Автор: Семенова Наталья Марковна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Егольжинская СОШ им. Д.И.Павлова"
Населённый пункт: с.Егольжа Нюрбинского района Республики Саха(Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование навыков проектной деятельности учащихся начальных классов"
Раздел: начальное образование
Тема
проекта:
ФОРМИРОВАНИЕ
НАВЫКОВ
ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ЦЕЛЬ:
Ознакомление
учащихся
с
основами
проектной
деятельности,
вовлечение
учащихся в проектную деятельность.
Составитель: Семёнова Наталья Марковна.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер,
ставящий
главной
целью
развитие
личности
учащегося..
Стандарт
устанавливает
требования
к
результатам
обучающихся,
освоивших
основную
образовательную
программу начального общего образования:
личностным,
включающим
готовность
и
способность
обучающихся
к
саморазвитию,
сформированность
мотивации
к
обучению
и
познанию,
ценностно-смысловые
установки
обучающихся,
отражающие
их
индивидуально-личностные
позиции,
социальные
компетенции,
личностные
качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным,
включающим
освоение
обучающимися
универсальные
учебные
действия
(познавательные,
регулятивные
и
коммуникативные),
обеспечивающие
овладение
ключевыми
компетенциями,
составляющими
основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным,
включающим
освоенный
обучающимися
в
ходе
изучения
учебного
предмета
опыт
специфической
для
данной
предметной
области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению,
а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в
основе современной научной картины мира.
В современной школе возникает потребность формирования у обучающегося понимания
необходимости и умения учиться в течение всей жизни, а также применять новые знания в
собственной практической деятельности.
Учебная
исследовательская
деятельность
–
это
специально
организованная,
познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая
научной
деятельности,
характеризующаяся
целенаправленностью,
активностью,
предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является
формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых
для учащихся знаний или способов деятельности .
Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных
программах. Например, на уроках по предмету «Окружающий мир».Основные условия
формирования исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего
мира:
1. Целенаправленность и систематичность.
Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как
в урочной, так и во внеурочной деятельности.
2. Мотивированность.
Необходимо
помогать
учащимся
видеть
смысл
их
творческой
исследовательской
деятельности,
видеть
эту
возможность
в
реализации
собственных
талантов
и
возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
3. Творческая среда.
Нужно способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес
к исследовательской работе.
4. Психологический комфорт.
Одна
из
задач
учителя
–
поощрять
творческие
проявления
учащихся,
стремление
к
творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от
негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи
учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения “Ты сделал неправильно” или “Ты
сделал
не
так”
блокируют
желание
работать,
двигаться
дальше.
Каждому
ученику
Необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
5. Учет возрастных особенностей младшего школьника.
Так
как
речь
идет
об
учащихся
младшего
школьного
возраста,
вопрос
об
учете
их
психологических
особенностей
очень
важен.
Обучение
исследовательским
умениям
должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование
быть посильным, интересным и полезным.
Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у
них следующие умения:
видеть проблему;
задавать вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определения понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперимент;
делать выводы и умозаключения;
структурировать материал;
доказывать и защищать свои идеи.
В этой связи важно выделить следующие виды научно- исследовательской деятельности
младших школьников в курсе естествознания, как :
1) опыты и эксперименты;
2) лабораторные и практические работы;
3) моделирование.
В 1 классе надо вести пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений:
- проблемное, частично-поисковая обучение под руководством учителя;
- урок-исследование (в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск
решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы
по
возможности
осуществляется
самостоятельно,
с
некоторой
помощью
учителя;
предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством
учителя);
- кратковременные исследования- наблюдения с описанием (под руководством учителя).
Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям:
1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как
исследование, информация, знание и др.
2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением
всех этапов), по различным темам.
3.
Продолжается
работа
по
проведению
кратковременных
исследований
в
контексте
изучения материалов различных дисциплин.
4.
На
уроках
используются
проблемные
и
поисковые
методы,
на
которых
также
происходит
знакомство
с
терминологией
и
некоторыми
понятиями
о
методах
исследования, работа со словарями и другими источниками информации.
5. На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств,
действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий;
сравнение предметов и множеств предметов, предлагаются логические задачи. Проводится
работа по выявлению причинно-следственных связей, по обучению приемам наблюдения
и описания.
6.
Осуществляется
подготовка
самостоятельного
долговременного
исследования
по
интересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя,
затем с помощью родителей.
В 3 классе:
1. Учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, методами исследований.
На уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал.
2.
Проводятся
коллективные
исследования
на
заданную
тему.
У
третьеклассников
активность
выше, неординарных подходов
и
предложений
в осуществлении
исследовательской деятельности.
3.
Осуществляется
учащимися
самостоятельное
долговременное
исследование
с
применением имеющихся знаний и умений (осуществляется поиск информации, учатся
выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать,
составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирования.
4. Ход исследований обсуждается, учителем оказывается консультативная помощь. К
концу года большая часть учащихся должна с достаточной степенью самостоятельности
выбирать тему исследования, составлять план исследования, определять одну- две задачи,
находить материал, представлять доклад с показом.
В 4
классе внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой
информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста,
схемы, модели.
Ожидаемый результат:
-участие учащихся на НПК.
-создание своих проектов на различные темы.