Автор: Байтицкая Екатерина Юрьевна
Должность: Воспитатель детей дошкольного возраста
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад присмотра и оздоровления № 77"
Населённый пункт: Курская область, город Курск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в семье»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей на тему «Нравственно -
патриотическое воспитание дошкольников в семье»
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к
родному городу, к родной речи – задача первостепенной
важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать
эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к
своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному
переходит в любовь к своему государству, к его истории, его
прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Академик Д.С.Лихачёв
Основы нравственно - патриотического воспитания закладываются
именно в семье. Семья - это первая школа воспитания, где ребёнок получает
первые уроки уважения к старшим. В каждой семье своя жизнь, свои радости
и печали, заботы и традиции. Нравственно-патриотические чувства
закладываются в процессе жизни, находящегося в рамках конкретной социо
- культурной среды. Ребёнок инстинктивно и естественно привыкает к
окружающей его среде, природе и культуре. Формирование у дошкольников
любви к Родине этап накопления ими социального опыта в условиях малой
Родины; усвоения общепринятых норм и правил поведения,
взаимоотношений между людьми, приобщения к родной культуре. Родина
всегда начинается с малой Родины, того места, где человек родился, своей
семьи, своего дома, детского сада и школы. Дом или детский сад, родной
край имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. Поможет
приблизить дошкольников к истории своего родного края – культура в семье,
общение с родителями, с природой и сверстниками. Это, в дальнейшем,
призвано обеспечить успешную социализацию личности ребенка. В семье
большую часть времени ребёнок общается с мамой. Именно с ней
складываются доверительные отношения, обсуждаются возникающие
проблемы, интересующие ребенка вопросы. Однако, для детей не менее
важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребёнком, тем более
тесными становятся эмоциональные связи, чем раньше отец приобщается к
уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.
Формирование нравственно- патриотических чувств будет эффективнее,
если дошкольное учреждение установит тесное и плодотворное
взаимодействие с семьями воспитанников. Необходимость подключения
членов семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным
окружением, объясняется особыми педагогическими возможностями,
которыми обладает каждая семья, но не может заменить дошкольное
учреждение. Это создаёт благоприятные условия для воспитания высших
нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться
на помощь родителей не только, как на помощников детского учреждения, а
как на равноправных участников воспитательно - образовательного
процесса. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного
учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства,
предъявляя воспитанникам согласованные требования, тем самым дополняя
и усиливая педагогическое воздействие на ребенка.
1.
В нравственно - патриотическом воспитании особенное значение имеет
пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из
жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с
родным краем, начиная с того, что принято называть "Малой Родиной",
постепенно переходя к таким категориям, как "Отечество, "Россия",
"Семья".Примерно так формируются нравственно- патриотические
чувства, воспитываются будущие гражданине.
2.
Основной целью нравственно- патриотического воспитания в семье
является формирование нравственно- патриотических чувств детей,
обогащение и углубление знаний о родном городе, стране.
Задачи для родителей.
- Способствовать формированию у детей чувства гражданственности,
любви к малой Родине, природе родного края.
- Развивать в детях способности к восприятию литературных произведений,
живописи, архитектуры.
- Вызвать интерес к истории своей семьи, своего города, своей страны. Роль
семьи в нравственном воспитании детей велика. Семья объединяет всех
членов общими интересами, общими радостями, общими невзгодами.
3.
Педагогические условия, необходимые для эффективной работы по
воспитанию патриотизма дошкольников в семье:
- Эвристическая среда в детском саду и в семье;
- Тесное сотрудничество и взаимодействие с членами семьи;
- Компетентность педагогов и родителей в решении проблем нравственно-
патриотического воспитания детей.
Поговорим о нравственных ценностях в семейном воспитании:
Доброжелательность в отношении друг другу, спокойная ласковая речь,
спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования
в ребёнке нравственных потребностей. Крик, грубые интонации в семейном
общении приведет к противоположным результатам.
Нравственные потребности начинаются:
1. С отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять
затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека
обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость- это целый спектр
чувств: сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость
в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре,
зле, чувства долга.
2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей – это
нравственная установка, которую можно сформулировать так: "Не вредить
никому, а приносить пользу". Её нужно формировать в сознании ребёнка с
того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке, ребёнок
всегда будет стремиться к добру.
3. Ещё одним важным структурным элементом нравственных потребностей,
является способность к проявлению доброты и непримиримость ко всем
проявлениям зла.
Воспитание маленького патриота можно отразить в цепочке:
Семья – Детский сад – малая Родина (родной город) - родная улица, дом-
Россия, страна, Права –обязанности- Конституция – ФГОС ДО .
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть, только если Мы -
взрослые сами будем знать и любить историю своей страны, своего города и
своей семьи.
Нравственное воспитание - это сложный педагогический процесс в основе
которого лежит развитие глубоких чувств.
"Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого
взрослого человека и способны вдохновить его на большие дела и на
благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они
возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных
условий жизни и воспитания"
А. В. Запорожец.
Список использованной литературы:
1.
Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ. М.: АЙРИС ПРЕССС,
2006.
2.
Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. М.: Педагогическое
общество России, 2007.
3.
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.,1974.