Автор: Зайцева Светлана Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ МАЯЧОК детский сад № 110
Населённый пункт: город Нижний Тагил Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние музыкальных способностей на речевое развитие детей с особыми образовате6льными потребностями"
Раздел: дошкольное образование
«Влияние музыкальных способностей на речевое развитие
детей с особыми образовательными потребностями»
муз. руководитель МАДОУ МАЯЧОК
Зайцева Светлана Владимировна
детский сад № 110
г. Н.Тагил
Наш детский сад имеет коррекционную направленность, его посещают
дети с речевой патологией и задержкой психологического развития. В связи с
этим у детей наблюдается неустойчивость внимания, плохая память, нарушение
звукопроизношения, снижение активного словарного запаса, нарушения
грамматического строя речи, чувства ритма, темпа, излишнее напряжение
мышечного тонуса при движениях, нарушение координации движений и
ориентировки в пространстве, затруднения в передаче эмоций. Из-за
нарушения координации между голосом и слухом такие дети чаще всего
бывают «гудошниками» т.е. поют только на одном или 2-х звуках.
Имеющиеся у детей проблемы, я решаю в одном из разделов
общеобразовательной программы в разделе – музыкальная деятельность.
Каждый вид музыкальной деятельности направлен на развитие музыкальных
способностей ребёнка.
Пение, как известно, является важнейшим средством музыкального
воспитания. Оно способствует развитию - психических процессов и свойств
личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); расширению
кругозора, нормализации деятельности периферических отделов речевого
аппарата
(дыхательного,
артикуляционного,
голосообразовательного);
развитию речи за счёт расширения словаря и улучшения произносительной
стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм,
тембр, динамика (сила голоса)
А для заикающихся детей пение напевных протяжных песен способствует
исправлению дефекта речи.
Так как многие дети с задержкой речевого развития поют гудящими
голосами в пределах 1,2,3 звуков, то особое внимание я уделяю развитию
координации между голосом и слухом, звуковысотного, мелодического слуха
и диапазона, соответствующего возрасту ребёнка.
Песня так же помогает развитию у ребёнка чувство ритма, темпа. Ведь
необходимо
правильно
пропеть
ритмический
рисунок
мелодии,
при
необходимости прохлопать, простучать музыкальными инструментами, если
есть паузы, соблюсти их, спеть в едином темпе не отставая и не опережая
друг друга. Это чрезвычайно сложные задачи для детей с ОНР и ЗПР и
решаются они не за один год.
Работая
над
правильным
произношением
слов,
учу
детей
проговаривать текст в ритме песни с яркой артикуляцией, в медленном
темпе, вполголоса, а иногда и шёпотом, что помогает развитию правильной,
отчетливой дикции.
Для развития у детей чистоты интонирования использую пение на
различные слоги, звукоподражания, что позволяет закреплять с детьми звуки,
которые они проходят на данный момент с логопедом.
Для развития артикуляционного аппарата использую артикуляционную
гимнастику по методу В.В. Емельянова и упражнения на дыхание по методу
Э.М. Чарелли. Правильное певческое дыхание помогает ребёнку пропевать
слова и фразы не разрывая их, это способствует развитию правильного
речевого дыхания.
Дети с речевыми нарушениями имеют нарушение чувства ритма, темпа, то
очень важно использовать в работе с такими детьми игру на музыкальных
инструментах.
Это способствует:
-развитию внимания и памяти, которые потребуются каждому ребёнку,
играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою
партию.
-развитию координации движений при игре на таких музыкальных
инструментах,
как
бубен,
барабан,
вертушке,
трещотках,
маракасах,
металлофоне и других.
-развитию мелкой моторики пальцев при игре на колокольчиках,
металлофоне, треугольниках, ложках.
-развитию
тембрового
и
фонетического
слуха
в
музыкально-
дидактических играх типа «На каком инструменте я играю».
-развитию музыкального слуха, чувства ритма, темпа, так как играть
нужно в едином темпе, ритме, или, наоборот, в разных ритмах, что ещё
сложнее.
Поэтому наши дети учатся играть на музыкальных инструментах сначала
сильную долю во вступлении к песне, на проигрыш, на звучание русской
народной песни, а затем и ритмический рисунок исполняют.
Большое значение для развития координации движений, ориентировки в
пространстве, имеют музыкально-ритмические движения.
Это такой вид исполнительской деятельности детей, который включает
упражнения, пляски, игры.
Среди музыкально-ритмических движений большое место занимают
музыкально-ритмические
упражнения,
которые
используются
как
на
музыкальных занятиях, так и на физкультурных:
1.
Ходьба, бег, прыжки.
2.
Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов
(т.е. общеразвивающие упражнения ).
3.
На развитие ориентировки в пространстве
4.
Танцевальные, плясовые движения
5.
На развитие мышечного чувства, мышечного тонуса (без музыкального
сопровождения).
6.
Упражнения с предметами: мячи, ленты, погремушки и т.д.
7.
Упражнения на релаксацию
Танцы наиболее сложный вид деятельности для детей с речевыми
нарушениями, так как они часто выполняют движения не ритмично, не в
темпе музыки. Особенно это заметно в паре: каждый выполняет в своём
темпе подскоки, боковой галоп, неритмичные хлопки, притопы, не понимают
где правая сторона, где левая, плохо ориентируются в направлении движения
танца, не запоминают последовательность движений. И всё же танцы могут
детей
многому
научить:
развить
внимание,
память,
ориентировку
в
пространстве, чувство ритма,
координацию движений, а ещё механизм
подстройки движений к музыке и к движениям партнера.
С большим удовольствием дети исполняют танцы под песни в
аудиозаписи. Например: танец «Весенняя капель» муз. С. Соснина, сл. И.
Вахрушевой; «Зимний танец» под песню «У леса на опушке» муз. Э. Ханка,
сл. С. Островой, «Танец с осенними листочками» под песню «Осенние
дорожки» муз. О. Поляковой, сл. В. Орлова.
Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями
речи, поскольку помогают им координировать пение и движение. Также они
могут использоваться не только на музыкальном занятии с музыкальным
сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности,
поэтому я стараюсь чаще их использовать.
Очень
важным
видом
деятельности
для
детей
с
задержкой
психологического развития является восприятие музыки. Оно пронизывает все
виды музыкальной деятельности. Ведь прежде чем разучить песню, танец,
игру необходимо прослушать музыкальное произведение, прочувствовать его
понять содержание.
Опираясь на программу О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры» и
приём полихудожественного уподобления характера музыки я составила для
работы с детьми ОНР и ЗПР план – программу развития эмоционально -
образного словаря по каждому времени года начиная со средней группы, т.к.
в нашем детском саду нет младших групп.