Автор: Синицина Лариса Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА 996
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Развитие диапазона голоса
Раздел: дополнительное образование
Мастер-класс по теме: «Развитие диапазона голоса».
Дата: 08.12.2014
Модератор
(ведущий)
мастер-класса
– педагог
дополнительного
образования
Высшей
квалификационной
категории
ГБОУ
СОШ
996,
руководитель
студии
современной
эстрадной
песни
«LarSi»
-
Синицина Лариса Анатольевна.
Участники мастер-класса - педагоги
д о п о л н и т е л ь н о г о
образования города Москвы.
Форма работы – групповая.
Продолжительность мастер-класса – 45 мин.
Цель проведения мастер-класса:
1.
Ознакомить слушателей мастер-класса с основами упражнений для
развития диапазона.
2.
Расширить певческий диапазон у детей.
3.
Продемонстрировать упражнения, направленные на развитие диапазона
голоса.
План мастер-класса:
1.
Вводное вступление, озвучивание правил работы с голосом: что такое
диапазон и т.д. (3-5 мин.)
2.
Распевание группы детей. (15 мин.)
3.
Демонстрация упражнений, направленных на развитие диапазона
голоса. (20 мин.)
Основные правила (принципы) работы с голосом при упражнениях для
развития диапазона:
1.
Внутренняя дыхательная мускулатура приводится в активность
центром диафрагмы. Приучать связки к растяжению и освобождению
мышц горла необходимо буквально до мышиного писка, или подобно
детской игрушке-пищалке. Делать это нужно легко и игриво.
2.
Первоочередная задача – снять психологические зажимы – чувства
страха и сомнений.
3.
Необходимо соблюсти последовательность упражнений, начиная с
самосознания и физической релаксации. Главное – тщательно
«прогреть» голос распеванием.
4.
Для расширения диапазона нужно использовать гаммообразные
упражнения на легком и эластичном дыхании, а также упражнения,
построенные на широких арпеджио.
5.
Правильное дыхание.
Упражнения, показанные на мастер-классе:
1.
«Резонаторная лестница»
Прежде чем начинать осваивать верхнюю часть диапазона, нужно все
равно делать сначала упражнения по всему диапазону и хорошо укрепить
фундамент. Чтобы освоить голос в максимально широком диапазоне, все
упражнения должны опираться на четкое представление резонаторной
лестницы. Для лучшего понимания детей, необходимо ввести им условные
образы:
Все наше тело – это дом;
«подвал» расположен под грудной клеткой
1-й этаж – полость рта;
2-й этаж – полость между ртом и глазами;
3-й этаж – от бровей до линии волос;
«чердак» - верхняя часть черепа.
Далее используем голос в виде движущегося лифта и «соединяем подвал с
чердаком или чердак с подвалом». Используя для выявления голоса длинное
«хэ-э-эй», начинаем движение из «подвального помещения» к «чердаку»,
«навещая» по дороге все этажи-резонаторы. Но нужно заметить: лифт
работает, а дом не двигается. Поэтому движению голоса ничего не помогает,
ни язык, ни губы, ни подбородок. После того, как лифт поднимется на самый
верх, позволяем дыханию переместиться и совершить движение лифта вниз,
представляя, что лифт спускается с той же скоростью по дороге вниз.
Повторяем упражнение несколько раз.
2.
«Тирольский звук»
Необходимо нагнуться и в положении вниз головой зафиксировать самый
высокий звук, который «вылетает» через макушку головы на «А». Потом,
ощутив фальцетный звук, на той же высоте, пропеть «И-И-И», который
напоминает тирольский звук, но тянуть долго его не надо. Далее нужно
вытянуться и опять повторить фальцетом «И-И-И». Должно быть ощущение,
что звук звучит в куполе черепа.
и т.д.
Выводы:
- расширение диапазона позволяет петь ноты в верхней и нижней части
рабочего диапазона более комфортно;
- большой диапазон увеличивает выбор песен для исполнения;
- необходимо уделять повешенное внимание тренировки диапазона, чтобы не
нанести вред связкам.