Напоминание

Учите детей думать и говорить


Автор: Плотникова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 232
Населённый пункт: КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, КЕМЕРОВО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Учите детей думать и говорить
Раздел: дошкольное образование





Назад




Учите детей думать и говорить

Мышление является наиболее сложным психическим процессом, и

формирование его должно начаться с первых месяцев жизни ребёнка. Овладение

мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением,

абстрагированием) будет успешным, если оно осуществляется в непосредственной

деятельности ребёнка и сопровождается речью. Занимаясь с ребёнком,

проговаривайте всё, что делаете сами, и активизируйте речь ребёнка. Создавайте

ситуации, которые побуждают к умственному напряжению. Никогда не думайте за

ребёнка, не опережайте его готовыми ответами; это может привести к лености

мысли.

Как часто, спрашивая о чём-то, мы тут же слышим от детей «Я не знаю, я не

умею». Ребёнку просто не хочется думать. В этих случаях надо помочь ему

правильно организовать мыслительную деятельность. Для этого можно

использовать наводящие вопросы, наглядность, привлечь прошлый опыт.

Большое значение для умственного развития детей имеет формирование у

них всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-

логического. В зависимости от возраста у детей преобладает тот или иной вид

мышления. Высшей формой развития мышления является способность мыслить

абстрактными понятиями. Основой абстрактно-понятийного (словесно-

логического) мышления служит высокий уровень речевого развития. Именно к

этому и должны стремиться вы в ваших занятиях с детьми.

Как мы уже отметили, учить детей логическому мышлению надо постоянно.

В любой ситуации надо думать. Пусть ребёнок сам ищет наиболее рациональное

решение, например: как достать тот или иной предмет, как поступить, если в лесу

нашли несколько грибов, а положить их не во что, и т.д.

Дети любят отгадывать загадки. Их можно отгадывать и гуляя, и играя, на

улице и дома. Придумайте сами и учите детей сочинять загадки.

Зимой на прогулке вы спрашиваете: «Что это? «Белый, лёгкий, в руках тает»;

«Сами маленькие, а человечек на них с горки едет», «Пушистый, ходит,

мяукает».

Особое удовольствие вызывает у детей игровые действия. Например,

загадывая загадку, взрослый производит определённые действия, по которым

ребёнок и должен её отгадать (взрослый тяжело ступает, переваливается с

ноги на ногу, изображая медведя).

Вы читаете или рассказываете коротенький текст, содержание которого может

быть понятно лишь при анализе ситуации. Ребёнок должен понять смысл и

сделать вывод. Например, Мама шла из магазина и несла в руках тяжёлые

сумки. Мальчик решил помочь маме и сказал: «Мамочка, дай мне одну сумку, а

меня возьми на ручки». Правильно ли решил мальчик?

Не забывайте расширять словарный запас ребёнка. Для этого не обязательны

специальные занятия. На прогулке, во время совместной уборки и т.п. играйте «в

слова».

Кто больше придумает слов на заданную букву или назовёт больше

цветов, зверей.

Предложите ребёнку называть слова противоположные по значению

(большой – маленький, высокий – низкий и т.д.).

Можно называть признаки знакомых предметов. Например, яблоко –

большое, сочное, сладкое.)

Можно предложить ребёнку закончить предложение. Например,

взрослый начинает: «Зимой холодно, а летом…», «После весны

наступает…», «В лесу мы собирали…»

Стимулируют мыслительную активность детей и задания на установление

закономерностей

- Предложите ребёнку закончить ряд:

- Попросите ребёнка сказать, какие фигуры пропущены в указанном ряду с

учётом последовательности их расположения:

- Предложите ребёнку заштриховать квадратики в такой последовательности,

чтобы получилась шахматная доска.

- Предложите ребёнку продолжить буквенный ряд:

ААБААБААБААБААБ…….

ВЕРВЕРВЕРВЕР……

Развитие мышления и речи является важнейшим условием для успешного

овладения учебной деятельности.



В раздел образования