Напоминание

«Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста»


Автор: Самылова Ирина Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» комбинированного вида
Населённый пункт: р.п .Каргаполье Курганской области
Наименование материала: статья
Тема: «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Координационная лестница как эффективное средство развития

координационных способностей у детей дошкольного возраста»

Современные образовательные программы и требования к содержанию

и методам работы, осуществляемые в ДОУ, нацелены на формирование

двигательной культуры у дошкольников. У дошкольников происходит

быстрое изменение строения и функций организма, активно развиваются

физические способности, среди которых ведущее место занимает

координация движений.

Следовательно, в сложившихся условиях совершенно очевидна

необходимость научного поиска более эффективных способов развития

координационных способностей у детей. То есть использование

современного спортивного оборудования, является перспективным

средством повышения качества образовательной деятельности ДОУ. Одним

из таких оборудований является – координационная лестница.

Перед тем, как перейти к технологии использования координационной

лестницы, обратимся к понятию «координация». Координация — процессы

согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение

двигательной задачи.

Для развития такой физической способности у дошкольников как

координация, нам поможет технология использования координационной

лестницы.

Что же такое координационная лестница и для чего она нужна?

Координационная лестница – это спортивный инвентарь для развития

скорости, маневренности, выносливости. А также это удобный и компактный

тренажёр для выполнения упражнений на координацию, развитие ловкости.

Упражнения можно выполнять не только в помещении, но и на улице.

Существует несколько вариантов лестниц. В детском саду

используется плоская координационная лестница. Лестница состоит из строп

4, 6, 8 и т.д. гибких поперечных перекладин, которые абсолютно плоские.

Для детей дошкольного возраста размер ячейки равен 37*37см. Количество

ячеек в лестнице до 10. Зоны в проёмах лестницы можно фиксировать,

раздвигать и сдвигать в зависимости от коррекционных задач и

поставленных целей, что помогает разнообразить образовательную

деятельность. Координационная лестница компактна, убирается в чехол для

хранения и переноски.

Метод использования координационной лестницы направлен на

стимулирование работы правого и левого полушарий мозга, так как

взаимосвязанная работа двух полушарий обеспечивает нормальную работу

всех психических процессов. Задания совмещают моторные и сенсорные

функции и направлены на развитие скоординированной работы обоих

полушарий мозга, удержание программы, развитие переключаемости,

развитие устойчивого внимания, развитие зрительно-пространственного

восприятия, освоение ориентировки в собственном теле.

Игры и упражнения проводятся как индивидуально, так и в

подгруппах. Разнообразные упражнения на координационной лестнице

интересны детям, они с удовольствием изучают новые движения, новый

речевой материал и совершенствуют полученные знания. Во время

упражнений тренируются: слухоречевая память, умение одновременно

совместить движение с речью, умение запоминать инструкцию,

переключаемость, быстрота реакции, точность и координация движений. Чем

выше двигательная активность ребёнка, тем быстрее и лучше развивается его

речь. Работа с координационной лестницей помогает разнообразить занятие,

повысить мотивацию дошкольников с ОВЗ.

Координационная лестница предназначена для развития ловкости,

скоростных качеств, баланса тела в движении, тренировки ускорений; она

развивает чувства ритма и координации движений, позволяет отрабатывать

технику основных двигательных действий.

Среди характерных особенностей скоростной лестницы можно

выделить такие, как:

-вариативность (например, в применении: в разных видах двигательной

активности, различных упражнениях; в изготовлении: из разнообразных

материалов),

-мобильность (компактная, легкая),

-доступность (используется детьми всех уровней физической

подготовленности, с детьми разного возраста),

-безопасность и простота в использовании.

При введении упражнений на координационной лестнице необходимо

соблюдать основные педагогические принципы обучения, начиная с

медленных и контролируемых движений, в дальнейшем постепенно переходя

к более быстрым движениям, а также наращиванию координационной

сложности. Для формирования соответствующих навыков у детей

необходимо выполнять упражнения несколько раз, некоторые из них со

временем стоит усложнять за счет увеличения скорости и дозировки

выполнения, включения в работу рук, использования дополнительного

инвентаря. Как и во многих упражнениях на технику, здесь также важна

правильность выполнения.

Координационную лестницу можно использовать в любой структурной

части физкультурного занятия, как для разминок, утренней гимнастики,

выполнения основных видов движений, так и в подвижных играх.

Рекомендации по использованию координационной лестницы:

1. Обязательная разминка и инструктаж по технике безопасности при

выполнении упражнений на координационной лестнице.

2. Соблюдение дистанции между детьми 2-3 ячейки.

3. Не наступать на перекладины лестницы.

4. Соблюдать правильную технику выполнения упражнений.

5. Увеличение скорости выполнения упражнений возможно только при

выполнении нескольких подходов.

Примеры схем упражнений на координационной лестнице.

Возраст: с 3 лет.

Упражнение «Лошадка».

Исходное положение — стоя, лицом к лестнице, ноги вместе, руки на пояс.

Спину держать прямо, смотреть вперед.

Шаг правой ногой в первую ячейку лестницы.

Шаг левой ногой во вторую ячейку лестницы.

Выполнить упражнение до конца лесенки.

«Мышка»

Возраст: с 4 лет.

Исходное положение — стоя, лицом к лестнице, ноги вместе, руки на пояс.

Спину держать прямо, смотреть вперед.

Шаг правой ногой в первую ячейку лестницы.

Шаг левой ногой в первую ячейку лестницы (левую ногу приставить к

правой ноге).

Выполнить упражнение до конца лесенки.

Повторить упражнение с левой ноги.

«Слоник»

Возраст: с 4 лет.

Исходное положение — стоя, лицом к лестнице, ноги вместе, руки на пояс.

Спину держать прямо, смотреть вперед.

Шаг правой ногой во вторую ячейку лестницы.

Шаг левой ногой в четвертую ячейку лестницы.

Выполнить упражнение до конца лесенки.

Повторить упражнение с левой ноги.

Повторить ходьбу спиной вперед, упражнение выполнить с левой ноги.

Повторить ходьбу спиной вперед, упражнение выполнить с правой ноги.

«Крабы»

Возраст: с 6 лет.

Исходное положение — стоя, правым боком к лесенке, ноги вместе, руки на

пояс. Спину держать прямо, смотреть вперед.

Шаг правой ногой в первую ячейку лестницы.

Шаг левой ногой в первую ячейку лестницы (левую ногу приставить к

правой ноге).

Выполнить упражнение до конца лесенки.

Повторить упражнение, стоя левым боком к лесенке.

Вариантов упражнений очень много, это могут быть упражнения в ползании,

в беге, в прыжках на одной или двух ногах. Можно добавить в упражнения

работу с инвентарем (например: мяч).

Вывод

Координационная лестница это эффективное средство для развития

координационных способностей.

Ежедневные

занятия

на координационных лестницах,

позволят

улучшить координацию

движению,

будут

способствовать развитию

скоростных способностей, а также разнообразят занятия с дошкольниками.

В

своей

работе

я

хотела

показать,

что

необходимо

развивать скоростные и координационные способности у дошкольников,

искать новые средства, повышающие интерес к занятиям физической

культуры, спортивным играм и соревнованиям.



В раздел образования