Автор: Плотникова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 232
Населённый пункт: КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, КЕМЕРОВО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Учите детей думать и говорить
Раздел: дошкольное образование
Учите детей думать и говорить
Мышление является наиболее сложным психическим процессом, и
формирование его должно начаться с первых месяцев жизни ребёнка. Овладение
мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением,
абстрагированием) будет успешным, если оно осуществляется в непосредственной
деятельности ребёнка и сопровождается речью. Занимаясь с ребёнком,
проговаривайте всё, что делаете сами, и активизируйте речь ребёнка. Создавайте
ситуации, которые побуждают к умственному напряжению. Никогда не думайте за
ребёнка, не опережайте его готовыми ответами; это может привести к лености
мысли.
Как часто, спрашивая о чём-то, мы тут же слышим от детей «Я не знаю, я не
умею». Ребёнку просто не хочется думать. В этих случаях надо помочь ему
правильно организовать мыслительную деятельность. Для этого можно
использовать наводящие вопросы, наглядность, привлечь прошлый опыт.
Большое значение для умственного развития детей имеет формирование у
них всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-
логического. В зависимости от возраста у детей преобладает тот или иной вид
мышления. Высшей формой развития мышления является способность мыслить
абстрактными понятиями. Основой абстрактно-понятийного (словесно-
логического) мышления служит высокий уровень речевого развития. Именно к
этому и должны стремиться вы в ваших занятиях с детьми.
Как мы уже отметили, учить детей логическому мышлению надо постоянно.
В любой ситуации надо думать. Пусть ребёнок сам ищет наиболее рациональное
решение, например: как достать тот или иной предмет, как поступить, если в лесу
нашли несколько грибов, а положить их не во что, и т.д.
Дети любят отгадывать загадки. Их можно отгадывать и гуляя, и играя, на
улице и дома. Придумайте сами и учите детей сочинять загадки.
Зимой на прогулке вы спрашиваете: «Что это? «Белый, лёгкий, в руках тает»;
«Сами маленькие, а человечек на них с горки едет», «Пушистый, ходит,
мяукает».
Особое удовольствие вызывает у детей игровые действия. Например,
загадывая загадку, взрослый производит определённые действия, по которым
ребёнок и должен её отгадать (взрослый тяжело ступает, переваливается с
ноги на ногу, изображая медведя).
Вы читаете или рассказываете коротенький текст, содержание которого может
быть понятно лишь при анализе ситуации. Ребёнок должен понять смысл и
сделать вывод. Например, Мама шла из магазина и несла в руках тяжёлые
сумки. Мальчик решил помочь маме и сказал: «Мамочка, дай мне одну сумку, а
меня возьми на ручки». Правильно ли решил мальчик?
Не забывайте расширять словарный запас ребёнка. Для этого не обязательны
специальные занятия. На прогулке, во время совместной уборки и т.п. играйте «в
слова».
Кто больше придумает слов на заданную букву или назовёт больше
цветов, зверей.
Предложите ребёнку называть слова противоположные по значению
(большой – маленький, высокий – низкий и т.д.).
Можно называть признаки знакомых предметов. Например, яблоко –
большое, сочное, сладкое.)
Можно предложить ребёнку закончить предложение. Например,
взрослый начинает: «Зимой холодно, а летом…», «После весны
наступает…», «В лесу мы собирали…»
Стимулируют мыслительную активность детей и задания на установление
закономерностей
- Предложите ребёнку закончить ряд:
- Попросите ребёнка сказать, какие фигуры пропущены в указанном ряду с
учётом последовательности их расположения:
- Предложите ребёнку заштриховать квадратики в такой последовательности,
чтобы получилась шахматная доска.
- Предложите ребёнку продолжить буквенный ряд:
ААБААБААБААБААБ…….
ВЕРВЕРВЕРВЕР……
Развитие мышления и речи является важнейшим условием для успешного
овладения учебной деятельности.