Напоминание

Формирование осознанного чтения у младших школьников


Автор: Корепанова Ольга Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №11"
Населённый пункт: город Глазов, УР
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование осознанного чтения у младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




«

Формирование осознанного чтения у младших школьников

».

,

,

Чтение обеспечивает человека знаниями стимулирует его интеллектуальное развитие

,

,

.

организовывает его влияет на поведение изменяет и совершенствует личность

,

,

Проверяя технику чтения в конце первого класса я пришла к выводу что в моем классе уровень

.

,

осознанного чтения низкий В связи с этим я начала знакомиться с различными методами и приемами

.

направленные на развитие осознанного чтения Обучение младших школьников осознанному чтению

.

,

,

довольно непростой процесс Большинство трудностей с которыми сталкиваются младшие школьники

.

заключаются в отсутствии у них умений самостоятельно получать информацию из учебников и книг

,

,

,

,

Учащиеся прочитав художественный текст задания условия к задаче не могут с первого раза понять их

,

.

содержание так как еще не овладели навыками осознанного чтения

.

Проблема развития осознанного чтения младших школьников является в настоящее время весьма актуальной

,

«

», «

».

Тема моей работы связана с такими понятиями как навык чтения

сознательность чтения

2.

Слайд

,

:

это выявление и понимание информации в которых исторически выделялись компоненты

,

,

,

.

правильность беглость сознательность выразительность

.

.

Д Б Эльконин

3.

Слайд

,

.

умение думать над текстом до начала чтения в процессе чтения и после завершения чтения

,

,

Вдумчивое чтение является основным средством развития личности ребенка знакомства с миром литературы

.

приобщения к национальным культурным традициям и в целом залогом успешного обучения в школе

.

О Шпек

4.

Слайд

. –

,

Цель

теоретически разработать и практически апробировать систему работы направленную на

формирование навыка осознанного чтения у младших школьников с применением различных современных

.

традиционных и нетрадиционных приемов

5.

Слайд

Задачи

-

изучить современные методы и приемы формирования навыка осознанного чтения у младших

;

школьников

-

провести педагогический эксперимент по формированию навыков осознанного чтения у младших

;

школьников

-

проанализировать полученные результаты

6.

Сладй

М

етоды

:

,

,

,

исследования анализ синтез обобщение научной литературы

,

педагогический эксперимент

,

наблюдение за детьми математические методы обобщение полученных результатов

7.

Слайд

.

.

Я познакомилась со след нетрадиционными приемами работы

-

-

;

кластеры выделение смысловых единиц текста при помощи мозгового штурма их графическое

(

– «

»);

оформление один из видов

Корзина идей

-

:

,

чтение с остановками чтение текста по частям с остановками для выполнения заданий и ответов на

.

, «

»

«

»

различные виды вопросов Например

толстые и тонкие вопросы

простые вопросы по фактическому

,

;

содержанию текста и требующие развернутого неоднозначного ответа

-

-

:

инсерт

маркировка текста в процессе чтения значками и составление таблицы со столбцами уже

,

,

,

;

знал новое думал иначе есть вопросы

-

:

«

»

«

»;

перекрестная дискуссия на заданные утверждения требуется привести аргументы за и против

-

«

»:

таблица Верные

неверные утверждения

необходимо определить правдивость утверждений до и

;

после чтения

-

:

,

перепутанные логические цепи расстановка событий в хронологическом порядке восстановление

;

логической последовательности

-

:

(

прогнозирование через открытые вопросы построение предположений о развитии сюжета один из

– «

»);

видов

Дерево предсказаний

-

:

«

»

«

»

;

взаимоопрос учащиеся самостоятельно задают друг другу

тонкие и толстые вопросы

2

3

:

На протяжении

и

класса мы использовали следующие задания

- «

».

Смысловой анализ текста

Учащимся было предложено задание прочитать

2

внимательно текст

.

.

раза и ответьте на вопросы При ответах на вопросы можно возвращаться к тексту

- «

».

Диалог с текстом

Учащимся предлагается прочитать произведение и самостоятельно задать

.

вопросы к тексту

- «

».

Пропущенные слова

Задание

.

вставить недостающие слова в тексте

:

Также мы использовали приемы технологии развития критического мышления

-

;

чтение с остановками

-

;

составление синквейна

-

;

инсерт

-

;

составление паспорта произведения

-

.

прогнозирование через открытые вопросы

.

Приемы технологии критического мышления мы старались использовать на каждом уроке

,

.

.

«

»,

Например знакомясь с биографией А С Пушкина и истории создания

Сказки о рыбаке и рыбке

мы

«

».

:

применили прием инсерт

Детям были выданы готовые таблицы

8.

Слайд

Уже знал

Новое

Думал иначе

Есть вопросы

,

.

.

Эту работу учащиеся выполняли по мере чтения текста в котором рассказывалась биография А С

.

,

,

Пушкина и история создания произведения Работа выполнялась в парах дети вместе обдумывали что они

;

,

,

уже знают о поэте и писателе обозначали то что для них на уроке стало новым или они думали иначе а также

,

.

.

.

вопросы которые возникали в ходе знакомства с творчеством А С Пушкина и его произведением По мере

.

чтения текста дети заполняли вышеуказанную таблицу

.

.

Данный прием помог выявить уровень уже имеющихся знаний учащихся о фактах из биографии А С

,

,

Пушкина и его творчестве обозначить имеющиеся у учащихся по данной теме вопросы закрепить умение

,

.

учащихся осознанно и вдумчиво читать предложенный текст анализировать его

9.

Слайд

,

При подведении итогов урока учащимся было предложено составить паспорт произведения который

:

,

,

,

включал следующую информацию автор тема произведения идея произведения положительные и

;

.

отрицательные герои волшебные предметы

,

Далее использовали прием прогнозирование через открытые вопросы построение предположений о

.

развитии сюжета произведения

«

»

Прием инсерт

мы применили и на последующих уроках при знакомстве с биографией

.

.

,

.

.

.

.

.

М М Пришвина Н Н Носова и С А Есенина

10.

Слайд

«

В процессе чтения произведений указанных писателей и поэтов использовали прием чтение с

».

остановками

,

,

.

.

«

»

Так например при изучении рассказа Н Н Носова Живая шляпа были заранее подготовлены и

:

использованы в процессе чтения следующие вопросы

-

,

?

по названию произведения предположите о чем оно будет

-

?

какие события могут произойти в описанной обстановке

-

,

,

?

что вы прочувствовали прочитав эту часть какие ощущения у вас возникли

-

?

?

какие ваши ожидания подтвердились Что было неожиданным

-

,

?

?

как вы думаете чем закончится рассказ

Как бы вы закончили его

-

?

что будет с героями после событий рассказа

.

.

«

»

При проведении чтения с остановками по отрывку из повести Л Н Толстого Детство работа

.

,

проводилась в небольших группах При чтении текста мы останавливались после каждого абзаца и каждая

.

группа задавала другой группе вопрос по прочитанному

Г

,

,

лавное достоинство данного приема заключается в том что оно способствует развитию мышления

.

,

,

воображения и речи учащихся Однако учитывая что при такой форме чтения нет целостного восприятия

,

.

произведения мы прочитывали текст еще раз

,

,

Для подведения итогов при знакомстве с произведениями как указывалось ранее мы использовали

,

.

прием составление паспорта произведения а также прием синквейн

,

,

Так например

.

.

«

-

»

при знакомстве с сказкой В М Гаршин Лягушка путешественница в качестве

.

домашнего задания учащиеся получили задание составить синквейн

11.

Слайд

-

;

первая строка

это тема

состоит из слова

имени существительного

-

-

;

вторая строка

это описание темы

состоит из двух слов

имен прилагательных

-

,

;

третья строка

это действие связанное с темой

состоит из трех глаголов

-

,

четвертая строка

это отношение к теме

состоит из четырех любых слов можно начать со слова

«

(

)»;

который ая

-

.

пятая строка

это концовка

перефразировать слово или подобрать синоним

12.

Слайд

,

Работая с текстом таким образом учащиеся могли самостоятельно проанализировать тексты

,

,

,

.

произведений выделить нужную информацию составить текст самостоятельно доказать свою точку зрения

На уроках во время работы с текстом внимание учащихся обращалось

-

на словесно образную природу

,

,

,

художественного произведения на нравственные проблемы которые волновали писателя и на отношение

.

автора к героям и окружающему миру

,

Мы обратили внимание что у большинства учащихся повысился интерес к изучению литературных

;

;

произведений расширился словарный запас у них сформировались умения

,

осмысленно читать текст искать

;

и выделять необходимую информацию в нем учащиеся научились взаимодействовать в паре и группе для

,

.

решения поставленных задач полно и точно выражать свои мысли

.

,

Ответы детей оценивались по балльной системе В соответствии с бальной системой были определены

2

3

.

уровни развития осознанного чтения у

и

класса

13.

Слайд

:

Высокий уровень

1-2

,

учащийся после

прочтений текста может пересказать его не искажая

,

,

.

информацию выделяя главное и второстепенное подмечая детали Надолго удерживает информацию в

памяти и на ее основе проводит литературоведческий анализ текста соответствующий возрастным

.

,

возможностям Учащийся безошибочно восстанавливает деформированный текст может выделить в нем в

,

.

5-6

нем ключевые слова которые несут главную смысловую нагрузку Учащийся задает

и более вопросов к

,

,

,

тексту среди которых имеются вопросы на выявление авторской позиции идеи произведения и вопросы

,

которые отражают не только событийную сторону произведения но и его художественную форму

:

Средний уровень

,

,

в случае если учащемуся для того чтобы он смог пересказать текст не искажая

,

3-4

.

информацию и выделяя главное и второстепенное необходимо прочитывать текст

раза Только после

прочтения текста в указанном количестве он может сохранить его в памяти и на ее основе проанализировать

.

текст сообразно своим возрастным возможностям Учащийся безошибочно восстанавливает

,

деформированный текст однако допускает незначительные ошибки или затрудняется выделить в нем

,

.

3-4

,

ключевые слова которые несут смысловую нагрузку Учащийся задает к тексту

вопроса среди которых

-

,

преобладают вопросы на установление причинно следственных связей оценку героев и выявление мотивов

их поведения

Низкий уровень

:

,

учащийся после неоднократного прочтения текста не способен его пересказать не

,

.

искажая информацию выделяя главное и второстепенное и подмечая детали Учащийся не может долго

,

.

хранить в памяти полученную информацию в результате чего не может производить анализ текста

,

Учащийся не может восстанавливать деформированный текст и выделить в нем ключевые слова которые

.

1-2

,

несут смысловую нагрузку Учащийся задает к тексту

вопроса среди которых преобладают вопросы

-

,

.

эмоционально образного уровня которые отображают события произведения Или учащийся не справляется

с заданием

14. (

)

Слайд

диаграмма

:

я получила следующие результаты

-

2

:

во

классе у учащихся выявлены следующие результаты

- 50%;

средний уровень развития осознанного чтения

- 37%;

низкий уровень развития осознанного чтения

- 13%;

высокий уровень осознанного чтения

-

3

:

в

классе у учащихся выявлены следующие результаты

- 58%;

средний уровень развития осознанного чтения

- 17%;

низкий уровень развития осознанного чтения

- 25%;

высокий уровень осознанного чтения

15.

Слайд

2

3

:

Сравнительный анализ показывает положительную динамику в результатах учащихся

б и б класса

-

20%

;

на

уменьшилось количество учащихся с низким уровнем осознанного чтения

-

8%

.

на

увеличилось количество учащихся со средним уровнем осознанного чтения

-

12%

.

на

увеличилось количество учащихся с высоким уровнем осознанного чтения

,

2

3

.

Итак положительная динамика выявлена в результатах учащихся

б и б класса

16.

Слайд

,

,

Таким образом сравнительный анализ результатов учащихся показывает что положительная

,

динамика наблюдается на всех трех уровнях

формирование навыка осознанного чтения у младших

школьников

,

будет более эффективным если применять с традиционными методами и приемами

.

современные технологии развития критического мышления



В раздел образования