Напоминание

«ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК — ЗДОРОВОЕ ОБЩЕСТВО»


Автор: Захарова Светлана Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Черепетская СОШ ЦО им. Н.К.Аносова" (Дошкольный блок)
Населённый пункт: п. Черепеть Суворовского района Тульской области
Наименование материала: Статья
Тема: «ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК — ЗДОРОВОЕ ОБЩЕСТВО»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК — ЗДОРОВОЕ ОБЩЕСТВО»

“Если ты думаешь на год вперед – посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперед, - посади дерево.

Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека”.

Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами

жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье “Здоровье – не все, но

без здоровья – ничто”, - говорил мудрый Сократ. Здоровье детей и их развитие – одна

из главных проблем семьи, школы и , конечно, общества.

Всемирная организация здоровья закрепила такое понятие здоровья человека – «Здоро-

вье – состояние полного физического, социального и психического благополучия, ко-

торое не сводится только к отсутствию болезни или физического недостатка».

Быть здоровым невозможно без соблюдения здорового образа жизни. Здоровье детей

за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только

о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние

окружающей среды, низкий социально-экономический уровень жизни населения стра-

ны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Низ-

кий уровень здоровья детей сказывается и на процессе их адаптации к учебным на-

грузкам и еще более осложняет проблему. Это и хронические простуды, и ухудшение

зрения, сколиоз, а в результате отсутствия культурных человеческих отношений – дет-

ские неврозы.

Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить и укре-

пить здоровье детей? Здоровье детей – забота всех. Более того, оно обусловлено общей

обстановкой в стране. Поэтому проблему здоровья детей надо решать комплексно и

всем миром.

Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми.

Ну, а каков он, здоровый ребенок? Прежде всего, если он и болеет, то очень редко и

не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим

его людям – взрослым и детям. Положительные эмоциональные впечатления преобла-

дают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без

вредных последствий. Развитие его физических, прежде всего двигательных, качеств

проходит гармонично. Нормальный, здоровый ребенок достаточно быстр, ловок и си-

лен. Суточный режим его жизни соответствует индивидуальным биоритмологическим

и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, пери-

одов подъемов и спадов активности. Неблагоприятные погодные условия, резкая их

смена здоровому ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции

хорошо тренирована. Поэтому, как правило, он не нуждается в каких либо лекарствах.

Благодаря рациональному питанию и регулярным занятиям физкультурой такой ребе-

нок не имеет лишней массы тела.

Конечно, здесь дан “портрет” идеального здорового ребенка, какого в жизни сегодня

встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребенка, близкого к такому идеалу,

- задача вполне посильная. О том, как добиться этого, и пойдет речь дальше.

слайд 6 Обратим особое внимание на самые распространенные нарушения здоровья

наших детей – Миопия (слабое зрения), нарушение осанки ( сколиоз), гастрит.

Правильная осанка не дается нам от рождения. Это условные двигательный рефлекс, и

его надо вырабатывать. Чтобы наши дети бегали, ходили, стояли и сидели красиво,

школе и родителям, придется приложить усилия. Когда ребенок хватает еду с тарелки

руками, потому что ему так удобнее, мы, взрослые, его останавливаем, показываем.

Как надо правильно есть, и потом следим, чтобы этот навык был доведен до автома-

тизма. Почему же мы не следим, чтобы ребенок не сидел ссутулившись, не стоял пере-

косившись, и не добиваемся, чтобы навык держать спину ровно стал естественной по-

требностью?

Между прочим, правильная осанка не только красива, но еще и функциональна, пото-

му что при ней положение тела наиболее устойчиво: вертикальная поза сохраняется

при наименьшем напряжении мышц. Значит, когда ребенок стоит ровно, расправив

плечи, он меньше устает. А если он идет, бежит или прыгает, сохраняя при этом хоро-

шую осанку, позвоночник лучшим образом амортизирует нагрузки.

Плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение, а хорошая, соответственно,

сохраняет их в норме. При плохой осанке снижаются окислительные процессы в орга-

низме, а это автоматически ведет к тому, что человек быстрее устает во время как фи-

зической, так и умственной работы. Плохая осанка может довести ребенка до близору-

кости или остеохондроза. А хорошая осанка может от этих бед предохранить.

Но кроме физиологических последствий кривой спины есть еще и психологические, не

менее пагубные, создающие у ребенка “комплекс”. Какой родитель хочет, чтобы его

наследник шел по жизни с согнутой спиной, перекошенными плечами, опущенной го-

ловой? Не хочет никакой. Так что же делать? Выполнять пять простых правил.

1. Наращивать ребенку “мышечный корсет”. Хорошая осанка немыслима без равно-

мерно развитой мускулатуры. “Мышечный корсет” спасет даже того, кому не повезло

с наследственностью, кому от родителей достались слабые соединительные ткани –

предвестники плоскостопия, близорукости, сутулости…

2. Постоянно следить за тем, как ребенок сидит, стоит, поправлять его, если он не су-

тулится, не кособочится. Пусть встанет к стене, прикоснется к ней пятками, икрами,

ягодицами, лопатками и головой. Позвоночник выпрямлен, плечи развернуты, лопатки

сближены, живот втянут. вот она – правильная поза! Тело должно ее запомнить. Ко-

нечно, легче безвольно распустить мышцы, чем сидеть или ходить прямо, но на то ря-

дом и мы, взрослые, чтобы на первых порах следить за спиной ребёнка. А дальше дер-

жаться ровно войдет у ребенка в привычку.

3. Обратить особое внимание на позу при письме, чтении, любой работе за письмен-

ным столом. Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору. Высота

стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки вашего чада, когда он сидит.

Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола,

надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты

под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя пояснич-

ный изгиб. Чтобы расстояние от книжки до глаз не превышало 30 см, книгу лучше по-

ставить на подставку, тогда голову не придется наклонять. Неправильная поза при ра-

боте за столом очень портит осанку!

4. Следить, чтобы у ребенка не появилось плоскостопие. Плоская стопа нарушает пра-

вильную опорную функцию ног, ноги быстро устают, ось таза наклоняется и осанка

нарушается. Вовремя обнаруженное плоскостопие можно исправить. Обратитесь к ор-

топеду, не запустите эту проблему.

5. Не стелить слишком мягкую постель. Матрас должен быть ровным, жестким,

подушка – маленькой, низкой. Кровать такой длины, чтобы ноги можно было свобод-

но вытянуть. Ту немалую часть суток, которая приходится на сон, позвоночник дол-

жен чувствовать себя комфортно, а ему удобна жесткая постель.

У некоторых детей нашего сада – отклонение зрения.

Если выполнять несложные правила, то в большинстве случаев, если это не врожден-

ное наследственное отклонение, можно предотвратить это нарушение .

Очень вредно держать книги и тетради на расстояние около 30 см от глаз. Когда мы

рассматриваем предметы на близком расстоянии, мышечный аппарат глаза напрягает-

ся, меняется кривизна хрусталика, возникает быстрое утомление и ухудшение зритель-

ного восприятия. При постоянном плохом освещении и неправильной осанке выраба-

тывается привычка рассматривать все вблизи. В результате развивается близорукость.

Пребывание на природе, где обеспечен большой кругозор, - прекрасный отдых для

глаз.

Для нормальной работы глаз важно хорошее освещение. Стол для занятий нужно ста-

вить ближе к окну и так, чтобы свет падал слева. На рабочем столе слева ставится на-

стольная лампа с лампочкой мощностью 50 – 60 Ват, защищенная абажуром так, что-

бы свет не падал в глаза, а освещал только книгу или тетрадь. Слишком яркое освеще-

ние раздражает сетчатку глаза и приводит к быстрому утомлению. Вредно читать в

движущемся транспорте, особенно при плохом освещении. Когда ребенок читает лежа,

положение книги в руке по отношению к глазам тоже постоянно меняется, освещен-

ность ее недостаточна. Привычка читать лежа наносит вред зрению.

О требованиях к питанию нужно говорить отдельно. Здесь мы только подчеркнем, что

надо всячески противостоять складывающейся у ребенка привычке “перехватывать”

что-нибудь на бегу. Горячий завтрак необходим, так же, как и обед после школы (и де-

вочка, и мальчик должны уметь разогреть его сами); неплохо, если в режиме питания

предусмотрен и полдник – перед тем, как ребёнок, отдохнув и погуляв, примется за до-

машние задания. Время завтрака и ужина определяется тем, когда ребенок просыпает-

ся и ложится спать (завтрак – через полчаса после пробуждения, ужин – не позже, чем

за 1,5 часа до сна). Прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и

нормальное пищеварение.

Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Все родители уже доста-

точно знают о пользе режима дня, так что доказывать эту пользу необходимости, по-

жалуй, нет.

Скажем лишь о том, что режим дня – это на самом деле режим суток; все 24 часа

должны быть спланированы определенным образом, и план этот, как всякий план,

имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается.

Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это –

рациональное чередование работы и отдыха.

Учебные занятия, занимающие в жизни детей значительное место, требуют усиленной

работы именно этих “реактивнейших элементов”. Как же важно наладить правильную

смену умственного труда и отдыха ребят.

А ведь, признаемся, нередко и школьные занятия, и домашняя подготовка к ним отби-

рают у наших детей так много времени, что его вовсе не остается (или остается явно

недостаточно) для того, чтобы поиграть, почитать, заняться любимым делом, побыть

на свежем воздухе…

Необходимое время должно быть отведено на сон.

Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать

занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5–2 часа. Активный отдых после

уроков обеспечивает “разрядку”, удовлетворяет потребность детского организма в

движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интен-

сивной работой в первой половине дня. Пребывание детей на воздухе – это использо-

вание естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма.

Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь

и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится актив-

ным, веселым, перестает жаловаться на усталость.

Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано.

Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в ра-

бочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Поза-

ботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.

В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часа на занятия, отвечающие

склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению,

музыкальные и спортивные занятия – круг интересов детей весьма широк. Следите,

пожалуйста, за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время.

Обычно, к сожалению, таким “пожирателем времени” ребенка становится телевизор

или компьютер.

Хочу сказать еще об одной серьезной проблеме, мешающей здоровому образу жизни.

Это вредные привычки: курение, пьянство, наркомания.

Курение, пьянство, наркомания – уродливые привычки. Они разрушают важнейшие

системы человеческого организма. Мы почему-то считаем, что наркотические сведе-

ния не скоро понадобятся моему ребенку. Нам это не грозит. К сожалению, это не

так!!! Беда эта рядом! Просвещайте ваших детей!

Подведём итог -Воспитать ребенка здоровым – это значит, с самого раннего детства

научить его вести здоровый образ жизни. Его основные компоненты: рациональный

режим, систематические физкультурные занятия, закаливание, правильное питание,

благоприятная психологическая обстановка в семье.

Нельзя забывать о том, что семья для ребёнка - это опора, именно в семье

Нельзя забывать о том, что семья для ребёнка - это опора, именно в семье

ребёнок должен чувствовать себя защищённым, нужным и понятым. Вы - люди, у

ребёнок должен чувствовать себя защищённым, нужным и понятым. Вы - люди, у

которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь,

которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь,

разные судьбы, но есть одно, что объединяет всех вас- это ваши дети, мальчики

разные судьбы, но есть одно, что объединяет всех вас- это ваши дети, мальчики

и девочки, которые могут стать горем или радостью. И пусть родительская муд

и девочки, которые могут стать горем или радостью. И пусть родительская муд

-

-

рость подскажет, как и что нужно сделать, чтобы ваш ребёнок стал вашим сча

рость подскажет, как и что нужно сделать, чтобы ваш ребёнок стал вашим сча

-

-

стьем. Подводя итог, хочу озвучить слова Януша Корчака :

стьем. Подводя итог, хочу озвучить слова Януша Корчака :

Люби своего ребенка лю

Люби своего ребенка лю

-

-

бым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому

бым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому

что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

что ребенок — это праздник, который пока с тобой.



В раздел образования