Напоминание

«Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»


Автор: Кизилова Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детсакий сад №165, г.Владивостока"
Населённый пункт: город Владивосток, Приморский край
Наименование материала: опыт работы
Тема: «Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №165 города Владивостока»

ОПЫТ РАБОТЫ

«Формирование финансовой грамотности детей старшего

дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Автор-составитель:

Воспитатель: Кизилова Г.В.

Владивосток 2022 г

Введение.

Актуальность педагогического опыта:

Одной из важнейших задач современного дошкольного образования

является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и

ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом общества.

Социализация предполагает развитие ребенка как активного деятеля,

компетентного, готового к саморазвитию в течение всей жизни, успешного в

различных сферах жизнедеятельности.

Одним из компонентов позитивной социализации дошкольников

является

формирование

основ

финансовой

грамотности.

Обучение

необходимо начинать уже в детском саду в старшем дошкольном возрасте (5-

6 лет), так как дошкольное детство – это начальный этап формирования

личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот

период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе

и к окружающим людям. Именно в этом возрасте воспитанники стоят на

пороге нового этапа жизни – перехода из детского сада в школу, где дети

будут получать свои первые карманные деньги, и их распределение должно

быть осознанным. Без азов финансовой грамотности здесь никак не обойтись,

так как навыки управления финансами способствуют формированию

независимой личности, способной достигать поставленных целей, умению

ориентироваться в различных жизненных ситуациях, а значит строить свою

жизнь более организованно, разумно и интересно.

Педагогическая целесообразность данного опыта обусловлена

недостаточным уровнем знаний по финансовой

грамотности у детей

старшего дошкольного возраста.

Также путем анкетирования был выявлен социальный запрос родителей

старших дошкольников на проведение работы по формированию основ

финансовой грамотности у детей.

Результаты опроса родителей показали, что они часто сталкиваются с

проблемой: как объяснить ребенку, почему ему могут купить далеко не всё,

что ему хочется? Кроме того, родители проявляют тревогу по поводу того,

смогут ли дети, будучи обучающимися в школе, рационально пользоваться

карманными деньгами, уметь планировать свой личный бюджет. Таким

образом, анализ содержания работы по формированию основ финансовой

грамотности детей старшего дошкольного возраста, а также в результате

анкетирования

родителей

воспитанников

подтвердили

необходимость

разработки данной проблемы, которая способствовала поиску наиболее

эффективных методов и средств воспитания финансовой грамотности у детей

дошкольного возраста. Учитывая то, что у дошкольников преобладает

наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, игровая

деятельность

становится

основным

средством

формирования

основ

финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Новизна опыта заключается в подборе, адаптации, разработке игр и

игровых ситуаций экономической направленности в рамках реализации

ФГОС ДО.

Ведущая идея опыта заключается в целенаправленном использовании в

совместной и самостоятельной деятельности игр, игровых упражнений и

ситуаций экономической направленности, где можно познакомить детей с

новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике

умения воспитанников. Обогащается детский словарь, приобретаются такие

качества,

как

чувство

собственного

достоинства,

умение

честно

соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до

конца,

возникает

здоровый

интерес

к

деньгам.

Т.е.,

происходит

формирование общей культуры личности детей, в том числе экономической.

Цель опыта: формирование основ финансовой грамотности у детей

старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие

задачи:

1. Подобрать, разработать, систематизировать и апробировать игры для

старших дошкольников для формирования финансовой грамотности.

2.

Составить

календарно-тематическое

планирование

совместной

деятельности,

включающее

темы

по

формированию

предпосылок

финансовой грамотности у дошкольников: «Труд и продукт труда (товар)»,

«Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства,

желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в

быту».

3.

Пополнить

развивающую

предметно

пространственную

среду

авторскими дидактическими пособиями по формированию предпосылок

финансовой грамотности.

4. Выстроить взаимодействие с родителями по использованию игрового

материала экономического содержания в условиях домашнего воспитания.

5. Организовать проведение диагностики сформированности экономических

знаний и понятий у старших дошкольников.

Отличительной особенностью опыта является отсутствие специально

организованной деятельности детей. Игры с экономическим содержанием

используются в совместной деятельности с взрослым, в индивидуальной

работе, в досугах, развлечениях, театрализованной и экспериментальной

деятельности, в самостоятельной и

игровой деятельности, в режимных

моментах.

Ожидаемые результаты

В ходе реализации задач

по формированию предпосылок финансовой

грамотности предполагается, что дети приобретут:

1.

Необходимый

минимум

экономических

знаний

рациональном

использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте

результата человеческого труда и др.);

2.

Экономические

умения

и

навыки

(умение

соизмерять

уровень

удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями;

умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил

и

средств;

проявлять

бережливость

в

повседневной

практической

деятельности; умение правильно употреблять в речи экономические понятия

и др.);

3.

Экономические

значимые

качества

(бережливость,

трудолюбие,

аккуратность).

Принципы реализации педагогического опыта:

Системность

(педагогическое

воздействие

выстроено

в

систему

специальных игр, игровых упражнений и развивающих заданий).

Преемственность

(каждый

следующий

этап

базируется

на

уже

сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону

ближайшего развития»).

Возрастное соответствие (предлагаемые игры и упражнения учитывают

возможности детей данного возраста).

Наглядность

(использование

наглядно-дидактического

материала,

информационно-коммуникативных технологий).

Деятельностный принцип (задачи развития психических функций

достигаются через использование видов деятельности, свойственной

дошкольникам: игровой, практической).

Здоровьесберегающий принцип (обеспечено сочетание статичного и

динамичного положения детей, смена видов деятельности).

Теоретические основы опыта работы

Впервые экономическое воспитание в дошкольном периоде включил в

свою программу материнской школы Ян Амос Коменский, родоначальник

научной педагогики.

В своей книге «Материнская школа» Коменский предлагает давать детям

«экономические познания», понимание управления домашним хозяйством:

дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не

пачкать ее. Детям рассказывают, для чего людям нужны сундуки, шкафы,

кладовые, подвалы, замки, ключи. Дети должны узнавать суть вещей для

жизни, «постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались

слепыми для больших». Огромную роль он отводит труду, чтобы дети с

самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга».

Несмотря на то, что экономическое воспитание дошкольников за

рубежом имеет длительную историю Д. Лассар, Б. ПэрэД. Фридман, Дж.

Брунер, К. Гудмен, Р. Саттон и др., в России внимание на экономическое

воспитание дошкольников было обращено в последнее двадцатилетие.

Исследования некоторых ученых подтверждают важность и необходимость

формирования

основ

финансовой

грамотности

у

детей

старшего

дошкольного возраста.

Никто так обстоятельно и разносторонне не обсуждал проблему денег,

как А.С. Макаренко. Он прямо говорил: деньги — это средство воспитания, и

с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте. Позднее идею

раннего ознакомления ребенка с деньгами изучали Г.Л. Магилевская. Г.А.

Острикова. И.А. Сасова, и др.

Исследования А.Д. Шатовой посвящены изучению возможностей

экономического образования и воспитания детей дошкольного возраста с

учетом

комплексного

подхода,

представляющего

собой

синтез

нравственного,

трудового,

экономического

аспектов

образования.

В

исследованиях А.Д. Шатовой, А.А. Смоленцовой, Л.Н. Галкиной выделены

основные подходы к реализации задач экономического образования детей

дошкольного возраста.

Анализ существующих исследований позволяет различить понятия

«экономическое воспитание» и «финансовая грамотность».

В пособии Галкиной Л.Н. экономическое воспитание трактуется как

формирование заинтересованного отношения у детей к экономическим

знаниям, умениям, к труду, его результатам, ко времени, к природной среде,

к денежным средствам и т.д. и выявление этого отношения в конкретной

деятельности, которая представляет собой способ участия в экономической

жизни общества.

Различные трактовки определения финансовой грамотности

представлены в работах отечественных и зарубежных ученых. В фокус

современных исследований финансовая грамотность населения попала

сравнительно недавно: за рубежом — с конца ХХ века, в России — с начала

XXI века. На сегодняшний день нет общепринятого научного определения

понятия «финансовая грамотность»:

-А.В. Зеленцова характеризует финансовую грамотность как

«способность физических лиц управлять своими финансами и принимать

эффективные финансовые решения».

-Л.Ю. Рыжановская формулирует рассматриваемое понятие следующим

образом: «Способность принимать осознанные решения в отношении

использования

личных

финансовых

ресурсов

и

управления

такими

ресурсами».

-О.Е. Кузина пишет: «Финансовую грамотность принято определять, как

знание о финансовых институтах и предлагаемых ими продуктах, а также

умение их использовать при возникновении потребности и понимание

последствий своих действий».

-М.Ю. Шевяков дает следующее определение: «Способность

использовать знания и навыки управления личными финансовыми ресурсами

для обеспечения собственного благосостояния и финансовой безопасности».

Исходя из всех вышеизложенных определений понятию «финансовая

грамотность», можно сделать вывод, о том, что основы финансовой

грамотности детей дошкольного возраста – это совокупность знаний и

установок ребенка в сфере финансового поведения, необходимых для

решения жизненных задач. По мнению А.Д. Шатовой, «смысл работы по

формированию основ финансовой грамотности дошкольников состоит в том,

чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают

для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создана

«предметно

развивающая

среда».

Приобщение

дошкольников

к

финансовой

грамотности

не

предполагает

ознакомления

с

работой

финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий

(например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения

сложных арифметических задач. В соответствии с ФГОС ДО главной цели и

результатом

образования

является

развитие

личности.

Формирование

финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни,

пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества,

присущие настоящей личности.

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации

на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской

Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение

финансовой грамотности как результата процесса финансового образования,

который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности,

знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия

успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения

финансового благосостояния. Финансовая грамотность для дошкольников –

это

финансово-экономическое

образование

детей,

направленное

на

заложение

нравственных

основ

финансовой

культуры

и

развитие

нестандартного мышления в области

финансов (включая творчество и

воображение). Применительно к дошкольнику, находящемуся на начальном

этапе жизненного цикла, закладываемые способности управления финансами

являются ничем иным, как способностями, непосредственно влияющими на

его будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения детей

дошкольного

возраста

правильнее

говорить

о

формировании

азов,

предпосылок финансовой грамотности.

Содержание работы по формированию финансовой

грамотности детей старшего дошкольного возраста

Содержание раздела 1: Труд и продукт труда (товар).

Потребности.

Труд

— основная деятельность человека, источник средств для

существования. Каждый человек имеет профессию - это может быть врач,

строитель, педагог, космонавт, инженер, бизнесмен, банкир, рекламный

агент, программист. Знакомство с людьми разных профессий воспитывает

уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у

которого есть собственное дело. Хорошая работа, интересная профессия —

великое благо, которым следует дорожить.

Результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь,

предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник

пишет картину, парикмахер стрижет людей и т. п.). Продукты труда — это

мир вещей, который окружает нас. Вещи могут жить много лет, дольше, чем

люди. Создать красивую вещь — это целое искусство, ею восхищаются люди

многих поколений; красивые вещи как предметы искусства выставляются в

музеях, продаются в антикварных магазинах и т. п. Продукты труда — это

достаток людей, богатство страны: чем больше в ней производится разных

товаров, тем лучше будут жить и дети, и взрослые. За свой труд взрослые

получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное

благополучие, так как взрослые могут купить то, что нужно и им, и детям.

Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги.

Основные понятия: труд, работа, продукт, продукция; заработная плата;

рабочее место, рабочее время; профессия; предметы труда; товар, торговля;

деньги.

Педагогические задачи:

• формировать представления о содержании деятельности людей некоторых

новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей

данной группы детского сада;

• учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

поощрять

желание

и

стремление

детей

быть

занятыми

полезной

деятельностью, помогать взрослым;

• стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и

изобретательности.

Результаты изучения раздела:

-Первичное понимание экономических терминов: «труд», «профессия»,

«специальность», «продукт труда».

Умения:

– определять продукт труда;

– соотносить профессию с ее атрибутами.

Содержание раздела 2: Деньги и цена (стоимость)

Понятие «деньги».

Что такое деньги и зачем они нужны:

• Деньги как мера стоимости; история денег (первые в мире виды денег и

курьезные виды денег: каменные диски большого размера, ракушки, птичьи

перья и др.).

• Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры).

• Производство денег; почему нельзя «напечатать» денег сколько хочешь.

• Какими деньгами пользуются в настоящее время в нашей стране, как они

называются (рубль, копейка).

• Деньги разного достоинства и разной покупательной способности.

• Зарплата (деньги просто так не дают, их зарабатывают честным трудом),

пенсии, пособия, стипендии.

• Деньги как средство платежа, накоплений.

• Обмен денег (причины, правила). Закрепление представлений о том, как

выглядят современные деньги (монеты, купюры), о том, что они бывают

разного достоинства, разной ценности.

Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег. В каждой

стране свои деньги. В России — рубли. Иностранные деньги называют по-

разному: доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк и др.

Деньги некоторых зарубежных стран и стран СНГ. Обмен денег (валюты)

одной страны на деньги (валюту) другой: когда и зачем он производится.

Откуда берутся деньги. Деньги зарабатывают. Деньги нельзя красть,

клянчить, выпрашивать. Деньги просто так не даются. Тем, кто еще или уже

не способен трудиться, помогают (близкие, общество, государство). Зачем

людям нужны деньги.

Цена (стоимость)

• Как формируется стоимость: вложения средств, затраты труда, качество,

спрос и предложение (например, почему яблоки зимой дорогие, а осенью

дешевые).

• Понятия «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле». Любой товар имеет

свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Прежде,

чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку.

На дорогие вещи, которые очень нужны каждой семье (мебель, квартира,

машина,

дача,

путешествие,

компьютер и др.),

взрослые

понемногу

откладывают деньги из общего бюджета семьи (копят), а потом эту вещь

приобретают.

Торговля и торг

• Торговля, купля-продажа; виды и формы торговли (товарами, услугами,

ресурсами; оптом и в розницу; в магазине или по интернету и т. п.).

• Хозяин товара и продавец.

Этические

аспекты

торговли

(честность,

открытость

информации,

поддержка новичка, местного предпринимателя и т. п.).

Бюджет (на примере бюджета семьи):

• Что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и

«расходы».

• Планирование расходов в соответствии с бюджетом; распределение

бюджета; участие детей в планировании предстоящих покупок.

• Понятия достатка, уровня жизни, показатели уровня жизни; богатство и

бедность.

Понятие «бюджет» как отправная точка домашней экономики.

Планирование доходов и расходов на определенный период времени,

исходя

из

учета

постоянных

платежей:

за

ЖКХ,

детский

сад,

электроэнергию, газ; расходы на питание членов семьи, одежду, транспорт,

культурно-бытовые нужды. Оставшиеся деньги считаются свободными. Из

чего складывается бюджет (все деньги, которые получают члены семьи: если

сложить зарплату мамы и папы, стипендию брата и пенсию бабушки, — это

все вместе и будет семейный бюджет). Нельзя купить сразу все, что тебе

хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего

бюджета: что можно купить сейчас, а что

— в следующий раз

(приоритетность, планирование). Разве можно быть хорошим хозяином, не

владея элементарными знаниями счета, не умея сравнивать и понимать, что

выгодно, а что ведет к издержкам? (Например, дети обсуждают вместе с

педагогом, что можно купить на 50 и на 300 рублей). Смысл поговорок:

«Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Кто не бережет копейки, сам рубля

не стоит» и др.

Деньги и цена (стоимость). Источники дохода.

Дети еще не научились зарабатывать, поэтому их обеспечивают родители

и государство. Люди с маленькими доходами (пенсионеры, инвалиды и др.)

не всегда могут приобрести то, что им нужно. Им должны помогать дети,

которых они вырастили и воспитали. Людям, находящимся в

тяжелой

жизненной ситуации, могут помочь благотворители. Благотворитель — не

обязательно богач. Помочь могут люди любого достатка: и деньгами, и

вещами, и делом — особенно, если соберутся, что называется, «всем миром».

Меценат, спонсор, благотворитель — суть понятий, общее и различия.

Основные понятия: деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже,

дешевле; покупать, продавать, накопить, растратить, доход, зарплата,

бюджет; выгодно, не выгодно, обмен.

Педагогические задачи:

— познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать

отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;

— воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях,

связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание

разумного финансового поведения);

— дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда

людей, деньги являются средством и условием материального благополучия,

достатка в жизни людей.

Результаты изучения раздела:

Первичное

понимание

экономических

терминов:

«деньги»,

«монета»,

«банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта».

Умения:

– определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;

– сравнивать цены на товар, объяснять разницу.

Компетенции:

– умение пользоваться деньгами;

– умение разумно расходовать деньги.

Содержание раздела 3: Реклама: правда и ложь,

желания и возможности

Основная задача воспитательно-образовательной работы по данному

блоку — воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе.

Важно объяснить детям, что купить все не только нереально (не хватит ни

зарплаты, ни накоплений), но и не нужно; научить отличать реальные

потребности от навязанных.

Что такое реклама: что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме

существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.), где она

размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на

досках объявлений, в интернете, раздается на улицах и т. д.). Беседы о

рекламе, запомнившейся детям. Реклама в повседневной жизни ребенка

(мама «рекламирует» кашу: «Ешь, она такая вкусная!»; друг «рекламирует»

новую игрушку: «У меня вот какая суперская игра в телефоне. Дам, так и

быть, поиграть, а ты мне — три конфеты»; ребенок «рекламирует» себя: «Я

лучше всех знаю ответ, спросите меня!»). Сочиняем рекламу Создание

детьми собственной рекламы (в форме рисунков, разнообразных игр, в

стихах, прозе и др.) на темы: «Если бы у меня было свое дело…», «Народные

промыслы» и т. п.

Основные понятия: реклама, рекламировать, воздействие рекламы.

Педагогические задачи:

— дать представление о рекламе, ее назначении;

— поощрять объективное отношение детей к рекламе;

— развивать у детей способность различать рекламные уловки;

— учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой;

— учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде

чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).

Результаты изучения раздела:

Первичное понимание экономических терминов «реклама», «спрос»,

«предложение».

Умения:

–определять основные потребности человека;

–определять жизненно важные потребности человека в различных ситуациях;

–выбирать необходимые для жизни предметы;

–соотносить собственные желания и возможности;

- понимать значимость рекламы с целью реализации товара как результата

человеческого труда.

Компетенции:

–определять разницу между «хочу» и «надо», между «хочу» и «могу»;

–выбирать предметы в различных условиях;

–регулировать потребности в соответствии с возможностями.

Содержание раздела 4: Полезные экономические навыки

и привычки в быту

Содержание данного блока реализуется в рамках изучения предыдущих

трех крупных блоков «Труд и продукт (товар). Потребности», «Деньги и цена

(стоимость)», «Реклама», а также в ситуациях повседневной жизни, на

которые педагог обращает внимание детей.

Работа с детьми по данному блоку предполагает создание предпосылок

для формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих

влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического

поведения (не жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками,

пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду

и др.).

Предметный (вещный) мир — это мир рукотворный, так как в каждый

предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд, забота, желание, любовь,

старание, усилия. Поэтому к вещам как продуктам труда следует относиться

с уважением. Вещи живут дольше, чем люди. Ими могут пользоваться

несколько поколений. Они могут рассказать, как жили люди раньше и как

живут сейчас (музеи). Вещами следует пользоваться по назначению, а

ломать, портить вещи, обращаться небрежно (не бережно, не бережливо),

выбрасывать их зря — недостойно, это осуждается всеми. Представления о

своем, чужом и общем. Какими вещами и деньгами ты имеешь право

распоряжаться (дарить, давать в долг, выбрасывать и т. п.) самостоятельно,

когда необходимо совместное решение (например, семейный бюджет, т. е.

общие

деньги

семьи,

обсуждается

на

семейном

совете).

Умение

прогнозировать последствия своих решений и действий с вещами и деньгами

(если я выброшу, отдам, испорчу, то мне этого уже не вернуть, и т. п.).

Хороший хозяин (хозяйка) — тот, кто умеет правильно, в интересах семьи,

использовать доходы, распоряжаться семейным бюджетом, кто ничего не

тратит зря. Хороший хозяин в семье — одно из условий ее благополучия.

Правильное распределение семейных доходов — целое искусство.

Формирование умений экономить, делать сбережения, планировать, что

купить сейчас, а что — позднее; предусматривать все предстоящие расходы

—такие

как

оплата

квартиры,

воды,

электроэнергии,

детского

сада,

проездных билетов, обедов в школе, продуктов питания и т. д.; способность

заранее позаботиться о сбережении средств на отдых, развлечения, подарки,

крупные покупки. Копилка — полезная игрушка: как ею пользоваться и ради

чего.

В детском саду и дома воспитание у детей полезных привычек и

повседневное их закрепление:

соблюдать чистоту и порядок, бережно пользоваться игрушками,

книгами, материалами и инструментами для дидактических игр и труда,

не тратить ничего зря (культура деятельности, умение быть занятым);

показывать детям образец достойного поведения в быту (экономное

отношение к воде и свету, бережное отношение к вещам и пр.).

Почему люди всегда осуждали неряшливость, расточительность.

Воспитание у детей следующих привычек: — бережного обращения со

своими вещами и вещами, принадлежащими другим

— взрослым,

сверстникам; — разумного использования материалов для игр и занятий

(бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.); —экономии

воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто не

пользуется); — нетерпимости к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам.

Если экономить и беречь — хорошо, то почему же жадничать — плохо?

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию

многих экономических представлений, развитию познавательного интереса к

экономике,

созданию

положительной

мотивации

к

ее

изучению

в

значительной степени способствует игра, поэтому для формирования основ

финансовой

грамотности

использовали

ролевые,

дидактические,

развивающие и рекламные игры.

Игра выступает как метод обучения, и как вид деятельности, и как форма

организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется процесс

формирования и закрепления системы полученных экономических знаний.

В качестве средства формирования основ финансовой грамотности и

экономической культуры использовали дидактические игры. Какие задачи

преследуют такие игры?

Во-первых, это создание у ребенка понимания, что для того, чтобы

получить желаемое, необходимо приложить определенные усилия.

Во-вторых,

формирование

логической

связи

«мысль-действие-

результат» для того, чтобы ребята четко понимали, что для достижения

поставленной

ими

цели

необходимо

продумать

тактику

своего

поведения и только потом ее реализовывать.

В-третьих, формирование осознания, что собой представляют деньги,

как их получают и как с их помощи можно достичь поставленной цели.

В-четвертых,

формирование

связей

между

экономическими

и

нравственными понятиями.

Развитие дидактической игры идет поэтапно:

1 этап – дидактическая игра – воспитатель в ведущей роли.

2 этап – дидактическая игра – воспитатель во второстепенной роли.

3 этап – самодеятельная дидактическая игра. Воспитатель-наблюдатель.

В процессе дидактической игры устанавливается ситуация общения.

Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие,

экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои

предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.

Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой

деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует

их познавательную активность, способствует развитию мышления.

Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее

эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний и

финансовых понятий.

Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создали

условия: подобран соответствующий дидактический материал и пособия. Для

повышения интереса использовались разные по содержанию и видам

дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные,

словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки,

игры-беседы.

Дидактические игры включались в содержание

образовательной

деятельности по развитию элементарных математических преставлений,

ознакомлению дошкольников с окружающим миром и проводились вне их, в

совместной и самостоятельной деятельности детей.

Таким образом, дидактические игры являются эффективным средством

формирования

основ

финансовой

грамотности

у

детей

старшего

дошкольного возраста, а также становились определенным фундаментом

знаний, понятий для дальнейшего их применения в сюжетно-ролевой игре.

Другой вид игр, который раскрыт в опыте работы - это социальные игры.

К ним относятся сюжетно-ролевые и деловые игры. Сюжетно-ролевая игра

служит важным источником развития социального сознания ребенка в

дошкольном возрасте. В ней ребенок отождествляет себя со взрослыми,

воспроизводит

их

функции,

копирует

их

отношения

в

специально

создаваемых ими же самими условиями.

Для того, чтобы дошкольник мог развернуть сюжет игры, смоделировать

ту

или

иную

деятельность

взрослых,

связанную

с

финансами

и

экономическими отношениями, он должен понять ее смысл, мотивы, задачи

и нормы отношений, существующие между взрослыми. Самостоятельно

сделать это ребенок не может. Лишь проведенная педагогом работа по

ознакомлению детей с доступными видами труда раскрывает им смысл

трудовых взаимоотношений взрослых, значение выполняемых ими действий.

На этой основе возникает игра, и ребенок, реализуя взятую на себя роль,

начинает

глубже вникать в ее

смысл,

понимать

мотивы

и

задачи

деятельности людей, а также значение своей роли и своих действий. В

творческой игре педагог должен брать на себя такую роль, которая позволила

бы ему контролировать правильность и точность выполнения каждым

ребенком действий в экономической сфере. Иначе говоря, в такой игре

должен быть развернутый сюжет, включающий разнообразные роли,

связанные с экономическим содержанием, где игровые задачи должны

решаться непосредственно на основе усвоенных экономических знаний и

предлагаться ребенку в виде игровых правил. Основными педагогическими

условиями, оказывающими на успешность использования сюжетно-ролевой

игры в качестве средства формирования основ финансовой грамотности и

экономической культуры детей дошкольного возраста, являются:

- отбор экономических знаний, которые смог приобрести воспитанник, играя

в дидактические игры;

- ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически

входят действия и знания из экономической области;

- отражение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании

игр;

- организация коллективных игр.

Реализация данных игр происходит поэтапно:

– в ходе обучающего этапа воспитателем широко применяются приёмы

прямого руководства сюжетно-ролевой игрой;

– на закрепляющем этапе используются косвенные приёмы, воспитатель

играет второстепенную роль;

этап

творческого

развёртывания

игры

предполагает

выполнение

воспитателем роли наблюдателя, характерна самостоятельность и творчество

детей в игре.

Особое место занимают интеллектуальные игры-викторины «Что? Где?

Почём?»,

«Бизнес-клуб»,

«Аукцион»,

которые

позволяют

в

игровой

соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить

и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети

усвоили материал. Знакомство с новым материалом очень интересно и

увлекательно

проходит

в

ходе

игры-путешествия

«Музей

денег»,

«Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с

профессиями сотрудников), экскурсии в банк, рекламное агентство, которые

позволяют детям познакомиться с реальными экономическими объектами и

людьми разных профессий. Игры-драматизации дали возможность стать на

позицию персонажа, проникнуться его эмоциями, воспитывали интерес к

экономическому миру, развивали внимание, мышление, воображение.

В ходе работы по формированию основ финансовой грамотности у

старших дошкольников, мною, на основе приведенных выше программ и

методических пособий, и на основе своего личного опыта по данной теме,

подобраны, адаптированы, разработаны и систематизированы игры и

упражнения

экономического

содержания,

составлен

примерный

тематический план с применением игровых технологий.

Перспективно-тематическое планирование работы по

формированию основ финансовой грамотности у детей

старшего дошкольного возраста посредством игровой

деятельности

Месяц

Сентябрь

Цель: Обследование с целью определения начальных знаний, умений и представлений

детей в области финансовой грамотности.

Мониторинг усвоения данных экономических знаний осуществляется на основе методики

А.Д. Шатовой в начале и конце учебного года. Используются такие формы обследования

как блиц-опрос, беседы с детьми, анкетирование родителей

Месяц

Октябрь

Блок: «Труд и продукт» (товар)

Задачи:

формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых

и известных профессий,

предпочитая профессии родителей детей (связанных с

производством товаров, экономикой).

Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.

Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать

взрослым.

Стимулировать деятельность по интересам «по интересам», проявление творчества

изобретательности.

Виды

деятельности

Недели

1

3

Беседы на тему

Беседа «Моя семья»,

«Профессии в моей семье

«Кем я буду, когда вырасту»,

«Производства моего города».

Дидактические

игры

Д/И

«Кто

больше

знает

профессий?»,

«Все

работы

хороши»;

Д/У «Кто есть кто».

Д/И«Что нужно для работы?»;

«Кто, что производит».

Чтение

художественной

литературы

Чтение Б. Заходер «Строители»

В. Сутеев «Яблоко», Ю. Яковлев

«Кому спасибо говорим»

Е. Благинина «Не мешайте мне

трудиться», С. Образцов «Так

нельзя, а так можно и нужно»,

Г. Остер «Вредные советы».

Взаимодействие

с родителями

Рубрика «А у нас сегодня гость» (встреча с людьми необычной

профессии (кассир, военный)

Игра – занятие

«Потребности

человека»

человека много потребностей: в

общении,

еде,

питье,

одежде,

обуви и он выбирает, что важнее).

- Обсуждение проблемы: Что надо

сделать, когда человек голоден?

- Выяснение: какие потребности у

детей? Откуда берутся вещи? Кто

оказывает услуги?

Проблемная ситуация: «Если дома

перегорела лампочка»

Сюжетно

ролевые игры

«Магазин», «Кафе».

«Салон красоты», «Поликлиника».

Месяц

Ноябрь - декабрь

Блок: «Деньги и цена (стоимость)»

Задачи

«Понятие «Деньги и цена»

Понятие «бюджет»

1.Дать первичные представления,

что такое деньги и зачем они

нужны.

2.Познакомить детей с деньгами

разных стран и сформировать

отношение к деньгам как к части

культуры каждой страны.

1.Дать представление о том, что

деньгами оплачивают результаты

труда

людей,

деньги

являются

средством

и

условием

материального

благополучия,

достатка в жизни людей.

2.Воспитывать начала разумного

поведения в жизненных ситуациях,

связанных с деньгами, насущными

потребностями семьи (воспитание

разумного финансового поведения)

Беседа

«Деньги и о денежные единицы

разных стран. Валюта»

Карманные деньги.

«Дом, где живут деньги»

(Экскурсия в банк)

Что такое бюджет и из чего он

складывается: понятия

«доходы» и «расходы».

Копилка.

Дидактические

игры

Д/И «Дороже - дешевле», «Чем

похожи

-

чем

отличаются?»,

«Назови монету».

Д/У «Каждому рублю свое место».

Д/И

«Кукла

Маша

купила»,

«Магазин», «Определи цену

товара», «Какие бывают

доходы».

Д/У «Что можно купить, что не

нельзя»

Чтение

художественной

литературы

Воронько «Обновки»

К. Чуковский «Муха-Цокотуха»

пословицы: «По одежке

протягивай ножки», «семь раз

отмерь – один раз отрежь»,

«Кто не бережет копейки, сам

рубля не стоит»

Взаимодействие

с

родителями

Придумывание детьми денег, их

названия и формы.

Конкурс «Лучшее изображение

денег»

Практическая работа:

«Оставление семейного бюджета»

Игра – занятие

«Деньги путешествуют по

миру»

«Семейный бюджет: «доход -

расход» (модели: «Доход»,

«Расход», «Семейный

бюджет»).

Сюжетно –

ролевые

игры

«Аптека», «Сбербанк»

Шопинг «Семейный магазин»

Проигрывание ситуаций «Работа кассира», «Разговор специалиста

банка и клиента» «Получение денег в банкомате».

Месяц

Январь-февраль

Блок: «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желание и возможность»

Задачи:

1.Дать первичное представление о рекламе, ее назначении;

2.Развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе.

3.Формировать умение правильно воспринимать рекламу (не

покупай все, что рекламируется, прежде чем купить – подумай,

нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение).

Беседы

«Реклама,

ее

виды

и

назначение».

«Рассматривание

рекламных

проспектов».

«Кто делает рекламу?»

Дидактические

игры

Д/И«Какой товар лучше?» (дать

воспитанникам

понятие,

что

спрос

зависит

от

качества

товара)

Д/И «Купи другу подарок»

Д/У «Хорошо - плохо»,

«Угадай, что я рекламировала».

Чтение

художественной

литературы

С. Михалков «Как старик корову

продавал»

Ш. Перро «Кот в сапогах»

Г.Х Андерсен «Новое платье

короля»

Взаимодействие

с родителями

Придумывание рекламы своей

группы

Конкурс «Лучший товар и

услуга».

Игра-занятие

Игра-занятие «Защита лучшего

товара»

Проблемная ситуация «Как

можно узнать о товаре?»

«Как выгодно продать товар?»

Сюжетно-ролевая

игра

«Кафе», «Ателье»

«Туристическая поездка»,

«Рекламное агентство»

Месяц

Март - апрель

Блок: «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Задачи:

1. Воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, навыки

взаимодействия с окружающим вещным миром: вещами следует пользоваться по

назначению.

2. Формировать представление о том, что в мир рукотворный, вложен человеческий труд.

3.Формировать представление о таких качествах человека-хозяина как: бережливость,

рациональность, экономность, трудолюбие.

Беседы

Приобрел вещь - умей с ней

обращаться". «Что будет, если я

испорчу игрушку?»,

«Время деньги» «Что значит

быть экономным?».

Дидактические

игры

«Что можно купить, что нельзя»

«Нельзя,

надо»,

«Четвёртый

лишний»

Викторина «Учимся экономии

и бережливости».

Чтение

художественной

литературы

К. И. Чуковский «Федорино

горе»

В. Маяковский «Что такое

хорошо, что такое плохо»

Н. Носов «Заплатка»

Взаимодействие с

родителями

Конкурс

по

изготовлению

поделок

и

игрушек

из

Информационный лист :

«Копейка – рубль бережет»,

вторичного,

бросового

материала

(пластиковые

бутылки, картон, одноразовая

посуда и т. д.).

«Истерики в магазине»,

«Полезные и вредные

привычки».

Сюжетно-ролевая

игр

"День рождения дома" (как

встречать гостей, что ставить на

стол)

«Ателье», «Банк (оплата по

квитанции)»

Месяц

Май

Обследование. Цель: Определить содержание знаний и способов практической

деятельности у детей в области экономики, прочность и устойчивость знаний, умение

перенести их в незнакомую ситуацию; выявить уровень экономических представлений.

Работа с родителями.

Работа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников

невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания

важности проблемы. Семья играет ведущую роль в становлении личности

ребенка-дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой

человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых

ребенок приобретает первый социокультурный финансовый опыт.

Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном

сотрудничестве «педагог – ребенок – родитель».

Работа по повышению педагогической культуры родителей в

обеспечении социокультурного экономического развития и воспитания

дошкольников основана на следующих принципах:

совместная педагогическая деятельность семьи и детского сада;

сочетание

педагогического

просвещения

с

педагогическим

самообразованием родителей;

педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития

педагогической культуры каждого из родителей;

содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания

детей;

опора на положительный опыт семейного воспитания.

План по взаимодействию с родителями (законными

представителями) в рамках работы по формированию основ

финансовой грамотности старших дошкольников

Девиз: Родители – организаторы мероприятий и активные участник

2022-

2023

Учеб

н

год

«Клуб

увлеченн

ых

родителей

»

Выставк

и,

смотры -

конкурс

ы

Консультац

ии,

памятки,

информацио

н.

буклеты и

листы

Вечера

вопросов

и

ответов

Совместны

е

Мероприят

ия с детьми

(праздники

развлечени

я)

Сен

тяб

рь

Анкетирован№

1

(цель:определен

ие

мнения

по

поводу

важности

эконом. аспекта

воспитания,

необходимости

формирования у

ребенка

экономически

значимых

качеств

и

умений)

Консультация

«Зачем нужна

финансовая

грамотность»

«Неделя

финансовой

грамотности»

Ответственны

й

воспитатели

Октя

брь

Родительско

е

собрание:

«Когда

следует

начинать

обучение

детей

финансовой

грамотности

»

Памятка

«Правила,

которых нужно

придерживатьс

я,

чтобы ребенок

научился

контролировать

свои

финансы»

Ноя

брь

Напольная

игра -

лабиринт

«Финансов

ый

Калейдоско

п»

Дека

брь

Целевые

экскурсии с

родителями (на

работу

к

родителям)

«Семейный

бюджет: как

разумно

тратить

деньги»

Ответственн

ый:

Билоус

Н.А.,

консультант

ПАО

«Сбербанк»

Янва

рь

Выставка

детских

работ и

дидактическ

их игр

по

финансовой

грамотности

Февра

ль

Семейная

гостиная

«Юный

финансист,

или

первые

шаги

ребенка

в

мире

финансов»

Март

«Блинов

день»

Апре

ль

Интерактивн

практикум

для

родителей

по

формирован

основ

финансовой

грамотности

у

детей

посредством

игры

«Юный

финансист»

Май

Итоговое

анкетирование

(цель:изучение

степени

удовлетворенно

сти

родительской

общественности

вопросами

формирования

основ

финансовой

грамотности

Выставка

«Копилка».

«Копилка:

ЗА и

ПРОТИВ».

Мониторинг уровня финансовой грамотности детей старшего

дошкольного возраста

Для определения у детей старшего дошкольного возраста уровней

финансовой грамотности была разработана педагогическая диагностика на

основе

программ

экономического

воспитания

детей

А.Д.

Шатовой

«Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание

дошкольников».

С каждым ребенком мониторинг проводился индивидуально и по мере

успешности ответов на задания, определялся уровень экономической

воспитанности: высокий, средний, низкий.

Задание 1. Цель: Определить уровень знаний о потребностях человека.

Задание 2. Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных

ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров

и услуг.

Задание 3. Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.

Задание 4. Цель: Определить уровень знаний о рекламе.

Диагностический инструментарий предполагает выполнение четырех

заданий, каждое из которых состоит из 3 более мелких заданий:

первое - загадки по экономике, разделенные по областям;

второе - вопросы определенной области экономических знаний;

третье - проблемная ситуация.

В ходе работы над педагогическим опытом были выделены следующие

показатели сформированности финансовой грамотности.

Критерии

Показатели

Когнитивный компонент (наличие знаний и

представлений об экономической жизни

детей)

- знание ребенком потребностей семьи;

- представления о труде родителей;

-представления

об

экономических

понятиях;

-проявление

интереса

к

окружающим

явлениям современного общества.

Поведенческо-деятельностный

компонент (экономические умения)

- отражение имеющихся знаний в игровой,

трудовой, продуктивной деятельности и

умение опираться на эти знания;

- общение со взрослыми и сверстниками,

способность

к

выбору,

взаимопомощь,

умение находить свое место в общем деле,

стремление к сотрудничеству, достижение

поставленной цели.

Эмоционально-ценностный

компонент

(нравственно-экономические качества

личности)

-

проявление

бережливости,

ответственности,

деловитости

и

предприимчивости;

-

оценка

проявления

этих

качеств

у

сверстников.



В раздел образования