Автор: Адамова Наталья Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №1"
Населённый пункт: г.Сургут ХМАО - Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Как проводить приемные испытания в детскую музыкальную школу"
Раздел: среднее профессиональное
«Как проводить приемные испытания в детскую
музыкальную школу»
Методическая разработка
Подготовила:
Адамова Наталья Владимировна,
преподаватель фортепиано муниципального
бюджетного учреждения
дополнительного образования
«Детская школа искусств №1»
РФ, г. Сургут
Пояснительная записка.
Вопрос о том, как проводить приёмные испытания в музыкальную
школу, всегда волнует преподавателей учебных заведений. В практике школ
ещё
нет
единых
установок
по
этому
вопросу
и
существуют
самые
разнообразные формы и приёмы определения музыкальных данных.
Приёмные
экзамены
делятся
на
два
этапа:
подготовительный
и
собственно экзамен. Подготовительный этап является очень ответственным.
Ведь целью каждого экзамена служит отбор детей с лучшими музыкальными
данными. А для этого необходимо провести подготовительную работу по
привлечению большего числа детей, желающих обучаться музыке.
Большую роль играет планирование приёма по специальностям. Оно
значительно облегчает работу, вносит ясность и помогает проводить прием
целенаправленно.
Наиболее
трудным
является
привлечение
детей
на
оркестровые специальности, и особенно в классы обучения игре на народных
инструментах. Здесь могут помочь пропаганда, популяризация оркестровых
инструментов.
В 2014 учебном году в ДШИ №1 расширили рамки взаимодействия с
общеобразовательными школами. Провели 4 концерта в двух близлежащих
школах для первых и вторых классов в количестве 400 учащихся. На этих
встречах мы рассказали о народных инструментах и исполнили интересные и
доходчивые для детей пьесы. Укрепление связей с общеобразовательными
школами будет содействовать лучшему отбору детей в музыкальную школу.
Как правило, на вступительных экзаменах у ребёнка выявляют наличие
музыкальной одарённости в момент проведения испытания, и ничего не
делают для того, чтобы определить степень интенсивности музыкального
развития в будущем.
Не
редки
случаи,
когда
ребенок
со
средними
или
слабыми
музыкальными
данными
показывает
в
будущем
большие
успехи
в
музыкальных занятиях. Но бывает и наоборот, когда дети, проявившие на
вступительных экзаменах хорошие данные, в дальнейшем процессе обучения
развиваются с большими проблемами.
Наиболее
эффективные
результаты
выявления
музыкальных
способностей дают непосредственные встречи — занятия преподавателя с
экзаменующимся в классе по специальности. Поэтому организация в школах
искусств подготовительных групп даёт самую лучшую возможность отбора
детей
с
хорошими
музыкальными
данными.
Создание
таких
групп
и
2
дальнейшая
работа
по
усовершенствованию
проведения
вступительных
испытаний помогут избегать ошибок и случайностей.
Педагогическая работа начинается по существу с приёмных испытаний,
на
которых
проводится
отбор
детей,
обладающих
музыкальными
и
профессиональными
данными.
Обычно
он
сводится
к
использованию
стандартных,
унаследованных
приёмов,
которые
не
всегда
способствуют
действительному выявлению необходимых данных для занятий музыкой.
Отбор детей — акт большого значения. Его необходимо проводить в
соответствии
с
определёнными
задачами
и
в
обстановке,
которая
способствует выявлению различных сторон музыкальных данных, а также
свойств
характера
ребёнка.
Именно
вся
совокупность
разнообразных
музыкальных
качеств
и
черт
его
характера
важны
для
определения
профессиональных данных ребёнка.
Практика
показывает,
что
наиболее
важным
пока з ат е ле м
музыкальности ребёнка является его музыкальный ритм и хорошее общее
развитие. Музыкальный слух нередко находится в скрытом состоянии и в
процессе занятий начинает выявляться. Память развивается в зависимости от
общего развития слуха, а моторные данные большей частью сопутствуют
хорошему ритму.
В
данной
методической
работе
поставлена
цель
обобщить
опыт
проведения
вступительных
экзаменов
в
некоторых
Санкт-Петербургских
музыкальных школах, а также ознакомиться с опытом польских музыкальных
школ.
Познакомимся
с
тем,
как
проходят
приёмные
испытания
в
группу
педагогической
практики
Санкт-Петербургской
консерватории.
Дети
разбиваются на небольшие группы по 10 человек в каждой. Группа (со
студентом в первой паре) входит в большой класс под звуки марша. Марш
сменяется колыбельной, затем полькой, затем снова следует марш. Как только
дети поймут (а это происходит через несколько минут),что им нужно делать,-
ведущий экзамена перестает ими руководить, и они уже самостоятельно
«шествуют» под музыку.
Если дети не занимались в детском саду, то педагогу рекомендуется
перед
исполнением
новой
музыки
предупреждать
их
о
её
характере
и
показывать, какие движения нужно делать: во время марша — ходить, во
время польки — прыгать, при исполнении колыбельной — покачиваться.
После того, как дети познакомились с маршем, колыбельной и полькой,
педагог играет их вразбивку, внезапно меняя одну музыку на другую, а
комиссия наблюдает, кто из детей сумел быстро переключиться и переменил
3
характер движения, кто услышал новую музыку, но забыл, что нужно делать,
а кто совсем не обратил внимания или не услышал смену музыки.
Во
время
шествия
комиссия
фиксирует
свои
наблюдения
в
индивидуальной
для
каждого
ребёнка
анкете.
При
этом
одновременно
наблюдается и отмечается не только реакция на слушание музыки, но и
реакция
на
смену
музыкального
ритма,
ритмические
способности.
Не
целесообразно
сокращать
это
весьма
показательное
для
наблюдения
«шествие под музыку». В этот период испытаний можно частично судить и о
некоторых чертах характера ребёнка: застенчивые, бойкие, вялые — каждый
по-своему реагирует на музыку.
Положительным
фактором
шествия
под
музыку
является
разрядка
напряженной
предэкзаменационной
атмосферы.
Эти
несколько
минут
маршировки благотворно влияют на детей. Они полностью раскрываются и
выявляют свои музыкальные данные и, что очень важно, некоторые черты
своего характера.
Те
же
музыкальные
образцы
(марш,
колыбельная,
полька)
рекомендуется использовать и при выявлении мелодического слуха. Наличие
мелодического слуха определяется узнаванием мелодий. Если ребенок узнаёт
мелодии,
под
которые
он
маршировал,
он
несомненно
обладает
мелодическим слухом. Для этого дети делятся на группы, каждый получает
«свою музыку». Он должен запомнить её и затем безмолвно подымать руку,
когда
она
звучит.
Так
как
отрывки
играются
вразбивку,
то
от
каждого
требуется
большое
внимание,
чтобы
уловить
момент
исполнения
«его»
музыки.
Чтобы
избежать
необоснованных
ошибок,
а
также
для
проверки
устойчиво сти
внимания,
каждый
из
от рывков,
в
р а з л и ч н о й
последовательности, проигрывается 2-3 раза.
По окончании испытания одной группы таким же образом проверяется
другая. В игре все участвуют по разному: активные и хорошо слушавшие
музыку дети не только поднимают руку на «свою музыку», но запоминают,
кому из товарищей досталась какая музыка, и подсказывают ему. Пассивные
дети
совсем
не
поднимают
руку,
есть
дети,
которые
«свою»
музыку
не
запомнили и продолжают поднимать руку на все музыкальные отрывки.
Главным
в
этом
испытании
выступает
один
из
показателей
особенностей нервной системы - её подвижность.
Серьёзное
внимание
на
приёмных
испытаниях
следует
уделить
выявлению координационных способностей, вернее, предпосылок к ней.
4
В своей статье «Выявление музыкальных и профессиональных данных
на приёмных испытаниях» выдающийся скрипач и педагог Л. Сигал (1)
подчёркивает, что «одним из наиболее существенных условий для успешного
овладения
инструментом
является
быстрое,
почти
одновременное
чередование «видеть — захотеть — сделать». Для того, чтобы выполнить
вызванные
намерением
определённые
движения,
нужно
обладать
рядом
навыков. Но эти навыки можно усвоить и выработать только при наличии
координационных
способностей,
выявление
которых
целесообразно
проводить планомерно: начиная с самого простого и лёгкого, постепенно
увеличивать трудность упражнений».
После «шествия под музыку» обследуемой группе даётся задание: по
счёту «раз — два — три» на 3! сразу поднять правую руку, а затем тоже с
левой рукой (можно отхлопать в ладоши). Положительно отмечаются те дети,
которые сразу и точно «на 3» выбрасывают вверх соответствующую заданию
руку.
Если
ребёнок
запаздывает,
либо
в
нерешительности
делает
не
то
движение,
либо
не
той
рукой,
выполнение
задания
не
считается
удовлетворительным. Следующее задание (также на 3) — притопнуть ногой
поочерёдно правой и затем левой. Это задание труднее вследствие более
сложного двойного движения (вначале нужно ногу поднять, затем топнуть и
при этом сохранять равновесие).
Целесообразно выявлять координационные способности и по линии
мелких, пальцевых движений.
Первые попытки в этом направлении предприняли варшавские
педагоги Г.Радзивонович и Г. Холодовский. Было установлено, что
двигательную одарённость образуют следующие компоненты:
1)ощущение и запоминание расстояний,
2)мышечно — осязательное чувство,
3)способность подражать движениям,
4)быстрая двигательная реакция,
5)синхронизация движений,
6)способность быстро формировать цепочки двигательно — динамических
стереотипов.(2)
Рассмотрим
некоторые
из
этих
компонентов.
ОЩУЩЕНИЕ
И
ЗАПОМИНАНИЕ РАССТОЯНИЙ.
В
целях
выявления
этого
свойства
Г.
Радзивович
рекомендует
следующее
упражнение:
ребёнок
должен
коснуться
указанной
точки
на
клавиатуре. Затем ему следует повторить несколько раз это движение, причём
некоторые повторения делаются с закрытыми глазами. На этот последний
пункт проверки необходимо обратить особое внимание, ибо только этот,
5
неконтролируемый зрением способ действия может быть назван
в чистом
виде, основанном на мышечной памяти.
Иной
вариант
этого
способа
проверки
предлагают
преподаватели
варшавской музыкальной школы им. Ф. Шопена: на миллиметровой бумаге
нарисованы
2
кружка
(диаметром
1см),
расстояние
между
которыми
составляет 4 см. Задание остаётся прежним, однако места попаданий точно
фиксируются, что даст возможность сравнивать результаты. Затем ребёнку
дается более сложная задача: проделать то же самое с 3 кружками.
БЫСТРОТА ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ определяется тем, насколько
быстро нервная система исполнителя способна осуществлять торможение,
гасить или возбуждать условный рефлекс. Для проверки этой способности
ребёнку показывают несколько типов движения и организуют игру, в которой
в ответ на определённый сигнал он должен изменить характер движения либо
вообще прервать его.
СИНХРОНИЗАЦИЯ
ДВИЖЕНИЙ
представляет
собой
комплекс
сложных
и
разнородных
движений
рук
и
пальцев.
В
качестве
примера
обратимся к полиритмии. Трудности при изучении таких фигур чаще всего
вызваны слаборазвитым чувством ритма, неумением ощутить общий ритм
двух сплетающихся линий. Непременным условием успешного овладения
приёмами такого рода является умение одновременно исполнять разнотипные
движения. Умение это проверяется следующим образом: ребёнок пытается
исполнить одновременно два отличных друг от друга движения (portato и
legato), возможен и другой вариант — тип движения общий, но одна из рук
должна выполнить его в два раза быстрее.
Ещё
в
1952
году
при
ленинградском
городском
методическом
объединении группа педагогов под руководством кандидата биологических
наук
Л.А.Фирсова
решила
усовершенствовать
методику
приёмных
испытаний с учётом современных научных знаний о ребёнке
Приёмные испытания по выработанной методике начали проводиться в
ДМШ Фрунзенского района. До испытаний проводилась подробная беседа с
родителями, в которой выяснялись условия жизни и интересы ребёнка. Сами
испытания проходили в течение двух смежных дней.
Детей разделили на группы по 8 человек одного возраста. С учётом
того — учатся ли в школе, ходят ли в детский сад. Перед педагогами стояла
задача выявления не только музыкальных способностей, но и ряда других
свойств ребёнка:
быстро ли заучивает, прочность заученного, быстро ли
переключается с одного задания на другое, как концентрирует внимание, есть
ли
выдержка,
внутренние
представления,
какова
эмоциональность,
заинтересованность и т. д.
6
Все эти качества могут быть выявлены только в процессе обучения и в
процессе
исполнения
ребёнком
музыкального
произведения.
Вот
почему
было решено дать коллективный урок всем поступающим детям.
Для членов комиссии был выработан ряд вопросов, на которые они
давали письменные ответы. Им же поручалось наблюдение за отношением
ребёнка к происходящему во время испытаний. Испытания проводил педагог
— теоретик, имеющий опыт групповых занятий с детьми. Большое внимание
было обращено на создание непринужденной атмосферы.
Прежде чем начать занятия, экзаменатор знакомился с детьми, называл
себя детям, спрашивал их фамилии, имя, возраст. В дальнейшем, обращаясь к
детям, он называл каждого по имени и это сближало детей с педагогом, они
становились доверчивей, постепенно переставали смущаться.
Урок начинался с разучивания песни. Сложность выбора песни для
разучивания
на
вступительных
испытаниях
заключается
в
том,
что
предлагаемый материал должен быть достаточно доходчивым. Песня (со
вступлением)
предлагается
певучая,
ясная
по
форме,
без
тональных
отклонений и хроматизмов и удобная для пения даже без сопровождения.
Диапазон не больше октавы и не выше ре второй октавы. Словарный состав
песни должен соответствовать возрасту детей, следует учить не более двух
куплетов.
Выбранную песню педагог сначала поёт сам, а затем вместе с детьми
анализирует её, выясняет, о чём говорится в песне, какое настроение в песне,
понравилась ли она. Уже по тому, как дети слушают песню и как участвуют в
беседе,
выявляются
многие
их
характерные
черты.
Один
нетерпеливо
вертится на стуле, не спуская глаз с педагога. Едва закончилась песня, он
сразу начинает говорить про то, что слышал. Другой спокойно сидит и как
будто слушает, но в ответ на вопросы только улыбается. Иной ребёнок только
уныло
осматривает
стены,
отвечает
только
после
настоятельных
просьб.
Соседка его спокойно и внимательно слушает, толково отвечает на вопросы,
неодобрительно посматривает на мальчика, который старается перебить её, а
мальчик живо осматривает во время исполнения песни всё окружающее, он
как
будто
не
слушает,
но
в
беседе
принимает
активное
участие
и
даёт
толковые ответы.
Известно, что педагогический процесс протекает удачно, если ученик
заинтересован
предметом
и
это
помогает
ему
сосредоточиться,
хорошая
успеваемость
может
быть
лишь
тогда,
когда
быстро
усваивается
новый
материал
и
когда
у
ученика
имеется
способность
упорно
и
терпеливо
преодолевать трудности. Естественно, что отсутствие на первой проверке тех
качеств,
которые
способствуют
успешным
занятиям,
или
наличие
таких
7
качеств,
которые
будут
способствовать
хорошей
успеваемости,
еще
не
позволяют
делать
определенных
выводов.
Но
должны
быть
отмечены
комиссией.
Закончив первый разбор песни, педагог повторно прочитывает весь
текст, после чего дети повторяют его и поют сначала каждый куплет в
отдельности.
Затем
всю
песню
хором.
Для
того,
чтобы
проверить,
как
запомнилась выученная песня каждому из экзаменующихся предлагают спеть
всё, что он помнит. Очерёдность пения устанавливается по желанию детей.
Обычно
первыми
выражают
желание
самые
бойкие
дети,
охотно
соглашаются спеть и те, которые хорошо запомнили песню. При надобности
педагог
подсказывает
текст
и
поддерживает
в
тональности,
подыгрывая
мелодию на рояле или подпевая её. Индивидуальные способности каждого
ребёнка здесь проявляются очень ярко: один не ждёт, пока педагог закончит
играть вступление и сразу начинает петь, другой вступает вовремя, третий
вовсе не вступает, четвёртый вступает, когда захочет.
Если ребёнок вступает правильно — это означает наличие выдержки и
внимания,
если
неправильно
—
это
показывает
или
отсутствие
у
него
музыкальных данных, или сильную возбудимость, или инертность, вялость.
При исполнении песни выявляются характерные особенности памяти:
один запомнил только начало, другой начало и конец, третий — всю песню,
или
хорошо
запомнил
весь
текст,
а
мелодию
импровизирует,
четвёртый,
наоборот
хорошо
запомнил
мелодию,
импровизирует
текст,
и,
наконец,
последний не запомнил ничего.
Наибольшую
ценность
представляют
те
дети,
которые
хорошо
запомнили и текст и мелодию, но следует обратить внимание на тех, которые
хорошо запомнили мелодию, а текст частично; заслуживают внимания также
те дети, которые при хорошем знании текста импровизируют мелодию.
При разучивании песни обнаруживается ещё один интересный факт:
больший
или
меньший
охват
запоминания
мелодии
и
текста.
Лучшее
запоминание мелодии и текста при условии, что дети песен не знали (а это
должно быть установлено заранее) говорит в пользу большой силы нервных
процессов, лежащих в основе памяти.
В течение занятия, которое длится 40-45 минут, комиссия отмечает не
только реакцию детей на музыку, но и главным образом — характер этой
реакции, общее поведение детей во время занятий: живой, инициативный,
активный или вялый, безразличный, пассивный. Затем детям предлагается
явиться на следующий день для индивидуальной проверки.
8
Причиной,
побудившей
проверять
детей
повторно,
явилось:
во
первых, опасение переутомить ребёнка большим количеством заданий, во
вторых,
желание
проверить
прочность
запоминания
выученной
накануне
песни, наконец, в третьих, необходимость проследить за поведением ребёнка
в тех условиях, когда с обстановкой и условиями экзамена он уже знаком.
Вторичные
результаты
бывают
отличными
от
первых
и
часто
очень
показательными.
Если
ребёнок
поёт
песню
хуже,
чем
накануне,
можно
предположить,
что
память
его
плохо
удерживает
образуемый
навык.
Некоторые хорошо поют как в первый, так и во второй день.
При отборе песни для разучивания на вступительных экзаменах важно
включать такие, в которых музыка очень выразительна, со сменой характера
либо настроения и при исполнении давала бы возможность выявить наличие
эмоциональности,
отзывчивости
на
музыку.
Заметив
отставание
у
детей,
которые туго соображали (при наличии хороших музыкальных данных), было
решено включить по ходу беседы во второй день испытаний маленькие
задачки или вопросы, которые могли бы дать суждение о сообразительности
ребенка.
Для проверки ритмического слуха предлагается ребёнку прохлопать
ладошками одну, две фразы незнакомого ему музыкального произведения,
сыгранного
педагогом
на
рояле.
Здесь
выявляются
способность
сосредоточиться, способность к слуховым представлениям и способность
быстро запоминать музыку.
Проверяется способность на внимание. Ребёнку даётся на рояле звук и
предлагается
его
повторить,
затем
задаются
2-3
вопроса
(любых),
после
которых
предлагается
вновь
повторить
звук;
если
это
задание
будет
выполнено, ему играется попевка от того же звука, после неё он снова должен
спеть данный ранее звук.
Встречаются, как иногда говорят, «гудящие» дети, которые не поют, а
тянут один и тот же звук неопределённой звуковысотности. Таким детям
играется какой-либо звук первой октавы и ребёнок должен по слуху найти на
рояле.
Все
выше
перечисленные
задания
легли
в
основу
индивидуальной
проверки
детей.
По
изложенной
методике
вступительные
испытания
проводятся в ДМШ Фрунзенского района Ленинграда с 1952 года.
Наблюдение за дальнейшим обучением детей позволяют сделать вывод,
что дети вялые, медлительные, безучастные, так же как и сильно возбудимые,
рассеянные,
как
правило,
успевают
недостаточно,
несмотря
на
наличие
музыкального
слуха.
Поэтому
комиссия
обращает
большое
внимание
на
поведение детей во время слушания музыки, исполнения песни, движения
9
под музыку, на степень участия в беседе при анализе разучиваемой песни и
других
музыкальных
произведений.
Предпочтение
отдаётся
тем,
кто
при
наличии
хороших
музыкальных
данных
отличается
живо стью,
эмоциональностью, хорошо и быстро переключается с одного задания на
другое.
Для проверки результатов опыта приёмных испытаний педагоги 2 раза
в
год
заполняли
подробные
характеристики
детей
по
специально
выработанной анкете. Наблюдения за результатами заставило лишний раз
обратить внимание на то, что часто, так называемое, «натаскивание» ученика
к
приёмным
экзаменам
создаёт
неправильное
представление
об
их
музыкальных данных. Иногда при более близком знакомстве в классе они
оказывались
малоразвитыми,
беспомощными,
вялыми,
с
трудом
воспринимающими элементарные музыкальные понятия.
С
целью
избежать
подобных
ошибок,
уже
играющим
детям
после
прослушивания
исполненной
ими
программы,
проводится
собеседование,
помогающее выявить особенности личности и интересов испытуемых наряду
с тщательной проверкой их музыкальных данных. Кроме того, даётся задание
самостоятельно
выучить
за
15-20
минут
небольшой
отрывок
(для
чего
предоставляется класс). Разумеется, подбирается заранее материал различной
трудности, в зависимости от степени подготовки.
Так как играющие дети имеют некоторый музыкальный опыт, задания
несколько
изменяются:
разучивание
песни
и
движение
под
музыку
не
проводятся; предлагается подобрать по слуху, транспонировать знакомую
мелодию.
Остальные
пункты
собеседования
остаются
те
же,
что
и
для
неиграющих. Собеседование это проводится однажды, в тот же день, после
исполнения программы.
Содержательная часть.
Обобщая опыт проведения приёмных испытаний в ДМШ Фрунзенского
района
Ленинграда
(ныне
городская
школа),
в
польских
музыкальных
школах, опыт педагогов-практиков: скрипача Л.Сигала, киевских педагогов,
предлагающих ставить отдельные оценки за слуховые и инструментальные
способности, мы решили адаптировать его к нашей ДШИ №1.
Итак, вступительные экзамены проводятся в два смежных дня. Для
этого
заявления
от
родителей
подаются
заранее,
им
объявляется
день
вступительных испытаний. В первый день проводится урок-экзамен, который
длиться 30 минут. Для этого дети делятся на группы по 6 участников и
10
составляется расписание в зависимости от количества поданных заявлений. В
большом классе с роялем расставляются 6 стульев для экзаменующихся, стол
и стулья для комиссии.
ПЕРВОЕ
ИСПЫТАНИЕ
-
«Шествие
по
музыку».
Если
в
классе
достаточно места, то можно двигаться, если мало, то можно маршировать на
месте. Необходимо, чтобы при этом музыкальное сопровождение «шествия»
отличалось
большим
разнообразием
не
только
в
отношении
темпов
и
интенсивности звучания, но и в отношении акцентов. Затем задание хлопнуть
в ладоши по счёту «раз-два-три» на счёт «три» и топнуть ногой поочерёдно
правой и затем левой на счёт «три». Каждое задание даётся по 2-3 раза.
ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ — угадывание мелодий. Детей рассаживают
на стулья и делят на 3 группы по 3 человека. Каждой группе распределяют по
одной мелодии из «шествия». Каждый ребёнок должен молча поднять руку,
когда звучит «его» музыка. Затем музыку меняют между группами.
ТРЕТЬЕ ИСПЫТАНИЕ — разучивание песни с обсуждением характера
музыки и содержания.
ВТОРОЙ ДЕНЬ ИСПЫТАНИЙ — индивидуальные занятия.
1.Проверка выученной в первый день песни.
2.Проверка ощущений и запоминание расстояний.
3.На
крышке
рояля
проверка
синхронизации
движений.
Умение
это
проверяется следующим образом: ребёнок пытается исполнить одновременно
два отличных друг от друга движения (portato
и legato), возможен и иной
вариант — тип движения общий, но одна из рук должна выполнить его в два
раза быстрее другой.
4.Разучивание простой песенки на инструменте.
РАБОТА КОМИССИИ
Члены
комиссии
заполняют
на
каждого
ребёнка
анкету,
отвечая
на
заготовленные
заранее
вопросы,
подчёркивая
нужное.
Можно
закрепить
каждого ребёнка за отдельным членом комиссии.
АНКЕТА
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ.
1.Реакция ребёнка на движения:
- ритмичен,
- отражает ли в движениях характер танца,
11
- чувствует ли изменение характера музыки,
-проявляет ли инициативу или подражает другим.
2. Вовремя ли хлопает в ладоши на счёт «три», опаздывает или ничего не
получается,
- удаётся ли вовремя топнуть правой, левой ногами, путает ноги, опаздывает
или ничего не получается.
3.Узнавание музыки:
- узнаёт, не узнаёт,
- поднимает руку быстро, замедленно, подсказывает ли соседу.
- общее поведение во время игры: сумел ли переключиться при перемене
музыкального отрывка (отметить сколько раз узнал и не узнал свою музыку).
4.Реакция
ребёнка
на
исполнение
песни:
безразличен,
сосредоточен,
внимателен, рассеян, проявляет интерес.
5.Участие ребёнка в разборе и анализе выученной песни: пассивен, активен.
6.Как запомнил выученную песню:
выразительно ли исполнил, чисто интонирует, запомнил слова, мелодию, всю
песню, часть песни, вступает вовремя, с опозданием, раньше времени.
7.Живой,
эмоциональный,
активный,
возбуждённый,
вялый,
пассивный,
равнодушный.
ВТОРОЙ ДЕНЬ.
1.Как запомнил песню: мелодию, слова, часть мелодии и слов, всю песню;
- выразительность исполнения,
- запевает сам или нужно напомнить,
- поёт песню чисто или требуется поддержка.
2.Выполняет или не выполняет задание на ощущение ширины интервалов с
одной точкой, с двумя точками, с тремя точками.
3.Умеет ли одновременно исполнять:
- разнотипные движения (portato и legato),
- общий тип движения с разной скоростью (левая отстукивает половинные
длительности, правая — четверти и наоборот).
12
4.Разучивание лёгкой песенки на инструменте (например: «Вальс собачек» из
«Первая встреча с музыкой» А.Д.Артоболевской): сумел ли запомнить всю
песенку или часть, играет с подсказкой или совсем не запомнил.
Проведение испытаний этими методами требует значительной затраты
времени. Но всё компенсируется большей уверенностью в целесообразности
занятий музыкой для отобранных детей, интересом в работе педагогов и
уверенностью
у
родителей,
что
к
подбору
детей
подошли
серьёзно
и
вдумчиво. Конечно, нельзя на 100% предсказать дальнейшую музыкальную
будущность ребёнка. Наличные задатки ребёнка развиваются по-разному.
И.П.Павлов
учит,
что
«образ
поведения
человека
обусловлен
не
только
прирождёнными
свойствами
нервной
системы,
но
и
теми
влияниями,
которые
падали
и
постоянно
падают
на
организм
во
время
его
индивидуального существования, т. е. зависит от постоянного воспитания
или обучения в самом широком смысле слова» (3).
Предложенная методика была обсуждена на заседании музыкального
отделения и апробирована в ДШИ №1 в 2014году. Конечно, чтобы увидеть
результаты и делать окончательные выводы, необходима кропотливая работа
по проведению мониторинга с целью сопоставления рекомендаций приёмной
комиссии
и
непосредственных
достижений
(а
также
особенностей
этих
достижений) в обучении нынешних первоклассников.
Первая аналитика проведена сразу же после вступительных экзаменов.
Вступительные
экзамены
проводились
21-24
мая
2014г.
На
музыкальное отделение было подано 76 заявлений: на отделение народных
инструментов
подано
28
заявлений
(такому
количеству
способствовала
проведенная
заранее
вступительная
компания
на
инструменты
народного
оркестра), 28 заявлений на фортепиано и 20 на хоровое пение.
В
предыдущие
годы
для
каждого
ребенка
вступительный
экзамен
состоял из одного прослушивания, на котором проверялись слух, память и
ритм. Ребенок пел заранее приготовленную песню, повторял предложенные
звуки и мелодический отрывок, хлопал в ладоши заданный ритм и угадывал
количество заданных звуков.
Наличие
или
отсутствие
исполнительских
способностей
не
проверялось
никак,
поэтому
часто
дети
с
хорошим
слухом,
памятью
и
ритмом, плохо приспосабливались к инструменту из-за плохой координации.
В 2014 году вступительный экзамен для каждого ребенка проходил в 2
дня. В первый день - групповой экзамен, где в непринужденной обстановке
проверялись
музыкальная
память,
ритм
и
слух.
Во
второй
день
–
индивидуальный экзамен за инструментом, где путем различных упражнений
13
проверялась координация и свобода игрового аппарата и приспособляемость
к инструменту.
Выявились моменты, говорящие в пользу того, что экзамены нужно
проводить
в
2
дня
и
исследовать
исполнительские
данные
ребенка.
Например: Анастасия М. в первый день показала низкие результаты – 3.8
баллов
(причины
могут
быть
разные),
но
во
второй
день
показала,
что
выученную в первый день песню запомнила и исполнила лучше, чем в
первый
и
получила
5
баллов
за
все
испытания
второго
дня.
Отличный
игровой аппарат и слабые показатели первого дня говорят о том, что либо она
растерялась, либо музыкальные данные нужно в дальнейшем планомерно
развивать. Благодаря результатам второго дня девочке предложено поучиться
на подготовительном отделении.
Другой показательный пример: Софья Н. отлично выучила в первый
день песню, хорошо прошла ритмические испытания, но упражнения на
запоминание
музыкального
отрывка
выполнила
плохо.
Она
с
трудом
исполнила
выученную
в
первый
день
песенку,
но
показала
хорошую
координацию
и
свободный
игровой
аппарат.
Экзамен
выявил,
что
при
наличии хорошего слуха, ритма и координации, у девочки в учебе будут
проблемы с запоминанием, хотя любая память способна развиваться. Но на
вступительных экзаменах пройдут отбор только те дети, которые покажут
хороший комплекс данных.
Еще
один
очень
яркий
пример:
Анна
Г.
в
первый
день
показала
отличные результаты и могла бы претендовать на поступление, но во второй
день
плохо
запомнила
песенку,
показала
среднюю
оценку
по
исполнительским данным и получила низкий балл. Ей также предложено
поучиться на подготовительных курсах.
Итак, на обучение в ДШИ поступили дети, получившие высокий балл.
Теперь
наша
задача
проследить,
верно
ли
были
выставлены
баллы
и
определены музыкальные данные на вступительных экзаменах. Два раза в год
будет проведено анкетирование по каждому первокласснику и определены
достоинства и недостатки экзаменационных требований для более точной
оценки экзаменующегося.
Проведение испытаний этими методами требует значительной затраты
времени. Но всё компенсируется большей уверенностью в целесообразности
занятий музыкой для отобранных детей, интересом в работе педагогов и
уверенностью
у
родителей,
что
к
подбору
детей
подошли
серьёзно
и
вдумчиво.
14
Список литературы
1.Л.Сигал
«Выявление
музыкальных
и
профессиональных
данных
на
приёмных экзаменах» - В кн.: Опыт проведения приёмных испытаний, Л.:
Музгиз, 1959, с.43.
2.И.Золотова
«О
методике
проведения
приёмных
экзаменов
в
польских
музыкальных школах». - В кн.: Вопросы фортепианной педагогики, вып.4,
М.: Музыка, 1976, с.97 .
3.И.П.Павлов. Полное собрание сочинений, т. III, кн. II, с 51.
15
ЗАЯВКА – АНКЕТА
ФИО
Адамова Наталья Владимировна
Место работы
МБУ ДО «ДШИ №1» г. Сургут
Должность
Преподаватель фортепиано
Звание
-
Образование
Витебское музыкальное училище, фортепиано
Контактный
телефон, адрес +73924222173, г. Сургут, пр. Ленина, д.32, кв.47.
Наименование
номинации
Методическая разработка
16