Напоминание

Особенности работы концертмейстера в ДШИ с учащимися различных отделений как способ педагогического взаимодействия.


Автор: Татьяна Викторовна Фещенко
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ "Гармония"
Населённый пункт: г.Калининград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Особенности работы концертмейстера в ДШИ с учащимися различных отделений как способ педагогического взаимодействия.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности работы концертмейстера в ДШИ с учащимися

различных отделений как способ педагогического

взаимодействия.

Фещенко Т.В.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств «Гармония»

г. Калининград.

План.

1.

Специфика работы концертмейстера в ДШИ.

2.

Работа концертмейстера в вокальном классе.

3.

Работа концертмейстера с хоровым коллективом.

4.

Работа концертмейстера в инструментальном классе.

5.

Работа концертмейстера в классе хореографии.

6.

Педагогика сотрудничества.

1.Специфика работы концертмейстера в ДШИ.

,

Специфика работы концертмейстера в ДШИ состоит в том что ему

приходится

сотрудничать

с

представителями

разных

,

«

»

специальностей и в этом смысле он должен быть

универсальным

.

музыкантом

Чтобы успешно работать в качестве концертмейстера в ДШИ ему

необходимо

в первую очередь

хорошо владеть роялем как в

,

;

техническом так и в музыкальном плане плохой пианист никогда

.

не станет хорошим концертмейстером

,

Умение читать с листа фортепианную партию любой сложности при

,

,

этом видеть и ясно представлять партию солиста в случаях когда

авторский вариант фактуры оказывается неудобным для

,

,

исполнения то быстро рационализовать фактуру чтобы облегчить

.

,

.

процесс чтения нот Конечно владение навыками игры в ансамбле

.

Уметь транспонировать

При этом не обязательно стремиться

,

сыграть буквально всю фактуру

надо отобрать лишь ее главные

.

компоненты и сохранить гармоническую основу и линию баса

,

Знать основные дирижерские жесты и приемы основы вокала и

.

хореографии

«

»

,

Уметь

на ходу

подобрать мелодию и аккомпанемент

иметь

.

навыки импровизации Знать и разбираться в музыке различных

.

стилей

,

Специфика также состоит в том чтобы не быть

,

солистом а одним из

,

,

участников

музыкального

действия

причем

участником

,

второплановым

но сохранить

при этом свой индивидуальный

.

облик

Также концертмейстер должен обладать

рядом

психологических качеств

.

,

Так внимание концертмейстера

.

это внимание совершенно особого рода Оно как бы

:

многоплоскостное его надо распределять не только между двумя

,

собственными руками но и соотносить к солисту

главному

.

-

действующему лицу Чтобы был звуковой баланс одна из основ

.

ансамблевого музицирования Такое напряжение внимания требует

.

огромной затраты физических и душевных сил

,

Мобильность

быстрота

и активность

реакции также

очень

.

важны для профессиональной деятельности концертмейстера Он

,

обязан в случае если солист на концерте или экзамене перепутал

(

),

музыкальный текст

что часто бывает в детском исполнении

не

,

переставая играть

вовремя подхватить солиста и благополучно

.

довести

произведение

до

конца

Поэтому

воля

и

(

) –

,

самообладание стрессоустойчивость

качества которые

.

просто необходимы концертмейстеру

При возникновении

-

,

,

каких либо музыкальных неполадок происшедших на эстраде он

,

,

должен твердо помнить что ни останавливаться ни поправлять свои

,

ошибки недопустимо

как и выражать

свою досаду на ошибку

.

мимикой или жестом

,

Так как функции концертмейстера

работающего в учебном

,

заведении с солистами носят в значительной мере педагогический

,

,

,

характер

поскольку

они

заключаются

главным

образом

в

.

разучивании

с

солистами

нового

учебного

репертуара

Эта

педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от

,

,

пианиста помимо аккомпаниаторского опыта ряда специфических

,

навыков и знаний из области смежных исполнительских искусств

.

также педагогического чутья и такта

2. Работа концертмейстера в вокальном классе.

-

В

классе

вокала

педагог вокалист

выполняет

основную

.

педагогическую

работу

с

учащимися

Но

не

меньшая

ответственность

за

успешный результат

работы ложится

и на

.

концертмейстера

помощника

преподавателя

Приступая

к

,

занятиям с

учащимися

концертмейстер должен хорошо

знать

,

.

программу

над

которой

будет

идти

работа

Это

не

только

.

правильно

выученный

нотный

текст

Изучая

предварительно

,

,

произведение

необходимо

осмыслить

вокальную

партию

,

,

,

..

содержание произведения характер темпы форму построения

Часто педагог может попросить концертмейстера проиграть на

,

уроке

новое

произведение

с

листа

чтобы познакомить

с

ним

.

ученика

Здесь

важна

мобилизация

всего

своего

зрительного

.

внимания

и целостное

восприятие

При читке

с

листа

можно

,

. «

упрощать текст избирая самое необходимое

Максимум музыки и

»

-

.

минимум

нот

говорят

опытные

пианисты

Умение

играть

вокальную партию в совмещении с аккомпанементом также входит

.

в обязанности концертмейстера

Иногда педагог вынужден найти для учащегося более удобную

.

тональность Концертмейстер должен суметь сыграть в транспорте

,

хотя бы основные гармонические функции

чтобы вокалист мог

.

опробовать

на

уроке

новую тональность

Но для

концертного

.

выступления следует выучить произведение в новой тональности

Также

концертмейстеру

должны

быть

хорошо

известны

.

возможности

дыхания

данного

солиста

Вопрос

дыхания

для

,

.

.

концертмейстера чрезвычайно важен т к основной закон ансамбля

.

дышать

одновременно

с

певцом

Необходимо

следить

за

.

совпадением моментов дыхания

,

Выходя

на

сцену

вокалист

остается

один

на

один

с

.

концертмейстером Тут уж педагог при всем желании ничем не

.

,

может помочь ученику

Вся надежда на концертмейстера

на его

,

.

помощь

и поддержку

на его умение

Концертмейстер должен

,

настроить ученика вступлением на нужный лад взять правильный

,

,

,

темп вселить в учащегося уверенность своей игрой быть гибким

.

моментально реагировать на малейшие отклонения в темпе Уловить

,

изменения в характере исполнения произведения нюансировке и

.

постараться направить исполнение по правильному руслу

Очень

важной стороной ансамблевого исполнения

является

,

.

.

правильно

найденный

исполнителем

звуковой

ансамбль

т е

.

правильное звуковое соотношение голоса и аккомпанемента Здесь

,

имеется

ввиду

не

столько

художественный

ансамбль

сколько

умение концертмейстера соразмерять силу звучания фортепианной

,

партии со звучанием голоса исходя из индивидуальности каждого

,

,

.

исполнителя силы характера и тембра голоса

-

Для вокалиста хороший концертмейстер это умеющий создать

«

»

.

,

-

для него

все условия

и удобства Изучая произведение пианист

концертмейстер обязан не просто знать кроме своей еще и сольную

;

,

партию хорошо аккомпанировать он сможет лишь тогда когда все

,

его

внимание

устремлено

на

солиста

когда

концертмейстер

«

»,

.

.

повторяет

про себя

т е внутренне поет вместе с солистом каждый

,

.

звук каждое слово

,

Иначе говоря пианист должен чувствовать себя исполнителем

.

сольной партии

3.Работа концертмейстера в инструментальном классе

На концертмейстера в инструментальном классе наваливается

.

огромное

количество

нотного

текста

Пианист

должен

быть

,

технически оснащен чтобы справиться с возложенными на него

.

обязанностями

Зачастую

хорошей

читки

с

листа

бывает

-

,

,

недостаточно из за сложной фактуры очень быстрых темпов

и

,

концертмейстеру нужно учить свою партию так же серьезно как он

,

.

это

делал

бы

играя

сольное

произведение

Работая

,

концертмейстером

в

инструментальном

классе

необходимо

(

слышать партию солиста в мельчайших деталях с учетом штрихов и

)

других приемов игры и сообразовывать звучность фортепиано в

соответствии

с

художественным

замыслом

солиста

и

.

возможностями солирующего инструмента

При аккомпанементе духовым инструментам концертмейстеру

,

.

надо знать и слышать моменты дыхания учитывая их во фразировке

,

Играя

с

различными инструментами

концертмейстеру

следует

.

различать

их

возможности

Сила

и

яркость

звучания

при

,

,

,

аккомпанементе трубе тромбону саксофону кларнету может быть

,

,

,

,

.

больше чем при аккомпанементе гобою фаготу валторне тубе

При работе со струнными инструментами также необходима

.

дифференциация

в

звучании аккомпанемента

Пианист

должен

.

пересмотреть

вопросы динамики в сторону смягчения

Форте в

,

совместной игре со струнными никогда не достигает той силы

.

которое возможно при исполнении сольной программы Научиться

слушать

партнера

и установить

правильный баланс

звучания

.

основной закон ансамблевого искусства

При аккомпанементе скрипке сила звука фортепиано может

,

,

быть больше чем при аккомпанементе альту или даже виолончели

,

.

хотя виолончель звучит ярче

чем альт

Особая сложность есть в

,

аккомпанементе контрабасу звучание которого в низком регистре

,

находится на пределе возможности слухового восприятия и кроме

,

.

того

обладает

сравнительно

небольшой

силой

Поэтому

при

аккомпанементе этому инструменту надо очень осторожно играть

,

.

басы чтобы не заглушить солиста

Концертмейстер при игре со струнными должен пользоваться

.

более экономной педалью Очень точно следует снимать педаль при

,

окончании общих фраз или совместных фермат когда прекращение

звука должно быть одновременным с остановкой смычка у струнных

.

или окончанием дыхания у духовиков

Способность вживаться в звучность солирующего инструмента

.

для концертмейстера является одной из самых сложных

Концертмейстеру

необходимо

знать

технологию струнных

,

,

инструментов

их

штриховую

специфику

с

тем

чтобы

в

соответствующих

местах

приближать

звучание

к

характеру

(arco,

извлечения

звука инструментом

pizzicato, flagioletto),

а также

,

учитывать регистр в котором исполняется данная фраза или штрих

(detache, spicato, legato).

Большое значение для эффективности классной работы имеет

,

характер общения концертмейстера и педагога так как от этого

,

зависит

не

только

музыкальное

продвижение

ученика

но

и

воспитание его как человека

.

Очень

распространенным

недостатком

ученической

игры

«

»,

.

является

спотыкание

и концертмейстер должен быть к нему готов

,

Для этого он должен точно знать в каком месте текста он сейчас

,

.

играет и не отрываться надолго от нот Обычно ученики пропускают

.

(

несколько

тактов

Быстрая

реакция

концертмейстера

подхват

)

солиста в нужном месте сделает эту погрешность почти незаметной

.

,

для большинства слушателей

Более каверзной является другая

.

,

типично

детская

ошибка

Пропустив

несколько

тактов

«

»

,

добросовестный

ученик возвращается назад чтобы сыграть все

.

пропущенное Даже опытный концертмейстер может растеряться от

,

такой неожиданности

но с

течением времени вырабатывается

,

внимание к тексту и способность сохранять ансамбль с учеником

.

несмотря на любые сюрпризы

Иногда даже способный исполнитель на струнном инструменте

,

запутывается в тексте настолько

что это приводит к остановке

.

звучания

Концертмейстеру

в

этом

случае

следует

сначала

«

»,

применить

музыкальную

подсказку

сыграв

несколько

нот

.

,

,

мелодии Если это не помогло то надо договориться с учеником с

какого места продолжить исполнение и далее спокойно довести

.

пьесу до конца

Выдержка концертмейстера в таких ситуациях

позволит

избежать

образования

у

учащегося

комплекса боязни

.

эстрады и игры на память

4. Работа концертмейстера в хоровом классе

Работа

концертмейстера

с

детским

хором

значительно

.

отличается от занятий с вокалистами Пианист должен овладеть

.

навыками общения с младшим и старшим хоровыми коллективами

,

Он должен уметь показать хоровую партитуру на фортепиано уметь

,

,

задать

хору тон

понимать

такие приемы как цепное дыхание

,

.

вибрато

выразительная

дикция

и др

Именно концертмейстер

,

помогает дирижеру в распевании участников хора играя различные

,

-

виды упражнений а также способствует формированию вокально

,

.

хоровых навыков задавая четкий ритм работы

-

,

Приступая

к

работе

в

дирижерско хоровом

классе

.

концертмейстер прежде всего должен понимать дирижерский жест

.

Жест

главное

средство

выражения

музыки

дирижером

Это

,

:

1)

,

2)

,

движение

руки

определяющее

темп

счетные

доли

такта

3)

, 4)

.

динамику

характер музыки

,

,

Умение играть по руке точно следуя за рукой следя при этом за

нотным текстом и стараясь играть качественно и образно

такое

,

умение приходит

к концертмейстеру

не сразу

а появляется

в

.

,

процессе

занятий

Музыкальные

образы

внутренне

слышимые

,

дирижером

становятся

как

бы

видимыми

для

хора

и

.

концертмейстера через дирижерский жест

Как правило сложность также возникает у концертмейстеров

(

,

,

при игре четырехголосных хоровых партитур сопрано альт тенор

).

,

и бас

Потому что теноровые голоса обозначенные в скрипичном

,

.

ключе исполняются октавой ниже Для этого требуется особый

.

навык

Концертмейстеру нужно уметь

в фортепианном исполнении

-

отразить

все

компоненты

хорового

сочинения

мелодико

,

ритмического гармонического и полифонического содержания с

,

,

соблюдением предусмотренного темпа динамических оттенков а

также передачи художественного содержания характера хорового

.

сочинения

5. Работа концертмейстера в классе хореографии

.

Искусство танца без музыки существовать не может Поэтому на

занятиях в

хореографических классах с

детьми работают

два

(

).

педагога

хореограф и музыкант

концертмейстер

Дети получают

,

.

не только физическое развитие но и музыкальное

,

Успех работы с детьми во многом зависит от того насколько

,

правильно

выразительно

и

художественно

пианист

исполняет

,

.

,

музыку доносит ее содержание до детей Ясная фразировка яркие

динамические

контрасты помогают

детям услышать

музыку

и

.

отразить ее в танцевальных движениях

На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим

,

,

образцам народной классической и современной музыки и таким

,

образом формируется их музыкальная культура

развивается их

,

музыкальный слух и образное мышление которые помогают при

постановочной работе

воспринимать

музыку

и хореографию в

.

единстве

Концертмейстер

ненавязчиво

учит

детей

отличать

,

,

.

произведения разных эпох стилей жанров

Результативная работа в хореографических классах возможна

-

.

только в содружестве педагога хореографа и музыканта И здесь

,

можно говорить о субъективной позиции потому что немалую роль

,

играет

психологическая

совместимость

личностные

качества

.

концертмейстера и хореографа Для настоящего творчества нужна

,

.

атмосфера

дружелюбия

непринужденности

взаимопонимания

.

Важно чтобы концертмейстер был другом и партнером Только с

,

позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы

иметь высокую результативность в исполнительской деятельности

.

учащихся хореографических классов

Программирует

и

планирует

работу

в

хореографических

-

.

классах

педагог хореограф

От

концертмейстера

не

зависит

,

.

построение занятий это решает хореограф А вот какова будет

,

,

отдача на каком эмоциональном уровне они пройдут

во многом

,

.

зависит от музыканта от подобранной и предложенной им музыки

Технология подбора музыкальных произведений предполагает

,

знание

школ

и

направлений

танцевального

искусства

знание

,

,

традиционных форм и этапов обучения детей

хода урока форму

построения занятий

К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования

:

по следующим моментам

,

,

-

(

,

характеру темпу метро ритму

размер

);

акценты

и

ритмический

рисунок

форме

музыкального

.

произведения

Музыку

для

сопровождения

танцевальных

упражнений

необходимо

.

пополнять и разнообразить

Постоянное звучание на

,

уроках одного и того же марша или вальса ведет к механическому

.

не

эмоциональному

выполнению

упражнений

танцующими

:

Нежелательна

и

другая

крайность

слишком

частая

смена

,

сопровождений рассеивает внимание учащихся

не способствует

.

усвоению и запоминанию ими движений

Специфика работы концертмейстера в детской музыкальной

школе

,

,

требует

от

него

особого

универсализма

мобильности

умения

в

случае

необходимости

переключиться

на

работу

с

.

учащимися различных специальностей

7.

Педагогика сотрудничества

Данная технология включает в себя четыре субъекта образовательного

процесса: педагог – концертмейстер – ученик, родитель. Из практики работы

с учащимися хорового и хореографического отделений можно привести

пример

постоянной

вовлеченности

родителей

в

образовательную

и

творческую

деятельность

учащихся.

Это

всевозможные

конкурсы,

викторины, концерты, чаепития, где родителям предоставляется возможность

активного участия в мероприятии. Таким образом, весь квартет должен

действовать

сообща,

без

доминантности

над

другим.

Отношения

с

обучающимися должны быть направлены на активное вовлечение их в

самостоятельную познавательно–творческую деятельность, а сотрудничество

педагог–концертмейстер

должно

основываться

на

взаимопомощи,

взаимоуважении, позволяющим достигать единой цели.

Особенно показателен в педагогике сотрудничества гуманно–личностный

подход к ученику, объединяющий в себе ряд идей:

- веру в ребёнка

- мастерство и тактичность общения

- отсутствие прямого принуждения

- толерантность к ученическим недостаткам

- формирование положительной Я-концепции, то есть принятие и уважение

собственной точки зрения обучающегося.

Педагог – ученик – концертмейстер. Педагог выполняет активную

функцию, ведёт урок, концертмейстер вникает в творческий замысел

коллеги,

отмечая

важнейшие

опорные

точки

композиции.

Одна

из

важнейших составляющих начального этапа освоения произведения для

концертмейстера – помочь ребёнку (или коллективу учащихся) разучить его

партию. Поэтому, что касается, работы с вокалистами. вначале пианисту

придётся

совмещать

подыгрывание

партии

с

собственно

партией

аккомпанемента, в классе хореографии – помочь понят форму произведения,

уметь начать работы с любой из его разделов.

Необходимо с первых занятий создавать атмосферу взаимного доверия

с учащимся. На репетиции к концерту задача концертмейстера совместно с

педагогом – отстроить звуковой баланс в том помещении, где состоится

мероприятие. Педагог и концертмейстер должны грамотно выстраивать цель

каждого урока, в зависимости от возраста ребенка, степени его одаренности,

накопленного опыта, необходимо ставить заведомо выполнимые задачи,

развивая учащегося планомерно, тем самым программируя на успех.

Учащийся

должен

чувствовать

эмоциональную

заинтересованность

концертмейстера.

Немалое значение для результативности работы в классе имеет

характер взаимодействия концертмейстера и педагога, так как от этого

зависит не только эффективность музыкального развития учащегося, но и

воспитание его как человека. Реакция концертмейстера на пожелания и

замечания педагога во время урока и репетиций имеет большое значение для

формирования ученика. Педагог с концертмейстером должны находить

время для совместной работы. Это методическая работа – совместное

создание рабочих, экспериментальных программ, планирование открытых

уроков;

инновационная

деятельность

поиски

нового,

актуального

репертуара,

в том

числе издаваемого современными композиторами,

создание

интересных,

ярких

переложений

и,

как

следствие,

ярких

концертных номеров. Совместное чтение с листа найденных композиций,

обсуждение

и

планирование

предстоящей

концертной

деятельности

учащихся. Приветствуется совместная концертная деятельность коллег,

участие в профессиональных конкурсах, что повышает их исполнительский и

общекультурный уровень, учит взаимному доверию и создаёт заражающую

творческую атмосферу в процессе занятий с детьми.

-



В раздел образования