Напоминание

Работа над формированием собственной коллекции как способ повышения познавательной активности дошкольников


Автор: Пермякова Оксана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №34
Населённый пункт: г. Ейск Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Работа над формированием собственной коллекции как способ повышения познавательной активности дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Работа над формированием собственной коллекцией как способ повышения

познавательной активности дошкольников

Для формирования познавательной активности старших дошкольников интерес

представляет такое направление, как коллекционирование – одно из естественных, ярко

проявляемых детьми направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к

собирательству,

а

еще

точнее,

к

поиску.

Многие

проблемы

в

установлении

взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее

совместить интересы ребенка и взрослого.

Коллекционирование несет в себе возможности для развития, расширяет кругозор,

развивает

познавательную

активность.

В

процессе

коллекционирования

сначала

накапливаются знания, далее полученная информация систематизируется и формируется

готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие

игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют у детей имеющиеся

знания. Коллекционирование развивает внимание, память, умение наблюдать, сравнивать,

анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Оно приучает ребенка к

аккуратности, усидчивости, работе с материалом – воспитывает качества, нужные для

исследовательской деятельности в любой области науки и производства.

Учитывая ситуативность и неустойчивость интересов дошкольников, необходимо

использовать методы, поддерживающие их интерес к коллекционированию:

- участие в пополнении коллекции;

- организация совместного поиска информации, просмотров коллекций, выставок,

презентаций с продумыванием экспозиции;

- составление рассказов о своей коллекции.

Следует обращать особое внимание детей на необходимость расширения и

уточнения

представлений

по

теме

коллекции,

определять

способы

получения

информации.

При

выборе

теоретического

материала

взрослым

важно

четко

ориентироваться на возрастные возможности детей, уровень их знаний, представлений,

опыт сенсорного и эстетического восприятия. Материал должен вызывать эмоциональный

отклик, интерес, быть близким к личному опыту ребенка.

Важный этап работы с коллекциями – организация выставки. Такие выставки

имеют свои особенности и преимущества для детей: во время обычных выставок ребенок

– лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец композиции, при создании

которой он использует свою фантазию и знания.

Предметы детских коллекций, за исключением наиболее ценных, используются в

качестве дидактического материала в различных видах деятельности (речевой, игровой,

изобразительной, музыкальной). «Диалог» с предметами коллекции позволяет детям

обратить внимание на самые обычные из них, дающие интересную информацию,

например,

своим

необычным

видом,

назначением,

«говорящими

деталями».

Предположения и версии детей развивают их познавательную активность, углубляют

интерес, потребность к рассматриванию и обсуждению других предметов, а затем – к

пополнению коллекции.

Следующий этап – подготовка презентации коллекции, в ходе которой педагогам и

родителям необходимо учитывать, что информация должна быть объективной, научной и,

в то же время, интересной и доступной для детей. Так, демонстрация коллекции иногда

может сопровождаться сказкой, интересными историями их создания, необычными

фактами о предметах коллекции, историческими сведениями и т.д.

Большой интерес у детей и взрослых вызывают вещи и предметы, принадлежащие

семьям воспитанников, поскольку легче всего можно показать детям изменения,

происходящие в мире, на доступных предметах из истории своей семьи.

Постепенное освоение окружающего пространства, углубление представлений о

времени с опорой на собственный опыт, эмоции, чувства, что соответствует возрастным и

психологическим особенностям дошкольников.

Работа

над

формированием

коллекции

помогает

детям

создать

в

своем

воображении целостную картину окружающего мира, совершить собственные маленькие

открытия на пути постижения многовековой культуры человечества, ощутить себя

наследником этого богатства, ценить подлинные вещи ушедших эпох, что делает жизнь

ребенка насыщенной и интересной, совершенствует его культуру, развивает интеллект,

дает в руки новый инструмент для познания мира.



В раздел образования