Напоминание

Практические аспекты патриотического воспитания дошкольника через непосредственно-образовательную деятельность


Автор: Екименко Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 5 Теремок
Населённый пункт: Город Ковдор,Мурманская область
Наименование материала: Выступление
Тема: Практические аспекты патриотического воспитания дошкольника через непосредственно-образовательную деятельность
Раздел: дошкольное образование





Назад




1 слайд Практические аспекы патриотического воспитания дошкольников через

непосредственно-образовательную деятельность

2 слайд Считаю, что важной частью нравственно-патриотического воспитания является

приобщение ребенка к культуре своего народа. Уже с детства ребенок должен любить

свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык,

любить родной край. Ведь если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, который

является наиболее сенситивным периодом для воспитания высоких социально

нравственных чувств и качеств детей, для которых характерны податливость, известная

внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет взрослого,

это останется с ним на всю жизнь.

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного

города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к

большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой

Родине.

Для воспитания нравственных и патриотических чувств чрезвычайно важно, чтобы

взрослые передали детям свою любовь к родным местам, свое представление о том, чем

они знамениты и неповторимы. И активную позицию в этом вопросе, я считаю, должны

занять мы, педагоги. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться,

что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку

обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой

живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно

акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и

интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом,

нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач

дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма

очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей

стране, народе, обычаях, истории, культуре .В наше время проблема патриотического

воспитания детей не утратила своей актуальности, а наоборот, приобрела новое значение.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в

которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое

воспитание.

.3 слайд

Считаю, что дети, усвоив поставленные задачи, вырастут умными, любознательными,

ответственными добрыми к людям, научатся понимать других, проявлять сочувствие,

честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, любящими свой родной город,

почитающие

своих родных и сохранят традиции родного края.

Конечно, трудно

перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти

качества должны закладываться сегодня

Чтобы реализовать поставленные задачи, определила этапы работы:

1.

этап Знакомство с ближайшим окружением: семьей, ее членами, значением

имени детей

2.

этап Детский сад и его сотрудники

3.

этап Родной город, его достопримечательности

4.

этап Природа родного края.

4 слайд.

При построении системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию

дошкольников я учитывала следующие принципы:

Принцип сотрудничества

Принцип доступности

Принцип занимательности .

Принцип наглядности.

Принцип историзма.

Принцип гуманизации,

Принцип дифференциации.

Принцип интегративности.

Образовательная

область

«Познание»

и

«Социализация»

интегрируются

с

образовательной областью

-

«Чтение художественной литературы», дети получают знания о родном крае,

знакомятся с творчеством местных авторов;

- «Коммуникация», в процессе общения дети получают знания, разучивание стихов о

родном городе;

- «Труд», стремятся «помочь» героям, подражают их действиям, труд на участке детского

сада, в цветнике;

- «Музыка», сопровождает знакомство с произведениями, героями, разучивание песен о

Нерехте;

- «Художественное творчество», дети стремятся в своих работах отобразить впечатления

от экскурсии: музей, библиотека и т.д.;

- «Физическая культура», знакомство с народными подвижными играми;

- «Безопасность», учатся правилам безопасного поведения на улицах города;

-«Здоровье», учатся заботиться о своем здоровье и близких людей.

Для достижения высокого уровня в воспитании у детей патриотизма, изучила научную и

методическую литературу по данному вопросу, и

создала системообразующие условия для успешного развития:

5слайд

приобретены наглядно-дидактические Книги о родном городе и истории его

возникновения, флаг, герб города. Оформили «Уголок патриотического воспитания», где

собрали иллюстрации и фотографии (старые и новые) города, иллюстрации народных

промыслов, картины родных пейзажей, фотографии, книги, буклеты о родном

городе ,подобрали художественную литературу ,дидактических игр и различных

картотек.

Предметно-развивающаяся среда не является статичной, т.к. материалы постоянно

обновляются, пополняются в течение всего учебного

года.

Также проводилась работа с

родителями.Составила и провела консультации для родителей.С помощью родителей

оформила альбом «Моя семья», «Достопримечательности города», « Минералы

Мурманской области»

6слайд

Краеведческий музей (организация экскурсий в музей и по историческим местам с учетом

возрастных особенностей; проведение познавательных игр

Центральная детская библиотека (Организация экскурсий)

Дворец культуры (Участие в концертах, в фестивалях.)

7слайд

Непосредственно-образовательная деятельность

Совместная деятельность

Экскурсии

Целевые прогулки

Трудовая деятельность

Индивидуальная деятельность

Продуктивная творческая деятельность.

Праздники, развлечения.

. С дошкольниками ознакомление с городом я начинала с наблюдения ближайшей

улицы. Улицы длинные, на них много домов, у каждого дома есть свой номер. Дома на

улице бывают разные - большие и маленькие. И каждая улица имеет свое название, как

человек - имя. Еще на улице есть дорога, по которой ездят разные машины: автобусы,

такси, грузовой транспорт, легковые автомобили. В праздничные дни улицы украшают

гирляндами лампочек. Горожане заботятся о своих улицах, убирают их, чтобы город был

чистым и красивым. Весной и летом люди высаживают цветы, чтобы на улицах было

красиво и нарядно. И вы, наши маленькие горожане, должны делать все, чтобы наш город

был чистым, нарядным и красивым: бросать фантики от конфет в урны для мусора, не

ломать веточки, не рвать цветы.

После экскурсий, наблюдений и рассказов, детям предоставляется возможность

закрепить в продуктивной деятельности свои впечатления: они конструируют макет

улицы, рисуют салюты на празднике города, делают коллективную аппликацию «Дома

на нашей улице».

При разработке непосредственно-образовательной деятельности для детей с по

воспитанию патриотизма в процессе ознакомления дошкольников с

достопримечательностями родного города, я учитывала комплексно-интегрированный

характер деятельности детей, в которой одна тема как бы "привязана" к другой, где

интеграция осуществляется на основе комплексного подхода к тематическому

планированию, к решению задач, способствующих интеллектуальному, нравственному,

физическому, эстетическому развитию детей, средствами разнообразных видов и форм

детской деятельности (общения, познавательно-практической, театрально-

художественной, игровой, трудовой и т.д.).

Например: при планировании беседы по теме "История возникновения города", кроме

основных занятий, включала следующие виды деятельности: составление с детьми карты

города, рассматривание книг "Прошлое и настоящие города", слушание записи песни

"Мой город Ковдор»", проведение дидактических игр "Узнай, где я нахожусь?",

"Почтальон", чтение таких художественных произведений, как "Вокзал" из книги "Что я

видел" Б. Житкова, "По городу" В. Берестова, стихотворение Евглевский А «

Ковдор»,Шалаевский А «Родной город» При знакомстве дошкольников с историей

родного края приходилось многое им рассказывать. От того, как это делалось, зависело,

воспримет ли ребенок новые знания или эта информация не затронет чувств детей, не

вызовет у них желания узнать что-то еще.Составляя рассказ, я включала в него вопросы к

детям. Это было необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность,

внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае

рассказ превращался из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствовало

более успешному усвоению знаний. Рассказывая о каких-то исторических событиях, я

старалась часто не употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна

хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события проходили давно, я

употребляла выражения: "Это было очень-очень давно", "Это было тогда, когда ваши

папы и мамы были маленькими" и т.д.В итоге была оформлена выставка рисунков "Мой

любимый город". Таким образом, одна и та же тема интегрировалась в разные виды и

формы непосредственно-образовательной деятельности.

8 слайд

Учитывая, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, я

использовала игровые приемы, которые важны как для повышения познавательной

активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы во время

непосредственно-образовательной деятельности.

Большой интерес вызывали у детей игры в "поездки и путешествия" (в прошлое родного

края). В таких играх ребенок приобретал и совершенствовал знания об окружающем: об

историческом прошлом родного края, о его современной настоящей жизни, т.е. у детей

проявлялась познавательная активность, а на основании комбинирования полученных

знаний при построении сюжетов, в стремлении детей подражать любимым героям

формировалась творческая активность также в самостоятельную деятельность детей.

Информация, которую дети получают во время непосредственно-образовательной

деятельности, закреплялась во время бесед с детьми в дидактических играх и

упражнениях: «Закончи предложение»; «Слова любви к родному городу»; «Объясни

значение» (златоглавый, краснокаменный, могучая, свободная) ; «Составь флаг», «Составь

герб»; Развивающие игры : «Экскурсия», «Кто больше назовёт улиц», «Над – под - между

(флаг) », «Найди отличия».

Сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Шофёры»,

«Больница», «Супермаркет», «Аптека», «В кафе», «Строители». Игра, начатая детьми

после наблюдения за трудовым процессом, экскурсии, которая вызвала эмоционально

положительное отношение, а также под влиянием понравившегося им художественного

произведения, может перерасти в длительную игру, в которой ребята применяют свои

знания и уже накопленный жизненный опыт. Задача воспитателя поддержать интерес к

игре, дать ей нужное направление.

9слайд

Большая роль отводилась совместной деятельности воспитателя с детьми, т.к.

воспитание чувств – процесс, который нельзя уложить в жесткие рамки расписания НОД.

Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате которого

формируется такое сложное образование, как чувство любви к родному городу.

Большая работа проводилась по знакомству детей с трудовой деятельностью жителей

родного края на современном этапе, чтобы показать детям общественную значимость

труда, стремление людей сделать свой край еще краше и богаче. Основная работа

проходила вне непосредственно-образовательной деятельности.

Экскурсия является одной из основных форм организации непосредственного

наблюдения детьми интересных событий и явлений. Во время экскурсий дети слушают

рассказ педагога. Прежде всего, важно правильно отбирать объекты для наблюдения. Они

должны быть яркими, выразительными, понятными детям. Если это экскурсии в природу,

то необходимо выбирать живописные места и показывать детям их в различную погоду, т.

е. способствовать видению красоты родного края (парки, сквер). Если это экскурсия к

месту работы взрослых, то процесс и результат труда должны быть понятны ребенку

(стройка, почта, магазин и т.д.). При этом важна и эстетическая сторона: чистота на

объекте наблюдения, красивое оформление помещения, привлекательные для детей

предметы. Дошкольникам свойственно, прежде всего, обращать внимание на внешнюю

сторону наблюдаемых явлений, и эстетическое восприятие при этом служит основой для

развития интереса к объекту наблюдения.

Все прогулки и путешествия были организованны в определенной последовательности,

и здесь ведущим был принцип: «От простого к сложному, от знакомого к неизвестному».

Путешествия с детьми начались с территории детского сада. Рассматривая здание

детского сада , его особенности, строения, оборудование детских площадок. Дети узнали

о том, кто это делал, украшал, строил, кто поддерживает чистоту на территории, для чего

это делается. Они осознали, сколько труда и сил вложили сотрудники детского сада в эту

работу. К сожалению, пришлось узнать и о тех, кто все это приводит в негодность. В ходе

беседы с дошкольниками выявили, что нужно сделать, чтобы сохранить имущество на

территории детского сада. Все детские высказывания вызывали улыбки, но ведь на самом

деле не столь важно, можно ли осуществить в жизни, то, что предлагали дети, а главное,

что они не остались равнодушными.Затем мы рассматривали двор жилого дома,

расположенного недалеко от детского сада. Дети смогли рассказать о том, какой двор?

Кто его убирает? Может ли двор остаться чистым без помощи дворника?

Целевая прогулка в парк, помогла увидеть красоту природы родного города в разное

время года. Беседа о правилах поведения в парке способствовала решению задач о

бережном отношении к родной природе, зарождению желания сохранять и создавать

подобную красоту.Мною были проведены экскурсии в библиотеку, где дети с

осторожностью рассматривали огромные стеллажи с книгами, беседовали с работниками

библиотеки в читальном зале, специально для нас работниками библиотеки, были

организованны «Олимпийские игры», на которых дети узнали о символах игр в Сочи, был

показан мультфильм и организованы эстафеты. В процессе проведения экскурсий я

обращала внимание детей на то, что все это забота нашего государства о людях, о

маленьких гражданах страны.

Мы часто с детьми посещали музей, где с интересом дети слушали рассказ экскурсовода,

имели возможность окунуться в прошлое родного города, вспомнили важные события,

обсудили достопримечательности, которые сохранились до наших дней, потрогали

экспонаты своими руками, что очень ценно в дошкольном возрасте и все становится более

понятно. Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

10 слайд

Еще одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая

включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные

знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты

продуктивной деятельности детей мы оформляем в форме тематических выставок.

Особенно нужно отметить педагогическую ценность коллективного продуктивного труда

по созданию коллажей, макетов (“Улица города”, и др.), где у детей помимо других

социальных качеств, формируется чувство ответственности за свою работу, как частицу

общего труда.

В процессе ознакомления с трудом взрослых я формирую у детей положительное

отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать

взрослым посильную помощь.

Включая детей в трудовую деятельность, я формирую трудовые навыки, воспитываю

привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость,

трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирую

положительные взаимоотношения между детьми. Привитие трудовых навыков

дошкольникам это одна из важных условий воспитания чувства патриотизма, воспитание

потребности заботиться о чистоте улиц родного города, уюте и порядке дома, в детском

саду, участке, привитие в обществе трудовых норм, уважение к труду и развитие навыков

коллективного труда. Особенно дети любят ухаживать за комнатными растениями в

группе

Индивидуальная деятельность по ознакомлению с родным городом в основном

осуществляется в игре. Это помогает выяснить степень знаний детей, их

сообразительность, смекалку. Также игры помогают воспитанию сосредоточенности,

внимания, усидчивости. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью.

Индивидуальная работа заключается в том, чтобы помочь детям восполнить пробел в

знаниях, воспитать у них нравственные качества, такие как доброжелательность,

сострадание и др.

11 слайд

Праздники и развлечения

Наиболее эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые

мероприятия, особенно если в них участвуют родители воспитанников. Проводим

мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств: «Осенины», « День

матери», « Новый год»,«День защитника Отечества», «8 марта», «Встреча весны –

масленица», «День Победы», «Веселые спартакиады».».

12 слайд

Хочется еще раз отметить - воспитание патриотических чувств у

детей дошкольного возраста - это многогранный и трудоёмкий процесс, который

затрагивает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать

и семья и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать

поколение людей, которые станут полноценными гражданами, патриотами своей страны.



В раздел образования