Напоминание

"Влияние художественной литературы на развитие словаря детей"


Автор: Сафеева Марина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 80"
Населённый пункт: г. Нижнекамск
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние художественной литературы на развитие словаря детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




тема:

«Влияние художественной литературы на развитие

словаря детей»

автор: Сафеева Марина Васильевна

Речь является основным средством человеческого общения. Без неё

человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество

информации. Благодаря речи индивидуальное сознание человека обогащается

опытом других людей, причем гораздо в большей степени, чем это может

позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного

познания: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Овладение

родным языком как средством и способом общения и познания является одним

из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве.

Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса

ребёнка играет художественная литература. Художественная

литература

открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир чело-

веческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображе-

ние ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского ли-

тературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм род-

ного языка.

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культу-

ры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихе-

ева, Е.А. Флёрина, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Ф.А.

Сохин, А.А. Леонтьев и др.).

Литературное произведение выступает совершенным образцом связной

контекстной речи. На это в своё время обращал внимание К.Д. Ушинский. Он

подчёркивал, что в литературном произведении ребёнок встречается с лучшими

формами родного языка, выработанными народом и литературой, где каждое

выражение есть результат мыслей и чувств многих поколений. [1, с.142].

Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниа-

тюр народного творчества - потешек, песен, народных сказок. Глубокая чело-

вечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образ-

ность языка - особенности этих фольклорных произведений-миниатюр.

Речь ребёнка становится непосредственной и живой, если мы выполняем

следующие условия:

3

1.

Используем

произведения

художественной

литературы,

соответствующие возрасту детей.

2. Воспитываем интерес к языковому богатству через разнообразные

жанры литературы.

3. Обогащаем речь ребёнка новыми словами и выражениями.

4. Развиваем все стороны детской речи: фонетическую, лексическую и

грамматическую.

5. Учим выразительной речи, используя при этом разнообразные средства

выразительности (интонацию, мимику, движения, эпитеты, метафоры).

6. Развиваем образность речи, что является составной частью воспитания

культуры речи.

7. Используем художественную литературу, которая развивает мышление

и

воображение,

обогащает

эмоции

детей,

даёт

прекрасные

образцы

литературного языка.

8. Предлагаем творческие задания на придумывание детьми сравнений,

эпитетов, загадок, рассказов и сказок - повышаем внимание к слову, к его

точности, уместности употребления.

Народ - непревзойдённый учитель речи детей. Ни в каких других произ-

ведениях, кроме народных, вы не найдёте такого идеального расположения

труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения ря-

дом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Был бык

тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не

по-колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому пол-

колпака гороху». [2; 35] Доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор поте-

шек, дразнилок, считалок - эффективное средство педагогического воздействия,

хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма. Пу-

тешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их

к сочинительству.

Взрослые должны помнить, что нужно читать вслух ребёнку, даже если

он уже научился читать самостоятельно. В результате общения с книгой к 6-7

4

годам ребёнок обычно обладает значительным словарным запасом и в основ-

ном овладевает грамматическими формами родного языка, что особенно важно

для его будущего обучения.

Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стремиться к тому, чтобы

расширять этот запас за счёт слова-представления, а не слова-звука. Поэтому

после прочтения произведения нужно обязательно провести беседу.

Беседа

способствует углублению восприятия литературного текста детьми. В беседу вклю-

чаются вопросы, направленные на выражение отношения детей к произведению,

на установление разнообразных причинно-следственных связей (между события-

ми, между структурными частями текста, линиями развития сюжета, героями и

т.д.), на целостное понимание образов героев с учётом особенностей их поведе-

ния и характера, на осмысление эмоционального и идейного подтекста произведе-

ния; а также вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям и выво-

дам. Важно помочь ребёнку понять позицию автора художественного текста и

сформулировать собственные суждения о произведении и событиях жизни, от-

ражённых в нём.

Воспитатель должен замечать новые слова и выражения, появляющиеся в

речи детей впервые, стараться возвращаться к ним, употреблять их самому и

приводить детей к их употреблению, то есть содействовать тому, чтобы слово

мало-помалу переходило из пассивного запаса в активный.

В процессе совместного с воспитателем чтения совершенствуется

выразительное чтение, развивается литературный интерес к поэзии на вечерах

поэзии, конкурсах чтецов. Педагогам детского сада необходимо создать

«атмосферу поэзии» в группе, когда поэтическое слово звучит на занятиях,

праздниках, в повседневном общении, на прогулке, на природе.

Таким образом, знакомя детей с художественной литературой, взрослые

развивают культуру речи детей. Главным её результатом считается умение

говорить согласно нормам литературного языка, умение передавать свои мысли

и чувства грамматически правильно, точно и выразительно.

5

Ребёнок в дошкольные годы проходит путь от наивного участия в

изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия.

Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет

опираться на фундамент, который мы, взрослые, закладываем в дошкольном

детстве.

6

Список использованной литературы

1.

Ушинский

К.Д.

Избранные

педагогические

сочинения.

М.:

Просвещение, 1968. – 557 с.

2.

Малахова Е.П. О восприятии книги детьми младшего возраста. – М.:

Детгиз., 1955. – 232 с.

3.

Гурович Л.М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. М.:

Просвещение, 2002. 64 с.

4.

Ушакова, О.С. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной

литературой / О.С.Ушакова. – М., 1984 – 135 с.



В раздел образования