Автор: Корепанова Ольга Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №11"
Населённый пункт: город Глазов, УР
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование осознанного чтения у младших школьников
Раздел: начальное образование
«
Формирование осознанного чтения у младших школьников
».
,
,
Чтение обеспечивает человека знаниями стимулирует его интеллектуальное развитие
,
,
.
организовывает его влияет на поведение изменяет и совершенствует личность
,
,
Проверяя технику чтения в конце первого класса я пришла к выводу что в моем классе уровень
.
,
осознанного чтения низкий В связи с этим я начала знакомиться с различными методами и приемами
.
направленные на развитие осознанного чтения Обучение младших школьников осознанному чтению
.
,
,
довольно непростой процесс Большинство трудностей с которыми сталкиваются младшие школьники
.
заключаются в отсутствии у них умений самостоятельно получать информацию из учебников и книг
,
,
,
,
Учащиеся прочитав художественный текст задания условия к задаче не могут с первого раза понять их
,
.
содержание так как еще не овладели навыками осознанного чтения
.
Проблема развития осознанного чтения младших школьников является в настоящее время весьма актуальной
,
«
», «
».
Тема моей работы связана с такими понятиями как навык чтения
сознательность чтения
2.
Слайд
,
:
это выявление и понимание информации в которых исторически выделялись компоненты
,
,
,
.
правильность беглость сознательность выразительность
.
.
Д Б Эльконин
3.
Слайд
,
.
умение думать над текстом до начала чтения в процессе чтения и после завершения чтения
,
,
Вдумчивое чтение является основным средством развития личности ребенка знакомства с миром литературы
.
приобщения к национальным культурным традициям и в целом залогом успешного обучения в школе
.
О Шпек
4.
Слайд
. –
,
Цель
теоретически разработать и практически апробировать систему работы направленную на
формирование навыка осознанного чтения у младших школьников с применением различных современных
.
традиционных и нетрадиционных приемов
5.
Слайд
Задачи
-
изучить современные методы и приемы формирования навыка осознанного чтения у младших
;
школьников
-
провести педагогический эксперимент по формированию навыков осознанного чтения у младших
;
школьников
-
проанализировать полученные результаты
6.
Сладй
М
етоды
:
,
,
,
исследования анализ синтез обобщение научной литературы
,
педагогический эксперимент
,
наблюдение за детьми математические методы обобщение полученных результатов
7.
Слайд
.
.
Я познакомилась со след нетрадиционными приемами работы
-
-
;
кластеры выделение смысловых единиц текста при помощи мозгового штурма их графическое
(
– «
»);
оформление один из видов
Корзина идей
-
:
,
чтение с остановками чтение текста по частям с остановками для выполнения заданий и ответов на
.
, «
»
«
»
–
различные виды вопросов Например
толстые и тонкие вопросы
простые вопросы по фактическому
,
;
содержанию текста и требующие развернутого неоднозначного ответа
-
-
:
инсерт
маркировка текста в процессе чтения значками и составление таблицы со столбцами уже
,
,
,
;
знал новое думал иначе есть вопросы
-
:
«
»
«
»;
перекрестная дискуссия на заданные утверждения требуется привести аргументы за и против
-
«
–
»:
таблица Верные
неверные утверждения
необходимо определить правдивость утверждений до и
;
после чтения
-
:
,
перепутанные логические цепи расстановка событий в хронологическом порядке восстановление
;
логической последовательности
-
:
(
прогнозирование через открытые вопросы построение предположений о развитии сюжета один из
– «
»);
видов
Дерево предсказаний
-
:
«
»
«
»
;
взаимоопрос учащиеся самостоятельно задают друг другу
тонкие и толстые вопросы
2
3
:
На протяжении
и
класса мы использовали следующие задания
- «
».
Смысловой анализ текста
Учащимся было предложено задание прочитать
2
внимательно текст
.
.
раза и ответьте на вопросы При ответах на вопросы можно возвращаться к тексту
- «
».
Диалог с текстом
Учащимся предлагается прочитать произведение и самостоятельно задать
.
вопросы к тексту
- «
».
Пропущенные слова
–
Задание
.
вставить недостающие слова в тексте
:
Также мы использовали приемы технологии развития критического мышления
-
;
чтение с остановками
-
;
составление синквейна
-
;
инсерт
-
;
составление паспорта произведения
-
.
прогнозирование через открытые вопросы
.
Приемы технологии критического мышления мы старались использовать на каждом уроке
,
.
.
«
»,
Например знакомясь с биографией А С Пушкина и истории создания
Сказки о рыбаке и рыбке
мы
«
».
:
применили прием инсерт
Детям были выданы готовые таблицы
8.
Слайд
Уже знал
Новое
Думал иначе
Есть вопросы
,
.
.
Эту работу учащиеся выполняли по мере чтения текста в котором рассказывалась биография А С
.
,
,
Пушкина и история создания произведения Работа выполнялась в парах дети вместе обдумывали что они
;
,
,
уже знают о поэте и писателе обозначали то что для них на уроке стало новым или они думали иначе а также
,
.
.
.
вопросы которые возникали в ходе знакомства с творчеством А С Пушкина и его произведением По мере
.
чтения текста дети заполняли вышеуказанную таблицу
.
.
Данный прием помог выявить уровень уже имеющихся знаний учащихся о фактах из биографии А С
,
,
Пушкина и его творчестве обозначить имеющиеся у учащихся по данной теме вопросы закрепить умение
,
.
учащихся осознанно и вдумчиво читать предложенный текст анализировать его
9.
Слайд
,
При подведении итогов урока учащимся было предложено составить паспорт произведения который
:
,
,
,
включал следующую информацию автор тема произведения идея произведения положительные и
;
.
отрицательные герои волшебные предметы
,
Далее использовали прием прогнозирование через открытые вопросы построение предположений о
.
развитии сюжета произведения
«
»
Прием инсерт
мы применили и на последующих уроках при знакомстве с биографией
.
.
,
.
.
.
.
.
М М Пришвина Н Н Носова и С А Есенина
10.
Слайд
«
В процессе чтения произведений указанных писателей и поэтов использовали прием чтение с
».
остановками
,
,
.
.
«
»
Так например при изучении рассказа Н Н Носова Живая шляпа были заранее подготовлены и
:
использованы в процессе чтения следующие вопросы
-
,
?
по названию произведения предположите о чем оно будет
-
?
какие события могут произойти в описанной обстановке
-
,
,
?
что вы прочувствовали прочитав эту часть какие ощущения у вас возникли
-
?
?
какие ваши ожидания подтвердились Что было неожиданным
-
,
?
?
как вы думаете чем закончится рассказ
Как бы вы закончили его
-
?
что будет с героями после событий рассказа
.
.
«
»
При проведении чтения с остановками по отрывку из повести Л Н Толстого Детство работа
.
,
проводилась в небольших группах При чтении текста мы останавливались после каждого абзаца и каждая
.
группа задавала другой группе вопрос по прочитанному
Г
,
,
лавное достоинство данного приема заключается в том что оно способствует развитию мышления
.
,
,
воображения и речи учащихся Однако учитывая что при такой форме чтения нет целостного восприятия
,
.
произведения мы прочитывали текст еще раз
,
,
Для подведения итогов при знакомстве с произведениями как указывалось ранее мы использовали
–
,
–
.
прием составление паспорта произведения а также прием синквейн
,
,
Так например
.
.
«
-
»
при знакомстве с сказкой В М Гаршин Лягушка путешественница в качестве
.
домашнего задания учащиеся получили задание составить синквейн
11.
Слайд
-
–
–
–
;
первая строка
это тема
состоит из слова
имени существительного
-
–
–
-
;
вторая строка
это описание темы
состоит из двух слов
имен прилагательных
-
–
,
–
;
третья строка
это действие связанное с темой
состоит из трех глаголов
-
–
–
,
четвертая строка
это отношение к теме
состоит из четырех любых слов можно начать со слова
«
(
)»;
который ая
-
–
–
.
пятая строка
это концовка
перефразировать слово или подобрать синоним
12.
Слайд
,
Работая с текстом таким образом учащиеся могли самостоятельно проанализировать тексты
,
,
,
.
произведений выделить нужную информацию составить текст самостоятельно доказать свою точку зрения
На уроках во время работы с текстом внимание учащихся обращалось
-
на словесно образную природу
,
,
,
художественного произведения на нравственные проблемы которые волновали писателя и на отношение
.
автора к героям и окружающему миру
,
Мы обратили внимание что у большинства учащихся повысился интерес к изучению литературных
;
;
произведений расширился словарный запас у них сформировались умения
,
осмысленно читать текст искать
;
и выделять необходимую информацию в нем учащиеся научились взаимодействовать в паре и группе для
,
.
решения поставленных задач полно и точно выражать свои мысли
.
,
Ответы детей оценивались по балльной системе В соответствии с бальной системой были определены
2
3
.
уровни развития осознанного чтения у
и
класса
13.
Слайд
:
Высокий уровень
1-2
,
учащийся после
прочтений текста может пересказать его не искажая
,
,
.
информацию выделяя главное и второстепенное подмечая детали Надолго удерживает информацию в
памяти и на ее основе проводит литературоведческий анализ текста соответствующий возрастным
.
,
возможностям Учащийся безошибочно восстанавливает деформированный текст может выделить в нем в
,
.
5-6
нем ключевые слова которые несут главную смысловую нагрузку Учащийся задает
и более вопросов к
,
,
,
тексту среди которых имеются вопросы на выявление авторской позиции идеи произведения и вопросы
,
которые отражают не только событийную сторону произведения но и его художественную форму
:
Средний уровень
,
,
в случае если учащемуся для того чтобы он смог пересказать текст не искажая
,
3-4
.
информацию и выделяя главное и второстепенное необходимо прочитывать текст
раза Только после
прочтения текста в указанном количестве он может сохранить его в памяти и на ее основе проанализировать
.
текст сообразно своим возрастным возможностям Учащийся безошибочно восстанавливает
,
деформированный текст однако допускает незначительные ошибки или затрудняется выделить в нем
,
.
3-4
,
ключевые слова которые несут смысловую нагрузку Учащийся задает к тексту
вопроса среди которых
-
,
преобладают вопросы на установление причинно следственных связей оценку героев и выявление мотивов
их поведения
Низкий уровень
:
,
учащийся после неоднократного прочтения текста не способен его пересказать не
,
.
искажая информацию выделяя главное и второстепенное и подмечая детали Учащийся не может долго
,
.
хранить в памяти полученную информацию в результате чего не может производить анализ текста
,
Учащийся не может восстанавливать деформированный текст и выделить в нем ключевые слова которые
.
1-2
,
несут смысловую нагрузку Учащийся задает к тексту
вопроса среди которых преобладают вопросы
-
,
.
эмоционально образного уровня которые отображают события произведения Или учащийся не справляется
с заданием
14. (
)
Слайд
диаграмма
:
я получила следующие результаты
-
2
:
во
классе у учащихся выявлены следующие результаты
- 50%;
средний уровень развития осознанного чтения
- 37%;
низкий уровень развития осознанного чтения
- 13%;
высокий уровень осознанного чтения
-
3
:
в
классе у учащихся выявлены следующие результаты
- 58%;
средний уровень развития осознанного чтения
- 17%;
низкий уровень развития осознанного чтения
- 25%;
высокий уровень осознанного чтения
15.
Слайд
2
3
:
Сравнительный анализ показывает положительную динамику в результатах учащихся
б и б класса
-
20%
;
на
уменьшилось количество учащихся с низким уровнем осознанного чтения
-
8%
.
на
увеличилось количество учащихся со средним уровнем осознанного чтения
-
12%
.
на
увеличилось количество учащихся с высоким уровнем осознанного чтения
,
2
3
.
Итак положительная динамика выявлена в результатах учащихся
б и б класса
16.
Слайд
,
,
Таким образом сравнительный анализ результатов учащихся показывает что положительная
,
динамика наблюдается на всех трех уровнях
формирование навыка осознанного чтения у младших
школьников
,
будет более эффективным если применять с традиционными методами и приемами
.
современные технологии развития критического мышления