Автор: Клюкина Наталия Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Ручеек"
Населённый пункт: пгт Уни Унинский район Кировской области
Наименование материала: Мастер-класс для родителей
Тема: «Игры-упражнения с песком»
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс для родителей «Игры-упражнения с песком»
Цель и задачи:
- дать определение песочной терапии;
- познакомить родителей с песочной арт-терапией, как методом развивающей
и обучающей деятельности детей младшего дошкольного возраста;
-познакомить родителей с играми, используемыми на занятиях по развитию
эмоциональной
и
познавательной
активности,
а
также
в
коррекции
психологических проблем;
- научить родителей наблюдать за ребёнком, изучать его, видеть успехи и
неудачи, стараться помочь ему развиваться;
- расширить контакт между педагогами и родителями;
- повысить педагогическую культуру родителей.
Оборудование: педагогическая песочница, игрушки для песочной терапии,
влажные салфетки, природный и бросовый материал, трубочки для коктейля.
Ход мастер-класса:
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада
нашей встрече. Сегодня мы с вами побываем в волшебной стране. Она не
просто волшебная – она песочная!
Работа
с
песком
способствует
развитию
детской
личности. Она помогает укрепить
самооценку, развить внимание и
концентрацию,
способности
к
саморегуляции.
Также
игра
с
песком
развивает
пространственное
мышление,
физическую
ловкость
и
координацию движений.
Наши занятия сегодня будут включать различные активности с песком.
Мы будем моделировать, строить, создавать разные фигуры и композиции.
Вашим детям понравится играть с песком, а вы сможете видеть, как они
развиваются и открывают для себя новые возможности.
Я уверена, что сегодняшний вечер будет полон волшебства и
удовольствия для вас и ваших детей. Давайте начнем наше увлекательное
путешествие в песочную страну!
Сегодня мы с вами попробуем поиграть в некоторые игры с песком.
Родители подходят к песочнице с сухим песком.
Наше занятие – игра начинается с ритуала входа в песочную страну:
Предлагаю вам положить руки на песок.
Здравствуй песочек, сыпучий и прохладный,
Ты - наш дружочек, играть с тобой приятно!
Все игры основаны на взаимодействии с песком и его ощущениях. Дети
могут посмотреть на песок, потрогать его, чувствовать его холод и
сыпучесть. Затем они играют с песком, используя его как музыкальный
инструмент, растирая между ладошек.
Упражнение «Волшебный
песок».
1.
Поскользить ладонями по
поверхности
песка,
выполняя
зигзагообразные
и
круговые
движения (как машинка, змейка,
санки и др.).
2. Выполнить те же движения,
поставив ладонь ребром.
3. Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук
всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти
сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего
мира (ромашкой,
солнышком,
капелькой дождя, травинкой, деревом,
ежиком и пр.).
4. "Пройтись" по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой
и левой рук, после — двумя руками одновременно (сначала только
указательными, потом — средними, затем — безымянными, большими, и
наконец — мизинчиками).
5. "Поиграть" пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино
или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук,
совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно
предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
Тактильная разминка
Пальчики проснулись (на начало упражнения пальцы сжаты в кулак)
Пальчики проснулись, ( медленно раскрывают пальчики из кулачков)
Сладко потянулись. (сильно растопыривают пальчики)
Солнцу помахали (машут кистями рук)
За зарядку принимались, (сжимают и разжимают пальчики в кулачки)
Разминались, разминались!
В ласковом песке купались (поочередно посыпают левую и правую ладошку
песком)
Рисовали и писали (рисуют в песочнице линии)
И большими стали! (вытягивают руки перед собой)
Упражнение «Песочный ветер».
В Песочной стране дует сильный ветер. Попробуйте, дуя в трубочку
сдувать песок с ладошки. Каждый из вас сделает маленький ветерок. Выдуть
из трубочки букву, с которой начинается ваше имя.
Родители пробуют дышать через трубочку, не затягивая в неё песок.
Можно выдувать углубления, ямки на поверхности песка, выдувать
изучаемую букву, цифру или рисовать. Выдуть цифру 26 октября
Игра «Картина из загадок».
Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать
ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так,
чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны
находиться.
Светит в небе высоко,
Бьёт лучами далеко,
Дарит: нам всем теплоту,
И животным, и цветку. (солнце)
Вата по небу плывёт.
Если в кучу соберётся,
То на землю дождик льёт.
Объясните мне, ребята,
Как зовётся эта вата? (облака)
Дождик небо украшал,
Водичку с солнцем размешал,
Краски взял 7 цветов –
Мост разноцветный готов (радуга)
Бежит, журчит, волнуется.
Все на нее любуются!
Никак не остановится,
Назад не поворотится. (речка)
На лугу растёт она
Высока и зелена.
С лугом простится,
В сено превратится (трава)
Родители разгадывают загадки
и
рисуют
ответы
на
песке.
Поясняю, что эти игры помогают
детям расслабиться, снять стресс
и насладиться игрой с песком.
Предлагаю
создать
свою
композицию.
Твоя ладошка – это пруд,
По
ней
кораблики
плывут.
(медленно
водить
согнутым
указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну).
Твоя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок. (дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки
ребенка).
Твоя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать (указательным пальцем «нарисовать» кружек и
др.).
Твоя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно. (потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак).
Прощание с песком.
Мы в песочек поиграли, (гладим песочек)
Наши пальчики размяли, (сжимаем, разжимаем ладошки)
Мы песочек отряхнѐм, (трем ручки, отряхивая песочек)
Наши пальчики потрѐм! (трем каждый пальчик)
Надеюсь, что вам понравился мой мастер-класс по созданию своей
композиции. Я пытался использовать разные метафоры, чтобы показать, как
уникальна и творческая каждая ладошка ребенка. Каждая из них может стать
прудом, лужком, тетрадью или окном, и с их помощью можно создавать
разные образы и эмоции.
Одна из игр, которую я предлагал, была игра с песком. Песок - это
такой же творческий материал, как и ладошка. Игра с песком может
принести много радости и положительных эмоций. Мы можем создавать
разные формы, строить здания и даже играть с водой, чтобы создать волну.
Игра
с
песком
позволяет
развивать
креативность,
моторику
рук
и
воображение ребенка.
Итог мастер-класса:
Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? (нет, нужна вторая
ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней).
Воспитатель - это только одна ладошка. И какой бы сильной,
творческой и мудрой она не была, без второй ладошки, а она в Вашем лице,
дорогие родители, воспитатель бессилен.
Отсюда можно вывести важное правило: Только сообща, все вместе,
мы преодолеем все трудности в воспитании наших чудесных детей.
Спасибо вам за внимание и участие в моем мастер-классе!