Напоминание

Формирование у детей представлений о профессиях посредством игровой деятельности.


Автор: Мария Владимировна Немакина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 52
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Формирование у детей представлений о профессиях посредством игровой деятельности.
Тема: Формирование у детей представлений о профессиях посредством игровой деятельности.
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование у детей представлений о профессиях посредством игровой

деятельности»

Актуальность

Основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее

окружение, та общественная среда, в которой они живут. Уже в раннем

возрасте у ребёнка можно пробудить интерес к профессиям, т.к. в

дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и

быту

стремятся

им

подражать

и

стремятся

сами

что-то

сделать.

Педагогические и психологические исследования свидетельствуют о том, что

существенные изменения в нравственном и умственном развитии детей

происходят при условии, если дети получают знания в определённой

последовательности, когда в доступной форме перед дошкольниками

раскрываются

основные

закономерности

тех

или

иных

явлений

действительности.

В настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится

особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе

ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ

моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта

общения и новых знаний.

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности. (В.А. Сухомлинский) С

введением

нового

Закона

РФ

«Об

образовании»,

Федеральных

Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей

образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и

личностных

результатов,

ценность

игры

ещё

больше

возрастает.

Использование игры в образовательных целях в процессе реализации

программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать

коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и

учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и

сообразно задачам возраста.

Рассмотрим

формирование

у

детей

дошкольного

возраста

представлений о профессиях посредством игровой деятельности. Знакомство

с трудом взрослых – это не только средство формирования системных

знаний, но и значимое социально – эмоциональное средство приобщения к

миру

взрослых,

приобретения

детьми

опыта

общения

с

людьми,

целенаправленный процесс социализации ребенка дошкольного возраста в

окружающем мире.

Каждый

человек

мечтает

обрести

в

жизни

любимое

дело,

доставляющее ему радость и приносящее пользу людям. Первые шаги к

будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Практика

работы

с

дошкольниками

показывает,

что

начинать

раннюю

профессиональную ориентацию нужно уже с детского сада . Очень важно,

чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям.

Задача

педагогов в детском саду не только раскрыть перед школьниками мир

профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и

таланты с работой взрослых.

Актуальность

работы

по

ознакомлению

детей

с

профессиями

обоснована и ФГОС к структуре Основной общеобразовательной программы

дошкольного образования, которые определяют содержание психолого –

педагогической работы по освоению образовательных областей.

Перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но

поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием

личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно

рассматривать

как

подготовительный,

закладывающий

основы

для

профессионального самоопределения в будущем. Основное направление в

работе

с

детьми

старшего

дошкольного

возраста

ориентировано

на

выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного

возраста, к разным видам деятельности; обеспечение реализации интересов,

склонностей дошкольников.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире

труда и профессий - это необходимый процесс, который актуален в

современном мире.

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального

мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать

работу по формированию у дошкольников представлений о профессиях

посредством игровой деятельности

Задачи:

создать условия для самореализации творческих способностей детей;

развитие умения применять полученные знания о трудовой деятельности

взрослых в сюжетно – ролевых играх; воспитание уважения к труду

взрослых.

Формировать у детей представления о разных профессиях, в том числе

своих родителей, показать значимость профессиональной деятельности

взрослых для общества и детей.

Формировать представление о предметном мире, созданном руками

человека, о роли человека в нем.

Развивать интерес к миру взрослых, желание следовать поступкам

взрослых людей.

Проанализировать

психолого-педагогическую

и

методическую

литературу;

пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;

повышать взаимодействие с родителями воспитанников в

контексте

работы над темой самообразования в течение учебного года посредством

включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями

детей.

Работа по самообразованию была начата с изучения и анализа мною

методической литературы:

1.

Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина

— М.: «Педагогическое Общество России», 2000. 128с.

2.

Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой — М.:

Просвещение,1974. 192с.

3.

Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-

методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев»,

2004.

4.

Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/

В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10. с.56–63.

5.

Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова.-М.:

ТЦ Сфера, 2008. 64с.

6.

Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко //

Дошкольное воспитание. 1978.№ 10. с. 64–69.

Термин «профессия» (Professio) – переводится с латинского как

занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом.

Профессии

появились

в

эпоху

первобытных

людей,

когда

не

существовало разделения труда, не было и профессий. По мере развития

общества

между

людьми

возникали

рыночные

отношения.

Люди

становились

рыбаками,

охотниками,

кузнецами,

гончарами,

они

обменивались продуктами своего труда. Знания и навыки передавались из

поколения в поколение. Появилось разделение труда. Появились профессии.

Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно

развивающаяся система. Если ещё 10 лет назад было достаточно познакомить

детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на

современном этапе этого недостаточно. В настоящее время мир профессий

очень широк и разнообразен. Современная действительность нам диктует

новые

требования.

В

информационную

начальную

компетенцию

дошкольника должны органично влиться знания о современных профессиях:

эколог, менеджер, программист, визажист, дизайнер и др.

В своей работе я столкнулась с тем, что дети мало проявляли интереса к

миру взрослых. Не все дети понимали, что любая деятельность человека

имеет результат. Объем знаний о разных профессиях, о значимости

профессии для общества у детей был низкий. Почти все дети на вопросы, в

основном, отвечали кратко: «да», «нет». Из диалогов, опросов родителей я

поняла, что они не понимают важности формирования положительного

отношения к труду взрослых, редко кто знакомит со своими профессиями.

Результаты работы с детьми по теме самообразования:

Расширение кругозора о мире профессий, интерес к профессиям своих

родителей.

Обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание

взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.

Позиционирование себя в различных профессиях.

Использование

приобретенных

знаний

в

самостоятельной

игровой

деятельности.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

повышение педагогической компетенции по теме самообразования;

пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы:

(Создание (пошив, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм)

повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в

контексте работы над темой самообразования в течение учебного года

посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с

семьями детей.

Проведены: Консультации: «Ранняя профориентация детей в дошкольном

образовании»; «Знакомство дошкольников с профессиями взрослых»;

«Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников»;

Рекомендации «Как сформировать положительное отношение к труду у детей

дошкольного возраста через ознакомление с профессиями».

Беседы дома о профессиях родителей.

Памятка для родителей «Воспитание трудолюбия»;

Оформлен альбом-книга (творчество детей) «Калейдоскоп профессий»».

Проведено родительское собрание:«Ранняя профориентация детей в

дошкольном образовании».

В результате проделанной работы стала замечать у детей проявление

большого интереса к миру профессий и потребности к ознакомлению с той

или иной профессий. Дети без труда освоили запланированный объём

представлений, предусмотренный темой самообразования , воспринимали

разнообразный мир профессий с помощью целесообразно подобранных

занимательных форм работы с ними.

Дети с огромным удовольствием слушали сказки, разгадывали загадки,

разучивали пословицы о труде, считалочки. Легко принимали участие в

сюжетно-ролевых играх, самостоятельно разворачивая сюжет игры, включая

в

игровой

процесс

деятельность

людей

разных

профессий.

При

необходимости находили предметы-заместители и использовали их в

качестве атрибутов, изображающих инструментов и бытовой техники.

Передавали в игре отношение взрослых к работе, оборудованию и

инструментам, отражали характер взаимоотношений людей. С помощью игр-

драматизаций, песен, этюдов, театрализованных игр дети не только

пополняли свои представления новыми подробностями о профессии, но

развивали свои творческие способности, способствовали положительному

отношению к трудовой деятельности, пониманию значимости профессии в

жизни людей.

Дети научились испытывать чувство уважения и благодарности к

близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные

предметы и другие ценности, необходимые человеку для жизни. используют

полученные знания в самостоятельной игровой деятельности. Отражают свои

знания в творческой продуктивной деятельности.

Работа по самообразованию признана содействовать саморазвитию,

самосовершенствованию и самореализации педагога в течении всего учебного

года или другого периода времени.

Все запланированные виды деятельности с детьми и

родителями

воспитанников в течение учебного года проведены.



В раздел образования