Напоминание

"Зимняя пора"


Автор: Плевакина Ольга Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Улыбка"
Населённый пункт: г. Лихославль
Наименование материала: Проект
Тема: "Зимняя пора"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект на тему:

«Зимн» в средней группе

Подготовила:

2023 г.

Паспорт проекта

1.

Информация о заявителе

Воспитатель –

2.

Название проекта

«Зимняя пора»

3.

Тип проекта

Познавательный

4.

Цель проекта

Расширить представление детей о времени года зима,

закрепить характерные признаки, развить связную

речь, наблюдательность.

5.

Срок реализации проекта

Декабрь

6.

Продолжительность

2 недели

7.

Состав проекта

Дети, педагоги, родители.

8.

Задачи проекта

1.Воспитывать бережное отношение к природе.

2.Развивать наблюдательность, познавательную

активность, продуктивную деятельность детей,

совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке,

аппликации.

3.Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому

образу жизни, расширение знаний у детей о времени

года зима.

4.Способствовать развитию речи детей.

9.

Этапы работы над

проектом

1.Подготовительный

Создание развивающей среды

2. Практический

Организация деятельности детей

3.Заключительный

Определение результата практической деятельности с

детьми

10.

Ожидаемые результаты

1.

Расширить знания о зимней природе.

2.

Значительно обогатиться словарный запас.

3.

Возросла речевая активность детей.

4.

Бережно относится к природе,

приобрели новый

познавательный опыт.

Актуальность

проекта

:

У детей недостаточное представление о характерных

явлениях зимней погоды; о свойствах снега, почему ведут себя по-разному животные

и птицы. Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и

представления детей о зиме, свойствах снега, природных явлениях, развить связную

речь, творческие способности, поисковую деятельность.

Возраст детей

:

4-5 лет.

Основные методы и формы реализации проекта:

Определение темы постановка цели и задачи;

Определения методов и приёмов работы;

Подбор методическое и художественной литературы;

Подбор материалов игрушек атрибутов для игровой деятельности;

Дидактические и с/р игры;

НОД беседы;

Рассматривание эллюстраций;

Составление перспективного плана;

Продукт проектной деятельности:

Выставка аппликации «Снегири»

Выставка подделок из пластилина «Снеговик»

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие

Социализация:

Развитие игровой деятельности

Коммуникация:

Расширять у детей знания о времени года зима.

Накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с

природой и разговоров со взрослым.

Труд:

Безопасность

Познавательное развитие

Познание:

Продолжать расширять и углублять знания и представления детей о зимнем

времени года.

Развивать у детей

желание делать подделки совместно с взрослыми.

Речевое развитие:

Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи про зиму.

Продолжать работу над развитием связной речи.

Продолжать расширять словарный запас детей.

Художественно-эстетическое развитие:

Художественное творчество:

Формировать интерес к аппликации, рисованию.

Совершенствовать навыки аппликации, рисования.

Физическое развитие:

Здоровье:

Совершенствовать культурно- гигиенические навыки.

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

1.Организационно-подготовительный этап.

Цель:

Определение целей и задач проекта.

Составление плана реализации проекта (основного этапа проектирования).

Подбор художественной литературы про зиму: стихи, загадки, сказки.

Разработка конспектов НОД.

Подобрать дидактический материал, наглядный пособия (альбомы для

рассматривания, картины).

Составить перспективный план.

2 этап. Практический (поиск ответов на поставленные вопросы разными способами,

изучением природных объектов).

Образовательные

области

Виды детской деятельности

Познавельтельно-речевое развитие

Рассматривание картинок и иллюстраций:

«Зимующие птицы», «Зима», «Кто где зимовать

будет».

Беседы:

«Морозные деньки», «Как зимуют птицы»

ЧХЛ: Чтение стихотворений о зиме(«Зима», «Первый

снег», «Улицей гуляет…»,

«

Чародейкою зимою…»),

загадки о зиме, «Зимовье зверей», «Заюшкина

избушка», «Морозко», «Снегурочка»,

Наблюдения

на

прогулке:

Наблюдение за

погодой», «Наблюдение за птицами на

участке», «Наблюдение за деревьями».

Социально-

коммуникативное

развитие

Дидактические игры: «Наоборот», «Горячий-

холодный», «Что бывает зимой?», «Кто где

живёт?», «Когда это бывает?».

Экспериментальная деятельность: Опыт

«Установление зависимости свойства снега от

температуры»

Физическое

развитие(здоровье)

Подвижные игры:

«

Снеговик», «Замороженные»,

«С кочки на кочки», «Остановись возле снежка»

Художественно-

эстетическое

развитие

Аппликация: «Снегири»

Слушание аудиозаписей: «Звуки природы зимой – воет

вьюга, скрипит снег и т.д.»

Взаимодействие

с семьей

Консультации для родителей:

Консультация на тему: «Одеваем детей по сезону»

Рекомендации: «Зимняя прогулка что даёт ребенку? »

3 этап. Заключительный

(обобщение результатов работы, их анализ, закрепление

полученных знаний, формулировка выводов).

Заключительный результат: Педагоги удовлетворены проведенной работой и

результатами проекта.

Дети знают:

Узнают, как и где зимуют животные и птицы.

Бережно относится к природе,

приобрели новый познавательный опыт.

Расширить знания о зимней природе.

Значительно обогатиться словарный запас.

Возросла речевая активность детей.

Родители:

Укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Вывод:

В ходе реализации проекта работа получилась познавательной. У детей возросли знания о

времени года зима. Дети знают особенности времени года зима.

Стихи о зиме

Иван Суриков «Зима»

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Федор Тютчев

«Чародейкою зимою…»

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, —

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Акимов «Первый снег»

Утром кот

Принёс на лапах

Первый снег!

Первый снег!

Он имеет

Вкус и запах,

Первый снег!

Первый снег!

Он кружится,

Лёгкий,

Новый,

У ребят над головой,

Он успел

Платок пуховый

Расстелить

На мостовой,

Он белеет

Вдоль забора,

Прикорнул на фонаре —

Значит, скоро,

Очень скоро

Полетят салазки

С горок,

Значит, можно будет

Снова

С. Дрожжин

«Улицей гуляет…»

Улицей гуляет

Дедушка Мороз,

Иней рассыпает

По ветвям берёз;

Ходит, бородою

Белою трясёт,

Топает ногою,

Только треск идёт.

Иль на окнах дышит

Закоптелых хат

Да узоры пишет,

Глядя на ребят.

Строить крепость. Во дворе!

Загадки о зиме

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла… (зима)

***

Кто знает верную примету,

Высоко солнце, значит лето.

А если холод, вьюга, тьма

И солнце низко, то …. (зима)

***

Вот какие чудеса:

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось? Выпал… (снег)

***

Что за чудо-покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек —

Их укрыл пушистый… (снег)

***

С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой… (снежинки)

***

С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Разукрасил чародей

Окна все в домах людей.

Чьи узоры? — Вот вопрос.

Их нарисовал… (мороз)

***

Кружит снег она вдоль улиц,

Словно перья белых куриц.

Зимушки-зимы подруга,

Северная гостья… (вьюга)

***

Змейкой вьются по земле,

Воют жалостно в трубе,

Засыпают снегом ели.

Это — зимние… (метели)

***

Не снег, не лед, а серебром

деревья уберет. (иней)

***

Жарким летом на плоту

По волнам я проплыву.

А зимой не нужен плот —

Превратились волны в… (лед)

***

На окошках, как картинки.

Рисовал их — невидимка.

Много-много звездочек

Тонких, как стекло;

Звездочки холодные,

А земле тепло! (снежинки)

Лепестки красивых роз

Нам нарисовал… (Мороз)

Подвижные игры на тему «Зима»

Игра «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу,

изображая, будто катят

Кати по снегу свой снежок. перед собой снежный

ком,

Он превратится в снежный ком, «Рисуют» руками

большой круг.

И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из

трех комков.

Его улыбка так светла! Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза.

Прикрывают голову

Ладошкой, дотрагиваются до носа.

Но солнце припечет слегка – Медленно приседают.

Увы! – и нет снеговика. Разводят руками,

пожимают плечами.

Игра «Замороженные».

Дети выбирают Деда Мороза со считалкой.

Кто в шубе?

Кто в шапке?

У кого красный нос?

Это ты — Дед Мороз!

После слов: - Дед Мороз, Дед Мороз!

Бабу снежную принес!

Баба, баба-снеговуха,

разбегаются, а до кого Дед Мороз дотронется, тот

«заморожен» (садится на стульчик).

«Остановись возле снежка»

На площадке раскладывают снежки. Их должно быть на один

меньше чем детей. Дети бегают врассыпную. По сигналу каждый

должен остановиться возле снежка. У каждого снежка должен

стоять только один ребѐнок. Тот, кто не нашѐл себе места,

выбывает из игры. Игра повторяется до тех пор, пока не выявится

победитель.

«С кочки на кочку».

На игровой площадке нарисована или выложена из обручей

дорожки из кругов. Дети строятся в колонну по одному. Детям

предлагается перебраться через «болото», перепрыгивая с кочки

на кочку.

Дидактические игры на тему «Зима»

«Наоборот»

Цели: Развитие слухового внимания, логического внимания.

Активизация словаря - закрепление в речи слов - антонимов.

Ход: Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее.

Например, снег черный (нет, белый, снеговик горячий (нет, холодный, деревья с

листочками (нет, голые, солнце греет (нет, светит, птички поют (нет, мерзнут, медведь

гуляет по лесу (нет, спит в берлоге).

«Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков

предметов или слов-антонимов.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок,

возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением. педагог:-Дети:

Горячий-холодный Хороший-плохой Умный-глупый Весёлый-грустный Острый-

тупой Гладкий-шероховатый.

«Что бывает зимой?»

Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.

Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных

явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.).

Ребёнок выбирает картинки, где изображены только зимние явления и называет их.

«Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление

употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом

«в».

Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок,

возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?-Белка. Кто

живёт в скворечнике?-Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы. Кто живёт в будке?-

Собака. Кто живёт в улье?-Пчёлы Кто живёт в норе?-Лиса. Кто живёт в логове?-Волк.

Кто живёт в берлоге?-Медведь. Вариант 2. педагог:-Дети: Где живёт медведь?-В

берлоге. Где живёт волк?-В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией

предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

«Когда это бывает»

Цели:

· Учить детей называть времена года по их признакам.

· Развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года, загадки о временах года.

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят

соответствующие времена года на картинках и выставляют их на мольберт.

- Снег на полях,

Лед на реках

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? ( Зимой)

- Сошли снега, шумит вода,

Земля уже цветами полна.

Растет травка молодая,

Все мертвое оживает,

Когда это бывает? (Весной).

Конспект по аппликации «Снегири»

Цель:

1) закрепить представление о зимующих птицах, их внешнем виде;

2) формировать заботливое отношение к птицам;

3) учить передавать в аппликации образы птиц.

Задачи:

- уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде и

частях тела;

- учить детей изображать снегиря, наклеивая частично одну деталь на другую;

- закрепить навыки пространственной ориентировки;

- совершенствовать общую и мелкую моторику;

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением снегирей; образец,

выполненный воспитателем.

Материалы к занятию: листы бумаги светло-голубого тона, шаблоны снегиря,

деталь круглой формы из красной бархатной бумаги (грудка, клеенка, ножницы, клей.

Ход занятия:

1. Беседа

- Скажите, ребята, какое сейчас время года?

- А каких птиц зимой на улице мы можем увидеть?

- Как одним словом можно назвать птиц, которые остались зимовать с нами?

- Молодцы! А теперь, угадайте загадку. Разгадав ее, вы узнаете, кого мы сегодня

будем мастерить.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это (Снегири)

- Молодцы! Знакомьтесь - это снегирь (показ иллюстраций). Снегирь получил свое

название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом, и живет всю зиму. Снегирь -

красивая, спокойная и небольшая птица. Посмотрите внимательно, и запомните, как

он выглядит. Верхняя часть головы, крылья и хвост у него черные. А грудка, брюшко

и щеки красные. Клюв у снегиря короткий, толстый.

- Сегодня к кормушке прилетел снегирь. Стал он клевать зернышки. Клевал, клевал

и, вдруг ему стало скучно. Он один, а ему так бы хотелось завести себе друзей, таких

же снегирей. Поможем ему? Давайте сделаем снегирей!

2. Рассматривание образца.

Вместе с детьми рассмотреть все детали на подносе, уточнить последовательность

и приемы выполнения работы.

3. Продуктивная деятельность детей.

Заключительная часть:

Ребята, что мы сегодня с вами делали? (ответы детей). Мы делали друзей снегирю.

Как можно узнать, что это снегирь? (ответы детей). У него красная грудка.

Снегирь – это какая птица: зимующая или перелётная? (ответы детей). Снегирь –

это зимующая птица.

Дети располагают свои работы на столе и встают рядом для анализа.

Называйте части, из которых мы делали снегиря и ищите их на своих работах.

Беседа о зиме в средней группе

Цель: Закрепить знания детей о зиме, формировать представление о сезонных изменениях зимой.

Задачи:

Уточнить знания детей об изменениях в природе зимой. Продолжать знакомить со свойствами снега.

Развивать речь детей, умение правильно формулировать свои мысли.

Воспитывать отзывчивость, доброту, любовь к природе. Воспитание культуры общения в процессе

совместной деятельности.

Воспитание бережного отношения к природе, способности замечать красоту зимней природы.

Предварительная работа:

Беседа, чтение стихотворений о зиме, рассматривание иллюстрации о зиме, наблюдение за

природными явлениями (снегопад), знакомство с загадками и пословицами о зиме, настольная игра –

лото: «Времена года», дидактическая игра: «Когда это бывает?».

Материал и оборудование: картинки с изображением птиц, «Времена года».

Ход беседы:

Воспитатель:

Посмотрите ребята, какая интересная коробочка, хотите узнать, что там?

Дети: да.

Воспитатель:

Посмотрите, что это? (снежинки)

А снежинки непростые, на них загадки:

Отгадаем загадки? (да)

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути… (снег)

Рыбам, зиму жить тепло:

Крыша, толстое стекло…(лёд)

Белый толстый озорник

Носик — острая морковка

От тепла растает в миг

Наш веселый… (снеговик)

Молодцы, ребята, вы правильно отгадали все загадки.

Воспитатель:

Какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель:

Что вы можете рассказать о зиме? Какая она? (белая, холодная, морозная).

Зимой холодно, морозно, дует холодный ветер, солнышко реже светит и почти не греет, дни стали

короче, а ночи длиннее, деревья сбросили листву, земля покрылась снегом - трава исчезла –

насекомые спрятались – некоторые птицы улетели на юг, есть, которые остаются на зиму.

Назовите их (синица, голубь, воробей, дятел). И что надо делать, что бы птицы не погибли?

(подкармливать их).

Как стали одеваться люди с приходом зимы? (стали одевать теплую одежду).

Воспитатель: Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы его послушайте и скажите о чём оно?

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Дети: О снеге.

Воспитатель: Скажите, что такое снег?

Дети: Много, много снежинок.

Воспитатель: Что можно сказать о снеге? Какой снег?

Дети: Белый, холодный, пушистый, рассыпчатый, блестящий, мягкий.

Воспитатель: Когда с неба падает снег, это явление называется – снегопад.

Давайте повторим это красивое слово: снегопад.

Воспитатель: Зима – это веселое время года для ребят. Она приносит нам много игр и забав. Ребята

кто любит зиму? За что Вы любите зиму?

Свои высказывания начнем со слов: Я люблю зиму, потому что… (можно кататься на санках,

коньках, лыжах, можно играть в снежки, лепить снеговиков, потому, что кругом снег, потому что

Новый год и Рождество, потому что у меня день рождения, потому, что после зимы придёт весна!)

Воспитатель: Я люблю её за то, что она восхищает своей красотой, радует праздниками и

развлекает снежными забавами. Зима, прекрасное время года.

Игра «Зимние слова»

Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой.

(Снежинка, мороз, Новый год, жара, санки, стрекоза, лед, рукавички, одуванчик, снеговик, Дед

Мороз, листопад, Снегурочка, дождь, загорать, снегопад, лыжи, самокат, санки, метель, трава, снег,

цветы, муравей).

Молодцы, все были очень внимательны.

Воспитатель: Посмотрите на мольберте картинки, на которых изображены времена года. Вы

должны подойти к тому времени года, про которое мы сейчас с Вами говорили. По каким признакам,

вы решили, что здесь изображена зима?

Дети: зима, снег.

Рефлексия:

Воспитатель:

О каком времени года мы говорили?

Что мы делали на занятии? (отгадывали загадки, играли, читали стихи, рисовали).

Экспериментальная деятельность

Опыт

«Установление зависимости свойства снега от температуры»

Принести снег в помещение и попробуйте вылепить снежки. Почему снег стал

липким?

На вечерней прогулке продолжить наблюдение за падающим снегом. Потрогайте

снег. Какой он? (Рассыпчатый, белый, искристый, холодный, пушистый).

Рекомендации для родителей



В раздел образования