Напоминание

"Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности".


Автор: Татьяна Ивановна Доровских
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 39"
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс для начинающих педагогов и воспитателей, родителей.

«Развитии речи детей посредством развития мелкой моторики рук через разные виды

деятельности».

Доровских Т.И., учитель-дефектолог,

МБДОУ д/с № 39, г. Ставрополь.

В наше время многие дети плохо говорят. Великий педагог Василий Александрович

Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Поговорим о развитии речи детей посредством мелкой моторики.

Итак, начнем говорить о речи наших ребят. Зачем нам с вами нужна речь? Для чего

она нам нужна? Зачем? (Для того, чтобы общаться). Замечательно.

А детям для чего она нужна? Зачем? (Чтобы хорошо выражать свои желания)

Что будет, если речь нашего ребенка не будет сформирована до школы? Чем это ему

грозит? (Ответы педагогов)

Речь как коммуникативная функция. Она очень важная. Но также для обучения нам

важна речь и письменная, и устная. Если возникают у нас проблемы с речью, что нам

делать? Посредством чего мы сможем развивать речь ребенка? Сегодня мы об этом и

поговорим. До 5 лет у ребенка речь должна быть сформирована. До 5 лет звуки нашего

родного языка должны быть в норме.

А проблем по развитию речи у наших детей много.

Так для решения проблем с речью очень помогает ежедневная пальчиковая

гимнастика, артикуляционная гимнастика и упражнения на развитие дыхания.

В младшем дошкольном возрасте мы уделяем большое внимание развитию мелкой

моторики. Кто может сказать почему? (Так как речь и моторика взаимосвязаны)

Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен

следующий

парадокс.

Дети,

усаживаемые

за

компьютер

в

раннем

возрасте

и

овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали… разговаривать.

Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили – все

дело в том, что, пользуясь клавиатурой, а не обычными ручкой-карандашом при письме,

ее воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не

стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон и

зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций. Вот

почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторики педагоги и психологи

уделяют все большее значение.

А что такое моторика? (Ответы педагогов)

Мелкой моторикой называется способность детей выполнять точные и мелкие

движения пальцами и кистями ног и рук в результате скоординированных действий самых

важных систем: костной, мышечной и нервной.

Ученые давным-давно доказали, что в коре головного мозга есть два речевых центра.

Центр Брока и центр Вернике. Центр Брока производит речь, управляя речевой

мускулатурой; Центр Вернике распознает собственную речь и речь других людей

(слуховой центр). Эти оба центра взаимосвязаны и отвечают за восприятие и

воспроизведение речи. И все наши речевые процессы находятся в головном мозге. А

рядом с этими центрами находится моторный центр. Моторный центр в головном мозге

занимает очень большое место. Если мы начинаем стимулировать моторику пальцев рук,

то стимулы попадают в головной мозг и как водный матрас раскачивается у нас, и все

импульсы попадают в речевые зоны. И так или иначе, начиная выполнять упражнения, с

мелкой моторикой идет и развитие нашей речевой зоны.

Одно из упражнений, которые мы выполняем ежедневно, – пальчиковая гимнастика.

Сейчас мы разомнемся и поиграем в пальчики.

На поляне дом стоит,

Но, а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем

В этот домик попадаем.

Обратите внимание, я проговариваю медленно, чтобы ребенок успел выполнить

движения, затем он подстраивается и проговаривает со мной стишок, сопровождая показ.

Даже если ребенок не говорящий, он потихоньку начинает включаться в этот процесс.

Начинает издавать отдельные звуки, слова.

Следующая у нас игра.

Зашли мы в дом, там бабушка сидит.

Бабушка очки надела

У стола, на стул присела

Только книжку развернула

Улыбнулась и уснула.

А дальше можно пофантазировать и поиграть с пальчиками в другие игры.

Для развития мелкой моторики придумана масса разных игрушек.

Шнуровка - идеальная игрушка для развития устной речи и подготовки руки к письму.

Большинство малышей с удовольствием играют в шнуровки, потому что шить, штопать,

вязать, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты - обычное дело взрослых. Сюжетные

шнуровки дают более широкое поле для фантазии.

Пришнуровывая грибы и фрукты к ежику или белочке, можно сочинить сказку о том,

как зверек собирал себе плоды на обед. О поразительной связи между развитием мелкой

моторики и интеллектом сейчас знают все. Фантастика, но это действительно так: чем

быстрее малыш развивает свои тактильные навыки, тем быстрее начинает говорить,

быстрее развивается.

Можно использовать счетные палочки. Основное их предназначение очевидно и

понятно, но пока дети маленькие мы используем их несколько иначе. Игры со счётными

палочками развивают не только тонкие движения рук, но и пространственные

представления. Кроме того, во время этих игр можно развивать представления ребёнка о

форме, количестве, цвете, а также творческое воображение. Из счетных палочек мы

выкладываем различные фигуры, предметы повседневной жизни, окружающие нас

предметы.

Предложите ребенку «построить» из палочек дерево, или домик с заборчиком,

солнышко или кораблик. Из счетных палочек совместно с малышом вы можете

выкладывать как отдельные предметы, так и целые сюжетные картины. Читая ребенку

сказку, например, «Три поросенка», вы можете попросить его, выложить домик одному из

поросят, что поможет защитить его от волка. Полет вашей фантазии здесь безграничен.

А также в каждом доме есть бигуди мамины: они очень хороши, чтобы покатать их в

ладошках, подержать их. Идет раздражение рецепторов наших пальчиков. Импульсы

поступают в головной мозг.

У вас есть два маленьких листочка. На ладошки их положим. Ваша задача сделать из

двух листочков – два мячика, но так, чтобы руками друг дружку не помогать.

А еще продаются массажные колечки. Может у кого они есть дома. Делаем массаж

каждого пальчика.

Этот пальчик мамочка.

Этот пальчик папочка.

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик дедушка… и т.д.

Это изобретение японцев. Полезное как взрослым, так и детям.

Для развития моторики рук используют массажные мячики, вкладыши, пирамидки.

Вот игра с прищепками. Вырезаем из картона солнышко, тучку, дерево, и прищепками

ребенок делает лучики солнышку, дождик из тучки.

Достаточно сложно детям орудовать с прищепками.

Когда дома вывешиваете белье, дайте детям закрепить его прищепками.

А также можно с помощью прищепок сделать массаж пальчиков. Можно собрать

елочку из прищепок.

А вот наш любимый горох: закопали игрушечку, надо найти ее, раскопать. Сейчас есть

кинетический песок и много других игр, которые не только стимулируют речевое

развитие, но и тем самым готовят руку к письму. Взяли карандаш в руки: массаж

карандашом сделали вертолет, вытянули руку вперед, расслабили

Раз-два-три-четыре,

Раз-два-три-четыре полетели,

Вот такие достаточно простые упражнения, которые дают хорошие результаты.

Но проблемы с развитием речи бывают связаны не только с моторикой рук. Если

ребенок повзрослел, и вы замечаете, что с речью ребенка, что-то не так, тогда надо

обращаться к узким специалистам: неврологам, психотерапевтам, психологам, логопедам,

дефектологам.

Мелкая моторика влияет непосредственно на развитие ловкости рук, на дальнейшее

формирование почерка и на скорости реакций ребенка.

От того, насколько у ребенка развита мелкая моторика, зависит, в дальнейшем, его

подготовленность к обучению в школе. Если мелкая моторика у ребенка в порядке, то он

способен рассуждать и мыслить логически, обладает связной речью, хорошей памятью,

воображением и вниманием, умеет концентрироваться, готов к обучению письму.



В раздел образования