Автор: Басенко Тамара Геннадьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МКОУ Детский дом №1 г. Гурьевска
Населённый пункт: г. Гурьевск, Кемеровская обл.
Наименование материала: из опыта работы
Тема: Социально-педагогическая помощь родителям выпускников детского дома в решении проблем, связанных с обучением и развитием" м
Раздел: дополнительное образование
Выступление на методическом объединении
Тема: Социально-педагогическая помощь родителям выпускников детского
дома в решении проблем, связанных с обучением, поведением и развитием
Социальный педагог
Басенко Тамара Геннадьевна
Получение
профессионального
образования
выпускникам
детского
дома
помогает
обеспечить
им
социальное
продвижение,
доступ
к
важнейшим
общественным благам, эффективную интеграцию в социуме. Успешность
обучения и интеграции детей из числа сирот в образовательном пространстве
не
зависит
исключительно
от
личностных
характеристик.
Она
является
результатом
взаимодействия
образовательного
учреждения
и
тех,
людей,
которые оказывают помощь и поддержку в первых самостоятельных шагах
на пути профессионального образования. После выпуска из детского дома
ребят определяют в учреждения профессионального образования и в детский
дом они больше не возвращаются. Жилья, за редким исключением ни у кого
нет, поэтому они почти все, у кого есть родители и близкие родственники
возвращаются
к
ним.
Неблагополучие
выпускников
наблюдается
в
следующих
сферах:
учебная
деятельность,
поведение
и
поступки,
взаимоотношение с окружающими.
На постинтернатном сопровождении сегодня - 54 выпускников, 28 являются
студентами техникумов, 24 поддерживают связь с родителями и близкими
родственниками,
теми,
кто
оказывает
помощь
и
поддержку
в
процессе
получения профессии. Позиция отдела постинтернатного сопровождения –
привлечение родителей и родственников к воспитанию и обучению ребят в
постинтернатный
период.
Такой
подход
к
совместной
деятельности
по
осуществлению
сопровождения
и
воспитания
позволит
родителям
и
родственникам реализовать свое право на восстановление семейных уз. Если
подключить
родителей
лишенных
родительских
прав
не
представляется
возможным, в таком случае проводим работу с родственниками, способными
помочь решить проблему в обучении поведении и развитии. Социально-
педагогическое
просвещение
родителей
ведется
по
следующим
направлениям:
информирование родителей об учебе ребенка, совместная
деятельность
родителя,
родственников,
других
близких
людей
и
ребенка
(выпускника),
изучение
семейного
благополучия
(
борьба
с
вредными
привычками родителей). В плане социально-педагогического сопровождения
выпускников прописана работа с родителями и другими родственниками,
которые
при
взаимодействии
со
специалистами
отдела
постинтернатного
сопровождения
способны
повлиять
на
решение
проблем
в
обучении
и
поведении
и
развитии
детей.
Со
всеми
родителями
и
родственниками
постоянно
поддерживаем
связь,
по
телефону,
при
личных
встречах,
организуем
выездные
мероприятия.
В
процессе
работы
с
родителями
и
родственниками
советуем
использовать
такие
методы
воздействия,
как
убеждение, беседы, порицание, не упускать ребенка из-под контроля, не
боятся использовать замечание, но не стоит часто использовать похвалу, это
может сформировать завышенную самооценку.
Тактика
социального
педагога
в
процессе
работы
с
родителями
и
родственниками включает в себя:
-установление доверительного контакта с целью убеждения;
- коррекция понимания родителями проблем ребенка (перевод родительского
восприятия проблем ребенка с эмоционального уровня на рациональный);
- контроль своего поведения, устранение агрессивного поведения близких
ребенка ,т.к. ребенок подражает тому, кто с ним рядом;
- учитывать не свои желания и возможности, а ребенка;
- уделяйте ребенку внимание, тогда он не будет привлекать ваше внимание
неприемлемым способом.
Так
в
случае
с
Екатериной,
окончившей
коррекционную
школу
и
поступившей в техникум, проучившись 1 семестр, решила бросить учебу, не
имея опыта общения с молодыми людьми противоположного пола, приехала
в Гурьевск и стала жить гражданским браком. На разговор с нами Екатерина
шла с неохотой, и учиться дальше не собиралась. И только после того, как к
решению данной проблемы была подключена бабушка, другие близкие и
родственники, Катя вернулась в техникум и успешно его окончила.
Ежедневно без поддержки взрослых наши выпускники вынуждены
преодолевать постоянно возникающие трудности, не имея при этом опыта и
навыков разрешения многих проблем в обучении и поведении.
Так Алексей, поступив учиться в Новокузнецкий строительный техникум, не
имея проблем с обучением не смог наладить отношения со сверстниками и
бросил учиться, вернулся к бабушке в деревню.
Специалистами отдела
постинтернатного
сопровождения
неоднократно
проводилась
работа
с
бабушкой,
матерью,
дядей,
что
Алексею
надо
получать
профессию
и
в
настоящее время, он перевелся в БМТ Гурьевска и обучается. Однако, и
сейчас
у
него
есть
проблемы
в
обучении,
постоянно
разговариваем
с
бабушкой и другими родственниками, подсказываем, как надо поступить в
данном случае. Свои прогулы в техникуме Алексей объяснял отсутствием
средств на проездной билет. Помогли разобраться и в этом вопросе, убедив
бабушку, что
Алексей получает деньги
на проезд и получает пенсию,
поэтому и на билет средства есть.
На начальном этапе самостоятельной жизни в профессиональном
образовательном
учреждении
наши
выпускники
нуждаются
в
помощи,
которую другие студенты могут получить в семье. Опыт показывает, что
укрепление связей ребенка с кровными родственниками влияет на обучение и
поведение ребенка. Так Иван поступив в Яшкинский техникум технологии и
механизации, с первых дней имел проблемы в обучении и поведении ( не
спал по ночам, прогуливал занятия, грубил с преподавателями). К решению
данной проблемы подключили родственников Ивана, приемную семью его
сестры, в совместной работе смогли убедить ребенка, что он один из своей
семьи будет иметь среднее профессиональное образование, и что семья будет
им
гордиться.
Сегодня
Иван
является
старостой
группы,
занимается
в
кружках дополнительного образования, и замечаний со стороны техникума
нет. Мы каждого, студента держим на контроле и постоянно поддерживаем
связь с их родными и близкими людьми.
Наши девочки выпускницы стремятся устроить свою собственную
личную
жизнь,
причем
начинают
это
делать
с
первых
курсов.
Однако
совместными усилиями специалистов постинтернатного сопровождения и
родственников
помогли
им
окончить
техникум,
и
получить
профессиональное образование. Так Екатерина, обучаясь в техникуме родила
ребенка, муж оставил семью. Выпускница находилась в трудной жизненной
ситуации. Результатом нашей совместной работы стало то, что в настоящее
время она имеет два профессиональных образования, работает, сохранена
семья.
Специалисты отдела постинтернатного сопровождения работая с родителями
и родственниками выпускников детского дома в совместной деятельности
решения проблем обучения, поведения и развития включают их в
социальную подсистему общества через поддержку значимого взрослого
человека и родных людей. Потребность воспитанника в общении с родным и
близким человеком, который посоветует, позаботится, зачастую
удовлетворяется, как за счет сохранения связей со специалистами отдела
постинтернатного сопровождения, а также за счет поддерживания контакта с
кровными р
одителями, родственниками и близкими людьми. Таким
образом, идет воспитание детей через систему личных отн