Автор: Самылова Ирина Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» комбинированного вида
Населённый пункт: р.п .Каргаполье Курганской области
Наименование материала: статья
Тема: «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
«Координационная лестница как эффективное средство развития
координационных способностей у детей дошкольного возраста»
Современные образовательные программы и требования к содержанию
и методам работы, осуществляемые в ДОУ, нацелены на формирование
двигательной культуры у дошкольников. У дошкольников происходит
быстрое изменение строения и функций организма, активно развиваются
физические способности, среди которых ведущее место занимает
координация движений.
Следовательно, в сложившихся условиях совершенно очевидна
необходимость научного поиска более эффективных способов развития
координационных способностей у детей. То есть использование
современного спортивного оборудования, является перспективным
средством повышения качества образовательной деятельности ДОУ. Одним
из таких оборудований является – координационная лестница.
Перед тем, как перейти к технологии использования координационной
лестницы, обратимся к понятию «координация». Координация — процессы
согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение
двигательной задачи.
Для развития такой физической способности у дошкольников как
координация, нам поможет технология использования координационной
лестницы.
Что же такое координационная лестница и для чего она нужна?
Координационная лестница – это спортивный инвентарь для развития
скорости, маневренности, выносливости. А также это удобный и компактный
тренажёр для выполнения упражнений на координацию, развитие ловкости.
Упражнения можно выполнять не только в помещении, но и на улице.
Существует несколько вариантов лестниц. В детском саду
используется плоская координационная лестница. Лестница состоит из строп
4, 6, 8 и т.д. гибких поперечных перекладин, которые абсолютно плоские.
Для детей дошкольного возраста размер ячейки равен 37*37см. Количество
ячеек в лестнице до 10. Зоны в проёмах лестницы можно фиксировать,
раздвигать и сдвигать в зависимости от коррекционных задач и
поставленных целей, что помогает разнообразить образовательную
деятельность. Координационная лестница компактна, убирается в чехол для
хранения и переноски.
Метод использования координационной лестницы направлен на
стимулирование работы правого и левого полушарий мозга, так как
взаимосвязанная работа двух полушарий обеспечивает нормальную работу
всех психических процессов. Задания совмещают моторные и сенсорные
функции и направлены на развитие скоординированной работы обоих
полушарий мозга, удержание программы, развитие переключаемости,
развитие устойчивого внимания, развитие зрительно-пространственного
восприятия, освоение ориентировки в собственном теле.
Игры и упражнения проводятся как индивидуально, так и в
подгруппах. Разнообразные упражнения на координационной лестнице
интересны детям, они с удовольствием изучают новые движения, новый
речевой материал и совершенствуют полученные знания. Во время
упражнений тренируются: слухоречевая память, умение одновременно
совместить движение с речью, умение запоминать инструкцию,
переключаемость, быстрота реакции, точность и координация движений. Чем
выше двигательная активность ребёнка, тем быстрее и лучше развивается его
речь. Работа с координационной лестницей помогает разнообразить занятие,
повысить мотивацию дошкольников с ОВЗ.
Координационная лестница предназначена для развития ловкости,
скоростных качеств, баланса тела в движении, тренировки ускорений; она
развивает чувства ритма и координации движений, позволяет отрабатывать
технику основных двигательных действий.
Среди характерных особенностей скоростной лестницы можно
выделить такие, как:
-вариативность (например, в применении: в разных видах двигательной
активности, различных упражнениях; в изготовлении: из разнообразных
материалов),
-мобильность (компактная, легкая),
-доступность (используется детьми всех уровней физической
подготовленности, с детьми разного возраста),
-безопасность и простота в использовании.
При введении упражнений на координационной лестнице необходимо
соблюдать основные педагогические принципы обучения, начиная с
медленных и контролируемых движений, в дальнейшем постепенно переходя
к более быстрым движениям, а также наращиванию координационной
сложности. Для формирования соответствующих навыков у детей
необходимо выполнять упражнения несколько раз, некоторые из них со
временем стоит усложнять за счет увеличения скорости и дозировки
выполнения, включения в работу рук, использования дополнительного
инвентаря. Как и во многих упражнениях на технику, здесь также важна
правильность выполнения.
Координационную лестницу можно использовать в любой структурной
части физкультурного занятия, как для разминок, утренней гимнастики,
выполнения основных видов движений, так и в подвижных играх.
Рекомендации по использованию координационной лестницы:
1. Обязательная разминка и инструктаж по технике безопасности при
выполнении упражнений на координационной лестнице.
2. Соблюдение дистанции между детьми 2-3 ячейки.
3. Не наступать на перекладины лестницы.
4. Соблюдать правильную технику выполнения упражнений.
5. Увеличение скорости выполнения упражнений возможно только при
выполнении нескольких подходов.
Примеры схем упражнений на координационной лестнице.
Возраст: с 3 лет.
Упражнение «Лошадка».
Исходное положение — стоя, лицом к лестнице, ноги вместе, руки на пояс.
Спину держать прямо, смотреть вперед.
Шаг правой ногой в первую ячейку лестницы.
Шаг левой ногой во вторую ячейку лестницы.
Выполнить упражнение до конца лесенки.
«Мышка»
Возраст: с 4 лет.
Исходное положение — стоя, лицом к лестнице, ноги вместе, руки на пояс.
Спину держать прямо, смотреть вперед.
Шаг правой ногой в первую ячейку лестницы.
Шаг левой ногой в первую ячейку лестницы (левую ногу приставить к
правой ноге).
Выполнить упражнение до конца лесенки.
Повторить упражнение с левой ноги.
«Слоник»
Возраст: с 4 лет.
Исходное положение — стоя, лицом к лестнице, ноги вместе, руки на пояс.
Спину держать прямо, смотреть вперед.
Шаг правой ногой во вторую ячейку лестницы.
Шаг левой ногой в четвертую ячейку лестницы.
Выполнить упражнение до конца лесенки.
Повторить упражнение с левой ноги.
Повторить ходьбу спиной вперед, упражнение выполнить с левой ноги.
Повторить ходьбу спиной вперед, упражнение выполнить с правой ноги.
«Крабы»
Возраст: с 6 лет.
Исходное положение — стоя, правым боком к лесенке, ноги вместе, руки на
пояс. Спину держать прямо, смотреть вперед.
Шаг правой ногой в первую ячейку лестницы.
Шаг левой ногой в первую ячейку лестницы (левую ногу приставить к
правой ноге).
Выполнить упражнение до конца лесенки.
Повторить упражнение, стоя левым боком к лесенке.
Вариантов упражнений очень много, это могут быть упражнения в ползании,
в беге, в прыжках на одной или двух ногах. Можно добавить в упражнения
работу с инвентарем (например: мяч).
Вывод
Координационная лестница это эффективное средство для развития
координационных способностей.
Ежедневные
занятия
на координационных лестницах,
позволят
улучшить координацию
движению,
будут
способствовать развитию
скоростных способностей, а также разнообразят занятия с дошкольниками.
В
своей
работе
я
хотела
показать,
что
необходимо
развивать скоростные и координационные способности у дошкольников,
искать новые средства, повышающие интерес к занятиям физической
культуры, спортивным играм и соревнованиям.