Напоминание

Социально-педагогическая помощь родителям выпускников детского дома в решении проблем, связанных с обучением и развитием" м


Автор: Басенко Тамара Геннадьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МКОУ Детский дом №1 г. Гурьевска
Населённый пункт: г. Гурьевск, Кемеровская обл.
Наименование материала: из опыта работы
Тема: Социально-педагогическая помощь родителям выпускников детского дома в решении проблем, связанных с обучением и развитием" м
Раздел: дополнительное образование





Назад




Выступление на методическом объединении

Тема: Социально-педагогическая помощь родителям выпускников детского

дома в решении проблем, связанных с обучением, поведением и развитием

Социальный педагог

Басенко Тамара Геннадьевна

Получение

профессионального

образования

выпускникам

детского

дома

помогает

обеспечить

им

социальное

продвижение,

доступ

к

важнейшим

общественным благам, эффективную интеграцию в социуме. Успешность

обучения и интеграции детей из числа сирот в образовательном пространстве

не

зависит

исключительно

от

личностных

характеристик.

Она

является

результатом

взаимодействия

образовательного

учреждения

и

тех,

людей,

которые оказывают помощь и поддержку в первых самостоятельных шагах

на пути профессионального образования. После выпуска из детского дома

ребят определяют в учреждения профессионального образования и в детский

дом они больше не возвращаются. Жилья, за редким исключением ни у кого

нет, поэтому они почти все, у кого есть родители и близкие родственники

возвращаются

к

ним.

Неблагополучие

выпускников

наблюдается

в

следующих

сферах:

учебная

деятельность,

поведение

и

поступки,

взаимоотношение с окружающими.

На постинтернатном сопровождении сегодня - 54 выпускников, 28 являются

студентами техникумов, 24 поддерживают связь с родителями и близкими

родственниками,

теми,

кто

оказывает

помощь

и

поддержку

в

процессе

получения профессии. Позиция отдела постинтернатного сопровождения –

привлечение родителей и родственников к воспитанию и обучению ребят в

постинтернатный

период.

Такой

подход

к

совместной

деятельности

по

осуществлению

сопровождения

и

воспитания

позволит

родителям

и

родственникам реализовать свое право на восстановление семейных уз. Если

подключить

родителей

лишенных

родительских

прав

не

представляется

возможным, в таком случае проводим работу с родственниками, способными

помочь решить проблему в обучении поведении и развитии. Социально-

педагогическое

просвещение

родителей

ведется

по

следующим

направлениям:

информирование родителей об учебе ребенка, совместная

деятельность

родителя,

родственников,

других

близких

людей

и

ребенка

(выпускника),

изучение

семейного

благополучия

(

борьба

с

вредными

привычками родителей). В плане социально-педагогического сопровождения

выпускников прописана работа с родителями и другими родственниками,

которые

при

взаимодействии

со

специалистами

отдела

постинтернатного

сопровождения

способны

повлиять

на

решение

проблем

в

обучении

и

поведении

и

развитии

детей.

Со

всеми

родителями

и

родственниками

постоянно

поддерживаем

связь,

по

телефону,

при

личных

встречах,

организуем

выездные

мероприятия.

В

процессе

работы

с

родителями

и

родственниками

советуем

использовать

такие

методы

воздействия,

как

убеждение, беседы, порицание, не упускать ребенка из-под контроля, не

боятся использовать замечание, но не стоит часто использовать похвалу, это

может сформировать завышенную самооценку.

Тактика

социального

педагога

в

процессе

работы

с

родителями

и

родственниками включает в себя:

-установление доверительного контакта с целью убеждения;

- коррекция понимания родителями проблем ребенка (перевод родительского

восприятия проблем ребенка с эмоционального уровня на рациональный);

- контроль своего поведения, устранение агрессивного поведения близких

ребенка ,т.к. ребенок подражает тому, кто с ним рядом;

- учитывать не свои желания и возможности, а ребенка;

- уделяйте ребенку внимание, тогда он не будет привлекать ваше внимание

неприемлемым способом.

Так

в

случае

с

Екатериной,

окончившей

коррекционную

школу

и

поступившей в техникум, проучившись 1 семестр, решила бросить учебу, не

имея опыта общения с молодыми людьми противоположного пола, приехала

в Гурьевск и стала жить гражданским браком. На разговор с нами Екатерина

шла с неохотой, и учиться дальше не собиралась. И только после того, как к

решению данной проблемы была подключена бабушка, другие близкие и

родственники, Катя вернулась в техникум и успешно его окончила.

Ежедневно без поддержки взрослых наши выпускники вынуждены

преодолевать постоянно возникающие трудности, не имея при этом опыта и

навыков разрешения многих проблем в обучении и поведении.

Так Алексей, поступив учиться в Новокузнецкий строительный техникум, не

имея проблем с обучением не смог наладить отношения со сверстниками и

бросил учиться, вернулся к бабушке в деревню.

Специалистами отдела

постинтернатного

сопровождения

неоднократно

проводилась

работа

с

бабушкой,

матерью,

дядей,

что

Алексею

надо

получать

профессию

и

в

настоящее время, он перевелся в БМТ Гурьевска и обучается. Однако, и

сейчас

у

него

есть

проблемы

в

обучении,

постоянно

разговариваем

с

бабушкой и другими родственниками, подсказываем, как надо поступить в

данном случае. Свои прогулы в техникуме Алексей объяснял отсутствием

средств на проездной билет. Помогли разобраться и в этом вопросе, убедив

бабушку, что

Алексей получает деньги

на проезд и получает пенсию,

поэтому и на билет средства есть.

На начальном этапе самостоятельной жизни в профессиональном

образовательном

учреждении

наши

выпускники

нуждаются

в

помощи,

которую другие студенты могут получить в семье. Опыт показывает, что

укрепление связей ребенка с кровными родственниками влияет на обучение и

поведение ребенка. Так Иван поступив в Яшкинский техникум технологии и

механизации, с первых дней имел проблемы в обучении и поведении ( не

спал по ночам, прогуливал занятия, грубил с преподавателями). К решению

данной проблемы подключили родственников Ивана, приемную семью его

сестры, в совместной работе смогли убедить ребенка, что он один из своей

семьи будет иметь среднее профессиональное образование, и что семья будет

им

гордиться.

Сегодня

Иван

является

старостой

группы,

занимается

в

кружках дополнительного образования, и замечаний со стороны техникума

нет. Мы каждого, студента держим на контроле и постоянно поддерживаем

связь с их родными и близкими людьми.

Наши девочки выпускницы стремятся устроить свою собственную

личную

жизнь,

причем

начинают

это

делать

с

первых

курсов.

Однако

совместными усилиями специалистов постинтернатного сопровождения и

родственников

помогли

им

окончить

техникум,

и

получить

профессиональное образование. Так Екатерина, обучаясь в техникуме родила

ребенка, муж оставил семью. Выпускница находилась в трудной жизненной

ситуации. Результатом нашей совместной работы стало то, что в настоящее

время она имеет два профессиональных образования, работает, сохранена

семья.

Специалисты отдела постинтернатного сопровождения работая с родителями

и родственниками выпускников детского дома в совместной деятельности

решения проблем обучения, поведения и развития включают их в

социальную подсистему общества через поддержку значимого взрослого

человека и родных людей. Потребность воспитанника в общении с родным и

близким человеком, который посоветует, позаботится, зачастую

удовлетворяется, как за счет сохранения связей со специалистами отдела

постинтернатного сопровождения, а также за счет поддерживания контакта с

кровными р

одителями, родственниками и близкими людьми. Таким

образом, идет воспитание детей через систему личных отн



В раздел образования