Автор: Сакова Алена Валерьевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДЮЦ "Новое поколение"
Населённый пункт: БАШКОРТОСТАН РЕСПУБЛИКА, БЕЛЕБЕЕВСКИЙ РАЙОН, БЕЛЕБЕЙ
Наименование материала: сценарий деловой игры
Тема: Спасем планету вместе
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детско-юношеский центр
«Новое поколение» г.Белебея муниципального района Белебеевский район
Республики Башкортостан
Открытое занятие
«Спасем планету вместе!»
Автор: Сакова А.В, педагог
дополнительного образования МАОУ
ДО ДЮЦ «Новое поколение» г.Белебея
Дата проведения 10.11.2022г.
2022 г.
Тема: «Спасем планету вместе»
Форма проведения: Деловая игра
Возрастная категория: обучающиеся 3-4 классов
Цель: сформировать первоначальные представления детей об экологии, и её роли в
жизни людей, об охране природы.
Задачи:
- обучать правильному отношению к природе,
- расширять знания учащихся об экологических проблемах, развивать умение видеть
и чувствовать красоту родной природы, воспитывать экологическую культуру,
активность, самостоятельность.
- учить задумываться о необходимости сохранения природы.
- формирование у учащихся активной жизненной позиции.
- осознание себя жителем планеты Земля, чувства ответственности за сохранение ее
природы.
Оборудования: мультимедиа, бейджики, 10 картонных коробок, 10 ножниц, 10
емкостей с землей, семяна растений, стаканчики для воды, 4 контейнера для
сортировки мусора, емкость с мусором, раздаточный материал для детей, краски,
поролоновые губки, влажные салфетки, вода, плакат с изображением планеты.
План занятия:
I. Организационный момент
Минутка вхождения в занятие
II. Сообщение темы и цели урока
III. Деловая игра
IV. Подведение итогов
Ход мероприятия
I. Организационный момент
Проверить готовность к мероприятию.
II
. Сообщение темы занятия
Председатель комиссии:
Здравствуйте коллеги! Сегодня мы собрались на экстренную конференцию.
Тема нашей конференции защита нашей планеты - Земля. Представлюсь Сакова
Алена Валерьевна, председатель комиссии. Рада приветствовать всех экспертов
нашей комиссии.
Человек
-
часть
природы,
находится
с
природой
в
постоянном
взаимодействии. Загрязнение природы влияет на здоровье человека. Погубив
природу люди, могут погибнуть сами. И вы, как «Люди будущего» должны взять
решение этой проблемы в свои руки.
III
.
Деловая игра
Предлагаю вашему вниманию просмотр ролика о сложившейся проблеме.
Просмотр ролика «Наша земля»
Итак,
нам
как
экспертам
необходимо
выявить,
какие
существуют
экологические проблемы, причины их возникновения, последствия экологических
проблем, пути решения их решения. С чего начнем коллеги?
Анастасия:
Я думаю первая проблема это мусор, который оставляет человек в результате
своей жизни.
Радмила: Все мы должны помнить об ответственности любого из нас за
сохранение природы нашей удивительной планеты и не загрязнять её.
Председатель комиссии: Хорошо, каждый из нас помнит и следит за этим. А
как быть с остальным населением планеты?
Дарья: Необходимо больше информации давать людям о состоянии нашей
планеты, отдельно на предприятиях проводить беседы, уже с детских садов и школ
объяснять детям всю серьезность ситуации и как может каждый человек помочь
своей планете.
Председатель комиссии: Замечательно. А если, все таки, найдутся такие
люди, которые уже привыкли жить определенным образом?
Динара: Я думаю нужен закон об уплате штрафов за загрязнение
окружающей среды. Для каждого человека и для организаций отдельно.
Председатель комиссии: Да, это действительно может помочь. А что же нам
делать с тем мусором, который уже имеется?
Анастасия: Необходимо этот мусор правильно перерабатывать, а для этого
его необходимо грамотно сортировать.
Председатель комиссии: Абсолютно согласна. В процессе принятия решения
о предотвращении экологической катастрофы мы с вами не должны забывать о
собственном здоровье. Коллеги, предлагаю нам с вами немного размяться, пройти к
выставленным контейнерам. Распределите мусор по контейнерам согласно всем
правилам
Звучит музыка
Вы замечательно справились с задачей.
Теперь считаю необходимым вам показать письмо, на нем не было
обратного адреса.
Давайте вместе прочтем его:
Я нужен людям. Я даю кислород, очищаю атмосферу от вредных веществ. Я
даю приют своим многочисленным жителям: медведям, кабанам, лисицам, лосям,
зайцам, белкам. Но в последнее время мне стало трудно. Люди вырубают мои
деревья, жгут костры, прокладывают дороги, отстреливают животных, рвут
цветы. А еще меня мучают лесные насекомые-вредители. Я болею, а люди лечат
меня разными химическими средствами. Но от таких лекарств мне еще хуже. Ведь
когда меня опрыскивают, то гибнут не только вредители, но и мои защитники-
муравьи, птицы. А если бы меня не загрязняли, не разрушали муравейники,
правильно вырубали деревья, я бы сам восстанавливался и защищался от
вредителей. (ЛЕС)
Меня редко вы можете видеть. Хотя раньше я занимала большую часть
территории нашей страны. Но сейчас меня почти полностью распахали. В
результате утрачено около 25 процентов плодородных земель. Почти исчезли
многочисленные виды степных растений и животных. Не выдержу я такой жизни.
Погибну! Помогите мне, люди!( Степь)
Как вы думаете чей это крик о помощи?
Ответы: лес, степь.
Председатель комиссии: Тяжело оставаться равнодушными к таким словам.
Необходим целый комплекс мероприятий по сохранению природы нашей планеты.
Как вы считаете как можно помочь лесу, полям, степям?
Радмила: Одним из способов бережливого отношения к природе является
создание заповедников.
Председатель комиссии: Да, это действительно так. Для этого создаются
особо охраняемые природные территории (ООПТ). Различаются следующие
категории особо охраняемых природных территорий: государственные природные
заповедники, национальные парки, природные парки, памятники природы,
государственные природные заказники, дендрологические парки и ботанические
сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Заповедник – участок земли или водной поверхности, который находится под
особой охраной государства. Там проводятся научные исследования
Дарья: Необходимо не только оберегать, то, что есть, но и создавать руками
человека новые леса и парки.
Председатель комиссии: Совершенно верно! Нам с вами необходимо
принять в этом непосредственное участие. Прошу пройти вас к столу. Мы посадим
семена разных растений.
Звучит песня «Может знает лес» (из м/ф «Князь Владимир)
Заповедниками охраняется не вся природа, а только ее часть. Например,
редкие растения и животные, болото, озеро. Деятельность человека не запрещена
полностью, а только ограничена.
Национальные парки. Это большие охраняемые участки. Они отличаются тем,
что заповедники закрыты для туристов, а национальные парки всегда рады
посетителям.
Флора – все растения на определенной территории.
Фауна – все животные, обитающие на определенной территории.
Председатель комиссии: Так для чего же создают заповедники!?
Динара: Никому уже не надо доказывать, как губительно воздействует
современный человек на живую природу. Все меньше и меньше остается
нетронутых уголков природы. Каждый год Красная книга пополняется
исчезающими представителями животного и растительного мира.
Председатель комиссии: Слова “заповедник” и “заповедовать” известны
давно. Летописи времен княгини Ольги уже упоминают о наличии таких территорий
в Киевском княжестве. Их можно найти в Своде законов князя Ярослава Мудрого.
Уже в старину люди стали задумываться о том, что необходимо защищать природу
от самих себя.
Именно благодаря мудрости наших предков некоторые земли сохранились в
почти нетронутом состоянии. Этим было положено начало заповедникам и
заказникам.
Мария: Почему человек в давние времена сохранял природу? Именно этого
требовали религиозные обычаи. Ведь у многих народов есть почитаемые святые
земли. И некоторые современные заповедники возникли на месте бывших
монастырей.
Председатель комиссии: Спасибо за ваше интересное сообщение. Кто-то
может еще хочет что-то сказать?
Анастасия: Охранять природу можно не только в заповеднике. Это можно
делать и в своем городе: озеленил пришкольный участок, проявил заботу о зверях и
птицах зимой, повесил кормушку в парке, на своем балконе, окне – это и будет твой
посильный вклад в дело сохранения окружающей живой природы.
Председатель комиссии: абсолютно с вами согласна коллега! Сейчас я
предлагаю вам снова принять непосредственное участие в сохранности нашего
живого мира. Мы с вами сделаем кормушки для птиц. Я приглашаю вас к нашему
исследовательскому столу. (дети изготавливают кормушки для птиц из картонных
коробок.)
Звучит музыка
IV
. Подведение итогов.
Председатель комиссии: Прекрасен мир, который нас окружает, прекрасна
природа в любой точке нашего земного шара несмотря на то, что она очень
непохожа и разнообразна. Человек издавна восхищался твореньями, которые
создала матушка природа: удивительными растениями и животными. Мы с вами
знаем, что жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из окружающей среды
люди получают кислород, продукты питания, сырье для промышленности,
лекарство и многое другое. Но, к сожалению, человек не всегда задумывается о
бережном отношении к природе.
Просмотр видеоролика «Наша земля»
Председатель комиссии: Слово предоставляется секретарю для оглашения
резолюции нашей конференции.
Секретарь Евгения: Что же мы можем сделать, чтобы сохранить нашу
природу, нашу планету?
- Беречь и сажать растения.
- Помогать птицам выживать в дикой среде, а так же не разорять гнезда.
- Не мусорить.
- Не разжигать костров.
- Бережно относиться к животным.
- Не уничтожать растения, цветы.
- Государство создает Красную книгу, организует заказники, охотничьи
угодья, заповедники и регулирует закон о штрафах и наказаниях.
Председатель комиссии: Кто согласен с резолюцией, прошу поднять зелёный
листок, кто с чем-то не согласен – красный, кто воздержался – жёлтый.
И теперь закрепим нашу резолюцию и создадим картину, которую назовем
«Сохраним планету вместе» (вокруг изображения земного шара дети отпечатывают
разноцветные ладошки)
Я нужен людям. Я даю кислород, очищаю атмосферу от вредных
веществ. Я даю приют своим многочисленным жителям: медведям,
кабанам, лисицам, лосям, зайцам, белкам. Но в последнее время мне
стало трудно. Люди вырубают мои деревья, жгут костры,
прокладывают дороги, отстреливают животных, рвут цветы. А еще
меня мучают лесные насекомые-вредители. Я болею, а люди лечат меня
разными химическими средствами. Но от таких лекарств мне еще хуже.
Ведь когда меня опрыскивают, то гибнут не только вредители, но и мои
защитники- муравьи, птицы. А если бы меня не загрязняли, не разрушали
муравейники, правильно вырубали деревья, я бы сам восстанавливался и
защищался от вредителей. (ЛЕС)
Меня редко вы можете видеть. Хотя раньше я занимала большую
часть территории нашей страны. Но сейчас меня почти полностью
распахали. В результате утрачено около 25 процентов плодородных
земель. Почти исчезли многочисленные виды степных растений и
животных. Не выдержу я такой жизни. Погибну! Помогите мне, люди!
( Степь)
МЕТАЛЛ
ПЛАСТИК
СТЕКЛО
БУМАГА
МУСОР