Напоминание

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ


Автор: Иванова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ «Детский сад №3 «Дюймовочка» г.Зеленокумска Ставропольского края
Населённый пункт: г. Зеленокумск
Наименование материала: Методический материал
Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

Аннотация:

в

статье

раскрываются

педагогические

условия

формирования коммуникативных способностей старших дошкольников в

сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно-ролевая игра, являясь самостоятельной

деятельностью, в которой дети вступают в непосредственное общение со

сверстниками,

является

важным

средством

развития

коммуникативных

способностей у детей старшего дошкольного возраста. В сюжетно-ролевой игре

дети приобретают навыки общения, у них развиваются коммуникативные

умения, которые очень важны для дальнейшего процесса социализации

личности и успешного вхождения в мир взрослых.

Ключевые слова:

коммуникативные способности, руководство игрой,

старший дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра.

Формирование коммуникативных способностей старших дошкольников

предсталвет собой процесс развития эффективного общения и успешного

взаимодействия ребенка с окружающими [4, с.12].

В основе коммуникативных способностей лежат такие особенности

ребенка старшего дошкольного возраста, как желание взаимодействовать,

умение слышать и сопереживать собеседнику, умение ставить себя на место

другого, учитывать интересы и намерения сверстников [6, с.64].

Л.Я.

Лозован

выделяет

следующие

показатели

сформированности

коммуникативных способностей в старшем дошкольном возрасте: социальная

чувствительность, коммуникативная инициатива, эмоциональный настрой [4,

с.18].

В сюжетно-ролевой игре содержатся большие возможности для развития

социальной

чувствительности,

коммуникативной

инициативы

и

эмоционального отношения у детей старшего дошкольного возраста.

В сюжетно-ролевых играх собираются большие группы детей, что создает

условия

для

формирования

коммуникативных

способностей

старших

дошкольников.

В этой связи, подчеркивает М.И.Рожков, целесообразно использовать в

воспитательно-образовательном

процессе

педагогические

условия

формирования коммуникативных способностей старших дошкольников в

ролевой игре [5, с.33].

Первым педагогическим условием формирования коммуникативных

способностей старших дошкольников к сюжетно-ролевой игре является

развитипе положительного отношения к сверстникам при организации игровой

детяельности.

Это условие подразумевает руководство педагогом сюжетно-ролевой

игрой

в

формировании

коммуникативных

способностей

старших

дошкольников, которое осуществляется в двух основных направлениях:

1. Косвенное руководство предполагает обеспечение коммуникативного

опыта старших дошкольников без вмешательства педагога в сюжетно-ролевую

игру) [1, с.86].

Косвенное

руководство

сюжетно-ролевой

игрой

осуществляется

посредством бесед, имитационных игр, целенаправленных прогулок и т.д.

2. Прямое руководство основано на вмешательстве учителя в ролевую

игру путем установления правил игры, выбора сюжета игры, распределения

ролей и т.д. [1, с.87].

При постановке сюжетно-ролевой игры в старшей и подготовительной

группах необходимо использовать следующие приемы:

1. Обогащение представлений старших дошкольников об окружающей

действительности,

межличностных

отношениях,

правилах

поведения,

личностных качествах.

2. Вовлечение старших дошкольников в изготовление необходимых

игровых атрибутов с последующим обсуждением смысла и роли их применения

в сюжетно-ролевой игре.

3. Беседы с детьми об их планах на игру, о содержании предстоящей

игры, о результатах игры, значении партнерских отношений.

4. «Разговор по телефону» для развития навыков ролевого диалога и

игрового общения.

5. Создание проблемных ситуаций с целью обогащения содержания

сюжетно-ролевой

игры,

передачи

способов

игры,

формирования

коммуникативного взаимодействия детей в игре.

Вторым педагогическим условием формирования коммуникативных

способностей старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре является

создание развивающей предметно-пространственной среды, активизирующей

коммуникативную активность детей в игровой деятельности, предполагающей

решение задачи развития коммуникативных навыков и коммуникативного

взаимодействия учащихся с окружающей действительностью [3, с.60].

В связи с этим Л.И.Кобышева рекомендует педагогам дошкольных

образовательных организаций:

1. Использовать новые подходы к организации игрового пространства

группы, обеспечивающего полноценное речевое и социально-коммуникативное

развитие старших дошкольников.

2.

Учитывать

требования

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования

по

созданию

развивающей предметно-пространственной среды с учетом возрастных и

индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста (создание

игровых площадок для социального, коммуникативного и речевого развития

старших дошкольников).

3.

Организовать

развивающую

предметно-пространственную

среду

группы,

способствующую

эмоциональному

благополучию

старших

дошкольников, с учетом их игровых интересов.

4. В игровой зоне создавать условия для обеспечения различных видов

деятельности

детей

дошкольного

возраста

(игровой,

двигательной,

интеллектуальной, творческой и т.д.).

5.

Вовлекать

старших

дошкольников

в

активную

предметно-

преобразующую и коммуникативную деятельность [3, с.60].

Данное

условие

реализуется

путем

зонирования

помещений.

Целесообразно размещать материал в игровых зонах, стимулирующих развитие

когнитивных

способностей.

Игровой

материал

размещается

в

разных

функциональных зонах. Для этого в групповом пространстве формируются

различные центры или зоны [4, с.25].

Третьим педагогическим условием является повышение педагогической

компетентности родителей по формированию коммуникативных способностей

у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.

Работа с родителями в рамках этого условия является сложной и важной

деятельностью педагога на этапе овладения конструктивными способами и

средствами коммуникативного взаимодействия старших дошкольников с

другими людьми.

Повышение педагогической компетентности родителей включает меры

по повышению уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей по

формированию

коммуникативной

компетентности

у

детей

старшего

дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.

В работе с семьей педагог должен использовать различные традиционные

и нетрадиционные формы работы с родителями для вовлечения родителей в

совместную игровую деятельность, для создания особой «игровой» атмосферы

в группе:

1. Семинар, на котором родители наглядно с помощью руководства

техническими средствами показывают роль притворной игры в развитии

коммуникативных навыков детей дошкольного возраста (различные ролевые

игры, проблемные ситуации в играх, мероприятиях и т.д.).

2.

Включение

родителей

в

игровую

деятельность

предполагает

совместное планирование игровых сюжетов с детьми и их участие в сюжетно-

ролевой игре. Через роли, выполняемые родителями, осуществляется развитие

содержания игры, родители помогают включению ребенка в роль и сюжет

игры, пробуждают у него уверенность в своих силах.

3. Проблемные ситуации в игровой деятельности, активизирующие

знания родителей о важности игрового взаимодействия в старшем дошкольном

возрасте [2, с.50].

Во всех формах работы с родителями и детьми старшего дошкольного

возраста, в процессе сюжетно-ролевой игры создаются условия для развития

коммуникативной личности – ее компетентности (языковых способностей),

эмоциональности,

общительности,

инициативности,

самостоятельности,

свободы речевого поведения, а также развития языковых способностей.

Таким

образом,

педагогическими

условиями

формирования

коммуникативных способностей старших дошкольников в сюжетно-ролевой

игре являются:

1. Формирование положительного отношения к сверстникам в процессе

организации сюжетно-ролевой игры.

2.

Создание

развивающей

предметно-пространственной

среды,

активизирующей коммуникативную активность детей в сюжетно-ролевой игре.

3.

Повышение

педагогической

компетентности

родителей

по

формированию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного

возраста с помощью сюжетно-ролевых игр.

Список источников

1.

Зайцева И.В. Руководство сюжетно-ролевыми играми в старшей

группе ДОУ // Воспитатель ДОУ: практ. журн. - 2012. - № 4. - С. 85-89.

2.

Зайцева И.В. Сюжетно-ролевые игры // Воспитатель ДОУ: практ.

журн. – 2011. – № 10. – С. 48-57.

3.

Кобышева

Л.И.

Сюжетно-ролевая

игра

как

психолого-

педагогическая проблема // Обучение дошкольников. – 2010. – № 1. – С. 58-66.

4.

Лозован

Л.Я.

Формирование

коммуникативных

умений

дошкольников

//

Монография.

Ин-т

содержания

и

методов

обучения

Российской акад. образования, Кузбасская гос. педагогическая акад. – М.:

ИСМО РАО. Новокузнецк: КузГПА, 2010. - 141 с.

5.

Рожков М.И. Формирование у дошкольников основ межличностных

отношений: методическое пособие. – Ярославль: Канцлер, 2013. – 223 с.

6.

Чернецкая

А.В.

Развитие

коммуникативных

способностей

у

дошкольников. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2014. – 512 с.



В раздел образования