Автор: Лабертова Разида Султангереевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №13
Населённый пункт: Сыктывкар
Наименование материала: Проект
Тема: Взаимодествие с родителями к Приобщению детей раннего возраста к народной культуре через восприятие к фольклору»
Раздел: дошкольное образование
« Взаимодествие с родителями к Приобщению детей раннего возраста к
народной культуре через восприятие к фольклору»
Краткая аннотация проекта
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни
ребенка приобщать его к народной поэзии, словесному искусству.Фольклор
является богатейшим источником познавательного и нравственного развития
детей.
Целью проекта является создание условий для целенаправленного и
систематического ознакомления детей раннего возраста с произведениями
фольклора на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Основные задачи проекта:
Систематизировать произведения малых фольклорных форм по видам
детской деятельности и режимным моментам.
Обогащать образовательную деятельность с детьми различными
произведениями фольклора.
Приучать детей к слушанию народных песенок, потешек, сказок;
формировать положительную реакцию на чтение.
Содействовать эмоциональную отклику детей, побуждать к совместным
действиям со взрослым, поощрять попытки договаривания слов, фраз, чтения
текста целиком.
Активизировать работу с родителями детей по использованию фольклора в
семейном воспитании.
Данный проект ориентирован на педагогов детей и родителей группы
раннего возраста, рассчитан на 1 год.
При условии реализации проекта будут систематизированы произведения
малых фольклорных форм, произойдет обогащение образовательной
деятельности с детьми различными произведениями фольклора,
активизируется взаимодействие с родителями детей по использованию
фольклора в семейном воспитании, воспитатели расширят свои
профессиональные знания и умения.
Постановка проблемы
Народная культура – предмет, который человек должен постигать на
протяжении всей жизни – от первых шагов. Приобщение детей раннего
возраста к народным традициям наиболее эффективно проходит через
знакомство с детским фольклором.
Фольклор для самых маленьких детей включает в себя колыбельные песни,
пестушки, потешки, прибаутки, заклички, сказочки.
Особенностью фольклора являются то, что он соединяет в себе стихи, песни,
игровые приемы, танец. В русском фольклоре каким-то особенным образом
сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Малый фольклорный жанр
– это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и
имеющие определенную педагогическую направленность. Незатейливые и
простые малые формы народного поэтического творчества таят в себе
немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Поэтому детский
фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка
приобщать его к народной поэзии, словесному искусству. Благодаря этому
еще задолго до ознакомления со сказками, былинными и другими крупными
жанрами русского фольклора у малышей формируется внутренняя
готовность к восприятию истоков русской народной культуры.
Ценность детского фольклора заключается еще и в том, что с его помощью
взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт,
эмоциональное общение.
Кроме того, фольклор является богатейшим источником познавательного и
нравственного развития детей. Песенки и потешки используются как в играх
занятиях, так и во всех режимных моментах. Под них дети с удовольствием
умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь
ребенка становится ярче, эмоциональнее, интереснее. У ребенка при этом
развиваются внимание, память, мышление и речь, а если он выполняет
определенные движения, то дополнительно развиваются координация и
ловкость. Детский фольклор развивается интерес и внимание к
окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает
художественный вкус, а также многому учит, формирует нравственные
привычки.
Особую роль в приобщении детей к народному поэтическому слову,
потешкам, сказкам имеет семья. Напевая ребенку колыбельную песню или,
поглаживая его, приговаривая потешку, прибаутку, мама и бабушка уже
приобщают малыша к народному искусству, народной культуре.
К сожаленью, «живой фольклор» исчезает из жизни современной семьи:
детей все реже или совсем не слышат колыбельные песни, добрые сказки на
ночь, не играют в игры с пальчиками под песенки и потешки. Из бесед с
родителями в первые дни пребывания ребенка в детском саду выясняется,
что произведения фольклора практически не используются в семейной
педагогике.
В настоящее время, когда вопросы нравственного воспитания и
эстетического развития встают особенно остро, с ранних лет необходимо
развивать у детей эмоциональное восприятие произведений устного
народного творчества, что будет пробуждать в них творческого начало,
патриотические чувства, формировать эстетическое восприятие мира.
Цель и задачи проекта
Целью проекта является создание условий для целенаправленного и
систематического ознакомления детей раннего возраста с произведениями
фольклора на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Основные задачи проекта:
Систематизировать произведения малых фольклорных форм по видам
детской деятельности и режимным моментам.
Обогащать образовательную деятельность с детьми различными
произведениями фольклора.
Приучать детей к слушанию народных песенок, потешек, сказок;
формировать положительную реакцию на чтение.
Содействовать эмоциональную отклику детей, побуждать к совместным
действиям со взрослым, поощрять попытки договаривания слов, фраз, чтения
текста целиком.
Активизировать работу с родителями детей по использованию фольклора в
семейном воспитании.
Этапы и методы реализации проекта
Виды деятельности, мероприятия
Сроки
Ответственные
Подготовительный этап
1. Подбор методической литературы, пособий, атрибутов, оборудования для
сопровождения проекта
Сентябрь
1. Адаптация
2.Создание картотеки произведений малых фольклорных форм, подобранных
по видам деятельности и режимным моментам: умывание, прием пищи,
одевание – раздевание, подготовка ко сну, подъем после сна и т.п.
Воспитатель, музыкальный руководитель
3.Анкетирование, опрос родителей по вопросам знания и использования
произведений фольклора в семейной педагогике
Основной этап
1.Пополнение и использование в практической деятельности библиотеки
методической литературы и произведений устного народного творчества,
картотеки произведений малых фольклорных форм.
2. Приобретение игрушек, дидактического материала наглядных пособий,
иллюстраций, книг, оформление книжного уголка
3. Использование фольклора в организованной образовательной
деятельности и в режимных моментах, играх, развлечениях, индивидуальном
общении с детьми: чтение, рассказывание детям, слушание аудиозаписей.
4. Чтение песен, потешек, закличек, маленьких сказок, сопровождение
показом игрушек, картинок, персонажей настольного и кукольного театра,
выполнение с детьми игровых, имитационных действий на основе текста
произведений малых фольклорных форм.
5. Проведение цикла специальных фольклорно игровых занятий,
инсценированние песенок, потешек, сказочек, игры драматизации.
6. Заучивание с детьми отдельных фраз, четверостишей, побуждение
крассказыванию.
7. Активное самообразование воспитателей; совершенствование умений
владеть художественными средствами (выразительно читать, петь, танцевать,
играть на народных инструментах), консультирование младшего воспитателя
по использованию песенок и потешек в работе с детьми.
8. Осуществление педагогическогопосвящения родителей: консультации,
беседы, наглядная информация о значении песенок, потешек, сказочек;
организация выставок литературы; рекомендации по приобретению
определенных книг, игрушек; проведение мастер классов.
9. Взаимодействие с семьями детей: проведение совместных праздников,
развлечений; привлечение родителей к изготовлению костюмов, атрибутов,
исполнению ролей
10. Использование произведений малых фольклорных форм дома в семье:
чтение детям, разучивание песенок и потешек; сопровождение словом
пальчиковых игр; изготовление игрушек своими руками; приобретение книг,
рассматривание иллюстраций.
Заключительный этап.
1. Повторное анкетирование родителей по вопросам знания и использования
произведений фольклора в семейной педагогике.
2. Обобщение опыта работы; поведение итогов реализации проекта.
3. Круглый стол с участием родителей.
4. Выступление на итоговом педагогическом совете.
Прогнозируемые результаты
При условии реализации данного проекта будут получены следующие
результаты:
Будут систематизированы произведения малых фольклорных форм по видам
детской деятельности и режимным моментам, создана картотека
произведений.
Произойдет обогащение образовательной деятельности с детьми различными
произведениями фольклора.
Дети будут приучены с интересом и удовольствием слушать народные
песенки, потешки, сказки, выполнять под них определенные движения; у них
сформируются положительная реакция на чтение и эмоциональный отклик.
Произойдет позитивная динамика в речевом и эмоционально личностном
развитии воспитанников.
Активизируется взаимодействие с родителями детей по использованию
фольклора в семейном воспитании, повысится их педагогическая
компетентность.
Воспитатели расширят профессиональные знания, усовершенствуют умения
владеть художественными средствами.
Практическая значимость результатов
Данный педагогический проект может быть полезен воспитателя ДО —
школьных учреждений, заинтересованным и внимательным родителям.
Проект имеет значение для всех участников образовательных отношений:
— детей (прививается любовь к художественному слову; приобщатся к
русскому народному творчеству)
— родители (фольклор используется в семейном воспитании; приобщаются к
истокам русской народной культуры)
— педагога (расширяются профессиональные знания о фольклоре, его
использовании в работе с детьми; совершенствуются практические навыки и
умения).
Данный проект может реализован педагогами нашего детского сада и
коллегами других до школьных учреждений.
(театр на ложках, диск с колыбельными песнями, сказками, игрушки
изготовленными своими руками, методическая литература, детские книги,
уголок ряженья, пальчиковый театр, наглядно дидактические пособия из
серии «Мир в картинках», дидактические игры по знакомству с персонажами
сказок о зайце, медведе, лисе и т.п.).