Автор: Гуренко Ирина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №41
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Круги Луллия как средство развития связной речи у детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Круги Луллия как средство развития
связной речи у детей с ОВЗ
Гуренко Ирина Владимировна, воспитатель
МБДОУ № 41
г. Красноярск
Актуальность.
В системе образования детей дошкольного возраста появились новые
игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства,
и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому педагог должен
искать интересные и в то же время несложные способы развития ребенка.
Одним из занимательных способов обучения является игровое пособие «Круги Лул-
лия». Использование кругов Луллия в коррекционной работе с детьми с ОВЗ позволяет
развивать сенсомоторную сферу, словесно-логическое мышление, дает возможность
скорректировать речевые и двигательные нарушения, улучшить память, тактильное вос-
приятия, внимание, развивать творческие способности детей, умение находить свое ре-
шение в проблемной ситуации.
Цель.
Развитие внимания, навыков устной речи, мелкой моторики рук, воображения,
освоение способа познания мира, формирование представления об объектах живой и
неживой природы, их взаимосвязи с окружающим миром, совершенствование грамма-
тического строя речи, формирование элементарных математических представлений,
формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие вопросы.
Задачи:
•
развитие познавательную активность;
•
обогащение словаря воспитанников;
•
формирование умения выделить су-
щественные признаки и основные де-
тали предметов;
•
формирование умения точно и образ-
но описывать предмет;
•
развитие обобщенных представлений
о построении рассказа — описание
предмета;
•
актуализация навыков владения язы-
ковыми средствами, необходимыми
для составления описательного рас-
сказа;
•
воспитание внимательного бережного
отношения к родному языку, к языко-
вой культуре и продуктивной комму-
никации.
Содержание деятельности.
Создавая условия для активизации и развития речи у де-
тей с ТНР для того, чтобы ребенок почувствовал себя творцом, умеющим объяснять, со-
чинять и обрел веру в свой успех, наряду с традиционным дидактическим материалом,
мы активно используем дидактическое пособие «Круги Луллия» (рисунок 1).
Работа с пособием задействует естественные механизмы памяти мозга и позволяет
полностью контролировать и процесс запоминания, сохранения и припоминания инфор-
мации, увеличивает объем памяти, тренирует ассоциативное мышление детей, что об-
легчает процесс развития наблюдательности и памяти, развивает мелкую моторику рук,
предоставляет дошкольнику возможность самостоятельности и сотворчества. В ходе
целенаправленного ежедневного применения дидактического пособия «Круги Луллия»,
у детей прослеживается положительная динамика в овладении языковыми средствами,
на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний, пособие
способствует мотивации речевой деятельности дошкольников. Практика показала, что,
используя пособие в течении двух лет, стало для детей нашей группы популярной, зани-
мательной, эффективной игрой, направленной на развитие речевых, художественно-эсте-
тических, познавательных, личностных качеств. Для углубления, также была разработа-
на картотека календарно-тематического планирования по программе Н.В. Нищевой.
Результаты:
•
у детей повысился познавательный интерес;
•
дети активны в разных видах познавательной деятельности;
•
активизировался словарный запас;
•
улучшилась интонационная окраска речи;
•
развилась способность понимать вербальные установки;
•
связная речь стала яркой и эмоциональной;
•
успешно выстраивают коммуникацию со сверстниками.