Автор: Мария Владимировна Немакина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 52
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Формирование у детей представлений о профессиях посредством игровой деятельности.
Тема: Формирование у детей представлений о профессиях посредством игровой деятельности.
Раздел: дошкольное образование
«Формирование у детей представлений о профессиях посредством игровой
деятельности»
Актуальность
Основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее
окружение, та общественная среда, в которой они живут. Уже в раннем
возрасте у ребёнка можно пробудить интерес к профессиям, т.к. в
дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и
быту
стремятся
им
подражать
и
стремятся
сами
что-то
сделать.
Педагогические и психологические исследования свидетельствуют о том, что
существенные изменения в нравственном и умственном развитии детей
происходят при условии, если дети получают знания в определённой
последовательности, когда в доступной форме перед дошкольниками
раскрываются
основные
закономерности
тех
или
иных
явлений
действительности.
В настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится
особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе
ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ
моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта
общения и новых знаний.
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности. (В.А. Сухомлинский) С
введением
нового
Закона
РФ
«Об
образовании»,
Федеральных
Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей
образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и
личностных
результатов,
ценность
игры
ещё
больше
возрастает.
Использование игры в образовательных целях в процессе реализации
программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать
коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и
учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и
сообразно задачам возраста.
Рассмотрим
формирование
у
детей
дошкольного
возраста
представлений о профессиях посредством игровой деятельности. Знакомство
с трудом взрослых – это не только средство формирования системных
знаний, но и значимое социально – эмоциональное средство приобщения к
миру
взрослых,
приобретения
детьми
опыта
общения
с
людьми,
целенаправленный процесс социализации ребенка дошкольного возраста в
окружающем мире.
Каждый
человек
мечтает
обрести
в
жизни
любимое
дело,
доставляющее ему радость и приносящее пользу людям. Первые шаги к
будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Практика
работы
с
дошкольниками
показывает,
что
начинать
раннюю
профессиональную ориентацию нужно уже с детского сада . Очень важно,
чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям.
Задача
педагогов в детском саду не только раскрыть перед школьниками мир
профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и
таланты с работой взрослых.
Актуальность
работы
по
ознакомлению
детей
с
профессиями
обоснована и ФГОС к структуре Основной общеобразовательной программы
дошкольного образования, которые определяют содержание психолого –
педагогической работы по освоению образовательных областей.
Перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но
поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием
личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно
рассматривать
как
подготовительный,
закладывающий
основы
для
профессионального самоопределения в будущем. Основное направление в
работе
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста
ориентировано
на
выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного
возраста, к разным видам деятельности; обеспечение реализации интересов,
склонностей дошкольников.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире
труда и профессий - это необходимый процесс, который актуален в
современном мире.
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального
мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать
работу по формированию у дошкольников представлений о профессиях
посредством игровой деятельности
Задачи:
создать условия для самореализации творческих способностей детей;
развитие умения применять полученные знания о трудовой деятельности
взрослых в сюжетно – ролевых играх; воспитание уважения к труду
взрослых.
Формировать у детей представления о разных профессиях, в том числе
своих родителей, показать значимость профессиональной деятельности
взрослых для общества и детей.
Формировать представление о предметном мире, созданном руками
человека, о роли человека в нем.
Развивать интерес к миру взрослых, желание следовать поступкам
взрослых людей.
Проанализировать
психолого-педагогическую
и
методическую
литературу;
пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
повышать взаимодействие с родителями воспитанников в
контексте
работы над темой самообразования в течение учебного года посредством
включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями
детей.
Работа по самообразованию была начата с изучения и анализа мною
методической литературы:
1.
Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина
— М.: «Педагогическое Общество России», 2000. 128с.
2.
Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой — М.:
Просвещение,1974. 192с.
3.
Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-
методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев»,
2004.
4.
Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/
В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10. с.56–63.
5.
Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова.-М.:
ТЦ Сфера, 2008. 64с.
6.
Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко //
Дошкольное воспитание. 1978.№ 10. с. 64–69.
Термин «профессия» (Professio) – переводится с латинского как
занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом.
Профессии
появились
в
эпоху
первобытных
людей,
когда
не
существовало разделения труда, не было и профессий. По мере развития
общества
между
людьми
возникали
рыночные
отношения.
Люди
становились
рыбаками,
охотниками,
кузнецами,
гончарами,
они
обменивались продуктами своего труда. Знания и навыки передавались из
поколения в поколение. Появилось разделение труда. Появились профессии.
Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно
развивающаяся система. Если ещё 10 лет назад было достаточно познакомить
детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на
современном этапе этого недостаточно. В настоящее время мир профессий
очень широк и разнообразен. Современная действительность нам диктует
новые
требования.
В
информационную
начальную
компетенцию
дошкольника должны органично влиться знания о современных профессиях:
эколог, менеджер, программист, визажист, дизайнер и др.
В своей работе я столкнулась с тем, что дети мало проявляли интереса к
миру взрослых. Не все дети понимали, что любая деятельность человека
имеет результат. Объем знаний о разных профессиях, о значимости
профессии для общества у детей был низкий. Почти все дети на вопросы, в
основном, отвечали кратко: «да», «нет». Из диалогов, опросов родителей я
поняла, что они не понимают важности формирования положительного
отношения к труду взрослых, редко кто знакомит со своими профессиями.
Результаты работы с детьми по теме самообразования:
Расширение кругозора о мире профессий, интерес к профессиям своих
родителей.
Обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание
взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.
Позиционирование себя в различных профессиях.
Использование
приобретенных
знаний
в
самостоятельной
игровой
деятельности.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы:
(Создание (пошив, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм)
повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в
контексте работы над темой самообразования в течение учебного года
посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с
семьями детей.
Проведены: Консультации: «Ранняя профориентация детей в дошкольном
образовании»; «Знакомство дошкольников с профессиями взрослых»;
«Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников»;
Рекомендации «Как сформировать положительное отношение к труду у детей
дошкольного возраста через ознакомление с профессиями».
Беседы дома о профессиях родителей.
Памятка для родителей «Воспитание трудолюбия»;
Оформлен альбом-книга (творчество детей) «Калейдоскоп профессий»».
Проведено родительское собрание:«Ранняя профориентация детей в
дошкольном образовании».
В результате проделанной работы стала замечать у детей проявление
большого интереса к миру профессий и потребности к ознакомлению с той
или иной профессий. Дети без труда освоили запланированный объём
представлений, предусмотренный темой самообразования , воспринимали
разнообразный мир профессий с помощью целесообразно подобранных
занимательных форм работы с ними.
Дети с огромным удовольствием слушали сказки, разгадывали загадки,
разучивали пословицы о труде, считалочки. Легко принимали участие в
сюжетно-ролевых играх, самостоятельно разворачивая сюжет игры, включая
в
игровой
процесс
деятельность
людей
разных
профессий.
При
необходимости находили предметы-заместители и использовали их в
качестве атрибутов, изображающих инструментов и бытовой техники.
Передавали в игре отношение взрослых к работе, оборудованию и
инструментам, отражали характер взаимоотношений людей. С помощью игр-
драматизаций, песен, этюдов, театрализованных игр дети не только
пополняли свои представления новыми подробностями о профессии, но
развивали свои творческие способности, способствовали положительному
отношению к трудовой деятельности, пониманию значимости профессии в
жизни людей.
Дети научились испытывать чувство уважения и благодарности к
близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные
предметы и другие ценности, необходимые человеку для жизни. используют
полученные знания в самостоятельной игровой деятельности. Отражают свои
знания в творческой продуктивной деятельности.
Работа по самообразованию признана содействовать саморазвитию,
самосовершенствованию и самореализации педагога в течении всего учебного
года или другого периода времени.
Все запланированные виды деятельности с детьми и
родителями
воспитанников в течение учебного года проведены.