Автор: Бирагова Ирина Таймуразовна
Должность: учитель осетинского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №33 им.З.Калоева
Населённый пункт: г.Владикавказ РСО_Алания
Наименование материала: статья
Тема: Преемственность на этапах "детский сад- школа"
Раздел: среднее образование
Бирагова И.Т. учитель осетинского языка и литературы
МБОУ СОШ №33 им.З.Калоева
Преемственность на этапах «детский сад- школа»
«Школа не должна вносить резкого
перелома в жизнь детей. Пусть новое
появляется в его жизни постепенно и
не ошеломляет лавиной впечатлений».
В.А.Сухомлинский
Одна
из
самых
важных
проблем,
стоящих
перед
осетинским
народом сегодня – сохранение осетинского языка. Сохранив свой
язык,
мы
сохраним
историю,
культуру
и
нашу
уникальную
духовность.
Наш
язык
с
каждым
днем
сдает
свои
позиции,
теряет
свое
коммуникативное значение и в данное время заменяется русским
языком. Он находится в такой ситуации, в таком положении, когда
не может обогащаться, развиваться
Язык как забытая гармонь, если на гармони не играть регулярно,
то она покрывается пылью. Так и язык, если не будет говорящих на
нем,
то
она
со
временем
исчезнет
в
дымке
времени,
будущее
поколение забудет о нем.
Если человек не будет думать на родном языке, не будет говорить
и писать, тогда меняется его мировоззрение, начинают исчезать
качества,
которые
предавали
ему
национальный
вид
и
национальное лицо.
Как можно изменить ситуацию?
В семье, где родители не разговаривают с детьми на родном языке,
там дети снисходительно относятся к нему. Такая семья забывает,
что родной язык это богатство предков, и наша задача передать это
удивительное богатство будущим поколениям.
Знаменитый осетинский писатель Нигер писал, что образованный
человек в первую очередь узнаёт свой родной язык, а потом языки
других народов.
Чтобы осетинский язык был на должном уровне надо начать с
семьи, детских садов и школ. Должна быть преемственность между
ними.
Под преемственностью между детским садом и начальной школой
подразумевается
система
связей,
обеспечивающая
взаимодействие
основных задач, содержания, методов обучения и воспитания с целью
создания
единого
непрерывного
образовательного
процесса
на
смежных этапах развития ребенка.
Одной
из
важнейших
задач,
требующих
комплексного
решения,
является создание единого образовательного процесса, связывающие
дошкольные
и
школьные
годы.
Эта
задача
и
была
поставлена
коллективом нашей школы и детскими садами, находящие близко к
нашей школе.
Цель
нашей
работы:
обеспечить
преемственность
между
дошкольным
и
начальным
школьным
образованием
и
воспитанием
через координацию деятельности педагогических коллективов школы и
детского сада по подготовке к обучению осетинского языка в первом
классе.
Задачи:
1.Познакомить
учителей
с
программой
изучения
осетинского
языка
в
детском саду, а воспитателей детского сада- с программой 1 класса.
2.Совершенствовать работу по развитию устной речи.
3.Активизировать
мыслительную
деятельность
дошкольников
и
первоклассников на уроках, используя новые педагогические технологии.
4.Формировать
и
поддерживать
мотивационную
и
нравственную
готовность ребенка к обучению в школе.
Преемственность будет идти по трем направлениям.
Первое
–
это
методическая
работа.
Проведения
совместных
методобъединений,
«круглые
столы»,
взаимопосещение
рабочих
и
открытых
уроков
и
занятий
с
последующим
обсуждением;
консультация учителей и воспитателей по текущим вопросам.
Второе направление- работа с родителями. Это работа предусматривает
выход учителей будущих первых классов, учителей осетинского языка
и школьного психолога на родительские собрания в детский сад
в
конце
учебного
года
с
беседами
о
подготовке
ребенка
к
школе,
о
требованиях , которые будут предъявлять школа к будущим ученикам и
их родителям.
Убедить родителей что по словам великого ученого – лингвиста Васо
Абаева «…Средство для защиты родного языка- осетинская семья, дом.
Если там родной язык господствует, то другие дела не страшны…
Пусть в школах сократят уроки родного языка – это не страшно. Но
если в семье задушат родной язык, это чудовищно…»
Третье направление – это работа с детьми. Дети детского сада должны
посещать
школьные
праздники
и
учащиеся
начальной
школы
подготовлять сказки, стихотворения на родном языке и посетят детский
сад.
Планируется проведение совместных праздников и развлечений.
Преемственность в работе решает и проблему адаптации детей в
школе.
Литература:
1.Просвиркин В.Н. Преемственность в системе непрерывного
образования / Просвиркин В.Н // Педагогика.-2005.-№2.-С.41-46
2.Газета «Растдзинад», 23 ноября-2000. Текст Васо Абаеву 100 лет