Напоминание

«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в семье»


Автор: Байтицкая Екатерина Юрьевна
Должность: Воспитатель детей дошкольного возраста
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад присмотра и оздоровления № 77"
Населённый пункт: Курская область, город Курск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в семье»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей на тему «Нравственно -

патриотическое воспитание дошкольников в семье»

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к

родному городу, к родной речи – задача первостепенной

важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать

эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к

своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному

переходит в любовь к своему государству, к его истории, его

прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д.С.Лихачёв

Основы нравственно - патриотического воспитания закладываются

именно в семье. Семья - это первая школа воспитания, где ребёнок получает

первые уроки уважения к старшим. В каждой семье своя жизнь, свои радости

и печали, заботы и традиции. Нравственно-патриотические чувства

закладываются в процессе жизни, находящегося в рамках конкретной социо

- культурной среды. Ребёнок инстинктивно и естественно привыкает к

окружающей его среде, природе и культуре. Формирование у дошкольников

любви к Родине этап накопления ими социального опыта в условиях малой

Родины; усвоения общепринятых норм и правил поведения,

взаимоотношений между людьми, приобщения к родной культуре. Родина

всегда начинается с малой Родины, того места, где человек родился, своей

семьи, своего дома, детского сада и школы. Дом или детский сад, родной

край имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. Поможет

приблизить дошкольников к истории своего родного края – культура в семье,

общение с родителями, с природой и сверстниками. Это, в дальнейшем,

призвано обеспечить успешную социализацию личности ребенка. В семье

большую часть времени ребёнок общается с мамой. Именно с ней

складываются доверительные отношения, обсуждаются возникающие

проблемы, интересующие ребенка вопросы. Однако, для детей не менее

важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребёнком, тем более

тесными становятся эмоциональные связи, чем раньше отец приобщается к

уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Формирование нравственно- патриотических чувств будет эффективнее,

если дошкольное учреждение установит тесное и плодотворное

взаимодействие с семьями воспитанников. Необходимость подключения

членов семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным

окружением, объясняется особыми педагогическими возможностями,

которыми обладает каждая семья, но не может заменить дошкольное

учреждение. Это создаёт благоприятные условия для воспитания высших

нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться

на помощь родителей не только, как на помощников детского учреждения, а

как на равноправных участников воспитательно - образовательного

процесса. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного

учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства,

предъявляя воспитанникам согласованные требования, тем самым дополняя

и усиливая педагогическое воздействие на ребенка.

1.

В нравственно - патриотическом воспитании особенное значение имеет

пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из

жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с

родным краем, начиная с того, что принято называть "Малой Родиной",

постепенно переходя к таким категориям, как "Отечество, "Россия",

"Семья".Примерно так формируются нравственно- патриотические

чувства, воспитываются будущие гражданине.

2.

Основной целью нравственно- патриотического воспитания в семье

является формирование нравственно- патриотических чувств детей,

обогащение и углубление знаний о родном городе, стране.

Задачи для родителей.

- Способствовать формированию у детей чувства гражданственности,

любви к малой Родине, природе родного края.

- Развивать в детях способности к восприятию литературных произведений,

живописи, архитектуры.

- Вызвать интерес к истории своей семьи, своего города, своей страны. Роль

семьи в нравственном воспитании детей велика. Семья объединяет всех

членов общими интересами, общими радостями, общими невзгодами.

3.

Педагогические условия, необходимые для эффективной работы по

воспитанию патриотизма дошкольников в семье:

- Эвристическая среда в детском саду и в семье;

- Тесное сотрудничество и взаимодействие с членами семьи;

- Компетентность педагогов и родителей в решении проблем нравственно-

патриотического воспитания детей.

Поговорим о нравственных ценностях в семейном воспитании:

Доброжелательность в отношении друг другу, спокойная ласковая речь,

спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования

в ребёнке нравственных потребностей. Крик, грубые интонации в семейном

общении приведет к противоположным результатам.

Нравственные потребности начинаются:

1. С отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять

затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека

обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость- это целый спектр

чувств: сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость

в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре,

зле, чувства долга.

2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей – это

нравственная установка, которую можно сформулировать так: "Не вредить

никому, а приносить пользу". Её нужно формировать в сознании ребёнка с

того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке, ребёнок

всегда будет стремиться к добру.

3. Ещё одним важным структурным элементом нравственных потребностей,

является способность к проявлению доброты и непримиримость ко всем

проявлениям зла.

Воспитание маленького патриота можно отразить в цепочке:

Семья – Детский сад – малая Родина (родной город) - родная улица, дом-

Россия, страна, Права –обязанности- Конституция – ФГОС ДО .

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть, только если Мы -

взрослые сами будем знать и любить историю своей страны, своего города и

своей семьи.

Нравственное воспитание - это сложный педагогический процесс в основе

которого лежит развитие глубоких чувств.

"Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого

взрослого человека и способны вдохновить его на большие дела и на

благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они

возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных

условий жизни и воспитания"

А. В. Запорожец.

Список использованной литературы:

1.

Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ. М.: АЙРИС ПРЕССС,

2006.

2.

Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. М.: Педагогическое

общество России, 2007.

3.

Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.,1974.



В раздел образования