Автор: Екименко Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 5 Теремок
Населённый пункт: Город Ковдор,Мурманская область
Наименование материала: Выступление
Тема: Практические аспекты патриотического воспитания дошкольника через непосредственно-образовательную деятельность
Раздел: дошкольное образование
1 слайд Практические аспекы патриотического воспитания дошкольников через
непосредственно-образовательную деятельность
2 слайд Считаю, что важной частью нравственно-патриотического воспитания является
приобщение ребенка к культуре своего народа. Уже с детства ребенок должен любить
свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык,
любить родной край. Ведь если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, который
является наиболее сенситивным периодом для воспитания высоких социально
нравственных чувств и качеств детей, для которых характерны податливость, известная
внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет взрослого,
это останется с ним на всю жизнь.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного
города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к
большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой
Родине.
Для воспитания нравственных и патриотических чувств чрезвычайно важно, чтобы
взрослые передали детям свою любовь к родным местам, свое представление о том, чем
они знамениты и неповторимы. И активную позицию в этом вопросе, я считаю, должны
занять мы, педагоги. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться,
что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку
обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой
живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно
акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и
интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом,
нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач
дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма
очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей
стране, народе, обычаях, истории, культуре .В наше время проблема патриотического
воспитания детей не утратила своей актуальности, а наоборот, приобрела новое значение.
Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в
которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое
воспитание.
.3 слайд
Считаю, что дети, усвоив поставленные задачи, вырастут умными, любознательными,
ответственными добрыми к людям, научатся понимать других, проявлять сочувствие,
честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, любящими свой родной город,
почитающие
своих родных и сохранят традиции родного края.
Конечно, трудно
перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти
качества должны закладываться сегодня
Чтобы реализовать поставленные задачи, определила этапы работы:
1.
этап Знакомство с ближайшим окружением: семьей, ее членами, значением
имени детей
2.
этап Детский сад и его сотрудники
3.
этап Родной город, его достопримечательности
4.
этап Природа родного края.
4 слайд.
При построении системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию
дошкольников я учитывала следующие принципы:
Принцип сотрудничества
Принцип доступности
Принцип занимательности .
Принцип наглядности.
Принцип историзма.
Принцип гуманизации,
Принцип дифференциации.
Принцип интегративности.
Образовательная
область
«Познание»
и
«Социализация»
интегрируются
с
образовательной областью
-
«Чтение художественной литературы», дети получают знания о родном крае,
знакомятся с творчеством местных авторов;
- «Коммуникация», в процессе общения дети получают знания, разучивание стихов о
родном городе;
- «Труд», стремятся «помочь» героям, подражают их действиям, труд на участке детского
сада, в цветнике;
- «Музыка», сопровождает знакомство с произведениями, героями, разучивание песен о
Нерехте;
- «Художественное творчество», дети стремятся в своих работах отобразить впечатления
от экскурсии: музей, библиотека и т.д.;
- «Физическая культура», знакомство с народными подвижными играми;
- «Безопасность», учатся правилам безопасного поведения на улицах города;
-«Здоровье», учатся заботиться о своем здоровье и близких людей.
Для достижения высокого уровня в воспитании у детей патриотизма, изучила научную и
методическую литературу по данному вопросу, и
создала системообразующие условия для успешного развития:
5слайд
приобретены наглядно-дидактические Книги о родном городе и истории его
возникновения, флаг, герб города. Оформили «Уголок патриотического воспитания», где
собрали иллюстрации и фотографии (старые и новые) города, иллюстрации народных
промыслов, картины родных пейзажей, фотографии, книги, буклеты о родном
городе ,подобрали художественную литературу ,дидактических игр и различных
картотек.
Предметно-развивающаяся среда не является статичной, т.к. материалы постоянно
обновляются, пополняются в течение всего учебного
года.
Также проводилась работа с
родителями.Составила и провела консультации для родителей.С помощью родителей
оформила альбом «Моя семья», «Достопримечательности города», « Минералы
Мурманской области»
6слайд
Краеведческий музей (организация экскурсий в музей и по историческим местам с учетом
возрастных особенностей; проведение познавательных игр
Центральная детская библиотека (Организация экскурсий)
Дворец культуры (Участие в концертах, в фестивалях.)
7слайд
Непосредственно-образовательная деятельность
Совместная деятельность
Экскурсии
Целевые прогулки
Трудовая деятельность
Индивидуальная деятельность
Продуктивная творческая деятельность.
Праздники, развлечения.
. С дошкольниками ознакомление с городом я начинала с наблюдения ближайшей
улицы. Улицы длинные, на них много домов, у каждого дома есть свой номер. Дома на
улице бывают разные - большие и маленькие. И каждая улица имеет свое название, как
человек - имя. Еще на улице есть дорога, по которой ездят разные машины: автобусы,
такси, грузовой транспорт, легковые автомобили. В праздничные дни улицы украшают
гирляндами лампочек. Горожане заботятся о своих улицах, убирают их, чтобы город был
чистым и красивым. Весной и летом люди высаживают цветы, чтобы на улицах было
красиво и нарядно. И вы, наши маленькие горожане, должны делать все, чтобы наш город
был чистым, нарядным и красивым: бросать фантики от конфет в урны для мусора, не
ломать веточки, не рвать цветы.
После экскурсий, наблюдений и рассказов, детям предоставляется возможность
закрепить в продуктивной деятельности свои впечатления: они конструируют макет
улицы, рисуют салюты на празднике города, делают коллективную аппликацию «Дома
на нашей улице».
При разработке непосредственно-образовательной деятельности для детей с по
воспитанию патриотизма в процессе ознакомления дошкольников с
достопримечательностями родного города, я учитывала комплексно-интегрированный
характер деятельности детей, в которой одна тема как бы "привязана" к другой, где
интеграция осуществляется на основе комплексного подхода к тематическому
планированию, к решению задач, способствующих интеллектуальному, нравственному,
физическому, эстетическому развитию детей, средствами разнообразных видов и форм
детской деятельности (общения, познавательно-практической, театрально-
художественной, игровой, трудовой и т.д.).
Например: при планировании беседы по теме "История возникновения города", кроме
основных занятий, включала следующие виды деятельности: составление с детьми карты
города, рассматривание книг "Прошлое и настоящие города", слушание записи песни
"Мой город Ковдор»", проведение дидактических игр "Узнай, где я нахожусь?",
"Почтальон", чтение таких художественных произведений, как "Вокзал" из книги "Что я
видел" Б. Житкова, "По городу" В. Берестова, стихотворение Евглевский А «
Ковдор»,Шалаевский А «Родной город» При знакомстве дошкольников с историей
родного края приходилось многое им рассказывать. От того, как это делалось, зависело,
воспримет ли ребенок новые знания или эта информация не затронет чувств детей, не
вызовет у них желания узнать что-то еще.Составляя рассказ, я включала в него вопросы к
детям. Это было необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность,
внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае
рассказ превращался из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствовало
более успешному усвоению знаний. Рассказывая о каких-то исторических событиях, я
старалась часто не употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна
хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события проходили давно, я
употребляла выражения: "Это было очень-очень давно", "Это было тогда, когда ваши
папы и мамы были маленькими" и т.д.В итоге была оформлена выставка рисунков "Мой
любимый город". Таким образом, одна и та же тема интегрировалась в разные виды и
формы непосредственно-образовательной деятельности.
8 слайд
Учитывая, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, я
использовала игровые приемы, которые важны как для повышения познавательной
активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы во время
непосредственно-образовательной деятельности.
Большой интерес вызывали у детей игры в "поездки и путешествия" (в прошлое родного
края). В таких играх ребенок приобретал и совершенствовал знания об окружающем: об
историческом прошлом родного края, о его современной настоящей жизни, т.е. у детей
проявлялась познавательная активность, а на основании комбинирования полученных
знаний при построении сюжетов, в стремлении детей подражать любимым героям
формировалась творческая активность также в самостоятельную деятельность детей.
Информация, которую дети получают во время непосредственно-образовательной
деятельности, закреплялась во время бесед с детьми в дидактических играх и
упражнениях: «Закончи предложение»; «Слова любви к родному городу»; «Объясни
значение» (златоглавый, краснокаменный, могучая, свободная) ; «Составь флаг», «Составь
герб»; Развивающие игры : «Экскурсия», «Кто больше назовёт улиц», «Над – под - между
(флаг) », «Найди отличия».
Сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Шофёры»,
«Больница», «Супермаркет», «Аптека», «В кафе», «Строители». Игра, начатая детьми
после наблюдения за трудовым процессом, экскурсии, которая вызвала эмоционально
положительное отношение, а также под влиянием понравившегося им художественного
произведения, может перерасти в длительную игру, в которой ребята применяют свои
знания и уже накопленный жизненный опыт. Задача воспитателя поддержать интерес к
игре, дать ей нужное направление.
9слайд
Большая роль отводилась совместной деятельности воспитателя с детьми, т.к.
воспитание чувств – процесс, который нельзя уложить в жесткие рамки расписания НОД.
Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате которого
формируется такое сложное образование, как чувство любви к родному городу.
Большая работа проводилась по знакомству детей с трудовой деятельностью жителей
родного края на современном этапе, чтобы показать детям общественную значимость
труда, стремление людей сделать свой край еще краше и богаче. Основная работа
проходила вне непосредственно-образовательной деятельности.
Экскурсия является одной из основных форм организации непосредственного
наблюдения детьми интересных событий и явлений. Во время экскурсий дети слушают
рассказ педагога. Прежде всего, важно правильно отбирать объекты для наблюдения. Они
должны быть яркими, выразительными, понятными детям. Если это экскурсии в природу,
то необходимо выбирать живописные места и показывать детям их в различную погоду, т.
е. способствовать видению красоты родного края (парки, сквер). Если это экскурсия к
месту работы взрослых, то процесс и результат труда должны быть понятны ребенку
(стройка, почта, магазин и т.д.). При этом важна и эстетическая сторона: чистота на
объекте наблюдения, красивое оформление помещения, привлекательные для детей
предметы. Дошкольникам свойственно, прежде всего, обращать внимание на внешнюю
сторону наблюдаемых явлений, и эстетическое восприятие при этом служит основой для
развития интереса к объекту наблюдения.
Все прогулки и путешествия были организованны в определенной последовательности,
и здесь ведущим был принцип: «От простого к сложному, от знакомого к неизвестному».
Путешествия с детьми начались с территории детского сада. Рассматривая здание
детского сада , его особенности, строения, оборудование детских площадок. Дети узнали
о том, кто это делал, украшал, строил, кто поддерживает чистоту на территории, для чего
это делается. Они осознали, сколько труда и сил вложили сотрудники детского сада в эту
работу. К сожалению, пришлось узнать и о тех, кто все это приводит в негодность. В ходе
беседы с дошкольниками выявили, что нужно сделать, чтобы сохранить имущество на
территории детского сада. Все детские высказывания вызывали улыбки, но ведь на самом
деле не столь важно, можно ли осуществить в жизни, то, что предлагали дети, а главное,
что они не остались равнодушными.Затем мы рассматривали двор жилого дома,
расположенного недалеко от детского сада. Дети смогли рассказать о том, какой двор?
Кто его убирает? Может ли двор остаться чистым без помощи дворника?
Целевая прогулка в парк, помогла увидеть красоту природы родного города в разное
время года. Беседа о правилах поведения в парке способствовала решению задач о
бережном отношении к родной природе, зарождению желания сохранять и создавать
подобную красоту.Мною были проведены экскурсии в библиотеку, где дети с
осторожностью рассматривали огромные стеллажи с книгами, беседовали с работниками
библиотеки в читальном зале, специально для нас работниками библиотеки, были
организованны «Олимпийские игры», на которых дети узнали о символах игр в Сочи, был
показан мультфильм и организованы эстафеты. В процессе проведения экскурсий я
обращала внимание детей на то, что все это забота нашего государства о людях, о
маленьких гражданах страны.
Мы часто с детьми посещали музей, где с интересом дети слушали рассказ экскурсовода,
имели возможность окунуться в прошлое родного города, вспомнили важные события,
обсудили достопримечательности, которые сохранились до наших дней, потрогали
экспонаты своими руками, что очень ценно в дошкольном возрасте и все становится более
понятно. Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
10 слайд
Еще одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая
включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные
знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты
продуктивной деятельности детей мы оформляем в форме тематических выставок.
Особенно нужно отметить педагогическую ценность коллективного продуктивного труда
по созданию коллажей, макетов (“Улица города”, и др.), где у детей помимо других
социальных качеств, формируется чувство ответственности за свою работу, как частицу
общего труда.
В процессе ознакомления с трудом взрослых я формирую у детей положительное
отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать
взрослым посильную помощь.
Включая детей в трудовую деятельность, я формирую трудовые навыки, воспитываю
привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость,
трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирую
положительные взаимоотношения между детьми. Привитие трудовых навыков
дошкольникам это одна из важных условий воспитания чувства патриотизма, воспитание
потребности заботиться о чистоте улиц родного города, уюте и порядке дома, в детском
саду, участке, привитие в обществе трудовых норм, уважение к труду и развитие навыков
коллективного труда. Особенно дети любят ухаживать за комнатными растениями в
группе
Индивидуальная деятельность по ознакомлению с родным городом в основном
осуществляется в игре. Это помогает выяснить степень знаний детей, их
сообразительность, смекалку. Также игры помогают воспитанию сосредоточенности,
внимания, усидчивости. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью.
Индивидуальная работа заключается в том, чтобы помочь детям восполнить пробел в
знаниях, воспитать у них нравственные качества, такие как доброжелательность,
сострадание и др.
11 слайд
Праздники и развлечения
Наиболее эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые
мероприятия, особенно если в них участвуют родители воспитанников. Проводим
мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств: «Осенины», « День
матери», « Новый год»,«День защитника Отечества», «8 марта», «Встреча весны –
масленица», «День Победы», «Веселые спартакиады».».
12 слайд
Хочется еще раз отметить - воспитание патриотических чувств у
детей дошкольного возраста - это многогранный и трудоёмкий процесс, который
затрагивает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать
и семья и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать
поколение людей, которые станут полноценными гражданами, патриотами своей страны.