Автор: Шапран Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ Детский сад №99 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Новороссийск Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: " Развитие поисково-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Статья.
« Развитие познавательно-исследовательской деятельности у
детей дошкольного возраста»
ЧДОУ Детский сад №99 ОАО «РЖД»
Воспитатель: Шапран Ирина Викторовна
Дети - по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых
впечатлений,
любознательность,
постоянное
стремление
наблюдать
и
экспериментировать,
самостоятельно
искать
новую
информацию
традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская,
поисковая
активность
-
естественное
состояние
ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать.
В законе РФ «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый
ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым
и
крепким
человеком,
но
и
инициативным,
думающим,
способным
на
творческий подход к любому делу.
Исследовать, открывать, изучать - значит получить возможность думать,
пробовать,
искать,
экспериментировать.
Именно
исследовательская,
поисковая
активность
порождает
исследовательское
поведение
и
создает
условия для формирования и развития естественнонаучных представлений,
чтобы
психическое
развитие
ребенка
разворачивалось
как
процесс
саморазвития.
Знания,
полученные
в
результате
собственного
эксперимента,
исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех
сведений
о
мире,
что
получены
репродуктивным
путем.
В
ходе
исследовательской
деятельности
создаются
ситуации,
которые
ребенок
разрешает посредством проведения опыта или эксперимента и, анализируя,
делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о
том или ином законе или явлении
К
старшему
дошкольному
возрасту
заметно
нарастают
возможности
познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме
поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает
продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает
характер
деятельности.
Как
подчеркивают
психологи
и
отечественные
педагоги,
для
развития
ребенка
решающее
значение
имеет
не
изобилие
знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой
знания приобретались.
Причины
встречающейся
интеллектуальной
пассивности
детей
часто
лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка.
Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием,
они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость
или в игру средствами интерактивного комплекса. С каждым предметом
можно вступить во взаимодействие: заставить двигаться магнитный маятник,
самостоятельно
выдуть
гигантский
мыльный
пузырь,
замкнуть
электрическую
цепь, послушать музыку воды, сделать перископ, узнать о
действии
физических
законов
в
интерактивно
–
исследовательской
лаборатории можно всего за несколько секунд.
В
условиях
быстро
меняющейся
жизни
современному
человеку
необходимо не только владение знаниями, но и умение добывать их самому,
оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. С самого рождения
ребенок
уже
является
первооткрывателем.
Поисковая
активность,
выраженная
в
потребности
исследовать
окружающий
мир,
заложена
генетически
и
является
одним
из
главных
и
естественных
проявлений
детской
психики.
Подготовка
ребенка
к
исследовательской
деятельности,
обучение
умениям
и
навыкам
исследовательского
поиска,
становится
важнейшей задачей современного образования.