказывается вашим союзником, ведь не вы говорите, что пора обедать, а

часы показывают время обеда. Обижаться не на кого. Надо учиться убирать свои

игрушки, надо учиться самому одеваться, надо научиться ждать, когда мама занята.

Это все надо.

О воспитании детей за всю историю разлития человечества написаны сотни трактатов,

выдвинуты

тысячи

идей.

Но

если

мысленно

сравнить

основные

известные

педагогические теории в самом общем плане, можно увидеть, что сущность их

сводится к тому, чтобы дать рекомендации воспитателям, как и какими средствами

воспитать

у

детей

нравственные

идеалы

и

устои

определенного

общества.

Осуществление этих задач возлагалось главным образом на родителей, которые

стремились внушить детям уважение к старшим, воспитать правдивость, скромность,

вежливость, послушание, умение вести себя среди знакомых и незнакомых, равных по

возрасту и старших, следить за чистотой и опрятностью. Семейное воспитание обычно

сводилось к закреплению в сознании ребенка простых норм обыденной жизни, в

которых отражалась определенная система морали. Оно начинается с воспитания у

ребенка простых норм нравственности. Простые нормы нравственности, цель

воспитания которых — поддержание элементарного порядка, в раннем дошкольном

возрасте воспринимаются детьми как система требований без надлежащего их

осмысления.

Воспитывая у детей простые повседневные правила поведения, мы воспитываем свой

моральный

кодекс,

прививаем

систему

определенных

принципов,

которой

руководствуемся сами в процессе практической деятельности.

Всегда все проще объяснить на примере. На родительском собрании в детском саду

одна из матерей рассказала следующее.

По соседству с нами живёт молодая семья, в ней растёт пятилетний сын. Когда

мальчик приходит к нам, то дом сразу же наполняется криком и беготнёй. Вещи

покидают свои привычные места, и кажется, нет для вездесущих рук мальчика

запретного уголка. Самое удивительное, что мама спокойно наблюдает, как её сын в

чужом доме всё переворачивает вверх дном. Однажды мягко сделали замечание

ребёнку, но тот, поглядывая на маму, ответил бойко и убеждённо:

- А мама разрешает!

Всем своим видом мать дала понять, что не довольна тем, что сыну сделали

замечание. Обращаясь к нему, сказала:

- Потерпи немножко, Игорёк, успокойся, сейчас идём домой.

Мальчик, конечно, уловил, что его не осуждают, и продолжал шуметь. А мать сказала:

- Шустрый он у нас, активный. Мы считаем, что ребёнок и должен вести себя

расковано.

Как-то посторонние люди заметили матери:

- Вы не боитесь, что сын дальше совсем перестанет вас слушаться? Ведь он

совершенно не понимает слово "нельзя".

- А мы и не стараемся сковывать его свободу этим словом, - ответила она.

Неужели это правильно? И как бы в ответ на поставленный вопрос родители

поделились опытом воспитания своих детей.

- У нас иной взгляд. Мы с мужем и с бабушкой приучили сына и дочь к слову "нельзя"

чуть ли ни с пеленок. Ещё сидя на руках у взрослого, малыш усваивал: нельзя

замахиваться на маму, дёргать её за волосы, лезть пальцем в глаза. А позже, когда он

стал самостоятельно передвигаться по комнате и пытался взять бабушкины очки, вазу

на туалетном столе или ещё что-то хрупкое, наше "нельзя" останавливало ребёнка.

Таким образом, это слово постепенно становилось для малыша руководством к

действию:

"Чай очень горячий. Подожди, пить ещё нельзя - обожжёшься. А вот теперь можно".

"Бабушка отдыхает, устала. Кричать, шуметь нельзя, а тихо играть - можно".

"Без разрешения брать папины инструменты нельзя, зато можно помочь убрать их в

ящик".

"Животное - кошку, собаку мучить нельзя, но их можно погладить, покормить".

В общем, понятия "нельзя" и "можно" шли как бы параллельно, а это значит, что

детскую активность, которая могла бы проявиться в недозволенном, переключали на

действия положительные.

- Конечно, всё это требовало от нас большого терпения, - продолжает мать, - зато чуть

позже оно окупилось сторицей: мы видели, что наши малыши, подрастая, начинают

уже самостоятельно решать, что нельзя, а что можно.

Сейчас

пятилетний

Антон

и

трёхлетняя

Машенька

растут

послушными,

дисциплинированными,

хотя

тихонями

их,

конечно,

не

назовёшь

-

шалят,

проказничают, устраивают возню с собакой, в общем, проявляют себя, как все дети.

Но родительское слово всегда способно остановить их.

Как видите, в этой семье дети растут активными, от них не приходилось ничего

прятать, ведь с самого раннего возраста их приучали различать два очень важных в

воспитательном отношении понятия - "нельзя" и "можно".

Зато в доме, где растёт Игорь, до сих пор прячут от него вещи, чтобы не испортил, не

разбил, не порвал. Отец запирает письменный стол и шкаф с книгами, прячет на

антресоли инструменты. Но увы, разве возможно в доме все спрятать от ребёнка?!

Однажды Игорь отрезал кусок оконной занавески, в другой раз порвал папины

чертежи... Да и сам частенько набивал шишки, так как лез, куда не полагается. А

сколько раз едва успевали отбирать у него острые предметы! И все же родители

пятилетнего мальчика считают, что к нему пока ещё невозможно предъявлять какие-

либо требования, "потому что он ещё мал".

Подобное мнение разделяют и некоторые другие родители, считая, что "это значит

отнимать радости детства", "упрямство в ребёнке - проявление положительное, так как

он выражает волевые усилия", "совсем не обязательно, чтобы сын или дочь слушались,

а то вырастут безынициативными".

Правы ли сторонники подобной воспитательской позиции?

Напомним, что говорил об этом А.С. Макаренко: "Ребёнок в младшем возрасте

должен беспрекословно слушаться родителей, ибо если он непослушен сейчас, то он

совершенно утратит послушание в 6-8 лет".

В этом совете заключена мудрая мысль: чем младше ребёнок, тем меньше его

жизненный опыт и багаж нравственных представлений, тем больше он нуждается в

руководстве со стороны старших. Недопустимо, чтобы его природная активность,

стремление к деятельности были неуправляемы. Ведь иначе они могут проявляться в

уродливых формах - в дурном поведении, неразумных, а то и безнравственных

поступках.

И ещё одна мысль, высказанная в этой же связи А.С. Макаренко в адрес родителей: у

детей "необходимо воспитывать привычку выполнять распоряжение воспитателей.

Это не только делает лёгким воспитание, но и сберегает нервы ребёнка, уменьшает

всякий риск нелепых поступков, предупреждает капризы и сохраняет массу детской

энергии, которая в другом случае с большим вредом для детей тратится на упрямство,

капризы, своеволие и пр.".

Высказанные замечательным советским педагогом советы устремлены в будущее

ребёнка, ибо послушание - первая ступень дисциплинированности. И чтобы

подготовить растущего человека к жизни в обществе людей, уже сейчас надо учить его

подчинять своё "я" (в меру детских возможностей) родительскому требованию. Ведь

сегодняшним маленьким гражданам предстоит выполнять определённые жизненные

обязанности, уметь властвовать собой. Всё это потребует от них высокой

дисциплинированности. Не зря советской педагогикой дисциплинированность

рассматривается как критерий воспитанности личности! Родители по своему опыту

знают, что воспитание ребёнка, в котором не сформирована готовность к

сознательному выполнению их требований, всегда дело трудное.

- Говоришь, напоминаешь, требуешь, а он - будто его это и не касается, и непременно

настоит на своём. Часто не в силах уговорить его, настоять и... уступаем, -

сокрушаются иные мамы и папы, пасуя перед детским упрямством. Но тут же утешают

себя, упрямый - значит волевой. Это не плохо.

Следует помнить, что все дети независимо от их индивидуально-психологических

особенностей развития нуждаются во влиянии взрослого, сознательно использующего

различные методы и приемы для формирования определенных черт характера ребенка.

В дошкольном возрасте у детей воспитываются устойчивые нравственные мотивы

поведения, послушание и любознательность, активность. Однако в воспитании детей с

различными индивидуальными особенностями важно опираться на положительные

особенности высшей нервной деятельности, изменяя при этом их нежелательные

проявления.



В раздел образования