Напоминание

" Развитие поисково-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста"


Автор: Шапран Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ Детский сад №99 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Новороссийск Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: " Развитие поисково-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья.

« Развитие познавательно-исследовательской деятельности у

детей дошкольного возраста»

ЧДОУ Детский сад №99 ОАО «РЖД»

Воспитатель: Шапран Ирина Викторовна

Дети - по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых

впечатлений,

любознательность,

постоянное

стремление

наблюдать

и

экспериментировать,

самостоятельно

искать

новую

информацию

традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская,

поисковая

активность

-

естественное

состояние

ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать.

В законе РФ «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый

ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым

и

крепким

человеком,

но

и

инициативным,

думающим,

способным

на

творческий подход к любому делу.

Исследовать, открывать, изучать - значит получить возможность думать,

пробовать,

искать,

экспериментировать.

Именно

исследовательская,

поисковая

активность

порождает

исследовательское

поведение

и

создает

условия для формирования и развития естественнонаучных представлений,

чтобы

психическое

развитие

ребенка

разворачивалось

как

процесс

саморазвития.

Знания,

полученные

в

результате

собственного

эксперимента,

исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех

сведений

о

мире,

что

получены

репродуктивным

путем.

В

ходе

исследовательской

деятельности

создаются

ситуации,

которые

ребенок

разрешает посредством проведения опыта или эксперимента и, анализируя,

делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о

том или ином законе или явлении

К

старшему

дошкольному

возрасту

заметно

нарастают

возможности

познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме

поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает

продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает

характер

деятельности.

Как

подчеркивают

психологи

и

отечественные

педагоги,

для

развития

ребенка

решающее

значение

имеет

не

изобилие

знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой

знания приобретались.

Причины

встречающейся

интеллектуальной

пассивности

детей

часто

лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка.

Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием,

они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость

или в игру средствами интерактивного комплекса. С каждым предметом

можно вступить во взаимодействие: заставить двигаться магнитный маятник,

самостоятельно

выдуть

гигантский

мыльный

пузырь,

замкнуть

электрическую

цепь, послушать музыку воды, сделать перископ, узнать о

действии

физических

законов

в

интерактивно

исследовательской

лаборатории можно всего за несколько секунд.

В

условиях

быстро

меняющейся

жизни

современному

человеку

необходимо не только владение знаниями, но и умение добывать их самому,

оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. С самого рождения

ребенок

уже

является

первооткрывателем.

Поисковая

активность,

выраженная

в

потребности

исследовать

окружающий

мир,

заложена

генетически

и

является

одним

из

главных

и

естественных

проявлений

детской

психики.

Подготовка

ребенка

к

исследовательской

деятельности,

обучение

умениям

и

навыкам

исследовательского

поиска,

становится

важнейшей задачей современного образования.



В раздел образования