Автор: Иванова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ «Детский сад №3 «Дюймовочка» г.Зеленокумска Ставропольского края
Населённый пункт: г. Зеленокумск
Наименование материала: Методический материал
Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
Раздел: дошкольное образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
Аннотация:
в
статье
раскрываются
педагогические
условия
формирования коммуникативных способностей старших дошкольников в
сюжетно-ролевой игре.
Сюжетно-ролевая игра, являясь самостоятельной
деятельностью, в которой дети вступают в непосредственное общение со
сверстниками,
является
важным
средством
развития
коммуникативных
способностей у детей старшего дошкольного возраста. В сюжетно-ролевой игре
дети приобретают навыки общения, у них развиваются коммуникативные
умения, которые очень важны для дальнейшего процесса социализации
личности и успешного вхождения в мир взрослых.
Ключевые слова:
коммуникативные способности, руководство игрой,
старший дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра.
Формирование коммуникативных способностей старших дошкольников
предсталвет собой процесс развития эффективного общения и успешного
взаимодействия ребенка с окружающими [4, с.12].
В основе коммуникативных способностей лежат такие особенности
ребенка старшего дошкольного возраста, как желание взаимодействовать,
умение слышать и сопереживать собеседнику, умение ставить себя на место
другого, учитывать интересы и намерения сверстников [6, с.64].
Л.Я.
Лозован
выделяет
следующие
показатели
сформированности
коммуникативных способностей в старшем дошкольном возрасте: социальная
чувствительность, коммуникативная инициатива, эмоциональный настрой [4,
с.18].
В сюжетно-ролевой игре содержатся большие возможности для развития
социальной
чувствительности,
коммуникативной
инициативы
и
эмоционального отношения у детей старшего дошкольного возраста.
В сюжетно-ролевых играх собираются большие группы детей, что создает
условия
для
формирования
коммуникативных
способностей
старших
дошкольников.
В этой связи, подчеркивает М.И.Рожков, целесообразно использовать в
воспитательно-образовательном
процессе
педагогические
условия
формирования коммуникативных способностей старших дошкольников в
ролевой игре [5, с.33].
Первым педагогическим условием формирования коммуникативных
способностей старших дошкольников к сюжетно-ролевой игре является
развитипе положительного отношения к сверстникам при организации игровой
детяельности.
Это условие подразумевает руководство педагогом сюжетно-ролевой
игрой
в
формировании
коммуникативных
способностей
старших
дошкольников, которое осуществляется в двух основных направлениях:
1. Косвенное руководство предполагает обеспечение коммуникативного
опыта старших дошкольников без вмешательства педагога в сюжетно-ролевую
игру) [1, с.86].
Косвенное
руководство
сюжетно-ролевой
игрой
осуществляется
посредством бесед, имитационных игр, целенаправленных прогулок и т.д.
2. Прямое руководство основано на вмешательстве учителя в ролевую
игру путем установления правил игры, выбора сюжета игры, распределения
ролей и т.д. [1, с.87].
При постановке сюжетно-ролевой игры в старшей и подготовительной
группах необходимо использовать следующие приемы:
1. Обогащение представлений старших дошкольников об окружающей
действительности,
межличностных
отношениях,
правилах
поведения,
личностных качествах.
2. Вовлечение старших дошкольников в изготовление необходимых
игровых атрибутов с последующим обсуждением смысла и роли их применения
в сюжетно-ролевой игре.
3. Беседы с детьми об их планах на игру, о содержании предстоящей
игры, о результатах игры, значении партнерских отношений.
4. «Разговор по телефону» для развития навыков ролевого диалога и
игрового общения.
5. Создание проблемных ситуаций с целью обогащения содержания
сюжетно-ролевой
игры,
передачи
способов
игры,
формирования
коммуникативного взаимодействия детей в игре.
Вторым педагогическим условием формирования коммуникативных
способностей старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре является
создание развивающей предметно-пространственной среды, активизирующей
коммуникативную активность детей в игровой деятельности, предполагающей
решение задачи развития коммуникативных навыков и коммуникативного
взаимодействия учащихся с окружающей действительностью [3, с.60].
В связи с этим Л.И.Кобышева рекомендует педагогам дошкольных
образовательных организаций:
1. Использовать новые подходы к организации игрового пространства
группы, обеспечивающего полноценное речевое и социально-коммуникативное
развитие старших дошкольников.
2.
Учитывать
требования
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
по
созданию
развивающей предметно-пространственной среды с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста (создание
игровых площадок для социального, коммуникативного и речевого развития
старших дошкольников).
3.
Организовать
развивающую
предметно-пространственную
среду
группы,
способствующую
эмоциональному
благополучию
старших
дошкольников, с учетом их игровых интересов.
4. В игровой зоне создавать условия для обеспечения различных видов
деятельности
детей
дошкольного
возраста
(игровой,
двигательной,
интеллектуальной, творческой и т.д.).
5.
Вовлекать
старших
дошкольников
в
активную
предметно-
преобразующую и коммуникативную деятельность [3, с.60].
Данное
условие
реализуется
путем
зонирования
помещений.
Целесообразно размещать материал в игровых зонах, стимулирующих развитие
когнитивных
способностей.
Игровой
материал
размещается
в
разных
функциональных зонах. Для этого в групповом пространстве формируются
различные центры или зоны [4, с.25].
Третьим педагогическим условием является повышение педагогической
компетентности родителей по формированию коммуникативных способностей
у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.
Работа с родителями в рамках этого условия является сложной и важной
деятельностью педагога на этапе овладения конструктивными способами и
средствами коммуникативного взаимодействия старших дошкольников с
другими людьми.
Повышение педагогической компетентности родителей включает меры
по повышению уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей по
формированию
коммуникативной
компетентности
у
детей
старшего
дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
В работе с семьей педагог должен использовать различные традиционные
и нетрадиционные формы работы с родителями для вовлечения родителей в
совместную игровую деятельность, для создания особой «игровой» атмосферы
в группе:
1. Семинар, на котором родители наглядно с помощью руководства
техническими средствами показывают роль притворной игры в развитии
коммуникативных навыков детей дошкольного возраста (различные ролевые
игры, проблемные ситуации в играх, мероприятиях и т.д.).
2.
Включение
родителей
в
игровую
деятельность
предполагает
совместное планирование игровых сюжетов с детьми и их участие в сюжетно-
ролевой игре. Через роли, выполняемые родителями, осуществляется развитие
содержания игры, родители помогают включению ребенка в роль и сюжет
игры, пробуждают у него уверенность в своих силах.
3. Проблемные ситуации в игровой деятельности, активизирующие
знания родителей о важности игрового взаимодействия в старшем дошкольном
возрасте [2, с.50].
Во всех формах работы с родителями и детьми старшего дошкольного
возраста, в процессе сюжетно-ролевой игры создаются условия для развития
коммуникативной личности – ее компетентности (языковых способностей),
эмоциональности,
общительности,
инициативности,
самостоятельности,
свободы речевого поведения, а также развития языковых способностей.
Таким
образом,
педагогическими
условиями
формирования
коммуникативных способностей старших дошкольников в сюжетно-ролевой
игре являются:
1. Формирование положительного отношения к сверстникам в процессе
организации сюжетно-ролевой игры.
2.
Создание
развивающей
предметно-пространственной
среды,
активизирующей коммуникативную активность детей в сюжетно-ролевой игре.
3.
Повышение
педагогической
компетентности
родителей
по
формированию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного
возраста с помощью сюжетно-ролевых игр.
Список источников
1.
Зайцева И.В. Руководство сюжетно-ролевыми играми в старшей
группе ДОУ // Воспитатель ДОУ: практ. журн. - 2012. - № 4. - С. 85-89.
2.
Зайцева И.В. Сюжетно-ролевые игры // Воспитатель ДОУ: практ.
журн. – 2011. – № 10. – С. 48-57.
3.
Кобышева
Л.И.
Сюжетно-ролевая
игра
как
психолого-
педагогическая проблема // Обучение дошкольников. – 2010. – № 1. – С. 58-66.
4.
Лозован
Л.Я.
Формирование
коммуникативных
умений
дошкольников
//
Монография.
Ин-т
содержания
и
методов
обучения
Российской акад. образования, Кузбасская гос. педагогическая акад. – М.:
ИСМО РАО. Новокузнецк: КузГПА, 2010. - 141 с.
5.
Рожков М.И. Формирование у дошкольников основ межличностных
отношений: методическое пособие. – Ярославль: Канцлер, 2013. – 223 с.
6.
Чернецкая
А.В.
Развитие
коммуникативных
способностей
у
дошкольников. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2014. – 512 с.