Автор: Рания Рашитовна Илалова
Должность: МБДОУ Габишевский детский сад "Одуванчик"
Учебное заведение: МБДОУ Габишевский детский сад "Одуванчик"
Населённый пункт: ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКА, ЛАИШЕВСКИЙ РАЙОН, ГАБИШЕВО
Наименование материала: картотека познавательно исследовательской деятельности детей
Тема: картотека
Раздел: дошкольное образование
Картотека познавательно–исследовательской деятельности
детей(старшая группа)
Составила: воспитатель Илалова Рания Рашитовна
.
Цель: Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать
логические умозаключения. Развивать познавательную активность детей в
процессе проведения опытов.
«Потребность растений в воде»
Цель: Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста
растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать
логические умозаключения.
Материал: Две веточки березы с листочками, две вазы
Ход: Одну веточку поставить в вазу с водой, другую без воды. Через некоторое
время сравнить веточку, оставшуюся без воды, и веточку в вазе с водой: чем они
отличаются? Почему это произошло?
Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.
«Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить»
Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста
растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать
логические умозаключения.
Материал: горшочки с комнатными растениями.
Ход: Предложить рассмотреть почву в цветочных горшках, потрогать её. Какая
она на ощупь? (Сухая, твёрдая). Можно её взрыхлить палочкой? Почему она
стала такой? Отчего так высохла? (Солнце высушило, от тепла исходящего от
батарей). В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польём растения.
После полива: пощупайте почву в горшочках. Какая теперь она? (Влажная). А
палочка легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут
дышать. О чём мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче?
Вывод: Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить.
«Как вода поступает к листьям»
Цель: показать, как вода двигается по растению.
Материал: березовая веточка , ваза
Ход: Срезанную березовую веточку поставить в воду, подкрашенную чернилами
или краской. Через несколько дней разрезаем веточку и видим, что она
окрасилась. Расщепляют веточку вдоль и проверяем, на какую высоту поднялась
подкрашенная вода за время эксперимента. Чем дольше простоит растение в
красителе, тем выше окрашенная вода поднимется.
Вывод: вода поднимается вверх по растению.
«Почему осенью листья желтеют?»
Цель: Показать взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового
фактора для растения.
Материалы: Рябина, растущая рядом с детским садом, календарь погоды,
уличный градусник, температурный график.
Ход. Вместе с педагогом дети наблюдают за расцветкой листьев рябины и
температурой воздуха. Свои наблюдения заносят в календарь и температурный
график.
Результат. Листья желтеют при понижении температуры.
Вывод. Осенью всегда бывает период, когда день ещё длинный, а тепла
становится меньше. Растению хватало бы света для дальнейшего развития, но всё
затормаживается из-за низких температур. Тогда в листьях появляются пигменты,
способствующие улавливанию тепла, - красные, оранжевые, жёлтые. Это
позволяет продлить их жизнь ещё на несколько недель.
«Передача солнечного зайчика»
Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение
предмета. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения
опытов.
Материал: зеркала.
Ход: В солнечный день с детьми рассмотреть «солнечного зайчика». Как он
получается? (Свет отражается от зеркала). Что произойдет, если в том месте на
стене, куда попал «солнечный зайчик», поставить еще одно зеркало?
Вывод: солнечный зайчик отразится еще раз
«Радуга»
Цель: познакомить с радугой как природным явлением. Воспитывать
познавательный интерес к миру природы.
Материал: таз с водой, зеркало.
Ход: Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на
радугу прямо сейчас?
Воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом
солнечные лучи и направляет их на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока
не появится радуга на стене. Вода выполняет роль призмы, разлагающей белый
цвет на его составляющие. На, что похоже слово «радуга»? Какая она? Покажите
дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.
«Воздух невидим»
Цель: познакомить со свойствами воздуха – не имеет определенной формы,
распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха. Развивать
познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать
причинно-следственную зависимость, делать выводы.
Материал: ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок
Ход: воспитатель предлагает взять (последовательно) предметы и почувствовать
запахи, распространяющееся в помещении.
Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.
«Ловим воздух»
Цель: показать, что воздуха можно поймать. Продолжать развивать логическое
мышление, воображение.
Материал: полиэтиленовые пакеты
Ход: Рассмотреть пустой пакет. Что находится в пакете? Раскрыть пакет и
словить им воздух и закрутить его, чтобы он стал упругим. А сейчас что в пакете?
Почему казалось, что пакет пустой?
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, легкий.
«Загадочные пузыри»
Цель: показать, что воздух есть в некоторых предметах.
Материал: емкость с водой, кусочек поролона, деревянный брусок, комочки
земли, глины.
Ход: Дети рассматривают предметы и погружают их в воду. Наблюдают за
выделением воздушных пузырьков.
Результат. Из поролона, глины, земли при погружении в воду выделяются
пузырьки воздуха.
Вывод. Воздух проникает в некоторые предметы.
«Рассматривание песка через лупу»
Цель: определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей
познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную
деятельность.
Материал: песок, черная бумага, лупа.
Ход: Из чего состоит песок?
Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке
каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.
«Свойства мокрого песка»
Цель: познакомить со свойствами песка. Способствовать формированию у детей
познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную
деятельность.
Материал: песок, вода, формочки.
Ход: Засыпать сухой песок в формочку и перевернуть, что получится? Просыпать
песок струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те же операции.
Вывод: мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет. Когда
песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и они слипаются.
«Состояние почвы в зависимости от температуры»
Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.
Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать
наблюдательность, мыслительную деятельность.
Материал: земля, лейка с водой
Ход: В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее
руками: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), светлокоричневая. Воспитатель
поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать
ее, рассмотреть (земля потемнела, стала мокрой, липкой, склеивается в комочки,
от холодной воды почва стала холоднее)
Вывод: изменения погодных условий приводит к изменению состояния почвы.
«Вода и снег»
Цель: закрепить знания о различных состояниях воды. Способствовать
формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность,
мыслительную деятельность.
Материал: снег, 3 одинаковых ведерка
Ход: Внести в группу снег и лед – что быстрее растает?
В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье –
лед.
Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает
последним.
«Замерзание воды»
Цель: закреплять знания детей о свойствах воды. Воспитывать познавательный
интерес к миру природы.
Материал: ведерко, поднос
Ход: Налить воду в ведерко и на поднос. Вынести на холод. Где вода быстрее
замерзнет? Объяснить, почему вода на подносе замерзает быстрее.
«Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить детей с агрегатными состояниями воды – жидким и твёрдым;
показать с помощью опытов, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется
краска.
Материалы : готовые цветные льдинки, поднос; формочки с водой, краска
(гуашь, акварель), палочки для размешивания, формочки, верёвочки для каждого
ребёнка.
Ход. Воспитатель показывает цветные льдинки и просит детей подумать, как они
сделаны. Дети высказывают свои предположения. Затем все вместе размешивают
в воде краску, заливают водой в формочки, опускают в них верёвочки, ставят на
поднос, выносят на улицу и во время прогулки следят за процессом замерзания.
Затем дети вынимают льдинки из формочек и украшают ими участок.
Вывод: вода растворяет в себе краску, замерзает на холоде.