Напоминание

Художественное воплощение идей тоталитаризма как основы антиутопического государства


Автор: Кислов Антон Денисович
Должность: обучающийся
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: Статья
Тема: Художественное воплощение идей тоталитаризма как основы антиутопического государства
Раздел: полное образование





Назад




ЖАНРОВЫЕ ТИПЫ АНТИУТОПИИ В РОМАНАХ

«МЫ» Е. ЗАМЯТИНА И «1984» ДЖ. ОРУЭЛЛА

Художественное воплощение идей тоталитаризма как

основы

антиутопического

государства

В последние десятилетия чаще всего писатели обращаются к жанру

антиутопии. Прошедший XX век рассматривается как период, когда

предпринимались попытки воплощения утопических идей в реальной жизни.

Антиутопия - это литературный жанр, который описывает общество

или мир, где существует ужасная идеология или управление, приводящие к

негативным

последствиям

для

общества.

Такие

произведения

часто

представляют мрачное будущее, где правительство или другая форма власти

контролирует и подавляет индивидуальные свободы и права.

Сущность человека в том, чтобы заглянуть в будущее. И мысль о том,

что художественное воплощение будущего выглядит ужасающе, приводит к

созданию произведений в жанре антиутопии. Без сомнения, с момента

зарождения до настоящего времени антиутопия претерпевает изменения.

Некоторые идеи, придавшие жизнь жанру, устаревают, перестают быть

актуальными, но многие из них остаются востребованными. Например, идеи

научно-технического прогресса, вредного для человека и окружающей

среды, идеи угрозы человеческой свободы, манипуляции человеческим

сознанием и другие. При этом новые антиутопии включают идеи,

отсутствовавшие в классических произведениях из-за существовавшей

социальной действительности, которая обычно является отправной точкой

для антиутопии. Таким образом, можно говорить о развитии данного жанра.

Обращение к данной тематике не случайно. Жанр антиутопии

изначально является предметом изучения не только литературоведения, но и

философии,

истории,

социологии,

политологии,

в

первую

очередь

позиционируя себя как роман-предупреждение. О чем предупреждают эти

произведения? Тоталитарная система вовсе не заинтересована в развитии

многогранных и ярких личностей, сводя разнообразие людей к различиям,

обусловленным общественно полезными профессиями. Это неудивительно.

Антиутопия играет важную роль в литературе, предупреждая о

потенциальных опасностях тоталитаризма, деспотизма и потери личной

свободы. Этот жанр позволяет авторам и читателям рассмотреть негативные

последствия различных социальных, политических и технологических

тенденций, а также предостеречь от возможных угроз для человеческого

общества.

Романы-антиутопии часто описывают вымышленные общества или

миры, где правительство контролирует каждый аспект жизни граждан,

индивидуальность

подавлена,

а

свобода

ограничена.

Произведения

представляют

различные

формы

тоталитаризма

и

его

влияние

на

человеческое общество.

Изучение антиутопии важно по нескольким причинам:

1. Понимание человеческой природы: Антиутопии позволяют нам

глубже

понять

человеческую

природу,

общество

и

политику.

Они

представляют мрачные видения будущего, которые помогают нам осознать

возможные

последствия

некоторых

социальных,

политических

и

технологических тенденций.

2. Критика существующего порядка: Антиутопии часто служат

критикой существующего общественного строя, позволяя нам видеть его

недостатки и проблемы более ясно.

3.

Предупреждение

о

потенциальных

опасностях:

Антиутопии

помогают нам предвидеть возможные опасности и угрозы для человечества,

что может способствовать принятию мер для их предотвращения.

4.

Развитие

критического

мышления:

Изучение

антиутопий

способствует развитию критического мышления, помогая людям видеть

скрытые аспекты общественной жизни и анализировать их.

Таким образом, изучение антиутопий имеет важное значение для

нашего понимания современного мира и его потенциального развития.

Антиутопическая

литература

помогает

читателям

задуматься

о

важности

свободы,

правдивости

и

индивидуальности,

а

также

предостерегает от потенциальных угроз для человеческого достоинства.

Этот

жанр

способствует

критическому

мышлению

и

обсуждению

актуальных проблем современного мира, поэтому он продолжает оставаться

важным и актуальным в литературе.

После революции Евгений Замятин создает роман «Мы». У народа

появляется уверенность в то. Что государство приведет его е лучшему,

изменит жизнь.

Роман Евгения Замятина «Мы» относится к жанру антиутопии. Основные

черты жанра, которые заложил русский писатель, отражаются в

романе

Джорджа Оруэлла «1984». Оруэлл познакомился с романом Евгения

Замятина и сказал, что многие моменты заимствовал. Оруэлла удивил тот

фатк, что такой интересный и захватывающий роман не был переведен. Что

же общего? Основной сюжет схож, главные герои влюбляются, а в

тоталитарной системе это преступление. Прекрасное чувство переплетается с

подпольным сопротивлением героев. Заговоры раскрываются соответственно

Хранителями и полицией мысли. Еще одна идея, встречающаяся в романах, -

главных

героев

«лечат»

от

вредоносных

мыслей,

чтобы они полюбили

государство, вождя, тоталитарную систему.

В Едином Государстве Евгения Замятина у каждого человека есть

работа и жилье, людям не беспокоятся о завтрашнем дне. Дети схожи

(здоровы,

стройны,

подчинены

государственной

политике).

Граждане

считают свою жизнь идеальной, ведь главное. Что их жизнь подчиняется

законам математики, точности, логике, люди восхищаются этими законами.

У Джорджа Оруэлла утопическая страна Океания разделена

на две

части:

Старший

Брат и «бессловесные» пролы, просто безмозглая масса.

Партия – божества, они хотят растворить личность, чтобы человек стал

никем.

Оба государства антиутопические, тоталитарные. В них царит псевдо

карнавал, преступная власть управляет всеми, личность подавляется.

Во главе каждого из государств стоит личность, которая контролирует

всю жизнь общества и отдельно взятого человека(у

Замятина

это

Благодетель, у Оруэлла – Старший Брат)

В

этих

произведениях

мы видим манипуляции над

человеческим

сознанием, что приводит к его искажению, к вере в ложь.

В

романе

Евгения

Замятина

это прослеживается четко: ценности,

свобода,

счастье

и

любовь – все понятия

искажены, перевернуты, но

общество считает, что живет в прекрасном мире.

Мазохизм человеческой толпы бессознателен, а способы манипуляции

просты.

Это

само

слово,

лишение

человека

какой-либо

информации

и,

конечно, применение силы.

Замятин создал описание системы в своем романе "Мы", который

описывает

утопическое

общество,

управляемое

вседержавным

правительством. В этой системе люди лишены индивидуальности и живут по

строгим

правилам

и

нормам,

подчиняясь

коллективной

воле

и

контролируемые государством. Описание системы в романе представляет

собой критику тоталитаризма и демонстрирует потерю человеческой

свободы в таком обществе.

"Мы" - роман Евгения Замятина, описывающий тоталитарное общество

будущего, где все аспекты жизни подвержены строгому контролю и

регулированию. В этом обществе люди лишены индивидуальности и

вынуждены подчиняться жестким правилам и нормам.

Плюсы жизни в обществе, описанном в романе "Мы":

1. Безопасность: В таком обществе каждый член общества может

чувствовать себя относительно защищенным, поскольку все аспекты жизни

контролируются и регулируются правительством.

2. Единое направление: Все члены общества действуют в соответствии

с установленными нормами и целями, что может привести к отсутствию

конфликтов и борьбы за власть.

Минусы жизни в обществе, описанном в романе "Мы":

1. Потеря индивидуальности: Люди лишены возможности выражать

свои

уникальные

черты

личности

и

идеи,

что

приводит

к

потере

человеческой индивидуальности.

2. Ограничение свободы: В таком обществе люди не имеют свободы

выбора и выражения собственных мыслей и чувств, они вынуждены

следовать установленным правилам и запретам.

3. Отсутствие разнообразия: Все аспекты жизни стандартизированы,

что приводит к отсутствию разнообразия и творчества.

В целом, роман "Мы" представляет собой критику тоталитаризма,

показывая, каким образом жизнь в таком обществе лишает людей свободы,

индивидуальности и радости жизни.

Это же мы встречает и в романе Джорджа Оруэлла «1984».

Герой признает, что 2+2=5 – если это удобно партии, то он

будет

думать так. Права партия, потому что мозг коллектива умнее отдельной

личности.

Система в "1984" стремится к абсолютной власти и контролю над

мыслями

и

действиями

людей.

Она

использует

техники

массового

наблюдения, цензуры, манипуляции информацией и даже физического

насилия, чтобы подавить индивидуальность и установить полный контроль

над обществом. Описание системы в романе представляет собой критику

тоталитаризма,

показывая,

каким

образом

такая

система

разрушает

человеческое достоинство и свободу.

Плюсы жизни в обществе, описанном в романе "1984":

1. Безопасность: Правительство стремится поддерживать порядок и

стабильность, что может создавать впечатление безопасности для граждан.

2. Единство: Власть стремится к созданию единого мировоззрения и

целей для всех граждан, что в теории может уменьшить конфликты и

разногласия.

Минусы жизни в обществе, описанном в романе "1984":

1. Потеря свободы: Граждане лишены свободы выбора, выражения

собственных мыслей и чувств, а также приватности.

2.

Пропаганда

и

манипуляция:

Правительство

использует

массированную пропаганду и манипуляцию для контроля над населением,

что приводит к потере независимого мышления и критического взгляда на

события.

3. Тотальный контроль: Жизнь каждого человека контролируется и

мониторится правительством, что создает атмосферу постоянного страха и

недоверия.

В целом, роман "1984" представляет собой предостережение от

тоталитаризма и показывает, каким образом жизнь в таком обществе лишает

людей свободы, приватности и человеческого достоинства. Мы приходим к

выводу, что мир Замятина пригоден для жизни, а в мире Оруэлла люди

испытывают только ужас. Герои тоже отличаются. Герой романа «1984»

более человечен. Мы сопереживаем ему в конце произведения. А у Замятина

герой – собирательный образ, просто номер.

Жанровый образ антиутопического псевдокарнавала и его

элементы

В первой главе мы говорили о том, что псевдо карнавал является

важным признаком антиутопического произведения.

Ритуализация жизни в романе Евгения Замятина «Мы» состоит в почти

механическом выполнении одних и тех же действий людей каждый день.

Ещё одним ритуалом в Едином Государстве является День Единогласия,

посвященный выборам Благодетеля.

Герой усмехается над выборами

«древних» людей, на которых не был известен результат выборов заранее.

Ведь в Едином Государстве не может быть ни каких случайностей, все

должно

быть заранее

просчитано.

Эти выборы имеют исключительно

символическое значение. Абсолютно все нумеры, единогласно голосуют за

Благодетеля. Выборы происходят с той же торжественностью, что и казни.

Для государства

такие

выборы

нужны,

чтобы в очередной раз показать

абсолютную власть тоталитарной системы и объединить людей в одну

огромную, единую массу.

Проверить, нет ли среди нумеров того, кто

не

солидарен с этой системой

и устранить

его

из

идеально

выстроенного

механизма.

В романе «1984» Джорджа Оруэлла ритуал – истинный стержень, на

котором держится все общество. Ритуалы везде. Любой житель должен с

утра

заниматься

зарядкой,

на

работе

все

обязаны

смотреть

видео

с

пропагандой и объявляются, так называемы, минутки ненависти . С улицы

постоянно

звучит

военный

марш

и

различные

идеологические

речи,

призванные

агитировать

народ.

Люди,

которые

перестают

выполнять

ритуалы, тут же объявляются нежелательными лицами и врагами народа. Их

в обязательном порядке ловят, пытают, наказывают.

Театрализация очень ярко проявляется в романе Евгения Замятина

«Мы». Можно сказать, что роман похож на театр. Буквально все вокруг – это

просто декорации. В городе нет никакой живой природы, поэтому кажется,

что

мир искусственен. Тот же эпизод с выборами абсолютно театрален,

чистейшая постановка.

Шпионы в Едином Государстве названы Хранителями. Их название

от

схожести

с

ангелами-хранителями,

«приставленными

от

рождения

к

каждому человеку» [Замятин, 1989: 339]. Они выполняют особую миссию –

охраняют безопасность каждого, замечая любое движение не в такт со всеми

и тут же извлекая человека из потока массы, дабы оградить нарушителя «от

дальнейших ложных шагов».

Сопоставив два романа «Мы» Евгения Замятина и «1984» Джорджа

Оруэлла, мы пришли к выводам, что целесообразно говорить об эволюции

жанра. Большинство характерных черт и основных элементов сохраняются в

более позднем романе Оруэлла, но представлены в гораздо более темных

оттенках из-за того, что в мире происходит на тот момент.

"Мы" - это антиутопический роман, написанный русским писателем

Евгением Замятиным в 1920-е годы. Роман описывает мрачное будущее, где

общество подавлено тоталитарным правительством, известным как "Единая

Государственная Власть". Главный герой, Д-503, работает как инженер и

живет

в

идеализированном

городе,

где

все

аспекты

жизни

строго

контролируются правительством.

В ходе романа Д-503 начинает задавать вопросы и сомневаться в

идеологии правительства, особенно после встречи с женщиной по имени И-

330, которая подталкивает его к мыслям о свободе и индивидуальности.

Роман "Мы" высмеивает утопические идеи о коллективизме и подчеркивает

важность индивидуальности и свободы личности.

Выводы, которые можно сделать из романа "Мы", включают в себя

предостережение от утопических идей, призыв к защите индивидуальности и

свободы личности, а также критику тоталитаризма и авторитаризма. Роман

"Мы" остается актуальным и важным произведением, которое продолжает

вызывать обсуждения о социальной и политической организации общества.

"1984" - антиутопический роман, написанный английским писателем

Джорджем Оруэллом в 1949 году. Роман описывает тоталитарное общество,

контролируемое партией "Большой Брат", где индивидуальность подавлена, а

правительство наблюдает за каждым шагом граждан. Главный герой,

Уинстон Смит, начинает сомневаться в идеологии партии и вступает в

опасную связь с женщиной по имени Джулия.

Роман

"1984"

предупреждает

о

потенциальной

опасности

тоталитаризма, контроля над информацией и потери личной свободы. Он

также

подчеркивает

важность

правдивости,

индивидуальности

и

противостояния

деспотизму.

"1984"

является

мощным

критическим

комментарием

о

политической

репрессии

и

потере

человеческого

достоинства.

Выводы, которые можно сделать из романа "1984", включают призыв к

защите индивидуальности, предостережение от тоталитаризма и деспотизма,

а также акцент на важности правдивости и свободы информации. Роман

"1984" остается актуальным и важным произведением, которое продолжает

вызывать обсуждения о свободе, контроле над обществом и ценности

человеческой личности.

Видение будущей модели мира совпадает по главным параметрам:

тоталитарное государство, в котором управляет безжалостная и жестокая

власть.

Человек

становится

обезличенным,

превращенным

в

государственную функцию, и индивидуальность становится преступлением.

В будущем мире человек лишен всего: свободы, любови и семьи, частной

жизни, скрытости от посторонних глаз. Человек не может сопоставлять свою

жизнь с жизнью людей других государств, потому что его общество

отгорожено от остального мира.

Власть манипулирует сознанием людей, обязывая общество чётко

верить в то, что их жизнь - самая правильная и идеальная, не имеет никаких

изъянов.

В романе "Мы" Е. Замятина жизнь каждого в целом предстаёт как

непрерывная цепь обязательных ритуалов.

Пытки, физические и моральные казни - неотъемлемые атрибуты

будущего

мира.

Все

это

является

частицами

одного

целого

-

псевдокарнавала, структурного стержня жанра антиутопии. Несмотря на то,

что романы очень схожи, в идеологическом и композиционном плане они

отличаются друг от друга, что позволяет говорить о развитии жанра.

Мир, который видится Е. Замятину, – это общество, которое имело

идею создать утопическое государство и реализовавшее эту идею. И внешне

жизнь Единого Государства напоминает утопию – вокруг красота, чистота,

порядок и комфорт. Тогда как в романе «1984» главные отличительные

черты: бедность, войны, другие пороки, которые только увеличивают силу

тоталитаризма, и усиливают невозможность народа провести революцию.

Ритуалы в обоих романах очень похожи, но в Едином Государстве они

приносят чувства радости, праздника и комфорта, тогда как ритуалы в

Океании направленны на жестокость, запугивания, устрашения и никто не

может противостоять правительству.

Антиутопии

(или

дистопии)

представляют

собой

литературные

произведения, описывающие отрицательные идеальные общества, которые

часто служат предупреждением от возможных негативных последствий

определенных социальных, политических или технологических тенденций.

Типологическое

разнообразие

антиутопий

может

быть

представлено

следующим образом:

1. Политические антиутопии: Описывают общества, где власть

контролируется тоталитарным режимом, диктаторством или авторитарным

правительством.

2.

Технократические

антиутопии:

Показывают

общества,

где

технология и наука стали инструментами для установления контроля над

людьми.

3. Экологические антиутопии: Описывают общества, страдающие от

экологических катастроф, исчерпания ресурсов и разрушения окружающей

среды.

4. Социальные антиутопии: Показывают общества, где существует

высокий уровень социального неравенства, бедности, безработицы или

других социальных проблем.

5. Утопии, превратившиеся в антиутопии: Описывают общества,

которые изначально строились как утопии (идеальные общества), но в

результате развития превращаются в диктаторские или подавляющие

системы.

Это лишь несколько типов антиутопий, и разнообразие подходов к

созданию негативных общественных моделей в литературе может быть очень

широким.

Мы видим, что расстановка акцентов в романе Оруэлла меняется по

сравнению с романом Замятина. На это, однозначно, оказывает влияние

время написания романа. В романе-антиутопии «1984» Оруэлл акцентирует

внимание на тех моментах, которые являются актуальными для его времени,

потому

что

любая

антиутопия

всегда

отталкивается

от

социальной

действительности.

В результате нашего исследования мы подтвердили гипотезу о то, что

жанр

антиутопии

статичен

и

изменчив

одновременно.

Под

влиянием

социального устройства мира, литературоведческих тенденций и авторского

видения.



В раздел образования